Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 (ред. от 21.01.2004) "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-21/170
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26 "НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5016, ст. 5026) и в целях реализации положений главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3429, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 4) приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Н.О. Аристархову.
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
к Приказу МНС России
от 02.04.2002 N БГ-3-21/170
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26 "НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие Методические рекомендации по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 26 части второй НК РФ.
1. Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - налог) установлен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй НК РФ, а также Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ).
2. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на особенности исчисления и уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.
3. В соответствии с главой 26 НК РФ в настоящих методических рекомендациях используются следующие термины:
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
минеральное сырье - порода, жидкость или иная смесь, фактически добытая (извлеченная) из недр (отходов, потерь);
стандарт качества - государственный стандарт Российской Федерации, международный стандарт, региональный стандарт, стандарт отрасли, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарт организации (предприятия);
полезное ископаемое - продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандартам качества;
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения по налогу;
минеральные воды - подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования");
термальные воды - подземные воды, используемые для получения тепловой энергии (ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования");
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
промышленные воды - подземные воды, содержащие полезные ископаемые (воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения этих компонентов в промышленных масштабах - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования");
попутный газ - газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины.
(абзац введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475; в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
4. При признании организаций и индивидуальных предпринимателей налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) необходимо учитывать следующее.
5. Пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, а также юридические лица, которым в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") предоставлен в пользование участок недр.
При добыче радиоактивного сырья и захоронении радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов (статья 9 Закона "О недрах").
6. Пользователь недр признается налогоплательщиком вне зависимости от вида пользования недрами на предоставленном участке.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статья 11 Закона "О недрах").
Особый порядок предоставления недр в пользование установлен для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (статьи 18 и 19 Закона "О недрах").
7. В случае досрочного прекращения пользования соответствующим участком недр (при процедуре банкротства, реорганизации юридического лица, добровольном отказе) и предоставлении данного участка в соответствии со статьей 21.1 Закона "О недрах" в краткосрочное (до одного года) пользование юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии, в отношении указанного участка недр данное лицо признается налогоплательщиком.
8. Информация, выявленная налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий, о фактах добычи полезных ископаемых без наличия правоудостоверяющих документов (лицензии, разрешения) доводится налоговым органом до сведения территориальных органов МПР России, Госгортехнадзора России и прокуратуры России для принятия соответствующих мер.
9. Порядок постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков определяется МНС России.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Постановка на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога производится в порядке, установленном Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.
Раздел III. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Полезные ископаемые, признаваемые
объектом налогообложения
10. При определении объекта налогообложения необходимо учитывать, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 67 Конституции Российской Федерации).
Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации установлены Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемым ею на основании международного договора, в частности, относится архипелаг Шпицберген (Норвегия).
11. Статьей 336 главы 26 НК РФ полезные ископаемые, добытые из недр, признаются объектом налогообложения.
Полезные ископаемые, извлеченные из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, признаются отдельным объектом налогообложения только в том случае, когда на использование указанных отходов в соответствии с Законом "О недрах" выдана отдельная лицензия либо использование указанных отходов указано как отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.
Полезные ископаемые, не признаваемые
объектом налогообложения
12. Налоговый орган при осуществлении налогового контроля проверяет правомерность отнесения полезных ископаемых к полезным ископаемым, не признаваемым объектом налогообложения по налогу.
13. При применении подпункта 1 пункта 2 статьи 336 НК РФ следует учитывать следующее.
Не может быть отнесено к личному потреблению полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями реализация и иное использование при осуществлении предпринимательской деятельности полезных ископаемых и (или) продуктов их передела. Индивидуальный предприниматель обязан вести раздельный учет полезных ископаемых, добываемых для предпринимательской деятельности и для личного потребления.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органом государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Законом "О недрах" общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды рассматриваются отдельно. Те или иные виды подземных вод могут быть отнесены к общераспространенным полезным ископаемым, только если они включены в указанные региональные перечни.
14. Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 336 НК РФ, может осуществляться:
а) либо в рамках самостоятельного вида пользования недрами, предусмотренного Законом "О недрах", в соответствии с лицензией на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
б) либо в рамках работ на геологическое изучение недр, проводимых на основании соответствующей лицензии. Коллекционные материалы, добытые в рамках геологических работ, подлежат регистрации, хранению и уничтожению в установленном порядке.
15. Непризнание объектом налогообложения полезных ископаемых в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ производится только после признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 900, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Сведения об особо охраняемых геологических объектах включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, порядок ведения которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".
16. Дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не признаются объектом налогообложения налогом при условии отнесения указанных вод к полезным ископаемым, не учитываемым на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
При осуществлении налогового контроля за правильностью применения подпункта 5 пункта 2 статьи 336 НК РФ налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России).
(п. 16 введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Определение добытых полезных ископаемых
17. При определении добытого полезного ископаемого следует учитывать, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества.
18. При определении продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая в целях главы 26 НК РФ будет признана полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого, необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Кроме того, в сложных случаях для решения вопроса о признании той или иной продукции в соответствии с главой 26 НК РФ полезным ископаемым рекомендуется использовать "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг OK 004-93" (далее - классификатор), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.93 N 17, в котором продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров отражена по кодовым позициям [1000000] - [1429600].
Если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1412222 (доломит обожженный), то полезным ископаемым признается именно доломит обожженный, вне зависимости реализует ли налогоплательщик доломит необожженный (код классификатора 1412221) либо доломитовую муку.
Если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1310120 (руда железная товарная необогащенная), то полезным ископаемым признается именно руда железная товарная необогащенная, вне зависимости реализует ли налогоплательщик руду железную сырую (код классификатора 1310100) либо концентрат железорудный (код классификатора 1310130).
При этом если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1310130 (концентрат железорудный по содержанию металла), то в соответствии с пунктом 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым будет признан концентрат железорудный как продукция, полученная из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся или отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.
19. В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений сертификации продукции и услуг" государственные стандарты Российской Федерации включены в федеральный фонд государственных стандартов.
20. Пунктом 2 статьи 337 НК РФ проводится группировка добытых полезных ископаемых по видам. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в пункте 1 статьи 337 НК РФ.
Группировка по видам полезных ископаемых не предусматривает разделение полезного ископаемого по сортам (кондициям) товарной продукции. Вне зависимости от количества сортов (кондиций) товарной продукции (даже если для них установлены самостоятельные стандарты качества и они имеют собственные потребительские свойства) добытым полезным ископаемым признается совокупность сортов (кондиций) продукции, определенной как результат разработки месторождения полезного ископаемого.
ГОСТ Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит (общие технические требования)" устанавливает стандарт качества на угольную продукцию. Полезным ископаемым признается уголь каменный как совокупность угольной продукции, соответствующей стандарту качества угольной продукции в целом, а не соответствующей стандартам качества по сортам, маркам и размерам. При этом побочный продукт, образующийся при получении продукции (такой, как промежуточный продукт, отсев и шлам), учитывается в объеме угольной продукции, признаваемой полезным ископаемым.
21. При определении полезного ископаемого при разработке месторождений многокомпонентных комплексных руд необходимо учитывать следующее.
При направлении многокомпонентной комплексной руды внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) в обогатительно-металлургическое производство добытыми полезными ископаемыми являются полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде. В иных случаях в соответствии со статьей 337 НК РФ многокомпонентная комплексная руда определена как самостоятельное полезное ископаемое. При этом ее поэлементный состав не определяется.
При добыче совместно с многокомпонентными комплексными рудами других полезных ископаемых и выделении их при указанной добыче (или первичной переработке многокомпонентной комплексной руды) эти полезные ископаемые рассматриваются как отдельные полезные ископаемые.
22. При признании концентратов и других полупродуктов драгоценных металлов полезными ископаемыми необходимо учитывать следующее.
Указанные концентраты и другие полупродукты драгоценных металлов признаются полезным ископаемым только при извлечении из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов. Драгоценные металлы, добываемые при разработке иных месторождений, признаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 337 НК РФ полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды.
При добыче рудного золота добытым полезным ископаемым будут являться:
руды золотосодержащие (код классификатора 1323101) при условии, что дальнейшая переработка добытой руды согласно техническому проекту разработки месторождения осуществляется другой организацией;
золотосодержащий слиток - сплав Доре (стандарт организации по техническому проекту разработки месторождения).
При разработке россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов (золота и платины) добытым полезным ископаемым будут являться:
концентраты золотосодержащие (код классификатора 1323102);
концентраты металлов платиновой группы (код классификатора 1323151);
золото лигатурное (код классификатора 1323104).
23. При определении полезных ископаемых в части драгоценных камней следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добычей драгоценных камней признается извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.
Таким образом, добытыми полезными ископаемыми драгоценные камни признаются после сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
24. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 337 НК РФ к полезным ископаемым отнесены подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Иные подземные воды главой 26 НК РФ не отнесены к полезным ископаемым, и, следовательно, их добыча не подлежит налогообложению налогом. Пользование этими подземными водными объектами в целях забора воды с 01.01.2002 подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
(п. 24 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Порядок определения налоговой базы
25. В соответствии со статьей 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом стоимость добытых полезных ископаемых исчисляется как произведение количества добытых полезных ископаемых, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, оцениваемой в соответствии со статьей 340 НК РФ. Следует иметь в виду, что стоимость добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, определяется как произведение количества реализованных полезных ископаемых и цен их реализации (без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) до получателя). Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
(в ред. Приказов МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475, от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
В случае, когда в отношении одного и того же добытого полезного ископаемого налогоплательщик вправе применить различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется отдельно по каждому количеству добытого полезного ископаемого.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
26. В целях обеспечения своевременного и правильного определения налоговой базы по налогу налогоплательщик должен вести отдельный учет количества и отдельно определять налоговую базу в отношении добытых полезных ископаемых, подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, в том числе в части:
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Особенности определения налоговой базы
при добыче нефти и газового конденсата
из нефтегазоконденсатных месторождений
27. Статьей 5 Закона N 126-ФЗ на период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года установлен особый порядок определения налоговой базы при добыче нефти. На период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года установлен особый порядок определения налоговой базы при добыче газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.
(в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
В указанные периоды при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
(в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
28. При добыче нефти с 1 января 2007 года и газового конденсата из всех типов месторождений с 1 января 2004 года налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.
(п. 28 в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
Порядок определения количества
добытого полезного ископаемого
29. Количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь).
Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает в себя помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, как правило, в границах горного отвода, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества.
Указанный комплекс технологических операций (процессов) может в себя включать, в частности: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 7 Закона "О недрах" в случае разногласий с налогоплательщиком по определению технологического процесса по добыче полезного ископаемого налоговый орган вправе запросить у органов государственного горного надзора заключение о соответствии принятого для определения добытого полезного ископаемого комплекса технологических операций указанным в проекте разработки месторождения.
30. Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
31. При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 тонну, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.
(п. 31 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
32. При прямом методе количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождений.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение. При этом они учитываются в размере, определенном по итогам проведенных измерений.
33. В общее количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого включается также количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
34. При определении количества добытого полезного ископаемого в части самородков драгоценных металлов следует исходить из определения самородков драгоценных металлов, данного в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных".
35. При определении количества добытого полезного ископаемого при добыче драгоценных камней необходимо учитывать, что сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляется либо самим субъектом добычи, либо Гохраном России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-технической документацией.
Субъекты добычи, не имеющие возможности самостоятельно сортировать и осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 759 "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации"). Количество добытого полезного ископаемого в этом случае определяется по результатам проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки Гохраном России.
стоимости добытого полезного ископаемого
36. При проведении оценки стоимости добытого полезного ископаемого следует учитывать, что если в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, налогоплательщиком производится реализация соответствующего добытого полезного ископаемого, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки налогоплательщика от указанной реализации.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 500 тонн полезных ископаемых и совершила три сделки по реализации этой же или аналогичной продукции (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
на внутреннем рынке - 50 тонн продукции по 100 рублей за 1 тонну;
на внутреннем рынке - 100 тонн продукции по 105 рублей за 1 тонну;
на внешнем рынке - 200 тонн продукции по 10 долларов США за 1 тонну.
Курс доллара США к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату реализации, составил 30 рублей за 1 доллар.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала, составит:
50 х 100 + 100 х 105 + 200 х 10 х 30 = 75 500 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого во втором квартале полезного ископаемого составит:
75 500 / (50 + 100 + 200) = 215,7 рубля.
Стоимость добытого во втором квартале 2002 года полезного ископаемого составит:
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 2000 тонн минерального сырья, содержащего 500 тонн полезных ископаемых, и совершила три сделки по реализации (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
100 тонн полезных ископаемых по 100 рублей за 1 тонну;
200 тонн полезных ископаемых по 105 рублей за 1 тонну;
200 тонн минерального сырья (содержащего 50 тонн полезных ископаемых) по 23 рубля за 1 тонну минерального сырья.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала, составит:
100 х 100 + 200 х 105 + 50 х (200 х 23 / 50) = 35 600 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого во втором квартале полезного ископаемого составит:
35 600 / (100 + 200 + 50) = 101,7 рубля.
Стоимость добытого полезного ископаемого во втором квартале 2002 года составит:
Организация добывает глину. Часть глины отпускается на производство кирпича, а часть глины реализуется в чистом виде.
Во II квартале 2002 года организацией было добыто 550 тонн полезного ископаемого (глины), из которых отпущено на производство кирпича 450 тонн, реализовано 100 тонн, в том числе (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
60 тонн по цене 50 рублей за тонну,
40 тонн по цене 60 рублей за тонну.
Оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из цен его реализации за II квартал 2002 года.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации II квартала, составит:
60 х 50 + 40 х 60 = 5 400 рублей.
Оценка стоимости 1-й тонны добытого во II квартале полезного ископаемого составит:
Стоимость добытого полезного ископаемого (глины) во II квартале 2002 года составит:
37. Если при реализации добытых полезных ископаемых выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется с учетом субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью, она подлежит уменьшению на суммы указанных субвенций из бюджета.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
В соответствии со способом оценки добытых полезных ископаемых, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ, в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, но реализации добытого полезного ископаемого в предыдущем налоговом периоде, для оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого принимаются цены реализации предыдущего налогового периода.
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 500 тонн полезных ископаемых и совершила сделку по реализации 350 тонн аналогичной продукции.
В следующем налоговом периоде (III квартале) добыто 450 тонн полезных ископаемых, реализация не осуществлялась.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала без учета государственных субвенций, составила 75 500 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого полезного ископаемого составит 215,7 рубля.
При определении стоимости добытых в третьем квартале полезных ископаемых, в случае отсутствия реализации полезных ископаемых, применяется цена, сложившаяся в предыдущем (II квартал 2002 года) налоговом периоде, - 215,7 рубля за 1 тонну.
38. Выручка за соответствующий налоговый период определяется на основании сложившихся у налогоплательщика цен реализации.
При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде.
1 января 2002 года заключено генеральное соглашение, в котором установлена цена реализации полезного ископаемого 200 рублей за 1 тонну. В сентябре 2002 года по этому договору отгружается конкретная партия продукции. Реализация указанной продукции происходит в сентябре 2002 года.
В данном случае указанная цена сделки учитывается при определении выручки от реализации добытого полезного ископаемого третьего квартала (налоговый период) 2002 года.
В феврале 2002 года отгружается продукция по договору, предусматривающему определение цены товара по состоянию на 01.06.2002.
В данном случае цена реализации по данной сделке будет учитываться при определении выручки от реализации добытого полезного ископаемого второго квартала 2002 года.
39. Статья 340 НК РФ предусматривает оценку стоимости добытых полезных ископаемых исходя из цен их реализации с учетом положений статьи 40 НК РФ, в соответствии с которой в определенных случаях налоговые органы вправе осуществлять контроль за ценами сделок.
40. В случае если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке (транспортировке) до получателя, указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке (транспортировке). При этом к вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке), включенные в цену, вне зависимости от периода их осуществления.
Одновременно следует учитывать, что статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога.
41. При определении расходов по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя, на которые производится уменьшение цен реализации, необходимо учитывать следующее.
В целях статьи 340 НК РФ не относятся к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).
Налогоплательщики, самостоятельно осуществляющие доставку (транспортировку) добытого полезного ископаемого до получателя собственной системой магистральных трубопроводов, к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя относят расходы на указанную доставку (транспортировку).
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Организация имеет собственный магистральный трубопровод. За налоговый период с 1 июля до 1 октября (III квартал) на содержание магистрального трубопровода организацией произведены расходы в сумме 1000 рублей. При этом по трубопроводу было прокачено 100 тонн продукции, из них:
5 тонн - по договорам со сторонними организациями,
10 тонн собственной продукции - цены реализации по которым были учтены в прошлом налоговом периоде,
85 тонн собственной продукции - цены реализации по которым учитываются в текущем налоговом периоде.
Таким образом, к расходам по доставке (транспортировке) до получателя, на которые производится уменьшение цен реализации, относятся расходы, приходящиеся на прокачку 85 тонн продукции, то есть 850 рублей.
Организация осуществляет добычу минеральной воды. Добытая минеральная вода доводится до ГОСТа 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые".
После обработки (насыщения двуокисью углерода, обработки сернокислым серебром) минеральная вода разливается в бутылки, которые маркируются и укладываются в ящики, и в таком виде, соответствуя ГОСТу 13273-88, вода реализуется по определенным ценам.
При определении налоговой базы производится оценка стоимости добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся в налоговом периоде цен реализации минеральной воды, соответствующей государственному стандарту. При этом статьей 340 НК РФ предусматривается уменьшение выручки от реализации добытых полезных ископаемых только на расходы по доставке в зависимости от условий поставки.
(пример 2 введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
42. Пунктом 5 статьи 340 НК РФ предусмотрен порядок оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Во втором квартале 2002 года извлечено из коренного месторождения 1000 граммов концентрата золотосодержащего. Содержание химически чистого металла в концентрате - 700 граммов (доля содержания - 0,7).
Направлено на аффинаж 900 граммов концентрата. После аффинажа получено 600 граммов химически чистого золота.
В налоговом периоде (второй квартал 2002 г.) реализовано 500 граммов золота после аффинажа: 400 граммов по цене 300 рублей за грамм и 100 граммов по цене 350 рублей за грамм (цены без НДС, включают расходы по аффинажу и доставке золота до получателя).
Расходы по аффинажу всего реализованного химически чистого металла составили 10 рублей на грамм. Расходы по доставке до получателя первой и второй партии золота составили 15 и 5 рублей на грамм соответственно.
Стоимость единицы реализованного химически чистого металла составит:
[400 x (300 - 10 - 15) + 100 x (350 - 10 - 5)] / 500 = = 287,00 рублей.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (1-го грамма концентрата золотосодержащего) составит:
(700 / 1000) x 287,00 = 200,90 рублей за 1 грамм.
Стоимость добытого в налоговом периоде полезного ископаемого составит:
200,90 x 1000 = 200 900 рублей.
(пример в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
43. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого необходимо учитывать следующее.
Расчетная стоимость определяется налогоплательщиком при отсутствии у него в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, и в предыдущем налоговом периоде реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
К таким случаям, в частности, относятся: реализация всего объема добытого минерального сырья, не прошедшего первичную обработку (подготовку), и реализация продуктов более высокой степени технологического передела, произведенных из всего объема добытого полезного ископаемого.
При выявлении случаев реализации минерального сырья до завершения всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, налоговым органам для решения вопроса о нарушении недропользователем условий пользования недрами и требований технического проекта разработки месторождения надлежит обращаться в федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы (МПР России) и органы государственного горного надзора.
44. Поскольку расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется на основании данных налогового учета, порядок ведения которого в соответствии со статьей 313 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно, то налогоплательщики должны предусмотреть в налоговом учете отдельный учет прямых расходов, связанных с добычей каждого полезного ископаемого.
45. При исчислении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются все расходы, осуществляемые налогоплательщиком в рамках всего комплекса технологических операций (процессов), связанных с добычей полезного ископаемого, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
46. Налоговая ставка по налогу установлена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками.
Налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)
(в ред. Приказов МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475,
от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
47. При применении пункта 1 статьи 342 НК РФ необходимо учитывать следующее.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
48. Нормативы потерь утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей) добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.
(в ред. Приказов МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475, от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
48. Исключен. - Приказ МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475.
49. Порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам устанавливается Правительством Российской Федерации.
До отнесения добытых полезных ископаемых к некондиционным запасам в указанном выше порядке налогообложение по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей) этих полезных ископаемых не производится.
(в ред. Приказов МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475, от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России) и органом государственного горного надзора, подтверждающие правильность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов (0 рублей) в отношении полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. При этом налоговый орган запрашивает у органов государственного горного надзора документы о причинах ухудшения качества полезных ископаемых и о соблюдении налогоплательщиком технических условий разработки месторождения.
(в ред. Приказов МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475, от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
Если организация вела разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях, или месторождений пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы полезных ископаемых, и была освобождена в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред., действовавшей до 01.01.2002) от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче указанных полезных ископаемых, налог уплачивается в общеустановленном порядке.
50. При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом государственного горного надзора, об отсутствии в Российской Федерации промышленной технологии извлечения соответствующего полезного ископаемого из отходов перерабатывающих производств.
51. Порядок утверждения нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), определяется Правительством Российской Федерации.
До утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по налоговой ставке 0 процентов добытых полезных ископаемых, в части полезных ископаемых, добытых из указанных пород и отходов, не производится.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
52. Исключен. - Приказ МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475.
52. При применении налоговой ставки 0 процентов, установленной в отношении минеральных вод, которые используются налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях, следует учитывать, что при этом не допускается любая форма реализации указанной минеральной воды, в том числе после обработки, подготовки, переработки или розлива в тару.
(в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
По налоговой ставке 0 процентов производится налогообложение минеральных вод, используемых налогоплательщиком на курортах без реализации, в частности, используемых для минеральных ванн, отпуска отдыхающим на источнике в лечебных целях и т.д.
Организацией во втором квартале 2002 года добыто 100 тонн минеральной воды. Бутылировано и реализовано 10 тонн воды. Реализовано в цистерне 25 тонн. Остальная вода отпущена на источнике в лечебных целях.
Таким образом, объем воды, подлежащий налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, составит:
53. При применении налоговой ставки ноль процентов, установленной в отношении подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях (включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан), следует учитывать, что указанная налоговая ставка применяется только к тем видам подземных вод, которые являются объектом налогообложения, т.е. - минеральным, промышленным и термальным водам.
(п. 53 введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Общеустановленная налоговая ставка
54. В общем порядке налоговая ставка установлена по видам добытых полезных ископаемых и по отдельным добытым полезным ископаемым.
55. По горно-химическому неметаллическому сырью установлены следующие налоговые ставки:
3,8 процента при добыче калийных солей;
4,0 процента при добыче апатит - нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
5,5 процента при добыче горно-химического неметаллического сырья за исключением калийных солей, апатит - нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд.
По кондиционным рудам цветных металлов установлены следующие налоговые ставки:
5,5 процента при добыче нефелинов, бокситов;
8,0 процента при добыче кондиционных руд цветных металлов за исключением нефелинов и бокситов.
По подземной воде установлены следующие налоговые ставки:
7,5 процента при добыче минеральных вод;
5,5 процента при добыче подземных промышленных и термальных вод.
(п. 55 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
56. В случае, когда в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается многокомпонентная комплексная руда в целом, к ней применяется налоговая ставка 8 процентов без выделения полезных компонентов, в том числе драгоценных металлов.
В отношении полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды (за исключением драгоценных металлов) установлена налоговая ставка 8,0 процента.
(абзац введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
В отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), а также драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), установлена налоговая ставка 6,5 процента.
(абзац введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
В отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, установлена налоговая ставка 6,0 процента.
(абзац введен Приказом МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Особенности определения налоговой ставки
при добыче нефти и газового конденсата
из всех видов месторождений углеводородного сырья
(в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
57. Порядок определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений закреплен в статье 5 Закона N 126-ФЗ.
В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. В период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года налоговая ставка при добыче нефти составляет 347 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
(в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
Абзац исключен. - Приказ МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34.
Налоговая ставка 17,5 процента применяется при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья с 1 января 2004 года.
(абзац введен Приказом МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
58. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется как отношение значения величины, исчисляемой как произведение значения среднего за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации и разницы между значением среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за один баррель нефти и числа 8, к числу 252.
Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель составил 19,2345.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным Банком России, составило 29,6789.
Таким образом, значение Кц = (19,2345 - 8) х 29,6789 / 252 = 1,3231.
Налоговая ставка составит 449 рублей 85 копеек за 1 тонну нефти.
При среднем за налоговый период уровне цен сорта нефти "Юралс" менее 8 долларов США за баррель коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, принимается равным нулю. В этом случае налоговая ставка также принимается равной нулю.
59. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, применяется к базовой налоговой ставке и рассчитывается исходя из котировок на нефть сорта "Юралс". При этом налоговая ставка, рассчитанная с учетом данного коэффициента, применяется при налогообложении всей нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. При исчислении налога не принимается во внимание последующее использование нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений: на переработку, на собственные нужды, на реализацию на внутреннем или внешнем рынке.
60. Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации за все дни в соответствующем налоговом периоде.
Для расчета среднего значения за I квартал 2002 года курса доллара США к рублю Российской Федерации берутся курсы доллара США к рублю Российской Федерации, установленные Банком России, на каждый календарный день налогового периода.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации определяется как среднее арифметическое, т.е. деленное на все дни налогового периода (90 дней для первого квартала 2002 года).
(п. 60 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
61. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р в качестве официального источника информации о средней за предыдущий месяц цене на нефть сорта "Юралс" определена "Российская газета".
(п. 61 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
Особенности уплаты налога отдельными
налогоплательщиками
62. В целях правильного исчисления и уплаты налога налогоплательщик должен вести отдельный учет полезных ископаемых, добытых на соответствующем участке недр, по которым уплата налога производится с коэффициентом 0,7.
63. Налогоплательщики, не удовлетворяющие условиям применения коэффициента 0,7 к сумме налога, установленным пунктом 2 статьи 342 НК РФ, уплачивают налог в общеустановленном порядке без применения коэффициента 0,7, в том числе при 100% использовании начисленной суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на финансирование геолого-разведочных работ.
Раздел VI. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
Общий порядок исчисления налога
64. Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде, то есть в отношении которых завершен весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, и которые доставлены (транспортированы) до склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий).
Налог исчисляется также в отношении полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, реализованном до завершения всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, либо при его использовании на собственные технологические или производственные нужды.
В налоговом периоде извлечено 1000 тонн минерального сырья, в котором содержится 100 тонн полезных ископаемых.
Из этих 1000 тонн минерального сырья 200 тонн (в котором содержится 20 тонн полезных ископаемых) направлено на собственные технологические нужды.
Из оставшихся 800 тонн минерального сырья:
в отношении 700 тонн закончен комплекс технологических операций (процессов), при этом извлечено 70 тонн полезных ископаемых, из которых 40 тонн реализовано в этом же налоговом периоде, 30 тонн на конец налогового периода оставлено на складе;
в отношении 100 тонн минерального сырья комплекс технологических операций по извлечению полезных ископаемых будет закончен в следующем налоговом периоде.
Таким образом, за истекший налоговый период налог исчисляется в отношении 90 (70 + 20) тонн полезных ископаемых.
65. По полезным ископаемым, извлекаемым попутно и складируемым для сохранения и использования в будущем, запасы которых в установленном порядке отнесены к забалансовым запасам полезных ископаемых, извлекаемым при проведении поисковых и (или) геолого-разведочных работ на месторождениях до введения их в промышленную разработку, налог исчисляется в отношении полезных ископаемых, в отношении которых в соответствующем налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов) по их добыче.
66. Налог исчисляется отдельно в части нормативных потерь по нулевой ставке и отдельно в части добытых полезных ископаемых с учетом сверхнормативных потерь по налоговой ставке, установленной для этого полезного ископаемого.
67. Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
В налоговом периоде организация осуществляла добычу нефти на двух лицензионных участках, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации. Всего добыто 1000 тонн нефти, в т.ч. 800 тонн на первом участке и 200 тонн на втором. Налоговая ставка в отношении нефти составила 607 рублей за тонну.
Сумма налога, исчисленная в отношении добытой нефти, составит: 1000 т x 607 руб./т = 607 000 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения первого и второго участков недр, составит: (800 / 1000) x 607 000 = 485 600 рублей и (200 / 1000) x 607 000 = 121 400 рублей соответственно.
(п. 67 в ред. Приказа МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475)
при добыче нефти и газового конденсата
из нефтегазоконденсатных месторождений
68. При добыче нефти в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 5 Закона N 126-ФЗ.
(в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
Организацией во втором квартале 2002 года добыто 99,55 тонны нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта "Юралс" на мировом рынке составила 23 доллара США за 1 баррель, средний курс доллара США составил 30 рублей за 1 доллар. Коэффициент равен:
Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:
340 х 1,7857 = 607 рублей 14 копеек на 1 тонну.
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет:
607,14 х 99,55 = 60 441 рубль.
Раздел VII. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА
69. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(п. 69 в ред. Приказа МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34)
Заголовок исключен. - Приказ МНС РФ от 21.01.2004
N БГ-3-21/34
70 - 72. Исключены. - Приказ МНС РФ от 21.01.2004 N БГ-3-21/34.
Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
70. Налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган начиная с того налогового периода, в котором у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога.
71. Налоговая декларация представляется в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения (месту жительства).
72. По организациям, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии с Приказом МНС России от 10.08.2001 N БГ-3-08/279, работа по налоговому контролю по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на межрегиональные (межрайонные) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в которых они состоят на учете в соответствии с Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.
Из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2005 - 2006 годы ОАО "Святогор" руководствовалось Методическими рекомендациями по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 апреля 2002 года, отменены Приказом Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2006 года), а также учитывало практику Арбитражного суда Свердловской области и Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Пример расчета налога на добычу полезных ископаемых приведен в пункте 41 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 (в редакции Приказа МНС России от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления