Законодательство РФ

Приказ Минтруда России от 31.05.2013 N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда"


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 мая 2013 г. N 235

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА

В соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, приказываю:

Утвердить методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда согласно приложению.

Министр

М.ТОПИЛИН




Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА


I. Основные положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда (далее - Методические рекомендации).

2. Разработка, пересмотр и утверждение типовых отраслевых норм труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее - федеральный орган исполнительной власти) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда".

Пересмотр типовых отраслевых норм труда рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

3. При разработке типовых отраслевых норм труда (далее - типовые нормы труда):

а) используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики;

б) в качестве типового выбирается наиболее рациональный и целесообразный трудовой процесс, характерный для всей совокупности однородных процессов, основными критериями рациональности которого являются минимальные затраты времени при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

в) комплексное обоснование типовых норм труда устанавливается с применением аналитического метода нормирования труда к изучению технологических и трудовых процессов (на основании измерения затрат рабочего времени путем хронометража, фотохронометража, фотографий рабочего времени и других способов наблюдений, использования нормативных документов по труду), а также математико-статистического метода (путем определения зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами рабочего времени на основе обработки данных отчетности и результатов исследований). При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда:

технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции;

организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;

санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);

психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);

социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и т.п.);

правовые - предусмотренные нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени, формы организации труда;

структурные, экономические и другие факторы;

г) обеспечиваются доступность и удобство типовых норм труда для пользователей.

4. Рекомендуется разрабатывать типовые нормы труда, включающие:

типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);

типовые отраслевые нормы численности;

типовые отраслевые нормы обслуживания.

5. Разработку типовых норм труда рекомендуется осуществлять по следующему плану:

а) выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда;

б) постановка задач по разработке по видам норм труда, описание технического задания на разработку;

в) выбор организаций и рабочих мест для проведения наблюдений;

г) сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;

д) проведение отдельных замеров времени (выборочно) на рабочих местах;

е) установление требований к исполнителю и выбор исполнителей;

ж) установление и анализ факторов, влияющих на величину затрат труда;

з) описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением N 1 к Методическим рекомендациям;

и) изучение и измерение затрат труда;

к) обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;

л) апробация типовых норм труда в производственных условиях;

м) обсуждение проектов типовых норм труда с соответствующими профессиональными союзами (объединениями профессиональных союзов);

н) согласование типовых норм труда с Минтрудом России;

о) утверждение типовых норм труда.


II. Разработка типовых отраслевых норм времени

на выполнение работ (оказание услуг)

6. В типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) (далее - типовые нормы времени) рекомендуется устанавливать показатели типовых норм времени для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения.

7. При разработке типовых норм времени рекомендуется определять для однородных работ затраты рабочего времени для выполнения единицы работы (функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации, включающие, как правило, затраты рабочего времени на подготовку к выполнению работы, а также на обработку и оформление ее результатов.

В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

8. Для осуществления расчета типовых норм времени целесообразно:

а) определить минимальное количество организаций, на базе которых планируется проводить исследования по каждому виду работ (далее - наблюдения), с учетом следующих критериев: наличие массовых и повторяемых работ; использование рациональных трудовых процессов, соответствующих современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

б) провести выбор работников для проведения наблюдения (рекомендуется проводить наблюдения за работниками, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет). При этом не рекомендуется проводить выбор работников, индивидуальное состояние здоровья которых может существенно повлиять на результаты наблюдения (лица с ограниченными возможностями, беременные женщины, лица, недавно приступившие к работе после длительного перерыва, и т.д.), выполняющих работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства, совмещающих в пределах рабочего времени должности (профессии), выполняющих обязанности временно отсутствующего работника;

в) определить интенсивность труда исходя из показателей нормального темпа работы, например, эквивалентного ходьбе без груза по ровной местности со скоростью 4,8 км/час, а также скорости выполнения движения "протянуть руку с малой степенью контроля на расстояние 40 см" со скоростью 93 см/сек.;

г) определить количество наблюдений (число работников и количество наблюдений по каждому из них) с учетом характера, продолжительности, массовости, повторяемости работ, степени их детерминированности и других факторов, а также достаточной точности результатов;

д) провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа), образец которой предусмотрен приложением N 2 к Методическим рекомендациям (далее - Карта). В Карте рекомендуется указывать все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого элемента операции (трудового процесса), которые, в свою очередь, является началом следующего вида элементов операции (трудового процесса). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва целесообразно указывать индекс затрат рабочего времени;

е) обработать результаты исследований.

9. При заполнении Карты проводится расчет длительности каждого из элементов операции (трудового процесса) путем вычитания из текущего времени операции (трудового процесса) каждого последующего замера текущего времени предыдущей операции (трудового процесса), результаты которой заносятся в Карту. В Карте также указывается индекс затрат рабочего времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с индексами затрат рабочего времени, предусмотренными приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

10. По результатам наблюдений составляется сводка элементов затрат рабочего времени по образцу, предусмотренному приложением N 3 к Методическим рекомендациям, подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места и времени на отдых и личные надобности, как арифметическая средняя по результатам исследований.

11. На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитываются показатели типовых норм времени по следующей формуле:

Нв = Тпз + То + Тв + Тобс + Тотл + Ту, (1)

где:

Нв - норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

То - основное время выполнения работы;

Тв - вспомогательное время выполнения работы;

Тобс - время обслуживания рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности;

Ту - время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда.

12. Время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда на рабочем месте (Ту), может быть определено в процентах от оперативного времени:

Ту = Топ x Кон, (2)

где: Топ - оперативное время выполнения работ, рассчитываемое по следующей формуле: Топ = То + Тв;

Кон - коэффициент, учитывающий время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда ().

13. На основе результатов проведенных наблюдений определяются показатели трудоемкости выполнения каждой работы. При этом к полученным результатам применяется Купр - суммарный коэффициент учета условий проведения работ, который рассчитывается по следующей формуле:

, (3)

где , , , ..., - коэффициенты учета условий проведения работ.

14. Определение условий проведения работ () производится в соответствии с показателями, разработанными на основе статистических данных и являющимися рекомендательными:

а) определения времени на отдых в зависимости от степени монотонности труда, предусмотренные приложением N 4 к Методическим рекомендациям;

б) определения времени на отдых в зависимости от темпа работы, предусмотренные приложением N 5 к Методическим рекомендациям;

в) определения времени на отдых в связи с недостаточным освещением не предусматривается, за исключением работ, выполняемых в полной темноте; работающим в полной темноте выделяется на отдых 15 минут на рабочий день;

г) рекомендуемого рационального режима труда и отдыха для лиц умственного труда при пятидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне, предусмотренного приложением N 6 к Методическим рекомендациям.

Продолжительность обеденного перерыва рекомендуется устанавливать 30 - 60 минут. Регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочего дня и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 минут каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, зрительного утомления и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз.

15. При разработке типовых норм времени на оказание услуг типовая норма времени на оказание услуги приравнивается к сумме типовых норм времени по работам, из которых состоит услуга, и может рассчитываться по следующей формуле:

, (4)

где , , , ..., - норма времени на отдельную работу.

16. Разработанные показатели типовых норм времени оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям. Рекомендуется разрабатывать номенклатуру оказываемых услуг с указанием трудоемкости выполнения работ.


III. Разработка типовых отраслевых норм численности

17. Разработка типовых отраслевых норм численности (далее - типовых норм численности) непосредственных исполнителей работ рассматривается применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения. При этом необходимо учитывать регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

18. При разработке типовых норм численности рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод с использованием фотографии рабочего времени;

б) проводить расчет типовых норм численности по видам работ, осуществляемый на основе показателей типовых норм времени на единицу работы (услуг) и планового показателя объема работ;

в) формировать показатели типовых норм времени на единицу услуг (работ) с учетом подготовительно-заключительного, вспомогательного и основного времени.

19. На основе типовых показателей норм времени по видам работ проводится расчет показателей типовых норм численности по следующей формуле:

, (5)

где: Нч - типовая норма численности, в штатных единицах;

Нврi - показатель типовой нормы времени на i-й вид услуг (работ), в часах;

Оi - плановый объем оказания (выполнения) i-го вида услуг (работ) за регламентированный период времени, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в час.

20. Показатели типовых норм численности по видам работ применяются при организации труда, а также в целях планирования оказания услуг. Показатели типовых норм численности оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением N 8 к Методическим рекомендациям.


IV. Разработка типовых отраслевых норм обслуживания

21. Разработка типовых отраслевых норм обслуживания (далее - типовых норм обслуживания) осуществляется применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения с учетом регламентированных перерывов, характеристик выполняемых работ, рационального разделения и кооперации труда.

При разработке типовых норм обслуживания рекомендуется определять для однородных рабочих мест количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.

22. При разработке типовых норм обслуживания рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод на основе показателей типовых норм времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги);

б) формировать показатели типовых норм времени по категориям сложности, продолжительности регламентированных перерывов;

в) проводить расчет показателей типовых норм обслуживания по следующей формуле по категориям работ (услуг):

Ноб = Фрв / Нвр. об., (6)

где:

Ноб - норма обслуживания, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в минуту с вычетом продолжительности регламентированных перерывов;

Нвр. об - общий показатель нормы времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги), в мин.

23. Показатели типовых норм обслуживания оформляются по образцу, предусмотренному приложением N 9 к Методическим рекомендациям.




Приложение N 1

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

ИНДЕКСЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

┌───────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Индекс │                Расшифровка затрат рабочего времени              │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   вр  │Время (продолжительность) работы                                 │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   вп  │Время (продолжительность) перерывов                              │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   пз  │Подготовительно-заключительное время                             │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   оп  │Оперативное время                                                │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   о   │Основное время                                                   │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   в   │Вспомогательное время                                            │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│  обс  │Время обслуживания рабочего места                                │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   от  │Время на отдых                                                   │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│  отл  │Время на отдых и личные надобности                               │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   по  │Время перерывов по не зависящим от работника причинам            │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   пр  │Время перерывов по зависящим от рабочего причинам                │
├───────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   т   │Показатель времени                                               │
└───────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────┘




Приложение N 2

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

Рекомендуемый образец

                     Карта фотографии рабочего времени
                      (наблюдательного листа) N ____

                        "__" _____________ 201_ г.

┌────┬──────────────────────────┬──────────────┬─────────────────┬────────┐
│ N  │  Наименование элементов  │Текущее время │Продолжительность│ Индекс │
│п/п │   операции (трудового    ├──────┬───────┤    в минутах    │ затрат │
│    │        процесса)         │ часы │минуты │                 │рабочего│
│    │                          │      │       │                 │времени │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 1  │            2             │  3   │   4   │        5        │   6    │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 1. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 2. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 3. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 4. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 5. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 6. │                          │      │       │                 │        │
├────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼─────────────────┼────────┤
│ 7. │                          │      │       │                 │        │
└────┴──────────────────────────┴──────┴───────┴─────────────────┴────────┘

________________________________________  _______________   ______________
 (должность руководителя подразделения)      (подпись)         (Ф.И.О.)

________________________________________  _______________   ______________
       (должность исполнителя)               (подпись)         (Ф.И.О.)

________________________________________  _______________   ______________
       (должность наблюдателя)               (подпись)         (Ф.И.О.)




Приложение N 3

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

Рекомендуемый образец

                 Сводка элементов затрат рабочего времени

┌───┬──────┬──────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ N │Индекс│Наимено-  │              Продолжительность, мин.              │
│п/п│      │вание     ├──────────────────────────────────────────┬────────┤
│   │      │затрат    │         N наблюдательного листа          │Среднее │
│   │      │рабочего  ├────────┬───────┬───────┬────────┬────────┤значение│
│   │      │времени   │"__" __ │"__" __│"__" __│"__" __ │"__" __ │        │
│   │      │          │201_ г. │201_ г.│201_ г.│201_ г. │201_ г. │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │  2   │    3     │   4    │   5   │   6   │   7    │   8    │   9    │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │          │        │       │       │        │        │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │          │        │       │       │        │        │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │          │        │       │       │        │        │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │          │        │       │       │        │        │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │ Итого,   │        │       │       │        │        │        │
│   │      │ мин.     │        │       │       │        │        │        │
├───┼──────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│   │      │ Итого, % │        │       │       │        │        │        │
│   │      │ от опера-│        │       │       │        │        │        │
│   │      │ тивного  │        │       │       │        │        │        │
│   │      │ времени  │        │       │       │        │        │        │
└───┴──────┴──────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴────────┘

________________________________________    ______________   _____________
(должность лица, проводящего наблюдение)      (подпись)        (Ф.И.О.)




Приложение N 4

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

ПОКАЗАТЕЛИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ОТДЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ

МОНОТОННОСТИ ТРУДА


При заданном ритме работы

┌──────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Длительность │Число элементов в операции│Время на отдых за рабочий день │
│  выполнения  │                          ├─────┬─────────────────────────┤
│операции, сек.│                          │мин. │% от оперативного времени│
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│   Более 30   │          8 - 10          │  -  │            -            │
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│   21 - 30    │          5 - 7           │  7  │           2,0           │
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│   11 - 20    │          2 - 5           │ 10  │           2,5           │
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│    2 - 10    │          2 - 5           │ 18  │           5,0           │
└──────────────┴──────────────────────────┴─────┴─────────────────────────┘

При свободном ритме работы

┌──────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Длительность │Число элементов в операции│Время на отдых за рабочий день │
│  выполнения  │                          ├─────┬─────────────────────────┤
│операции, сек.│                          │мин. │% от оперативного времени│
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│   Более 30   │          8 - 10          │  -  │            -            │
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│   21 - 30    │          5 - 7           │  2  │           0,5           │
├──────────────┼──────────────────────────┼─────┼─────────────────────────┤
│    2 - 20    │          2 - 5           │  7  │           2,0           │
└──────────────┴──────────────────────────┴─────┴─────────────────────────┘




Приложение N 5

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

ПОКАЗАТЕЛИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ОТДЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПА РАБОТЫ

┌───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│                Темп работы                │  Время на отдых за рабочий  │
│                                           │            день             │
├──────────────┬────────────────────────────┼────┬────────────────────────┤
│    Число     │  Число трудовых действий   │мин.│   % от оперативного    │
│   трудовых   │           в час            │    │        времени         │
│  движений в  │                            │    │                        │
│    минуту    │                            │    │                        │
├──────────────┼────────────────────────────┼────┼────────────────────────┤
│   21 - 60    │        301 - 1 440         │ 3  │          0,75          │
├──────────────┼────────────────────────────┼────┼────────────────────────┤
│   61 - 100   │       1 441 - 2 400        │ 6  │          1,5           │
├──────────────┼────────────────────────────┼────┼────────────────────────┤
│   Более 100  │        Более 2 400         │ 9  │          2,25          │
└──────────────┴────────────────────────────┴────┴────────────────────────┘




Приложение N 6

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

ПОКАЗАТЕЛИ

РЕКОМЕНДУЕМОГО РАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛИЦ

УМСТВЕННОГО ТРУДА ПРИ 8-ЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ

┌────┬────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────────┐
│ N  │      Перерыв       │  Время проведения   │    Продолжительность    │
│п/п │                    │                     ├───────────┬─────────────┤
│    │                    │                     │   мин.    │    % от     │
│    │                    │                     │           │оперативного │
│    │                    │                     │           │   времени   │
├────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│ 1. │ Регламентированный │   Через 2 часа от   │  10 мин.  │     1,5     │
│    │      перерыв       │ начала рабочего дня │           │             │
├────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│ 2. │ Обеденный перерыв  │   Через 4 часа от   │  30 - 60  │      -      │
│    │                    │ начала рабочего дня │    мин.   │             │
├────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│ 3. │ Регламентированный │  Через 6 часов от   │  10 мин.  │     2,0     │
│    │      перерыв       │ начала рабочего дня │           │             │
├────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│ 4. │     Микропаузы     │  Индивидуально, по  │  40 сек.  │     0,15    │
│    │                    │ мере необходимости  │    -      │             │
│    │                    │                     │  2 мин.   │             │
└────┴────────────────────┴─────────────────────┴───────────┴─────────────┘




Приложение N 7

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

Рекомендуемый образец

                           Типовые нормы времени
                           (форма представления)

Вид и наименование норм ___________________________________________________
Общая часть _______________________________________________________________
Область применения типовых норм времени ___________________________________
Организация труда _________________________________________________________
Нормативная часть (наименование и содержание работ) _______________________
Описание условий выполнения работ _________________________________________

┌────┬──────────────────────────────────────┬──────────────────┬──────────┐
│ N  │    Наименование работ (операций)     │     Значения     │  Норма   │
│п/п │                                      │    факторов,     │ времени  │
│    │                                      │   влияющих на    │ (часов)  │
│    │                                      │  норму (единица  │          │
│    │                                      │    измерения)    │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 1  │                  2                   │        3         │    4     │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 1  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 2  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 3  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 4  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 5  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 6  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 7  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 8  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 9  │                                      │                  │          │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┤
│ 10 │                                      │                  │          │
└────┴──────────────────────────────────────┴──────────────────┴──────────┘




Приложение N 8

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

Рекомендуемый образец

                         Типовые нормы численности
                           (форма представления)

Вид и наименование норм ___________________________________________________
Общая часть _______________________________________________________________
Область применения типовых норм численности _______________________________
Организация труда _________________________________________________________
Нормативная часть (наименование и содержание работ) _______________________
Описание условий выполнения работ _________________________________________

┌────┬───────────────────────────────────┬─────────────────┬──────────────┐
│ N  │   Наименование работ (операций)   │    Значения     │    Норма     │
│п/п │                                   │    факторов,    │ численности  │
│    │                                   │   влияющих на   │  (человек)   │
│    │                                   │ норму (единица  │              │
│    │                                   │   измерения)    │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 1  │                 2                 │        3        │      4       │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 1  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 2  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 3  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 4  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 5  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 6  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 7  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 8  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 9  │                                   │                 │              │
├────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│ 10 │                                   │                 │              │
└────┴───────────────────────────────────┴─────────────────┴──────────────┘




Приложение N 9

к методическим рекомендациям

для федеральных органов исполнительной

власти по разработке типовых отраслевых

норм труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235

Рекомендуемый образец

                        Типовые нормы обслуживания
                           (форма представления)

Вид и наименование норм ___________________________________________________
Общая часть _______________________________________________________________
Область применения типовых норм обслуживания ______________________________
Организация труда _________________________________________________________
Нормативная часть (наименование и содержание работ) _______________________
Описание условий выполнения работ _________________________________________

┌─────┬─────────────────────────────────────┬───────────────┬─────────────┐
│  N  │ Наименование обслуживаемого объекта │   Значения    │    Норма    │
│ п/п │                                     │   факторов,   │обслуживания │
│     │                                     │  влияющих на  │  (единиц)   │
│     │                                     │норму (единица │             │
│     │                                     │  измерения)   │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  1  │                  2                  │       3       │      4      │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  1  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  2  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  3  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  4  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  5  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  6  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  7  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  8  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│  9  │                                     │               │             │
├─────┼─────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│ 10  │                                     │               │             │
└─────┴─────────────────────────────────────┴───────────────┴─────────────┘


Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления