Приказ Минтруда России от 29.05.2015 N 330н
Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области профессионального обучения в атомной энергетике
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 2015 г. N 330н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в области профессионального обучения в атомной энергетике".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. N 330н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
I. Общие сведения
Профессиональное обучение персонала атомных электрических станций (АЭС) | | 24.036 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Подготовка, поддержание и повышение квалификации персонала для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации АЭС |
Группа занятий:
1232 | Руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями | 2143 | Инженеры-электрики и инженеры-энергетики |
2359 | Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы | - | - |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
35.11.3 | Производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Подготовка и осуществление процесса обучения персонала на основе анализа потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении и оценка его результатов | 6 | Оценка потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении персонала и планирование проведения обучения | A/01.6 | 6 |
| | | Разработка и реализация программ профессионального обучения | A/02.6 | 6 |
| | | Разработка учебно-методических материалов | A/03.6 | 6 |
| | | Реализация процесса профессионального обучения персонала АЭС | A/04.6 | 6 |
| | | Оценка результатов профессионального обучения персонала АЭС | A/05.6 | 6 |
| | | Разработка технических средств обучения | A/06.6 | 6 |
| | | Реализация процесса профессионального обучения персонала АЭС на полномасштабных и аналитических тренажерах | A/07.6 | 6 |
| | | Оценка навыков работы персонала АЭС на полномасштабных и аналитических тренажерах | A/08.6 | 6 |
B | Организация работы по подготовке, реализации и анализу результатов процесса профессионального обучения персонала АЭС | 7 | Анализ потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении персонала и планирование проведения обучения | B/01.7 | 7 |
| | | Организация процесса по разработке программ профессионального обучения персонала АЭС и контроль результатов обучения | B/02.7 | 7 |
| | | Организация и контроль процесса разработки учебно-методических материалов | B/03.7 | 7 |
| | | Организация процесса разработки технических средств обучения | B/04.7 | 7 |
| | | Организация и контроль процесса профессионального обучения персонала АЭС | B/05.7 | 7 |
| | | Организация деятельности по оценке результатов обучения | B/06.7 | 7 |
C | Управление процессом профессионального обучения персонала АЭС и оценка его результатов | 8 | Анализ эффективности качества подготовки персонала АЭС и совершенствование системы обучения | C/01.8 | 8 |
| | | Управление процессом разработки и совершенствования программ профессионального обучения персонала АЭС | C/02.8 | 8 |
| | | Управление процессом разработки учебно-методических материалов | C/03.8 | 8 |
| | | Организация и контроль разработки технических средств обучения | C/04.8 | 8 |
| | | Контроль организации профессионального обучения персонала АЭС | C/05.8 | 8 |
| | | Контроль результатов обучения персонала и планирование корректирующих мероприятий | C/06.8 | 8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Подготовка и осуществление процесса обучения персонала на основе анализа потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении и оценка его результатов | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Инструктор по подготовке персонала атомной станции |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - бакалавриат Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года работы по направлению деятельности на АЭС |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <3> Прохождение подготовки на должность, проверки знаний, инструктажей, стажировки и получения допуска к самостоятельной работе в соответствии с установленным порядком <4> |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2143 | Инженеры-электрики и инженеры-энергетики |
| 2359 | Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы |
ЕКС <5> | - | Инструктор по подготовке персонала атомной станции |
ОКПДТР <6> | 23050 | Инструктор |
ОКСО <7> | 010000 | Физико-математические науки |
| 140000 | Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Оценка потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении персонала и планирование проведения обучения | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Изучение (оценка) потребности персонала АЭС в аудиторном обучении и обучении на технических средствах |
| Анализ результатов аудита, комплексной проверки и предписаний органов надзора, определение корректирующих и предупредительных мероприятий для улучшения процесса обучения |
| Анализ требований программы обеспечения качества на АЭС в части подготовки персонала |
| Анализ эффективности и качества подготовки персонала АЭС и совершенствование системы его обучения |
| Постановка целей и определение задач обучения персонала АЭС |
| Проведение работ по анализу и разработке перечней производственных задач обучаемого персонала АЭС |
| Планирование обучения персонала АЭС |
| Анализ отечественного и зарубежного опыта в области профессионального обучения персонала АЭС |
| Анализ анкет обратной связи обучаемых и руководителей подразделения АЭС |
Необходимые умения | Обрабатывать, оценивать достоверность и достаточность используемой информации |
| Применять технические средства обучения |
| Документировать осуществляемую деятельность по профессиональному обучению |
| Проводить опросы для получения необходимой информации |
| Анализировать потребности в аудиторном обучении |
| Разрабатывать перечень задач для обучения |
| Формулировать цели обучения |
| Устанавливать критерии достижения целей обучения |
| Применять методики анализа причин отказов оборудования и допущения нарушений персонала в работе АЭС |
Необходимые знания | Основные положения безопасности эксплуатации АЭС |
| Положения культуры безопасности АЭС |
| Требования программы обеспечения качества АЭС в части подготовки персонала |
| Документационное управление на АЭС |
| Организационная структура АЭС |
| Задачи основных структурных подразделений АЭС |
| Методика анализа причин нарушения в работе АЭС |
| Методы проведения анализа потребности профессионального обучения персонала АЭС |
| Методики проведения опроса обучаемых |
Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Разработка и реализация программ профессионального обучения | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ эксплуатационной документации, руководящих и нормативных документов и потребности в профессиональном обучении персонала АЭС |
| Определение целей обучения в соответствии с методологией системного подхода к обучению и программами подготовки на должность, поддержания и повышения квалификации обучаемого персонала АЭС |
| Составление перечня программ профессионального обучения в соответствии с эксплуатационной документацией, руководящими и нормативными документами и результатами анализа потребности в обучении |
| Формирование содержания программ профессионального обучения с учетом результатов входного контроля знания обучаемых, анализа причин отказов и нарушений в работе АЭС |
| Подбор необходимых ресурсов для реализации программ обучения |
| Корректировка программ с целью совершенствования процесса обучения |
Необходимые умения | Применять прикладное программное обеспечение |
| Разрабатывать корректирующие мероприятия по результатам аудита, комплексной проверки и предписаниям органов надзора |
| Документировать деятельность по профессиональному обучению |
| Определять ресурсы, необходимые для реализации учебных программ |
| Определять формы обучения для достижения целей обучения |
| Определять содержание обучения на основе целей обучения |
| Разрабатывать структуру занятия, учебного курса, программы обучения |
| Составлять тематические планы обучения |
| Разрабатывать программы профессионального обучения персонала АЭС |
| Разрабатывать индивидуальные программы подготовки с учетом результатов входного контроля обучаемых работников |
| Разрабатывать учебные корректирующие мероприятия для предотвращения повторений отказов оборудования и нарушений персонала в работе АЭС |
Необходимые знания | Методология системного подхода к обучению персонала АЭС |
| Методы и способы представления информации |
| Прикладное программное обеспечение для разработки и проведения обучения |
| Принципы безопасной эксплуатации АЭС |
| Ресурсы для проведения подготовки и поддержания квалификации |
| Требования к разработке программ обучения и учебно-методических материалов для теоретического и практического обучения |
| Требования, предъявляемые к проведению различных форм теоретического обучения |
| Преимущества, недостатки и критерии выбора методов обучения |
| Возможные источники получения информации для разработки учебных материалов и использования их в учебном процессе |
| Методики проведения опроса обучаемых |
| Методы передачи и усвоения знаний |
| Теоретические и практические знания процессов, оборудования, систем АЭС по направлению обучения |
| Требования охраны труда |
Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Разработка учебно-методических материалов | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Формирование учебно-методических материалов для проведения учебных занятий в соответствии с установленными требованиями |
| Разработка учебно-методических материалов для обучаемых работников |
| Взаимодействие с руководителями структурных подразделений АЭС для определения содержания учебно-методических материалов |
| Разработка планов занятий, содержания курсов, лекций, практических занятий, контрольно-оценочных средств, мультимедийных обучающих курсов |
| Разработка учебных пособий, методических разработок и рекомендаций |
| Разработка сценариев занятий с использованием активных и интерактивных форм обучения |
| Оформление установленной оперативной и учебно-методической документации |
| Корректировка учебно-методических материалов в соответствии с изменениями эксплуатационной документации АЭС, руководящих и нормативных документов |
| Корректировка учебных задач в связи с изменением требований, регламентов и инструкций |
Необходимые умения | Обрабатывать информацию |
| Применять прикладное программное обеспечение |
| Применять методики самооценки профессиональной деятельности |
| Выявлять несоответствия и области для улучшения деятельности |
| Разрабатывать корректирующие мероприятия по результатам аудита, комплексной проверки и предписаниям органов надзора |
| Документировать деятельность по профессиональному обучению |
| Составлять контрольные вопросы |
| Разрабатывать учебно-методические материалы в соответствии с действующими нормами и правилами |
| Разрабатывать цели обучения персонала АЭС в соответствии с методологией системного подхода к обучению |
Необходимые знания | Методология системного подхода к обучению |
| Методы и способы представления информации |
| Прикладное программное обеспечение для разработки и проведения обучения |
| Принципы безопасной эксплуатации АЭС |
| Принципы культуры безопасности АЭС |
| Общие правила и рекомендации по разработке контрольных вопросов |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
| Требования к разработке программ обучения и учебно-методических материалов для теоретического и практического обучения |
| Критерии достижения целей для практического обучения |
| Методы передачи и усвоения знаний |
| Требования охраны труда |
Другие характеристики | - |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Реализация процесса профессионального обучения персонала АЭС | Код | A/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение теоретических и практических занятий с персоналом АЭС |
| Осуществление входного контроля знаний обучаемого персонала АЭС |
| Проведение всех видов контроля знаний обучаемых, предусмотренных программой обучения |
| Оценка уровня командного взаимодействия обучающихся на занятиях |
| Организация самостоятельной работы обучающихся |
| Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении |
| Организация обучения в соответствии с требованиями по обеспечению безопасной эксплуатации АЭС |
| Обеспечение выполнения графика обучения |
| Контроль достижения целей обучения на практических занятиях |
| Оценка эффективности и качества подготовки персонала АЭС и совершенствование системы его обучения |
Необходимые умения | Анализировать уровень подготовки персонала |
| Применять программное обеспечение |
| Использовать современные формы, методы, способы и приемы организации занятий |
| Применять методики самооценки профессиональной деятельности |
| Обеспечивать реализацию преподаваемых курсов в соответствии с утвержденной программой на высоком профессиональном уровне |
| Разрабатывать корректирующие мероприятия по результатам аудита и предписаниям органов надзора |
| Документировать деятельность по профессиональному обучению |
| Выявлять несоответствия и области для улучшения обучения |
| Применять технические средства обучения |
| Производить текущий, входной и выходной контроль знаний обучаемых |
| Проводить учебные аудиторные занятия с применением различных форм и методов обучения |
| Проводить практическое занятие в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями по организации занятий |
| Устанавливать обратную связь с обучаемыми при проведении обучения |
| Учитывать индивидуальные особенности обучаемых при проведении обучения |
| Производить с обучаемыми разбор допущенных ошибок во время практического занятия |
| Мотивировать персонал на обучение |
| Управлять процессами коммуникации в учебной группе |
| Выступать перед аудиторией |
| Управлять аудиторией |
| Оценивать достижение целей обучения |
| Определять потребности в ресурсах для проведения обучения |
Необходимые знания | Методология системного подхода к обучению персонала АЭС |
| Требования охраны труда при проведении практических занятий |
| Методы эффективной коммуникации |
| Прикладное программное обеспечение для разработки и проведения обучения |
| Требования программы обеспечения качества атомной станции в части подготовки персонала |
| Психолого-педагогические требования к организации обучения взрослых |
| Этапы процесса обучения |
| Роль инструктора в процессе обучения |
| Особенности обучения взрослых |
| Психологические особенности различных типов личности |
| Способы мотивации персонала |
| Принципы работы с группой |
| Методы оценивания результатов обучения |
| Технология проведения опроса обучаемых |
| Методы разрешения конфликтных ситуаций |
| Принципы командной работы |
| Методики проведения аудиторных занятий, самоподготовки, занятий с использованием компьютерных обучающих систем |
| Требования, предъявляемые к проведению различных форм теоретического и практического обучения |
| Преимущества, недостатки и критерии выбора методов обучения |
| Методы передачи и усвоения знаний |
Другие характеристики | - |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Оценка результатов профессионального обучения персонала АЭС | Код | A/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ анкет обратной связи обучаемых и руководителей подразделений АЭС |
| Проведение всех видов контроля знаний обучаемого персонала АЭС |
| Осуществление контроля достижения целей обучения |
| Оценка знаний обучаемых |
| Организация самооценки полученных знаний |
| Разработка документов комплексной оценки обучения |
| Оценка эффективности и качества подготовки, поддержания, повышения квалификации персонала АЭС |
Необходимые умения | Использовать различные формы и функции контроля знаний обучаемых с учетом критериев эффективности результатов обучения |
| Использовать результаты контроля знаний для корректировки обучения |
| Осуществлять обратную связь с обучаемыми |
| Производить систематическую оценку процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям |
| Разрабатывать анкеты |
| Проводить собеседование |
Необходимые знания | Методики анализа результатов обучения |
| Критерии эффективности результатов обучения |
| Виды отчетной документации, связанной с проведением обучения, и требования к ее оформлению |
| Методики проведения опроса обучаемых |
Другие характеристики | - |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Разработка технических средств обучения | Код | A/06.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Валидация и верификация документации технических средств обучения |
| Анализ потребности в разработке новых технических средств обучения |
| Анализ соответствия полномасштабного тренажера реальному состоянию энергоблока-прототипа и разработка компенсирующих организационно технических мероприятий при наличии отступлений |
| Подготовка технических заданий на разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств обучения |
| Экспертная поддержка работы по созданию или модернизации технических средств обучения на этапах проектирования, разработки, внедрения, принятия в эксплуатацию, допуска к обучению |
Необходимые умения | Производить валидацию и верификацию документации |
| Производить валидацию и верификацию технических средств обучения |
| Определять потребность в разработке новых технических средств обучения |
| Определять потребность в модернизации действующих технических средств обучения |
| Составлять технические задания на разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств обучения |
| Производить экспертизу технических заданий на разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств обучения |
| Производить экспертную поддержку работ по созданию или модернизации технических средств обучения на этапах проектирования, разработки, внедрения, принятия в эксплуатацию, допуска к обучению |
Необходимые знания | Требования, предъявляемые к проведению различных форм практического обучения |
| Требования охраны труда при проведении практических занятий |
| Процедуры проведения испытаний полномасштабного тренажера на соответствие блоку-прототипу |
| Действующие ограничения и компенсирующие меры для технических средств обучения |
| Механизмы формирования умений и навыков |
| Технология работы на технических средствах обучения |
| Методики проведения практических занятий |
| Процедуры ввода в эксплуатацию технических средств обучения |
| Процедуры допуска к обучению на технических средствах обучения |
Другие характеристики | - |
3.1.7. Трудовая функция
Наименование | Реализация процесса профессионального обучения персонала АЭС на полномасштабных и аналитических тренажерах | Код | A/07.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение тренажерных занятий в соответствии с утвержденными инструкциями, нормативными документами |
| Разбор тренажерных занятий с оперативным персоналом |
| Реализация поэтапного проведения тренажерных занятий |
| Корректировка учебного материала в соответствии с изменениями эксплуатационной документации АЭС, руководящих и нормативных документов |
| Вовлечение обучающихся в совместный процесс определения целей обучения на тренажерах |
| Ведение установленной оперативной и учебно-методической документации |
| Контроль достижения целей обучения на практических занятиях |
| Осуществление наблюдения за действиями обучаемых во время проведения тренажерных занятий |
| Осуществление контроля процесса обучения на тренажерах |
Необходимые умения | Подготавливать и применять технические средства обучения |
| Применять современные методики обучения |
| Наблюдать за действиями обучаемых на тренажерных занятиях |
| Производить с обучаемыми разбор допущенных ошибок во время тренажерных занятий |
| Выявлять несоответствия в работе технических средств обучения |
| Контролировать процесс обучения |
| Документировать деятельность по профессиональному обучению |
| Оценивать командное взаимодействие обучаемых работников |
| Проводить практическое занятие в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями по организации занятий |
Необходимые знания | Требования, предъявляемые к проведению различных форм практического обучения |
| Порядок проведения занятий на полномасштабном и аналитическом тренажерах |
| Порядок разбора тренажерных занятий и подведения итогов |
| Критерии достижения целей практического обучения |
| Действующие ограничения и корректирующие меры для технических средств обучения |
| Технологии формирования умений и навыков |
| Технология работы на технических средствах обучения |
| Требования охраны труда |
| Методики проведения практических занятий |
Другие характеристики | - |
3.1.8. Трудовая функция
Наименование | Оценка навыков работы персонала АЭС на полномасштабных и аналитических тренажерах | Код | A/08.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ навыков, приобретаемых обучаемыми при выполнении заданий на полномасштабном и аналитическом тренажерах |
| Организация самооценки обучаемых по результатам выполнения задания |
| Оценка командного взаимодействия обучаемых при выполнении задания |
| Оценка действий каждого оператора и смены в целом |
| Разбор тренажерного занятия с оперативным персоналом |
| Разработка сценариев экзаменационных тренажерных занятий для оценки практических навыков ведения технологического процесса (управления блоком) АЭС |
| Оценка практических навыков ведения технологического процесса (управления блоком) АЭС |
| Корректировка процесса обучения на тренажерах по результатам обратной связи и оценки обучения |
Необходимые умения | Использовать различные формы и функции контроля знаний обучаемых с учетом критериев эффективности результатов обучения |
| Оценивать способность принимать решения, контролировать состояние систем и оборудования, выполнение действий по обеспечению безопасной эксплуатации блока АЭС |
| Разрабатывать учебные корректирующие мероприятия для предотвращения повторений отказов и нарушений |
| Осуществлять обратную связь с обучаемыми |
Необходимые знания | Процедуры проведения испытаний технических средств обучения на соответствие блоку-прототипу |
| Критерии эффективности результатов обучения |
| Составляющие обучения, по которым проводится анализ обучения |
| Формы представления результатов анализа обучения |
| Виды отчетной документации, связанной с проведением обучения и требования к ее оформлению |
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Организация работы по подготовке, реализации и анализу результатов процесса профессионального обучения персонала АЭС | Код | B | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Начальник отдела учебно-тренировочного подразделения |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - специалитет, магистратура Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки |
Требования к опыту практической работы | Не менее пяти лет работы на АЭС по направлению деятельности |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение подготовки на должность, проверки знаний, инструктажей, стажировки и получения допуска к самостоятельной работе в соответствии с установленным порядком |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 1232 | Руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями |
| 2143 | Инженеры-электрики и инженеры-энергетики |
ЕКС | - | Заместитель главного инженера по подготовке персонала - начальник учебно-тренировочного подразделения атомной станции |
ОКПДТР | 24063 | Менеджер по персоналу |
ОКСО | 010000 | Физико-математические науки |
| 140000 | Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Анализ потребности подразделений АЭС в профессиональном обучении персонала и планирование проведения обучения | Код | B/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль проведения анализа потребности в обучении персонала АЭС, планирование проведения обучения |
| Взаимодействие с подразделениями АЭС, образовательными и сторонними организациями по профессиональному обучению персонала |
| Контроль внедрения и использования современного прикладного программного обеспечения |
| Разработка положений, регламентирующих профессиональное обучение персонала АЭС |
| Управление документацией в учебно-тренировочном подразделении |
Необходимые умения | Обеспечивать применение современных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности учебно-тренировочного подразделения (УТП) |
| Внедрять и использовать современное прикладное программное обеспечение |
| Обеспечивать применение подчиненным персоналом методики самооценки профессиональной деятельности |
| Использовать опыт эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Контролировать разработку и реализацию компенсирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Обеспечивать применение методологии системного подхода к обучению |
| Осуществлять документооборот в учебно-тренировочном подразделении |
| Руководить систематической оценкой процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Анализировать потребности подразделений АЭС в обучении |
| Производить анализ заявок подразделений на профессиональное обучение персонала АЭС |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Методология принятия управленческих решений |
| Процедура самооценки при выполнении профессиональной деятельности |
| Основы психологии управления персоналом |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
Другие характеристики | - |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Организация процесса по разработке программ профессионального обучения персонала АЭС и контроль результатов обучения | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль разработки программ подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Контроль разработки программ подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала отделов УТП |
| Проведение работы по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения персонала АЭС |
| Планирование и распределение ресурсов, необходимых для реализации учебных программ |
| Согласование и утверждение программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
Необходимые умения | Применять современные формы и методы профессионального обучения персонала АЭС |
| Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности УТП |
| Внедрять и использовать прикладное программное обеспечение |
| Обеспечивать применение подчиненным персоналом методики самооценки профессиональной деятельности |
| Использовать опыт по эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Контролировать разработку и реализацию компенсирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Выявлять несоответствия и определять области для улучшения профессионального обучения |
| Обеспечивать применение методологии системного подхода к обучению |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Осуществлять выполнение процедуры согласования и утверждения программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
| Разрабатывать программы подготовки и поддержания квалификации |
| Разрабатывать план-график работы с персоналом подразделения |
| Определять параметры и формулировать критерии проведения систематической оценки процесса подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Планировать и распределять ресурсы, необходимые для реализации учебных программ |
| Планировать применение технических средств обучения |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Методология принятия управленческих решений |
| Основы психологии управления персоналом |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Порядок согласования и утверждения программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
| Требования к содержанию и оформлению годового плана-графика работы с персоналом АЭС |
| Требования законодательства Российской Федерации в части осуществления договорной деятельности |
| Программное обеспечение, используемое для разработки графиков и расписания проведения обучения |
| Перечень необходимой информации для планирования применения технических средств обучения |
Другие характеристики | - |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Организация и контроль процесса разработки учебно-методических материалов | Код | B/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Внедрение и использование прикладного программного обеспечения |
| Проведение сравнительного анализа эксплуатационной документации АЭС установленным требованиям, корректировка учебных материалов в соответствии с изменениями эксплуатационной документации, руководящих и нормативных документов |
| Организация и контроль разработки учебно-методических материалов в соответствии с установленными требованиями |
| Управление документацией в отделе УТП |
| Организация и контроль разработки учебно-методических материалов на основе методологии системного подхода к обучению |
Необходимые умения | Обеспечивать применение современных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Использовать прикладное программное обеспечение |
| Обеспечивать применение подчиненным персоналом методики самооценки профессиональной деятельности |
| Использовать опыт эксплуатации АЭС при разработке учебно-методических материалов |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Руководить работой по выявлению отклонений и несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Осуществлять применение методологии системного подхода к обучению |
| Осуществлять координацию деятельности по профессиональному обучению персонала АЭС с подразделениями АЭС и сторонними организациями |
| Разрабатывать учебно-методические материалы и технические задания на разработку технических средств обучения |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Принципы системного подхода к обучению |
| Требования к оформлению учебно-методических материалов |
| Принципы работы основного и вспомогательного оборудования АЭС |
Другие характеристики | - |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование | Организация процесса разработки технических средств обучения | Код | B/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка технических заданий на разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств обучения |
| Проведение экспертных работ по созданию или модернизации технических средств обучения на этапах: проектирования, разработки и внедрения, принятия в эксплуатацию, допуска к обучению |
| Организация обучения инструкторского персонала УТП и персонала подразделений, привлекаемого к обучению в УТП, работе с техническими средствами обучения |
Необходимые умения | Использовать современные формы и методы профессионального обучения персонала АЭС |
| Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности УТП |
| Использовать опыт эксплуатации оборудования АЭС при проведении профессионального обучения |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Руководить разработкой учебно-методических материалов и технических средств обучения |
| Планировать и координировать разработку технических средств обучения |
| Планировать и координировать работы по модернизации действующих технических средств обучения |
| Производить работы по вводу в эксплуатацию технических средств обучения |
| Разрабатывать документацию для проведения комплексной оценки технических средств обучения |
| Разрабатывать организационно-распорядительную документацию на обучение в УТП и сторонних организациях |
| Разрабатывать годовой план-график работы с персоналом АЭС |
Необходимые знания | Требования на разработку технических средств обучения |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Порядок выполнения работ по модернизации действующих технических средств обучения |
| Требования по вводу в эксплуатацию технических средств обучения |
| Требования охраны труда |
| Характеристики технических средств обучения |
Другие характеристики | - |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование | Организация и контроль процесса профессионального обучения персонала АЭС | Код | B/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль организации обучения персонала АЭС в УТП |
| Проведение учебных курсов, реализация программ профессиональной подготовки поддержания и повышения квалификации персонала |
| Руководство по внедрению и использованию современного прикладного программного обеспечения, моделирующего реальную трудовую деятельность персонала АЭС |
| Контроль разработки и ведения документации в УТП по организации обучения персонала АЭС |
| Использование опыта эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Контроль и анализ занятий с целью повышения качества обучения персонала АЭС |
| Составление рекомендаций по улучшению качества учебного процесса |
| Контроль выполнения внедрения стандарта организации по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Разработка графиков и расписания проведения обучения |
| Контроль разработки и реализации корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Анализ эффективности и качества подготовки персонала АЭС и совершенствование системы его обучения |
Необходимые умения | Применять современные формы и методы профессионального обучения персонала АЭС |
| Использовать опыт по эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Руководить комплексной оценкой процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Планировать и распределять ресурсы, необходимые для реализации учебных программ |
| Контролировать выполнение графиков и расписания проведения обучения |
| Эксплуатировать технические средства обучения и оргтехники |
| Выполнять договоры профессионального обучения и переподготовки персонала в сторонних организациях |
| Контролировать выполнение работ по внедрению стандарта организации по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Контролировать выполнение требований методологии обучения при проведении занятий |
| Разрабатывать организационно-распорядительную документацию на обучение в УТП и сторонних организациях |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Основы психологии управления персоналом |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
| Программное обеспечение, используемое для разработки графиков и расписания проведения обучения |
| Перечень необходимой информации для планирования применения технических средств обучения |
| Методы контроля управленческих решений |
| Требования к организации эксплуатации и техническому обслуживанию технических средств обучения и оргтехники |
| Требования к комплексной оценке обучения |
| Инструкция по проведению экзаменов при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области атомной энергетики |
Другие характеристики | - |
3.2.6. Трудовая функция
Наименование | Организация деятельности по оценке результатов обучения | Код | B/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль процесса обучения и оценка результатов обучения |
| Использование результатов контроля знаний для корректировки обучения |
| Контроль деятельности персонала по самооценке профессионального обучения и повышению квалификации |
| Осуществление контроля разработки годового плана-графика работы с персоналом АЭС |
| Осуществление комплексной оценки процесса подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала |
| Подготовка отчетной документации по результатам профессионального обучения персонала АЭС |
Необходимые умения | Применять современные формы и методы профессионального обучения персонала АЭС |
| Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности УТП |
| Контролировать работы по внедрению и использованию прикладного программного обеспечения |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Планировать и контролировать работу по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Осуществлять комплексную оценку процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Использовать результаты контроля знаний для корректировки обучения |
| Осуществлять обратную связь с руководителями подразделений и обучаемыми работниками по вопросам эффективности проведенного обучения |
| Разрабатывать годовой план-график работы с персоналом АЭС |
Необходимые знания | Процедура самооценки при выполнении профессиональной деятельности |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Требования к проведению внутреннего и внешнего аудита |
| Формы и содержание отчетной документации |
| Процедура получения разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии |
| Процедуры по проведению экзаменов при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии |
Другие характеристики | - |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Управление процессом профессионального обучения персонала АЭС и оценка его результатов | Код | C | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Начальник УТП АЭС |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - специалитет, магистратура |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет работы в должности начальника смены или цеха АЭС |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение подготовки на должность, проверки знаний, инструктажей, стажировки и получения допуска к самостоятельной работе в соответствии с установленным порядком |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 1232 | Руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями |
| 2143 | Инженеры-электрики и инженеры-энергетики |
ЕКС | - | Заместитель главного инженера по подготовке персонала - начальник учебно-тренировочного подразделения атомной станции |
ОКПДТР | 24063 | Менеджер по персоналу |
ОКСО | 010000 | Физико-математические науки |
| 140000 | Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Анализ эффективности качества подготовки персонала АЭС и совершенствование системы обучения | Код | C/01.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Планирование профессионального обучения персонала АЭС на основе анализа эффективности обучения и качества его подготовки |
| Осуществление взаимодействия с подразделениями АЭС и сторонними организациями по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Контроль разработки документации, регламентирующей профессиональное обучение персонала АЭС |
| Осуществление взаимодействия подразделений АЭС при проведении работ по анализу потребности в профессиональном обучении персонала АЭС |
Необходимые умения | Производить анализ применения современных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности УТП |
| Использовать опыт эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Производить оценку процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям |
| Анализировать потребность в обучении персонала АЭС |
| Производить анализ заявок подразделений на обучение персонала АЭС |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Методология принятия управленческих решений |
| Методы анализа выполнения планов и программ, определения их эффективности |
| Основы психологии управления персоналом |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
Другие характеристики | - |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Управление процессом разработки и совершенствования программ профессионального обучения персонала АЭС | Код | C/02.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль разработки программ подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Контроль процесса разработки программ подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала УТП |
| Осуществление разработки программ подготовки на должность работников АЭС |
| Осуществление руководства работой по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Согласование и утверждение программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
Необходимые умения | Обрабатывать собранную информацию для использования в деятельности УТП |
| Внедрять и использовать прикладное программное обеспечение |
| Обеспечивать применение подчиненным персоналом методики самооценки профессиональной деятельности |
| Обеспечивать командное взаимодействие подчиненного персонала |
| Использовать опыт эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Обеспечивать управление документацией в УТП |
| Руководить комплексной оценкой процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Координировать деятельность по профессиональному обучению персонала АЭС с подразделениями АЭС и сторонними организациями |
| Выполнять процедуры согласования и утверждения программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
| Разрабатывать программы подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Разрабатывать план-график работы с персоналом подразделения АЭС |
| Разрабатывать должностные инструкции персонала УТП и положение о деятельности УТП |
| Разрабатывать программы подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала УТП |
| Определять параметры и формулировать критерии проведения систематической оценки процесса подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Планировать применение технических средств обучения |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Методология принятия управленческих решений |
| Процедура самооценки при выполнении профессиональной деятельности |
| Основы психологии управления персоналом |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
| Порядок согласования и утверждения программ профессионального обучения и учебно-методических материалов |
| Требования к содержанию и оформлению годового плана-графика работы с персоналом АЭС |
| Требования к содержанию и оформлению должностных инструкций |
| Требования законодательства Российской Федерации в части осуществления договорной деятельности |
| Программное обеспечение, используемое для разработки графиков и расписания проведения обучения |
| Перечень необходимой информации для планирования применения технических средств обучения |
Другие характеристики | - |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование | Управление процессом разработки учебно-методических материалов | Код | C/03.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль разработки учебно-методических материалов на основе методологии системного подхода и современных методов обучения |
| Контроль использования опыта эксплуатации АЭС при разработке учебно-методических материалов |
| Контроль процессов разработки и реализации корректирующих мероприятий по результатам аудита и предписаниям органов надзора |
| Контроль разработок учебно-методических материалов, включая программы противоаварийных тренировок персонала АЭС с использованием технических средств обучения |
Необходимые умения | Использовать опыт эксплуатации АЭС при разработке учебно-методических материалов |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Руководить работой по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Обеспечивать применение методологии системного подхода к обучению |
| Организовывать работу по разработке документов, регламентирующих профессиональное обучение персонала АЭС |
| Организовывать управление документацией в УТП |
| Обеспечивать координацию деятельности по профессиональному обучению персонала АЭС с подразделениями АЭС и сторонними организациями |
| Руководить разработкой учебно-методических материалов и техническими средствами обучения |
| Руководить обучением инструкторского персонала УТП и персонала подразделений, привлекаемого к обучению |
| Организовывать и контролировать работу по разработке и реализации корректирующих мероприятий по результатам аудита и предписаниям органов надзора |
Необходимые знания | Критерии эффективности различных форм и методов профессионального обучения персонала АЭС |
| Методология принятия управленческих решений |
| Оформление документации учебно-методических материалов |
| Основы психологии управления персоналом |
| Критерии оценки эффективности корректирующих предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Документационное обеспечение управления в области профессионального обучения |
Другие характеристики | - |
3.3.4. Трудовая функция
Наименование | Организация и контроль разработки технических средств обучения | Код | C/04.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль разработки мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Подготовка технических заданий на разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств обучения |
| Обучение инструкторского персонала УТП и персонала подразделений, привлекаемого к обучению в УТП и сторонних организациях, работе с техническими средствами обучения |
| Контроль организации разработки технических средств обучения |
| Осуществление экспертной поддержки работ по созданию или модернизации технических средств обучения на этапах: проектирования, разработки, внедрения, принятия в эксплуатацию, допуска к обучению |
| Контроль работы по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
Необходимые умения | Внедрять и использовать современное прикладное программное обеспечение |
| Использовать опыт эксплуатации АЭС при проведении профессионального обучения |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Руководить работой по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Производить комплексную оценку процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Осуществлять взаимодействие с подразделениями АЭС и сторонними организациями по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Производить работу по разработке и сопровождению учебно-методических материалов и технических средств обучения |
| Осуществлять планирование и координацию работ по разработке технических средств обучения |
| Осуществлять планирование и координацию работ по модернизации действующих технических средств обучения |
| Производить работу по вводу в эксплуатацию технических средств обучения |
| Разрабатывать документацию для проведения комплексной оценки процесса обучения |
| Обеспечивать разработку методических рекомендаций по проведению аудиторных занятий, самоподготовки, практических, тренажерных занятий и занятий с использованием компьютерных обучающих систем |
| Разрабатывать организационно-распорядительную документацию на обучение в УТП и в сторонних организациях |
| Контролировать процесс разработки годового плана-графика работы с персоналом АЭС |
| Контролировать разработку и реализацию корректирующих мероприятий по результатам аудита, комплексной проверке и предписаниям органов надзора |
Необходимые знания | Требования на разработку технических средств обучения |
| Порядок выполнения работ по модернизации действующих технических средств обучения |
| Требования к вводу в эксплуатацию технических средств обучения |
| Требования к квалификации инструкторского персонала, использующего технические средства обучения |
| Требования охраны труда |
Другие характеристики | - |
3.3.5. Трудовая функция
Наименование | Контроль организации профессионального обучения персонала АЭС | Код | C/05.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Получение лицензий (разрешений) органов государственного регулирования безопасности и специализированных организаций на право обучения персонала в УТП АЭС, соблюдения условий действия лицензий |
| Контроль реализации учебных курсов, программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала АЭС |
| Внедрение методологии системного подхода к обучению персонала АЭС |
| Внедрение и использование прикладного программного обеспечения, моделирующего реальную трудовую деятельность персонала АЭС |
| Контроль разработки и ведения документации в УТП по организации обучения персонала АЭС |
| Контроль и анализ занятий с целью повышения качества обучения персонала АЭС |
| Подготовка рекомендаций по улучшению качества учебного процесса |
| Контроль выполнения работ по внедрению стандарта организации по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Контроль разработки графиков и расписания проведения обучения |
| Организация профессионального обучения персонала АЭС в соответствии с годовым планом-графиком работы с персоналом АЭС |
| Контроль разработки и реализации корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
Необходимые умения | Применять современные формы и методы профессионального обучения персонала АЭС |
| Выявлять несоответствия и определять области для улучшения профессионального обучения |
| Обеспечивать применение методологии системного подхода к обучению |
| Разрабатывать документы, регламентирующие профессиональное обучение персонала АЭС |
| Управлять документацией в УТП |
| Производить комплексную оценку процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Осуществлять координацию деятельности по профессиональному обучению персонала АЭС с подразделениями АЭС и сторонними организациями |
| Планировать и распределять ресурсы, необходимые для реализации учебных программ |
| Планировать применение технических средств обучения |
| Контролировать выполнение графиков и расписания проведения обучения |
| Осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание технических средств обучения и оргтехники |
| Осуществлять проведение входного и выходного контроля знаний обучаемых |
| Осуществлять выполнение договоров на профессиональное обучение персонала АЭС в сторонних организациях |
| Выполнять работы по внедрению стандарта организации по профессиональному обучению персонала АЭС |
| Осуществлять разработку организационно-распорядительной документации на обучение в УТП и в сторонних организациях |
| Осуществлять взаимодействие с эксплуатирующей организацией и органами надзора при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии |
| Разрабатывать годовой план-график работы с персоналом АЭС |
| Разрабатывать и реализовывать корректирующие мероприятия по результатам аудита и предписаниям органов надзора |
Необходимые знания | Программное обеспечение, используемое для разработки графиков и расписания проведения обучения |
| Перечень необходимой информации для планирования применения технических средств обучения |
| Методы контроля управленческих решений |
| Требования к организации эксплуатации и техническому обслуживанию технических средств обучения и оргтехники |
| Процедура получения разрешений надзора на право ведения работ в области использования атомной энергии |
| Процедура проведения экзаменов при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии |
Другие характеристики | - |
3.3.6. Трудовая функция
Наименование | Контроль результатов обучения персонала и планирование корректирующих мероприятий | Код | C/06.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль и оценка процесса обучения персонала АЭС |
| Использование результатов контроля знаний для корректировки обучения персонала АЭС |
| Осуществление оценки процесса подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала АЭС |
| Подготовка отчетной документации по результатам профессионального обучения персонала АЭС |
Необходимые умения | Контролировать разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мероприятий для совершенствования учебного процесса |
| Осуществлять руководство по выявлению несоответствий и определению областей для улучшения профессионального обучения |
| Производить оценку процесса подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала по установленным критериям параметров |
| Использовать результаты контроля знаний для корректировки обучения |
| Осуществлять обратную связь с руководителями подразделений и обучаемыми по вопросам эффективности проведенного обучения |
| Оценивать составляющие обучения: учебно-методические материалы, технические средства обучения, программы обучения, условия проведения обучения, методы обучения |
| Разрабатывать комплект документации, представляемый для аудита |
| Анализировать замечания по аудиту системы менеджмента качества |
| Составлять отчетную документацию по результатам систематической оценки обучения персонала АЭС |
| Обеспечивать взаимодействие с эксплуатирующей организацией и органами надзора при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии |
Необходимые знания | Критерии результативности обучения персонала АЭС |
| Критерии оценки эффективности корректирующих и предупредительных мероприятий |
| Основы управления несоответствиями и корректирующими мероприятиями |
| Система документации, регламентирующая профессиональное обучение персонала АЭС |
| Требования к проведению внутреннего и внешнего аудита |
| Формы и содержание отчетной документации |
| Процедура получения разрешений органов надзора на право ведения работ в области использования атомной энергии |
| Процедура проведения экзаменов при получении персоналом АЭС разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", город Москва |
Проректор | Весна Елена Борисовна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | Государственная корпорация по атомной энергетике "Росатом", город Москва |
2 | ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", город Москва |
3 | Филиал ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Нововоронежская атомная станция", город Нововоронеж, Воронежская область |
4 | Филиал ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Ростовская атомная станция", город Волгодонск, Ростовская область |
5 | Филиал ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Калининская атомная станция", город Удомля, Тверская область |
6 | Филиал ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Смоленская атомная станция", город Десногорск, Смоленская область |
7 | Филиал ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Балаковская атомная станция", город Балаково, Саратовская область |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
<4> Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 15 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении документа "Организация работы с персоналом на атомных станциях" (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2006 г., регистрационный N 7582).
<5> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<6> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.