Приказ Минтруда России от 18.09.2024 N 466н Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида и их форм, а также порядка привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида реабилитационных организаций и порядка координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2024 г. N 466н
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
И ИХ ФОРМ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА
И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОРЯДКА
КООРДИНАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВКЛЮЧАЯ
МОНИТОРИНГ ТАКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА В ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью первой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.98 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида согласно приложению N 3 к настоящему приказу;
порядок привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида реабилитационных организаций согласно приложению N 4 к настоящему приказу;
порядок координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г., за исключением пункта 11 подраздела 9 раздела II формы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и пункта 11 подраздела 9 раздела II формы индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, утвержденных настоящим приказом, которые вступают в силу с 1 сентября 2027 г.
А.О.КОТЯКОВ
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 сентября 2024 г. N 466н
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
1. Настоящий порядок устанавливает правила разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида) (далее при совместном упоминании - ИПРА) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главными бюро медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро), и реализацию ИПРА органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реабилитационными организациями.
2. ИПРА содержит комплекс оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, формирование или восстановление способностей инвалида (ребенка-инвалида) к выполнению определенных видов деятельности, включая обеспечение:
техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду <1>;
--------------------------------
<1> Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду);
реабилитационными и абилитационными мероприятиями, техническими средствами реабилитации, товарами и услугами, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации (независимо от организационно-правовых форм);
рекомендуемыми товарами и услугами, предназначенными для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала <2>;
--------------------------------
<2> Пункт 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380.
а также сроки и порядок их реализации.
3. ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма, реабилитационного и абилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
4. По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного должностного лица, гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в разработке ИПРА могут принимать участие с правом совещательного голоса представители реабилитационных организаций, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, организаций, оказывающих протезно-ортопедическую помощь (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности), работодатели, педагоги и другие специалисты.
В случаях, требующих применения сложных специальных видов обследования, гражданин может быть направлен с целью получения консультации для разработки или коррекции ИПРА - в главное бюро (Федеральное бюро), в части вынесения рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации - в организации, оказывающие протезно-ортопедическую помощь вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.
5. Разработка ИПРА состоит из этапов:
1) первый этап включает комплекс следующих мероприятий:
проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;
определение реабилитационного и абилитационного прогноза;
2) второй этап включает определение комплекса оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включая технические средства реабилитации, реабилитационные мероприятия, товары и услуги, позволяющие инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей; установление сроков и порядка реализации комплекса оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида); определение цели комплексной реабилитации и абилитации.
Определение комплекса оптимальных для инвалида мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется с учетом:
а) рекомендуемых медицинской организацией мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу <3>;
--------------------------------
<3> Форма N 088/у "Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией", утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 488н/551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70900).
б) заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
в) перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров технических средств реабилитации <4> (далее - перечень показаний), в части рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;
--------------------------------
<4> Части третья и шестнадцатая статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
г) рекомендаций по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду);
д) рекомендаций по обеспечению товарами и услугами, предназначенными для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее - товары и услуги за счет средств материнского капитала), при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение вышеуказанных товаров и услуг;
е) показаний для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) <5>;
--------------------------------
<5> Пункт 5.1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
ж) заключений реабилитационных организаций <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 4 Примерных требований к организации деятельности реабилитационных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 885.
6. ИПРА разрабатывается на срок, на который установлена группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид").
Срок, в течение которого рекомендуется проведение мероприятий и оказание услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), не должен превышать срока действия ИПРА.
7. При изменении состояния здоровья инвалида (ребенка-инвалида), влекущем необходимость изменения содержания ИПРА в части мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), в том числе по обеспечению техническими средствами реабилитации, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и разрабатывается новая ИПРА.
8. При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также рекомендаций по профессиональной, социальной, социокультурной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной ИПРА разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), изменением исполнителя мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также в целях устранения технических ошибок (описки, опечатки, грамматической, арифметической ошибки) по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) или обращениям организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), или распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной ИПРА разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
При необходимости внесения изменений в ИПРА в связи с определением целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной ИПРА разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и без проведения дополнительного освидетельствования (если с момента предыдущего освидетельствования прошло не более трех лет) по данным, имеющимся в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина <7>.
--------------------------------
<7> Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 389н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2022 г., регистрационный N 70120), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 203н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2024 г., регистрационный N 78258).
При необходимости включения в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах за счет средств материнского капитала, по заявлению ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается новая ИПРА ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Разработка новой ИПРА ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах за счет средств материнского капитала осуществляется на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг за счет средств материнского капитала, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.
В случае если в ИПРА ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о нуждаемости ребенка-инвалида в их приобретении на основании сведений об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка, полученных от медицинской организации в рамках программы дополнительного обследования <8> посредством направления межведомственного запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <9>.
--------------------------------
<8> Форма программы дополнительного обследования гражданина, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2022 г. N 326н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69554).
<9> Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697.
Формирование программы дополнительного обследования не требуется, если заявление о включении в ИПРА ребенка-инвалида товаров и услуг за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, поступило в течение одного года с даты выдачи указанной ИПРА ребенка-инвалида бюро (главным бюро, Федеральным бюро). В этом случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, принимается на основании имеющихся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведений предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида.
При получении из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам (детям-инвалидам) и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, запроса на уточнение в ИПРА ранее рекомендованного технического средства реабилитации <10> в части приведения вида, наименования и характеристик (параметров) данного технического средства реабилитации в соответствие с перечнем показаний взамен ранее выданной ИПРА разрабатывается новая ИПРА. Разработка новой ИПРА осуществляется без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу <11>.
--------------------------------
<10> Пункт 4(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
<11> Абзац десятый пункта 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.
При выявлении у инвалида (ребенка-инвалида) медицинских противопоказаний для обеспечения техническим средством реабилитации, по которому поступил вышеуказанный запрос, осуществляется подбор иного показанного технического средства реабилитации, направленного на компенсацию тех же ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым, вторым и третьим настоящего пункта.
Разработка новой ИПРА с включением рекомендаций о показанных технических средствах реабилитации осуществляется исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала, с использованием перечня показаний, с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений и реабилитационного потенциала.
При необходимости уточнения клинико-функциональных данных инвалида (ребенка-инвалида) составляется программа дополнительного обследования.
Изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, не осуществляется.
9. При формировании ИПРА данные отмечаются условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
В строке "ИПРА инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА инвалида и в строке "ИПРА ребенка-инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА ребенка-инвалида указываются номер и дата формирования ИПРА.
В разделе I "Общие данные" ИПРА указываются общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде) в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина, а также сведения об установленной группе инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), целевой реабилитационной группе, реабилитационном и абилитационном потенциале и прогнозе, степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности, целях реализации мероприятий и оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
В пункте 18.6 раздела I ИПРА инвалида указывается дата, до которой установлена инвалидность (день, месяц, год), - первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается отметка "бессрочно" при первичном и повтором освидетельствовании.
В пункте 18.2 раздела I ИПРА ребенка-инвалида указывается дата, до которой установлена категория "ребенок-инвалид" (день, месяц, год), - первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается отметка "до достижения возраста 18 лет" при первичном и повтором освидетельствовании.
В разделе II "Основные направления комплексной реабилитации и абилитации" ИПРА указываются сведения о нуждаемости (ненуждаемости) инвалида (ребенка-инвалида) в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ребенка-инвалида), а также мероприятия и условия для формирования, восстановления или компенсации способностей инвалида (ребенка-инвалида) к выполнению определенных видов деятельности, направленные на создание инвалиду (ребенку-инвалиду) равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В графу "Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг" таблиц подразделов 1 - 6 раздела II ИПРА и графах "Печень ТСР (код, наименование и параметры ТСР)" и "Кодировка ТСР" таблиц подраздела 7 раздела II ИПРА вносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
В графах "Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий и оказание услуг" и "Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг" таблиц подразделов 1 - 7 раздела II ИПРА указывается срок, в течение которого проводятся мероприятия и оказываются услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
В графах "Исполнитель мероприятий и услуг" и "Исполнитель предоставления ТСР и услуг" таблиц подразделов 1 - 7 раздела II ИПРА указывается исполнитель мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, содействия занятости населения, культуры, физической культуры и спорта, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, инвалид (ребенок-инвалид) (его законный или уполномоченный представитель) либо другие лица или организации (независимо от организационно-правовых форм).
В подразделе 1 "Медицинская реабилитация" раздела II ИПРА заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по медицинской реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) выносится с учетом заключений медицинской организации о рекомендуемых мероприятиях по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.
В подразделе 2 "Протезно-ортопедическая помощь" раздела II ИПРА заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в оказании протезно-ортопедической помощи инвалиду (ребенку-инвалиду) выносится с учетом заключений медицинской организации о рекомендуемых мероприятиях по протезированию, ортезированию и слухопротезированию, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.
В подразделе 3 "Профессиональная реабилитация и абилитация" раздела II ИПРА указываются заключения о нуждаемости (ненуждаемости) в профессиональной ориентации, содействии в получении общего образования, профессионального образования, прохождении профессионального обучения, трудоустройстве, производственной адаптации, а также сведения об информировании инвалида (ребенка-инвалида) о возможности трудоустройства, организации сопровождаемой трудовой деятельности <12> и выносятся рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, условиях труда и рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида (ребенка-инвалида).
--------------------------------
<12> Пункт 3 Порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 августа 2023 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 октября 2023 г., регистрационный N 75721).
В рекомендациях ИПРА о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма инвалида (ребенка-инвалида), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных по столбцу "Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности" таблицы, являются показанными для подбора инвалиду (ребенку-инвалиду) с учетом нарушенных функций организма.
В подразделе 4 "Социальная реабилитация и абилитация" раздела II ИПРА указываются заключения о нуждаемости (ненуждаемости) в социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации, сведения об информировании инвалида (ребенка-инвалида) о возможности организации социальной занятости <13>, рекомендации по оборудованию жилого помещения специальными средствами и приспособлениями.
--------------------------------
<13> Подпункт "а" пункта 4 Примерного порядка организации социальной занятости инвалидов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 г. N 605н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2023 г., регистрационный N 74979).
Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни выносится в отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, и ребенка-инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего услуги в стационарной форме социального обслуживания, являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, по достижении им возраста 18 лет.
В подразделе 5 "Социокультурная реабилитация и абилитация" раздела II ИПРА указывается заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации.
В подразделе 6 "Физическая реабилитация и абилитация с использованием средств физической культуры и спорта" раздела II ИПРА указывается заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг по физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта.
В подразделе 7 "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации и абилитации" раздела II ИПРА указываются рекомендации:
по техническим средствам реабилитации и услугам, предоставляемым инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, на основании перечня показаний с указанием технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации с учетом индивидуальных особенностей, характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма, полученные в ходе проведенной реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации и абилитации, предоставляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации и абилитации, предоставляемым за счет собственных средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности).
Технические характеристики и конструктивные особенности технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, определяются с использованием электронного каталога технических средств реабилитации, функции по формированию и ведению которого осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации <14>.
--------------------------------
<14> Пункт 3(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
10. ИПРА формируется в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - Единая цифровая платформа) <15> в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица и направляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
--------------------------------
<15> Пункт 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.
В случае невозможности направления ИПРА в личный кабинет на едином портале, а также по желанию инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), ИПРА на бумажном носителе направляется инвалиду (ребенку-инвалиду) (его законному или уполномоченному представителю) заказным почтовым отправлением или выдается на руки в бюро (главном бюро, Федеральном бюро). При распечатывании ИПРА допускается вывод на печать только заполненных полей ИПРА.
По заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро (главное бюро, Федеральное бюро), в том числе в электронной форме с использованием единого портала, ему не позднее следующего рабочего дня со дня подачи указанного заявления (в зависимости от выбранного им варианта получения) ИПРА выдается на бумажном носителе либо направляется в личный кабинет на едином портале в виде электронного документа.
11. В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, инвалид (ребенок-инвалид) (его законный или уполномоченный представитель) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.
12. При реализации ИПРА обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), динамическое наблюдение и оценка эффективности реализации ИПРА.
13. Исполнителям, определенным в ИПРА ответственным за реализацию мероприятий и оказание услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), на Единой цифровой платформе обеспечивается доступ к следующим сведениям, содержащимся в ИПРА:
б) рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком-инвалидом), специальными средствами и приспособлениями;
в) виды помощи, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид) для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами;
г) заполненные подразделы раздела II "Основные направления комплексной реабилитации и абилитации" ИПРА, исполнителем которых определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний, медицинская организация, в которую под надзор помещен инвалид (ребенок-инвалид), организация социального обслуживания, в которой инвалид (ребенок-инвалид) получает социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания:
территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - в части протезно-ортопедической помощи, товаров и услуг за счет средств материнского капитала <16>, заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) <17>, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;
--------------------------------
<16> Пункт 5(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380.
<17> Статья 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части медицинской реабилитации, протезно-ортопедической помощи, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, технических средств реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), помещенного под надзор в медицинскую организацию;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части профессиональной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения - в части социальной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), организации сопровождаемой трудовой деятельности, обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета (в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации), обеспечения инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рекомендаций о товарах и услугах за счет средств материнского капитала;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере содействия занятости населения - в части профессиональной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры - в части социокультурной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта - в части физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта инвалида (ребенка-инвалида);
территориальному органу Федеральной службы исполнения наказаний - в части всех основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении инвалида (ребенка-инвалида).
14. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний в трехдневный срок со дня поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), предусмотренных ИПРА, или при получении сведений с Единой цифровой платформы организуют работу по проведению мероприятий и оказанию услуг в соответствии со стандартами оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с учетом целевых реабилитационных групп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия и с привлечением реабилитационных организаций (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и ведомственной принадлежности).
15. Сведения об исполнении ИПРА органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний размещаются на Единой цифровой платформе <18> не позднее чем за 2 месяца до дня истечения установленного срока инвалидности, а в отношении граждан, которым инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования, - по результатам проведения мероприятий и оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), но не реже одного раза в год, в том числе в случае, если мероприятия не проводились (услуги не оказывались).
--------------------------------
<18> Часть десятая статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До возникновения технической возможности и готовности исполнителя, ответственного за проведение мероприятий и оказание услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), направлять сведения об исполнении ИПРА на Единую цифровую платформу, данные сведения формируются и направляются на бумажном носителе в бюро.
16. Оценка эффективности реализации ИПРА осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с использованием критериев оценки эффективности реализации ИПРА <19> на основании сведений, поступивших от определенных в ИПРА исполнителей, о проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
--------------------------------
<19> Пункт 5.1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Оценка эффективности реализации ИПРА осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и вносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
17. При обработке персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний должны:
а) соблюдать конфиденциальность персональных данных и принимать необходимые организационные и технические меры по обеспечению их безопасности;
б) обеспечивать защиту обрабатываемых персональных данных в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 сентября 2024 г. N 466н
(наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы) | |||||||||||||||||||
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида <1> | |||||||||||||||||||
ИПРА инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г. | |||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
6. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается | |||||||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | |||||||||||||||||||
8. Наименование территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации: ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу: _____________________________________________ 10. Основной государственный регистрационный номер медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу: _____________________
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя инвалида: _________________________________
17.3. выполняемая работа на день проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности): ___________________________
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
19. Реабилитационный или абилитационный потенциал: | |||||||||||||||||||||
20. Реабилитационный или абилитационный прогноз: | |||||||||||||||||||||
21. Выявленные ограничения основных категорий жизнедеятельности <2>: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг | |
Нуждаемость в восстановлении или компенсации нарушенных (отсутствующих) функций организма: | |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг | Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий и оказание услуг | |
О порядке организации социальной занятости проинформирован при личном присутствии на освидетельствовании |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий | Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий | |
7. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
7.1. Рекомендуемые технические средства реабилитации <3> и услуги, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета |
7.2. Рекомендуемые ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации |
Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг | |||
(код, наименование и параметры ТСР) | |||
Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг | |||
(главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы (должностное лицо, уполномоченное руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) | ||||
--------------------------------
<2> Пункты 6 и 7 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 374н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2024 г., регистрационный N 79273).
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 сентября 2024 г. N 466н
(наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы) | |||||||||||||||||||
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида <1> | |||||||||||||||||||
ИПРА ребенка-инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3. Возраст (число полных лет, для ребенка в возрасте до 1 года - число полных месяцев): | |||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
6. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается | |||||||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | |||||||||||||||||||
8. Наименование территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации: ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу: _________________________ 10. Основной государственный регистрационный номер медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу: _____________
11. Адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания): | |||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | |||||||||||||||
16. Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида: ___________________________________________ (заполняется при наличии законного (уполномоченного) представителя)
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида: _________________________
17.3. выполняемая работа на день проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности): | ||||||||||||||
18.2. категория "ребенок-инвалид" установлена | ||||||||||||||
19. Реабилитационный или абилитационный потенциал: | ||||||||||||||
20. Реабилитационный или абилитационный прогноз: | ||||||||||||||
21. Выявленные ограничения основных категорий жизнедеятельности <2>: |
II. Основные направления комплексной реабилитации и абилитации |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА ребенка-инвалида: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг | |
Нуждаемость в восстановлении или компенсации нарушенных (отсутствующих) функций организма: | |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА ребенка-инвалида: |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА ребенка-инвалида: |
Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА ребенка-инвалида: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг | Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий и оказание услуг | |
О порядке организации социальной занятости проинформирован при личном присутствии на освидетельствовании __ __________ 20__ г. |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА ребенка-инвалида: |
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий | Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий | |
7. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации и абилитации |
При участии представителя реабилитационной организации или иной организации в разработке ИПРА инвалида: |
7.1. Рекомендуемые технические средства реабилитации <3> и услуги, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета |
7.2. Рекомендуемые ТСР и услуги по реабилитации и абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации |
Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг | |||
Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг | |||
7.4. Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала) |
(главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы (должностное лицо, уполномоченное руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) | ||||
--------------------------------
<1> Далее - ИПРА ребенка-инвалида.
<2> Пункты 6 и 7 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 374н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2024 г., регистрационный N 79273).
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 сентября 2024 г. N 466н
ПРИВЛЕЧЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Настоящий Порядок устанавливает для федеральных учреждений медико-социальной экспертизы: Федерального бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главных бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главных бюро медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро (далее - бюро), правила привлечения реабилитационных организаций к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида) (далее при совместном упоминании - ИПРА) в целях определения комплекса оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также порядка их реализации.
2. Руководителем (заместителем руководителя) реабилитационной организации для участия в разработке ИПРА определяется должностное лицо (должностные лица) или структурное подразделение (структурные подразделения), уполномоченные действовать от лица реабилитационной организации (далее - представитель реабилитационной организации).
3. Решение о привлечении реабилитационной организации к разработке ИПРА принимается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным должностным лицом в ходе проведения медико-социальной экспертизы.
Привлечение реабилитационных организаций к разработке ИПРА осуществляется при сложных случаях по результатам реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики для определения комплекса оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и определение технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации, и для определения исполнителя мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
4. Привлечение реабилитационных организаций осуществляется по сферам деятельности:
в части медицинской реабилитации - медицинские организации системы здравоохранения;
в части протезно-ортопедической помощи - организации в сфере здравоохранения, протезно-ортопедические предприятия вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности;
в части профессиональной реабилитации и абилитации - государственные службы занятости населения, образовательные организации;
в части социальной реабилитации и абилитации - организации в сфере социальной защиты населения;
в части социокультурной реабилитации и абилитации - организации в сфере культуры;
в части физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта - организации в сфере физической культуры и спорта.
5. Представитель реабилитационной организации обладает правом совещательного голоса и вносит рекомендации для разработки ИПРА в части определения комплекса мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в пределах своей компетенции (далее - рекомендации для ИПРА).
6. При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина представитель реабилитационной организации принимает очное участие в разработке ИПРА и вносит рекомендации для ИПРА в устной форме, которые указываются в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина <1>, или - в простой письменной форме, которые приобщаются к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
--------------------------------
<1> Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 389н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2022 г., регистрационный N 70120), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 230н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2024 г., регистрационный N 78258).
При проведении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина представитель реабилитационной организации принимает заочное участие в разработке ИПРА и вносит рекомендации для ИПРА в простой письменной форме, которые направляются в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) и приобщаются к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Рекомендации для ИПРА могут быть направлены представителем реабилитационной организации посредством почтовой связи, по адресу электронной почты бюро (главного бюро, Федерального бюро), а также в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия <2>.
--------------------------------
<2> Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697.
7. Гражданин, в отношении которого проводится медико-социальная экспертиза, его законный или уполномоченный представитель имеют право пригласить для участия в разработке ИПРА представителя реабилитационной организации соответствующей сферы деятельности.
8. Запрос об участии представителя реабилитационной организации в разработке ИПРА (далее - запрос) направляется бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в реабилитационную организацию в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка, и включает:
а) наименование бюро (главного бюро, Федерального бюро);
б) фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, в отношении которого проводится медико-социальная экспертиза, его дата рождения и адрес места жительства;
в) требуемая сфера деятельности реабилитационной организации;
г) цель участия реабилитационной организации;
д) дата, время, место и форма проведения медико-социальной экспертизы.
Реабилитационная организация в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса направляет в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) подтверждение об участии представителя реабилитационной организации в проведении медико-социальной экспертизы (с личным присутствием гражданина) или письменные рекомендации для ИПРА (в случае проведения медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина).
Подтверждение об участии представителя реабилитационной организации в проведении медико-социальной экспертизы и рекомендации для ИПРА могут быть направлены посредством почтовой связи, по адресу электронной почты бюро (главного бюро, Федерального бюро), а также в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае невозможности представителя реабилитационной организации принять участие в разработке ИПРА при проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина рекомендации реабилитационной организации для ИПРА направляются в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) в простой письменной форме и приобщаются к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
9. Взаимодействие бюро (главного бюро, Федерального бюро) и реабилитационных организаций осуществляется посредством межведомственного взаимодействия в электронном виде или на бумажном носителе.
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 сентября 2024 г. N 466н
КООРДИНАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА,
ВКЛЮЧАЯ МОНИТОРИНГ ТАКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА В ВЫСШИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида) (далее при совместном упоминании - ИПРА), мониторинг такой реализации, а также порядок представления информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и взаимодействия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленных сферах деятельности, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при реализации ИПРА.
2. Целями координации реализации ИПРА являются:
организация взаимодействия главных бюро медико-социальной экспертизы по соответствующим субъектам Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главных бюро медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро (далее - бюро), органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реабилитационных организаций и территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для создания оптимальных условий реализации возложенных на них ИПРА полномочий по проведению мероприятий и оказанию услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
проведение ежегодного мониторинга реализации ИПРА в субъекте Российской Федерации с последующим предоставлением информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
3. Координация реализации ИПРА осуществляется:
а) посредством взаимодействия бюро (главных бюро) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
при привлечении реабилитационных организаций к разработке ИПРА;
при определении оптимального реабилитационного маршрута инвалида (ребенка-инвалида), в том числе нуждающегося в сопровождении при проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
по иным вопросам, возникающим при реализации ИПРА (по запросу одной из сторон);
б) посредством взаимодействия бюро (главных бюро) с территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при обеспечении техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в том числе нуждающегося в сопровождении при проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
4. Ежегодный мониторинг реализации ИПРА в субъекте Российской Федерации осуществляется бюро и главным бюро на основании сведений о реализации ИПРА, размещаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" <1> (далее - сведения, размещаемые на Единой цифровой платформе).
--------------------------------
<1> Часть девятая статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
5. По итогам проведения анализа сведений, размещаемых на Единой цифровой платформе, главным бюро формируется информационно-аналитическая справка и направляется в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Информационно-аналитическая справка содержит следующие сведения:
анализ потребности инвалидов в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованных в ИПРА инвалида, за отчетный период, в том числе в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года;
анализ потребности детей-инвалидов в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованных в ИПРА ребенка-инвалида, за отчетный период, в том числе в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года;
анализ неисполненных ИПРА инвалида в части проведения мероприятий и оказания услуг по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованных в выданных ИПРА инвалида, за отчетный период, в том числе в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года;
анализ неисполненных ИПРА детей-инвалидов в части проведения мероприятий и оказания услуг по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованных в выданных ИПРА ребенка-инвалида, за отчетный период, в том числе в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года.
Информационно-аналитическая справка может быть направлена посредством почтовой связи по адресу высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия <2>.
--------------------------------
<2> Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления