Приказ Минюста России от 01.02.2017 N 9 (ред. от 24.08.2021) "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований"
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2017 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА
РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В целях реализации Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3108; 2007, N 43, ст. 5084; 2011, N 48, ст. 6730; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 35) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
приказ Минюста России от 31.05.2012 N 88 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований";
пункт 2 приложения "Изменения, вносимые в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации" к приказу Минюста России от 21.09.2015 N 219 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации".
А.В.КОНОВАЛОВ
приказом Минюста России
от 01.02.2017 N 9
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА
РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - Рекомендации) разработаны для использования территориальными органами Минюста России (далее - территориальный орган) при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - государственная регистрация, устав, муниципальный правовой акт соответственно).
2. Должностные обязанности по осуществлению государственной регистрации рекомендуется закрепить в должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего территориального органа, осуществляющего государственную регистрацию.
3. Для учета документов, представленных на государственную регистрацию, рекомендуется вести Книгу регистрации уставов (приложение N 1).
Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или муниципального правового акта, в том числе о зарегистрированном уставе или муниципальном правовом акте, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или муниципального правового акта и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) устава или муниципального правового акта.
4. Возврат устава или муниципального правового акта главе муниципального образования рекомендуется осуществлять сопроводительным письмом территориального органа с подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или заместителя начальника территориального органа с указанием оснований возврата, установленных частью 5 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", в течение пяти рабочих дней со дня поступления устава или муниципального правового акта в территориальный орган.
5. Решение о государственной регистрации принимается на основании проверки соответствия устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава или муниципального правового акта, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта <1> (далее - проверка на соответствие действующему законодательству).
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Проверка на соответствие действующему законодательству проводится на дату государственной регистрации устава или муниципального правового акта. <2>
--------------------------------
<2> Пункт 1 части 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
6. Решение о государственной регистрации рекомендуется оформлять в виде заключения территориального органа о государственной регистрации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Рекомендациям), подписанного начальником территориального органа (лицом, исполняющим его обязанности), после проведенной проверки указанных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
В заключении о государственной регистрации рекомендуется отражать следующие сведения:
оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 42) порядка принятия устава или муниципального правового акта;
соответствие содержания устава требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в уставе или муниципальном правовом акте;
вывод о возможности государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
7. Результаты антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта отражаются в заключении о государственной регистрации или заключении об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта (приложение N 3).
При проведении антикоррупционной экспертизы уставов или муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965, N 30, ст. 4604).
8. Абзац утратил силу. - Приказ Минюста России от 24.08.2021 N 144.
С учетом требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" рекомендуется вносить устав или муниципальный правовой акт в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в день подписания заключения о государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
9. Утратил силу. - Приказ Минюста России от 24.08.2021 N 144.
10. Если в результате проверки на соответствие действующему законодательству сделан вывод о противоречии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта и (или) о наличии в уставе или муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов, территориальный орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации <3>.
--------------------------------
<3> Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Решение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется в виде заключения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с указанием причин отказа.
При описании норм устава или муниципального правового акта указываются положения (абзац, подпункт, пункт, статья) устава или муниципального правового акта, не соответствующие федеральному законодательству и (или) законодательству субъекта Российской Федерации, а также содержание выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с одним экземпляром устава или муниципального правового акта, представленных на государственную регистрацию, вручается главе муниципального образования или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направляется почтовой связью в пятидневный срок со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
Экземпляр устава или муниципального правового акта и документы, представленные для государственной регистрации, рекомендуется сохранять в территориальном органе для представления в Минюст России в связи с возможностью оспаривания решения территориального органа об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
11. Уставы или муниципальные правовые акты рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:
содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставами или муниципальными правовыми актами;
не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.
12. Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава или муниципального правового акта, рекомендуется считать:
принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления;
принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава или муниципального правового акта.
13. Уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации <4> (далее - уведомление) в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или его заместителя, может быть направлено посредством системы межведомственного электронного документооборота субъекта Российской Федерации либо по электронной почте (с официального адреса электронной почты территориального органа).
--------------------------------
<4> часть 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3108; 2020, N 50, ст. 8056).
Уведомление на бумажном носителе может быть вручено главе муниципального образования или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направлено почтовой связью заказным письмом.
При получении уведомления лично на втором экземпляре уведомления, который хранится в номенклатурном деле территориального органа, рекомендуется проставлять подпись соответствующего получателя, его должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) и дату.
14. После государственной регистрации один экземпляр устава или муниципального правового акта и необходимые для государственной регистрации документы хранятся в номенклатурном деле устава.
В территориальном органе рекомендуется формировать архивный фонд зарегистрированных уставов, муниципальных правовых актов. Изменяющие, приостанавливающие и отменяющие действие устава муниципальные правовые акты подшиваются в номенклатурное дело устава.
15. Копию устава или муниципального правового акта, которая выдается главе муниципального образования по его заявлению в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", рекомендуется заверять путем проставления в правом верхнем углу копии титульного листа устава (первого листа муниципального правового акта) надписи "Копия верна", скрепляемой оттиском печати территориального органа с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, и подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности).
к Методическим рекомендациям
по проведению территориальными
органами Минюста России
государственной регистрации
уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы
муниципальных образований
Книга регистрации уставов муниципальных образований
В графе "Порядковый номер" проставляется соответствующий порядковый номер (1, 2, 3 и т.д.).
В графе "Входящий номер и дата приема" проставляются номер и дата, которые содержатся в журнале учета входящей корреспонденции территориального органа.
В графе "Наименование устава или муниципального правового акта" проставляется наименование названных актов с реквизитами.
В графе "Поступившие документы" указывается перечень поступивших документов:
1) устав или муниципальный правовой акт;
2) протокол решения Совета депутатов о принятии устава или муниципального правового акта;
3) иные представленные на государственную регистрацию документы.
В графе "Заявитель" указываются следующие данные:
в случае предоставления документов главой муниципального образования - фамилия, инициалы главы муниципального образования;
в случае получения документов почтовой связью - фамилия, инициалы главы муниципального образования, номер и дата уведомления (заказного письма) о получении документов или дата получения простого письма.
В графе "Документы принял" указываются фамилия и инициалы федерального государственного гражданского служащего территориального органа, ответственного за ведение Книги регистрации уставов.
В графе "Принятое решение" указывается следующее: при осуществлении государственной регистрации - "зарегистрирован", при отказе в государственной регистрации - "отказ в государственной регистрации", при возврате - "возврат документов".
В данной графе также указывается либо дата государственной регистрации, либо дата заключения об отказе в государственной регистрации, либо дата возврата документов.
к Методическим рекомендациям
по проведению территориальными
органами Минюста России
государственной регистрации
уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы
муниципальных образований
Общий бланк территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации Заключение о государственной регистрации ________________________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) <5> Главным управлением (Управлением) Минюста России по ___________________________________________________________________________ (наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации) на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 25 (Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26), проведена проверка ___________________________________________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения порядка его принятия и наличия корупциогенных факторов. Дать оценку соблюдения установленного порядка принятия устава или муниципального правового акта с учетом положений пункта 12 Рекомендаций, а также порядка опубликования его проекта. Отразить соответствие содержания устава или муниципального правового акта требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Отразить результаты антикоррупционной экспертизы (наличие или отсутствие коррупциогенных факторов). На основании изложенного ______________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу (конституции) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, не содержит коррупциогенных факторов и подлежит включению в государственный реестр уставов муниципальных образований с присвоением ему государственного регистрационного номера. Начальник (исполняющий обязанности начальника) ___________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
--------------------------------
<5> Вид акта, наименование представительного органа, дата, номер, наименование акта.
к Методическим рекомендациям
по проведению территориальными
органами Минюста России
государственной регистрации
уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы
муниципальных образований
Бланк письма Адресат территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации ЗАКЛЮЧЕНИЕ об отказе в государственной регистрации ___________________________________________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) Главным управлением (Управлением) Минюста России по ___________________________________________________________________________ (наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации) на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 25 (Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26), и проведенной проверки соблюдения порядка принятия _______________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) и его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации и (или) наличия коррупциогенных факторов установлено следующее. Представленный ________________________________________________________ (реквизиты устава или муниципального правового акта) принят с нарушением порядка его принятия, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержит следующие коррупциогенные факторы, противоречит действующему законодательству по следующим основаниям <6>: _____________________________________________________________________. (содержание оснований) На основании изложенного в государственной регистрации _________________________________________________________________ отказано. (реквизиты устава или муниципального правового акта) Предлагаем устранить выявленные нарушения порядка принятия _____________________________________________________________, привести его (реквизиты устава или муниципального правового акта) в соответствие с действующим законодательством, устранить выявленные коррупциогенные факторы <7>. Начальник (исполняющий обязанности начальника) ___________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи)
--------------------------------
<6> Рекомендуется выбрать основание (основания) отказа в государственной регистрации устава или муниципального правового акта, которое (которые) выявлены в результате проверки.
<7> Рекомендуется выбрать соответствующее предложение (соответствующие предложения) в зависимости от основания (оснований) отказа в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
к Методическим рекомендациям
по проведению территориальными
органами Минюста России
государственной регистрации
уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы
муниципальных образований
Утратило силу. - Приказ Минюста России от 24.08.2021 N 144.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления