Приказ Минюста России от 24.07.2009 N 228 (ред. от 15.08.2016) "О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений"
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 июля 2009 г. N 228
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях повышения эффективности и качества работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений при рассмотрении дел арбитражными судами, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, антимонопольными органами приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (Приложение N 1) и Форму представления предложений по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (Приложение N 2).
2. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по вопросам:
федеральной государственной гражданской службы, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений - на Департамент государственной службы и кадров (Васягин В.П.);
государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - на Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.);
финансово-хозяйственной деятельности - на Департамент управления делами (Румянцев С.А.);
государственной регистрации некоммерческих организаций - на Департамент по делам некоммерческих организаций (Милушкин С.Ю.);
адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также деятельности государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России - на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.);
деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации - на аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (Федоров А.М.);
деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб (за исключением методического обеспечения) - на Федеральную службу исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) и Федеральную службу судебных приставов (Парфенчиков А.О.);
иной деятельности - на соответствующие структурные подразделения Минюста России по поручению Министра юстиции Российской Федерации.
3. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных государственных учреждений при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства на Департамент управления делами (Румянцев С.А.).
4. Возложить обязанности по методическому обеспечению работы ФССП России и ФСИН России по защите интересов Минюста России на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.) и Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.) соответственно.
5. Руководителям структурных подразделений Минюста России:
в соответствии с компетенцией организовать формирование соответствующих номенклатурных дел;
ежегодно до 1 марта представлять в Департамент организации и контроля аналитическую записку о состоянии работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений и предложения по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в Приложении N 2;
при проведении проверок территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и учреждений анализировать работу по судебной защите интересов Минюста России с отражением результатов в итоговых документах проверок.
6. Департаменту организации и контроля (Козленко Н.С.) осуществлять анализ и обобщение аналитических записок структурных подразделений Минюста России, по результатам которых ежегодно до 1 апреля представлять сводный отчет Министру юстиции Российской Федерации.
7. Начальникам территориальных органов Минюста России, руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений:
ежегодно до 30 января представлять в структурные подразделения Минюста России в соответствии с их компетенцией информацию о состоянии работы по судебной защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, правоприменительной (в том числе судебной) практике, результатах рассмотрения частных определений суда, выявленных нарушениях с предложениями по устранению их причин и условий, а также о результатах работы по исполнению судебных решений и предписаний антимонопольных органов вместе с предложениями по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в Приложении N 2.
8. Признать утратившим силу Приказ Минюста России от 25.08.2005 N 140 "О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений в судах и арбитражных судах".
9. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Министра А.В. Федорова.
А.В.КОНОВАЛОВ
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 24 июля 2009 г. N 228
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов Минюста России (далее - территориальные органы), подведомственных ему федеральных служб (далее - федеральные службы) и федеральных государственных учреждений (далее - учреждения).
2. Руководители структурных подразделений Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в соответствии с компетенцией:
организуют и осуществляют защиту интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судах, а также при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
принимают в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для урегулирования спорных вопросов до рассмотрения в суде и антимонопольном органе;
осуществляют контроль за подготовкой к участию в судебных заседаниях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие), работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;
обеспечивают участие надлежаще подготовленных сотрудников, государственных служащих, работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судебных заседаниях и при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
принимают необходимые меры по обжалованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судебных и иных актов, нарушающих интересы Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;
разрешают вопросы по обеспечению исполнения судебных решений и предписаний антимонопольных органов, а также иные вопросы, связанные с защитой интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений.
II. Порядок подготовки к судебному разбирательству
(рассмотрению дела антимонопольным органом)
3. Представление интересов Минюста России обеспечивается сотрудниками, государственными служащими, работниками Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений на основании доверенности с подписью Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр), оформленной в установленном порядке.
4. Подготовка доверенностей на представление интересов Минюста России в судах и антимонопольных органах осуществляется для сотрудников, государственных служащих, работников:
Минюста России, территориальных органов и учреждений - структурным подразделением Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом судебного разбирательства (рассмотрения антимонопольным органом), на основании служебной записки его руководителя, согласованной с курирующим заместителем Министра;
ФСИН России - на основании служебной записки директора Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний, согласованной с курирующим заместителем Министра;
ФССП России - на основании служебной записки директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, согласованной с курирующим заместителем Министра.
5. В случае предъявления требований непосредственно к территориальному органу, федеральной службе или учреждению либо инициирования ими обращения в суд без привлечения Минюста России в качестве лица, участвующего в деле, доверенность подписывается начальником соответствующего территориального органа, директором федеральной службы, руководителем учреждения.
6. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию (рассмотрению дела антимонопольным органом) выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде (антимонопольном органе), изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению, собирает доказательства для обоснования и подготовки позиции (письменного отзыва) по делу.
III. Особенности организации работы по судебной защите
интересов Минюста России в территориальных органах
и учреждениях Минюста России
7. В случае рассмотрения дела судом (антимонопольным органом) с привлечением территориального органа, учреждения или их должностного лица без привлечения Минюста России начальник территориального органа (руководитель учреждения):
не позднее пятидневного срока со дня получения искового заявления (заявления), приказа антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - приказ) направляет в структурное подразделение Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом разбирательства в суде или антимонопольном органе, копии искового заявления (заявления, приказа) и приложенных к нему документов, а также копии отзыва на исковое заявление (заявление) либо письменных пояснений по существу дела о нарушении антимонопольного законодательства;
в случае вынесения судом (антимонопольным органом) акта (предписания), не соответствующего интересам территориального органа (учреждения), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает необходимые меры к обжалованию (пересмотру) этого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (предписания антимонопольного органа (далее - предписание) - в суде). При нецелесообразности обжалования (пересмотра) судебного акта (предписания) заблаговременно, до истечения сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России с изложением доводов о нецелесообразности обжалования;
в случае подачи надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предварительно представляет проект жалобы (заявления) в соответствующее структурное подразделение Минюста России;
принимает исчерпывающие меры по компенсации (уменьшению) затрат территориального органа (учреждения) и устранению других негативных последствий (условий), связанных с исполнением судебного акта (предписания);
незамедлительно информирует Департамент государственной службы и кадров и Департамент управления делами о принятых судами решениях о восстановлении на службе (работе) уволенных государственных служащих, работников и присуждении им выплаты причитающегося денежного содержания (заработной платы) за время вынужденного прогула в целях принятия мер, направленных на обеспечение немедленного исполнения таких решений в соответствии с законодательством Российской Федерации, с направлением копий судебных актов, а при необходимости - других документов.
8. По делам, рассматриваемым судами по месту нахождения территориального органа (учреждения) с привлечением Минюста России, либо при необходимости заявления в суд требования от имени Минюста России начальник территориального органа (руководитель учреждения):
информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России о привлечении к участию в деле Минюста России с предложением кандидатуры государственного служащего или работника, которому предлагается поручить представлять интересы Минюста России;
обеспечивает подготовку и направление в соответствующее структурное подразделение Минюста России предложений по формированию правовой позиции Минюста России по судебному спору, а также необходимых для защиты документов;
в трехдневный срок со дня принятия судебного акта, в том числе об отложении разбирательства дела, информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России о результатах рассмотрения дела судом (отложении разбирательства дела), направляет копии судебных актов после их получения, а по запросу соответствующего структурного подразделения Минюста России - также копии других документов, имеющих отношение к рассмотренным (рассматриваемым) судами делам;
в случае принятия судебного акта, не соответствующего интересам Минюста России (полностью или частично), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает необходимые меры к обжалованию (пересмотру) этого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При нецелесообразности обжалования (пересмотра) судебного акта заблаговременно, с учетом сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России с изложением доводов о нецелесообразности такого обжалования;
направляет в соответствующее структурное подразделение Минюста России предложения о принятии в пределах предоставленных прав исчерпывающих мер по компенсации (уменьшению) затрат Минюста России, а также по устранению других негативных последствий, связанных с рассмотрением дела в суде (антимонопольном органе), принятием и исполнением судебного акта (предписания).
IV. Организация работы по представлению интересов
Правительства Российской Федерации в судах
9. Представление в судах интересов Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) осуществляется сотрудниками, государственными служащими, работниками Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений на основании соответствующих документов, направляемых в Минюст России Аппаратом Правительства, а также поручений Председателя Правительства или его заместителей на основании доверенности с подписью Министра.
10. Кандидатуры сотрудников, государственных служащих, работников для представления интересов Правительства в судах и для оформления доверенностей представляются начальником территориального органа (директором федеральной службы, руководителем учреждения) в уполномоченное структурное подразделение Минюста России с указанием должности, фамилии, имени и отчества сотрудника, государственного служащего, работника, которому предлагается поручить представлять интересы Правительства, в сроки, обеспечивающие заблаговременное подписание доверенности и подготовку к судебному разбирательству.
11. Сотрудники, государственные служащие, работники территориальных органов, федеральных служб и учреждений, обеспечивающие в судах представление интересов Правительства:
не позднее двухдневного срока со дня принятия судебного акта информируют соответствующее структурное подразделение Минюста России о результатах рассмотрения дела в суде с последующим направлением копий судебных актов и других документов;
в случаях удовлетворения судом требований к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации) в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимают меры к обжалованию судебных актов. В трехдневный срок со дня вынесения решения судом общей юрисдикции и в десятидневный срок со дня вынесения решения арбитражным судом направляют в соответствующее структурное подразделение Минюста России предложения об обжаловании вынесенных решений;
после вступления судебного акта в законную силу незамедлительно информируют соответствующее структурное подразделение Минюста России о мерах по его исполнению;
принимают необходимые меры к своевременному получению судебных актов, копии которых направляют в соответствующее структурное подразделение Минюста России для доклада руководству Минюста России и информирования Правительства.
V. Порядок рассмотрения частных определений
12. Поступившие в Минюст России, территориальные органы, федеральные службы и учреждения частные определения, в которых судом обращено внимание на случаи нарушения законности, оперативно рассматриваются в установленном законом порядке.
Копии частных определений направляются для сведения в структурное подразделение Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом судебного разбирательства (рассмотрения антимонопольным органом).
13. При необходимости руководителем соответствующего структурного подразделения Минюста России или начальником территориального органа, директором федеральной службы, руководителем учреждения инициируется проведение служебных проверок в целях установления фактов и обстоятельств, отраженных в частных определениях.
В случае установления противоправных действий должностных лиц решается вопрос о привлечении их к ответственности в установленном порядке.
14. О принятых по частному определению мерах руководитель структурного подразделения Минюста России (в случае участия в суде сотрудников, государственных служащих или работников), начальник территориального органа, директор федеральной службы, руководитель учреждения сообщает суду в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
VI. Формирование дел и их хранение
15. Помещение документов, связанных с судебной защитой интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений, в номенклатурные дела и их хранение осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. В номенклатурное дело в обязательном порядке включаются:
исковое заявление (заявление, приказ);
отзывы (возражения) относительно заявленных требований;
документы, содержащие доказательства по делу;
судебные акты (предписания, иные акты антимонопольного органа), принятые по делу;
апелляционные, кассационные и надзорные жалобы;
документы, свидетельствующие об исполнении судебного решения (предписания);
иные документы, относящиеся к предмету рассмотрения дела судом или антимонопольным органом.
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 24 июля 2009 г. N 228
представления предложений по совершенствованию работы
по защите интересов Минюста России, его территориальных
органов, подведомственных ему федеральных служб
и федеральных государственных учреждений
Полномочия Минюста России, с осуществлением которых связаны судебные разбирательства | Предложения о необходимости внесения изменений в действующие акты Минюста России либо разработка и утверждение дополнительных актов, регулирующих соответствующую деятельность Минюста России | Предложения о необходимости внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации либо разработка новых актов, регулирующих деятельность Минюста России | Предложения о необходимости внесения изменений в акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации либо разработка и утверждение новых актов, регулирующих соответствующую деятельность Минюста России | Предложения о дополнительных мерах по защите интересов Минюста России в судах Российской Федерации | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления