Законодательство РФ

Приказ МЧС России от 15.10.2021 N 700 Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 15 октября 2021 г. N 700

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК

РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В соответствии с абзацем сорок шестым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 <1>, приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 23, ст. 3621.

1. Утвердить Методику расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, согласно приложению N 1.

2. Утвердить Методику расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в организациях, согласно приложению N 2.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Временно исполняющий

обязанности Министра

А.П.ЧУПРИЯН




Приложение N 1

Утверждена

приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ

ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ


I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет единый подход к механизму определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (далее - территориальные подразделения пожарной охраны).

2. Настоящая Методика применяется при расчете численности и технической оснащенности территориальных подразделений пожарной охраны, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 16 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.


II. Подготовка исходных данных для расчета численности

и технической оснащенности территориальных подразделений

пожарной охраны

3. Для расчета численности территориальных подразделений пожарной охраны и их технической оснащенности проводится обследование территории субъекта Российской Федерации (далее - обследование), предусматривающее:

а) проведение анализа существующей системы обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, включающего в себя:

определение наличия созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальных подразделений пожарной охраны;

оценку соответствия зданий, сооружений и помещений для размещения территориальных подразделений пожарной охраны (личного состава и пожарной техники) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к объектам пожарной охраны;

оценку работы по планированию и проведению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

оценку реализации мер по обеспечению деятельности пожарных подразделений, установленных статьей 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <2> (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997.

б) проведение анализа оперативно-тактических характеристик (особенностей) территории субъекта Российской Федерации: состояния автомобильных дорог, источников наружного противопожарного водоснабжения, степени застройки территорий населенных пунктов, плотности населения, этажности зданий, наличия мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, химически, радиационно, потенциально опасных и критически важных объектов <3>;

--------------------------------

<3> Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028).

в) проведение анализа частоты возникновения пожаров и их последствий на территории субъекта Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов).

4. По результатам обследования определяются:

а) места дислокации и количество территориальных подразделений пожарной охраны, типы и количество пожарных автомобилей (далее - ПА) для их укомплектования;

б) численность личного состава территориальных подразделений пожарной охраны;

в) типы зданий пожарных депо для размещения территориальных подразделений пожарной охраны;

г) вид и количество средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования территориальных подразделений пожарной охраны.


III. Определение мест дислокации и количества

территориальных подразделений пожарной охраны, типов

и количества ПА для их укомплектования

5. Количество и места дислокации территориальных подразделений пожарной охраны определяются с учетом требований, установленных статьей 76 Федерального закона N 123-ФЗ <4>.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

6. Количество основных ПА определяется с учетом расчетного количества одновременных пожаров и норм расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте, устанавливаемых нормативными документами по пожарной безопасности <5>.

--------------------------------

<5> Часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

7. Минимальное количество специальных пожарных автомобилей, необходимое для укомплектования подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, определяется согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

Количество специальных ПА, не указанных в приложении N 1 к настоящей Методике, определяется исходя из оперативно-тактических характеристик (особенностей) населенных пунктов, с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 46 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).

8. При выборе типа основных и специальных ПА для оснащения территориальных подразделений пожарной охраны учитываются следующие оперативно-тактические характеристики (особенности) закрепляемых за ними районов (подрайонов) выезда:

а) нормы расхода воды на наружное пожаротушение;

б) состояние автомобильных дорог (при определении категории проходимости ПА);

в) наличие организаций, технологические процессы которых связаны с обращением взрывопожароопасных, пожароопасных веществ и материалов, для тушения которых применяются огнетушащие порошки (газы) (при определении типов ПА);

г) виды источников наружного противопожарного водоснабжения, параметры существующих и проектируемых сетей наружного противопожарного водоснабжения, наличие безводных участков (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА);

д) наличие зданий и сооружений высотой 12 метров и более (при определении потребности в пожарных автолестницах и коленчатых подъемниках);

е) наличие зданий и сооружений V степени огнестойкости <7>, горение которых может привести к распространению пожара на соседние здания и сооружения, а также плотность застройки указанных зданий и сооружений (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА и категории проходимости ПА).

--------------------------------

<7> Статья 30 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).


IV. Определение численности личного состава территориальных

подразделений пожарной охраны

9. Для организации управления территориальными подразделениями пожарной охраны предусматриваются должности начальников (руководителей) таких подразделений и их заместителей.

10. В территориальных подразделениях пожарной охраны в зависимости от возлагаемых на них задач предусматривается создание следующих структурных подразделений:

а) подразделения пожаротушения (отделение, караул (смена)) - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

б) профилактические подразделения - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления профилактики пожаров.

11. При численности личного состава каждого из структурных подразделений, указанных в пункте 10 настоящей Методики, 8 человек и более в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается должность заместителя начальника (руководителя) по направлению деятельности соответствующего структурного подразделения.

12. Общая численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны определяется с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и временной нетрудоспособности.

13. Численность личного состава отделения, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из нормативов положенности личного состава на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения пожаротушения, согласно приложению N 2 к настоящей Методике (далее - нормативы положенности).

Наименование и количество должностей на ПА, не включенных в нормативы положенности, определяются исходя из их тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

14. При наличии в боевом расчете подразделения пожаротушения двух и более отделений на основных и специальных ПА в указанных подразделениях предусматриваются должности начальников караулов (руководителей смен).


V. Определение типов зданий пожарных депо для размещения

территориальных подразделений пожарной охраны

15. Размещение территориальных подразделений пожарной охраны предусматривается в зданиях пожарных депо <8>.

--------------------------------

<8> Часть 2 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579).

16. Тип здания пожарного депо определяется исходя из классификации зданий пожарных депо в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ <9>.

--------------------------------

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

17. При определении типа здания пожарного депо для размещения территориального подразделения пожарной охраны учитываются:

а) расчетное количество основных и специальных ПА, размещаемых в здании пожарного депо;

б) расчетная численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны, размещаемого в здании пожарного депо;

в) состав и площади помещений здания пожарного депо, а также их назначение;

г) требования пожарной безопасности к пожарным депо, установленные статьей 77 Федерального закона N 123-ФЗ <10>.

--------------------------------

<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793.


VI. Определение вида и количества средств обеспечения

пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования

территориальных подразделений пожарной охраны

18. В целях обеспечения выполнения территориальным подразделением пожарной охраны возложенных на него задач предусматривается необходимость обеспечения личного состава подразделений пожаротушения, находящегося на дежурстве, средствами связи, средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

19. Для организации управления территориальным подразделением пожарной охраны предусматривается создание пункта связи, оборудованного каналом связи (телефон, радио) с пунктом связи местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона, который должен обеспечивать:

а) прием и обработку сообщений о пожаре;

б) подачу сигнала на сбор и выезд личного состава территориального подразделения пожарной охраны на тушение пожара;

в) передачу распоряжений участникам тушения пожара и получение информации с места пожара;

г) руководство тушением пожара и взаимодействие с местным (территориальным) пожарно-спасательным гарнизоном.

20. Для реализации мероприятий, указанных в пункте 19 настоящей Методики, в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается необходимость обеспечения ПА мобильной радиостанцией и не менее чем двумя носимыми радиостанциями.




Приложение N 1

к Методике расчета численности

и технической оснащенности

подразделений пожарной охраны,

создаваемых для тушения пожаров

и проведения аварийно-спасательных

работ в населенных пунктах,

утвержденной приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,

НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УКОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ

ОХРАНЫ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Наименование специальных пожарных автомобилей

Число жителей в населенном пункте, тыс. чел.

до 50

свыше 50 до 100

свыше 100 до 350

свыше 350 до 700

свыше 700 до 1250

свыше 1250 до 2000

свыше 2000

Автолестницы (автоподъемники)

1

при наличии зданий высотой 12 метров и более

2

3

не менее 4

не менее 7

не менее 8

определяется по количеству административных районов из расчета: не менее одной автолестницы (автоподъемника) на район

Автомобили газодымозащитной службы

1

1

2

3

4

7

8

Автомобили связи и освещения

-

1

1

2

2

3

4




Приложение N 2

к Методике расчета численности

и технической оснащенности

подразделений пожарной охраны,

создаваемых для тушения пожаров

и проведения аварийно-спасательных

работ в населенных пунктах,

утвержденной приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

НОРМАТИВЫ

ПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ,

НАХОДЯЩИХСЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Наименование должности

Автонасос и насосно-рукавный автомобиль

Автоцистерна, автомобиль воздушно-пенного тушения, автоцистерна с коленчатым подъемником грузоподъемностью шасси до 20 тонн

Автоцистерна и автомобиль воздушно-пенного тушения упрощенного типа

Автомобили: порошкового, углекислотного и комбинированного тушения

Автоцистерна грузоподъемностью шасси свыше 20 тонн

Пожарная насосная станция

Пожарная машина на шасси снегоболотохода

Автолестница, автоподъемник длиной до 18 метров

Автолестница, автоподъемник и пеноподъемник самоходный длиной до 45 метров

Автолестница, автоподъемник длиной свыше 45 метров

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль дымоудаления

Автомобиль технической службы

Автомобиль связи и освещения

Автомобили: рукавный и по доставке рукавов

Автомобиль штабной

Автомобиль технической службы, связи и освещения

Дымосос прицепной

Гусеничный транспортер

Автомобиль - подвижная мастерская технического обслуживания

Автокран, автоэлектропогрузчик

Автомобиль по обслуживанию пожарных рукавов

Командир отделения и иные приравненные к нему должности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Старший пожарный, пожарный и иные приравненные к ним должности

6

4

1

1

4

1

1

1

1

1

5

1

2

3

1

4

1

1

1

Водитель и иные приравненные к нему должности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

8

6

3

3

6

3

3

3

3

3

7

3

4

5

2

1

6

1

1

2

1

2




Приложение N 2

Утверждена

приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ

ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ


I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет единый подход к механизму определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в организациях (далее - объектовые подразделения пожарной охраны), за исключением подразделений, имеющих на вооружении пожарные поезда, а также создаваемых в целях аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов.

2. Настоящая Методика применяется при расчете численности и технической оснащенности объектовых подразделений пожарной охраны, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями в соответствии со статьями 16, 18 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1> (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.


II. Подготовка исходных данных для расчета численности

и технической оснащенности объектовых подразделений

пожарной охраны

3. Для расчета численности объектовых подразделений пожарной охраны, а также их технической оснащенности проводится обследование объектов и территорий, используемых организацией (далее - обследование), предусматривающее:

а) проведение анализа существующей системы обеспечения пожарной безопасности объектов, включающего в себя:

определение наличия и работоспособности систем предотвращения пожара и систем противопожарной защиты;

оценку пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений;

оценку работы по планированию и проведению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

оценку реализации мер по обеспечению деятельности пожарных подразделений, установленных статьей 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <2> (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997.

оценку соответствия зданий, сооружений и помещений для размещения объектовых подразделений пожарной охраны (личного состава и пожарной техники) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к объектам пожарной охраны;

б) проведение анализа оперативно-тактических характеристик (особенностей) муниципального образования, в границах которого находятся объекты и территории организации: наличия подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (далее - территориальные подразделения пожарной охраны), состояния автомобильных дорог, источников наружного противопожарного водоснабжения, наличия мостов, тоннелей, железнодорожных переездов;

в) проведение анализа оперативно-тактических характеристик (особенностей) объектов и территорий организации: состояния внутриобъектовых автомобильных дорог, численности работников (сотрудников), особенностей технологических процессов, этажности зданий.

4. По результатам обследования определяются:

а) места дислокации и количество объектовых подразделений пожарной охраны, типы и количество пожарных автомобилей (далее - ПА) для их укомплектования;

б) численность личного состава объектовых подразделений пожарной охраны;

в) типы зданий пожарных депо для размещения объектовых подразделений пожарной охраны;

г) вид и количество средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования объектовых подразделений пожарной охраны.


III. Определение мест дислокации и количества объектовых

подразделений пожарной охраны, типов и количества ПА

для их укомплектования

5. Количество и места дислокации объектовых подразделений пожарной охраны определяются с учетом радиуса их обслуживания <3>.

--------------------------------

<3> Часть 3 статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579).

6. На производственных объектах организаций, характеристики которых определены в части 1.1 статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ <4>, предусматривается не менее одного объектового подразделения пожарной охраны.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2015, N 29, ст. 4360.

7. Количество основных ПА определяется с учетом расчетного количества одновременных пожаров и норм расхода воды на наружное пожаротушение, определяемых в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности <5>.

--------------------------------

<5> Часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

8. Минимальное количество специальных пожарных автомобилей, необходимое для укомплектования объектового подразделения пожарной охраны, при их отсутствии в пожарно-спасательном гарнизоне <6> или в случае, если дислокация подразделений пожарно-спасательного гарнизона, оснащенных такими ПА, не позволяет обеспечить условие их прибытия, установленное частью 1 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ <7>, определяется согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

--------------------------------

<6> Статья 22.2 Федерального закона N 69-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2020, N 52, ст. 8600).

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

9. Тип и количество ПА объектовых подразделений пожарной охраны определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств пожарно-спасательного гарнизона исходя из установленного частью 1 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ <8> условия прибытия к месту пожара.

--------------------------------

<8> Часть 1.2 статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2015, N 29, ст. 4360).

10. При выборе типа основных и специальных ПА для оснащения объектовых подразделений пожарной охраны учитываются следующие особенности закрепляемых за ними районов (подрайонов) выезда:

а) нормы расхода воды на наружное пожаротушение зданий;

б) однородность средств пожаротушения;

в) показатели пожарной опасности, токсичности, химической активности веществ и материалов, хранящихся и обращающихся на производственных объектах организации;

г) удаленность объектов организации от мест дислокации территориальных подразделений пожарной охраны, не позволяющая обеспечить время прибытия указанных подразделений, установленное частью 1 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ;

д) наличие технологических процессов, связанных с обращением взрывопожароопасных, пожароопасных веществ и материалов, для тушения которых применяются огнетушащие порошки (газы) (при определении типов ПА);

е) виды источников наружного противопожарного водоснабжения, параметры существующих и проектируемых сетей наружного противопожарного водоснабжения, наличие безводных участков (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА);

ж) состояние внутриобъектовых и иных дорог, расположенных в районе (подрайоне) выезда объектовых подразделений пожарной охраны (при определении категории проходимости ПА);

з) наличие зданий и сооружений высотой 12 метров и более (при определении потребности в пожарных автолестницах и коленчатых подъемниках);

и) наличие зданий и сооружений V степени огнестойкости <9>, горение которых может привести к распространению пожара на соседние здания и сооружения, а также плотность застройки указанных зданий и сооружений (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА и категории проходимости ПА).

--------------------------------

<9> Статья 30 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).


IV. Определение численности личного состава объектовых

подразделений пожарной охраны

11. Для организации управления объектовыми подразделениями пожарной охраны предусматриваются должности начальников (руководителей) таких подразделений и их заместителей.

12. В объектовых подразделениях пожарной охраны в зависимости от возлагаемых на них задач предусматривается создание следующих структурных подразделений:

а) подразделения пожаротушения (отделение, караул (смена)) - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

б) профилактические подразделения - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления профилактики пожаров.

13. При численности личного состава каждого из структурных подразделений, указанных в пункте 12 настоящей Методики, 8 человек и более в объектовом подразделении пожарной охраны предусматривается должность заместителя начальника (руководителя) по направлению деятельности соответствующего структурного подразделения.

14. Общая численность личного состава объектового подразделения пожарной охраны определяется с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и временной нетрудоспособности.

15. Численность личного состава отделения, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из нормативов положенности личного состава на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения пожаротушения, согласно приложению N 2 к настоящей Методике (далее - нормативы положенности).

Наименование и количество должностей на ПА, не включенных в нормативы положенности, определяются исходя из их тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

16. При наличии в боевом расчете подразделения пожаротушения двух и более отделений на основных и специальных ПА в указанных подразделениях предусматриваются должности начальников караулов (руководителей смен) или приравненные к ним должности.


V. Определение типов зданий пожарных депо для размещения

объектовых подразделений пожарной охраны

17. На объектах организаций, производственные характеристики которых определены статьей 97 Федерального закона N 123-ФЗ <10>, предусматривается необходимость размещения объектовых подразделений пожарной охраны в зданиях пожарных депо.

--------------------------------

<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2015, N 29, ст. 4360.

18. Тип здания пожарного депо определяется исходя из классификации зданий пожарных депо в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ <11>.

--------------------------------

<11> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

19. При определении типа здания пожарного депо для размещения объектового подразделения пожарной охраны учитываются:

а) расчетное количество основных и специальных ПА, размещаемых в здании пожарного депо;

б) расчетная численность личного состава объектового подразделения пожарной охраны, размещаемого в здании пожарного депо;

в) состав и площади помещений здания пожарного депо, а также их назначение;

г) требования пожарной безопасности к пожарным депо, установленные статьей 77 Федерального закона N 123-ФЗ <12>.

--------------------------------

<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793.


VI. Определение вида и количества средств обеспечения

пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования

объектовых подразделений пожарной охраны

20. В целях обеспечения выполнения объектовым подразделением пожарной охраны возложенных на него задач предусматривается необходимость обеспечения личного состава подразделений пожаротушения, находящегося на дежурстве, средствами связи, средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

21. Для организации управления объектовым подразделением пожарной охраны предусматривается создание пункта связи, оборудованного каналом связи (телефон, радио) с пунктом связи местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона, который должен обеспечивать:

а) прием и обработку сообщений о пожаре;

б) подачу сигнала на сбор и выезд личного состава объектового подразделения пожарной охраны на тушение пожара;

в) передачу распоряжений участникам тушения пожара и получение информации с места пожара;

г) руководство тушением пожара и взаимодействие с пожарно-спасательным гарнизоном.

22. Для реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 21 настоящей Методики, в объектовом подразделении пожарной охраны предусматривается необходимость обеспечения ПА мобильной радиостанцией и не менее чем двумя носимыми радиостанциями.

23. Потребность в обеспечении объектового подразделения пожарной охраны приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа определяется исходя из особенностей веществ и материалов, хранящихся и обращающихся на производственных объектах организации.




Приложение N 1

к Методике расчета численности

и технической оснащенности

подразделений пожарной охраны,

создаваемых для тушения пожаров

и проведения аварийно-спасательных

работ в организациях,

утвержденной приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,

НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УКОМПЛЕКТОВАНИЯ ОБЪЕКТОВОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Наименование специальных пожарных автомобилей

Характеристики охраняемых объектов

наличие на территории объекта зданий (сооружений, технологических установок) высотой 12 метров и более

наличие на территории объекта резервуаров емкостью 10 000 м3 и более

наличие на территории объектов протяженных кабельных тоннелей, коллекторов протяженностью более 500 м, зданий (сооружений) с большими строительными объемами (более 5 000 м3)

необходимость привлечения сил и средств местного пожарно-спасательного гарнизона по повышенным номерам (рангам) пожара (3 и выше)

Автолестницы (автоподъемники, пеноподъемники)

1

1

-

-

Автомобили газодымозащитной службы

-

-

1

1

Автомобили связи и освещения

-

-

1

1




Приложение N 2

к Методике расчета численности

и технической оснащенности

подразделений пожарной охраны,

создаваемых для тушения пожаров

и проведения аварийно-спасательных

работ в организациях,

утвержденной приказом МЧС России

от 15.10.2021 N 700

НОРМАТИВЫ

ПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ,

НАХОДЯЩИХСЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Наименование должности

Автонасос и насосно-рукавный автомобиль

Автоцистерна, автомобиль воздушно-пенного тушения, автоцистерна с коленчатым подъемником грузоподъемностью шасси до 20 тонн

Автоцистерна и автомобиль воздушно-пенного тушения упрощенного типа

Автомобили: порошкового, углекислотного и комбинированного тушения

Автоцистерна грузоподъемностью шасси свыше 20 тонн

Пожарная насосная станция

Автолестница, автоподъемник длиной до 18 метров

Автолестница, автоподъемник и пеноподъемник самоходный длиной до 45 метров

Автолестница, автоподъемник длиной свыше 45 метров

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль водозащитный

Автомобиль дымоудаления

Автомобиль технической службы

Автомобиль связи и освещения

Автомобиль связи

Автомобиль освещения

Автомобили: рукавный и по доставке рукавов

Автомобиль штабной

Автомобиль технической службы, связи и освещения

Автомобиль для обслуживания и ремонта средств связи

Командир отделения и иные приравненные должности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Старший пожарный, пожарный и иные приравненные должности

6

4

1

1

4

1

1

1

1

5

2

1

2

3

2

2

1

4

1

Водитель и иные приравненные должности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

8

6

3

3

6

3

3

3

3

7

4

3

4

5

4

4

2

1

6

2



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления