Приказ Госстроя РФ от 30.03.1999 N 76 "Об утверждении Положения о Государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
от 30 марта 1999 г. N 76
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ
НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с функциями, возложенными на Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, в целях повышения эффективности работы системы Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации, образованной во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно - строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), а также усиления контроля за качеством и организационно - правовым порядком строительства объектов на территории Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном архитектурно - строительном надзоре на территории Российской Федерации.
2. Возложить на Главную инспекцию Государственного архитектурно - строительного надзора и лицензирования Госстроя России функции по организационно - методическому руководству деятельности органов Государственного архитектурно - строительного надзора на территории Российской Федерации.
3. Считать приоритетным направлением деятельности органов Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации всех уровней контроль за соблюдением участниками строительства требований действующих нормативных документов, связанных с обеспечением прочности, устойчивости строящихся зданий и сооружений, а также теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций, установкой приборов контроля, учета и регулирования тепла, воды, газа.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
создать необходимые условия для выполнения работниками органов Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации возложенных на них функций, обеспечив их необходимыми материально - техническими и финансовыми ресурсами, штатными единицами;
предусматривать в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации и реестрах муниципальных должностей муниципальных служащих государственные (муниципальные) должности - начальник Инспекции (заместитель начальника Инспекции), начальник отдела Инспекции (заместитель начальника отдела Инспекции);
устанавливать соответствующие надбавки к должностным окладам работников архитектурно - строительного надзора, прошедших профессиональную аттестацию в системе Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Госстроя России Борисова В.И.
Е.В.БАСИН
к Приказу Госстроя России
от 30 марта 1999 г. N 76
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ
НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473), Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст. 58), распоряжением Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно - строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 682).
2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории Российской Федерации государственного архитектурно - строительного надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов, граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и ответственность.
3. Государственный архитектурно - строительный надзор - это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства <*> обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно - правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий.
--------------------------------
<*> Организации, выполняющие строительно - монтажные и проектно - изыскательские работы, организации - заказчики (застройщики), предприятия, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия.
4. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный архитектурно - строительный надзор, являются:
Главная инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора и лицензирования - самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);
Инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора Минобороны России;
органы Государственного архитектурно - строительного надзора субъектов Российской Федерации;
органы архитектурно - строительного надзора органов местного самоуправления <*>.
--------------------------------
<*> Органы архитектурно - строительного надзора, осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с органами местного самоуправления могут входить в состав соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации.
Указанные органы (в дальнейшем именуются - органы Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную систему Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.
5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в системе Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации и осуществляет организационно - методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов Госархстройнадзора России.
Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к органам муниципального архитектурно - строительного надзора и в соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют методическое руководство и контроль за их деятельностью.
6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие основные функции:
выдают разрешения на выполнение строительно - монтажных работ по конкретным объектам;
проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий с целью контроля за:
а) соблюдением участниками строительства технологии и качества выполнения строительно - монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, за их соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденным проектам, другой нормативно - технической документации;
б) своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно - технической и проектной документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и оформлением по их результатам необходимой производственно - технической и исполнительной документации;
в) соблюдением организационно - правового порядка строительства объектов и производства строительных материалов, конструкций и изделий;
г) качеством осуществления производственного контроля подрядными организациями, технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями;
контролируют наличие технических свидетельств, а также сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в том числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия;
в установленном порядке принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также осуществляют надзор за правильностью их приемки;
осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их компетенции;
обобщают и анализируют материалы, полученные в результате проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой уровня качества строительства объектов на соответствующей территории;
разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в действующие и разработке новых нормативных и методических документов, регламентирующих качество выполнения строительно - монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, организационно - правовой порядок строительства;
принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений на территории Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью расследования аварий;
взаимодействуют с другими органами государственного надзора, органами экспертизы, лицензирования, научно - исследовательскими учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительства.
8. Органы Госархстройнадзора России проводят на соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия, вне зависимости от источников финансирования строящихся объектов и организационно - правовой формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на них функций.
Проверки проводятся при строительстве новых зданий и сооружений, при расширении, реконструкции (далее именуется - строительство) объектов производственного <*> и жилищно - гражданского назначения <**> независимо от источников финансирования этого строительства, за исключением объектов, контроль за организационно - правовым порядком и качеством строительства которых осуществляется другими государственными надзорными органами или федеральными органами исполнительной власти.
-------------------------------
<*> Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально - технического снабжения.
<**> Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, административные здания, объекты научного, учебного, лечебного, санаторно - курортного, культурно - просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения.
Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются также на совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие проектирование и строительство объектов, производство или реализацию строительных материалов, конструкций и изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями).
9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:
получать от участников строительства всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию;
выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов, технических условий, требований другой нормативно - технической и проектной документации, а также нарушений организационно - правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий;
требовать в случае необходимости от участников строительства проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;
направлять руководителям организаций, выполняющих строительно - монтажные работы, организаций - заказчиков, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий обязательные для исполнения предписания о приостановлении строительства объекта, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;
приостанавливать действие лицензии на осуществление деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае повторного в течение года однородного правонарушения в области строительства, а также действие разрешения на строительство объекта в случае нарушения условий его выдачи;
направлять в органы государственной статистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка для исключения их из государственной статистической отчетности;
вносить в проектно - изыскательские организации предложения по совершенствованию проектно - изыскательской документации, а также направлять руководителям этих организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ и проведении инженерных изысканий;
привлекать независимых экспертов, организации и предприятия для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госархстройнадзора России;
составлять протоколы о правонарушениях в области строительства;
рассматривать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении штрафов;
применять в установленном порядке меры административной ответственности за нарушения земельного законодательства;
использовать в установленном порядке часть штрафов за правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их материально - технической и социальной базы.
10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или удостоверения государственного строительного инспектора.
11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены определения о приостановлении исполнения предписаний.
12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей деятельности по форме и в порядке, утверждаемым Главгосархстройнадзором России.
Указанная информация предоставляется органами архитектурно - строительного надзора городов и районов в органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в устанавливаемые ими сроки.
13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России определяется:
для Главгосархстройнадзора России - Председателем Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;
для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министром обороны Российской Федерации;
для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из количества подконтрольных объектов, их технической сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций, выдаваемых Главгосархстройнадзором России.
14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по результатам проведенной профессиональной аттестации.
Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации вправе давать органам местного самоуправления предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов архитектурно - строительного надзора городов и районов.
15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации", выдаются нагрудные знаки, удостоверения и квалификационные аттестаты по установленной форме.
16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на развитие материально - технической и социальной базы органов Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие в форме штрафов за правонарушения в области строительства.
По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности органов Госархстройнадзора России могут также предусматриваться средства из дополнительных источников.
17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы.
18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России необходимыми производственными помещениями, средствами связи, контрольно - измерительными приборами, лабораторным оборудованием, автомобильным транспортом и другими материально - техническими средствами решаются:
для Главгосархстройнадзора России - Госстроем России;
для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министерством обороны Российской Федерации;
для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России положения о государственном архитектурно - строительном надзоре на подведомственных территориях.
Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации.
1. Настоящее примерное Положение <*> разработано в соответствии с законами Российской Федерации "О местном самоуправлении", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" и Положением о Государственном архитектурно - строительном надзоре Российской Федерации.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления