Законодательство РФ

Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 N 260 (ред. от 14.03.2024) "Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 85"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2023 г. N 260

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ УНИКАЛЬНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ

СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. N 85

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об охране озера Байкал" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 85 "Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст. 967).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН




Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 февраля 2023 г. N 260

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ УНИКАЛЬНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал (далее - государственный мониторинг).

2. Государственный мониторинг в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об охране озера Байкал" является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется в соответствии с Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 г. N 300 "Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)".

3. Государственный мониторинг осуществляется в пределах границ Байкальской природной территории с учетом ее экологического зонирования, включая особо охраняемые природные территории.

4. Государственный мониторинг осуществляется с учетом режима охраны Байкальской природной территории и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, требования к которым установлены статьей 13 Федерального закона "Об охране озера Байкал".

5. Государственный мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края (далее - уполномоченные органы исполнительной власти) в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

6. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, водные объекты, включая донные отложения, поверхностные и подземные воды, водоохранные зоны, водохозяйственные системы (в том числе гидротехнические сооружения), почвы, земли (в том числе сельскохозяйственного назначения), объекты животного мира (в том числе эндемичные виды) и среда их обитания, леса, недра, водные биологические ресурсы (в том числе эндемичные виды) и среда их обитания, охотничьи ресурсы и среда их обитания.

7. Государственный мониторинг осуществляется в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды):

а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе гидрометеорологических условий и радиационной обстановки, атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям);

б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

в) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части осуществления государственного мониторинга объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях федерального значения и государственного мониторинга охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и среды их обитания, а также в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;

д) Федеральным агентством лесного хозяйства - в части государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов;

е) Федеральным агентством по недропользованию - в части государственного мониторинга состояния недр с участием исполнительных органов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

ж) Федеральным агентством водных ресурсов - в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, исполнительных органов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

з) Федеральным агентством по рыболовству - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов, включая наблюдения за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, средой их обитания, рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов;

и) исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края - в части осуществления государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при их участии - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга водных объектов, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

8. С целью осуществления всестороннего и исчерпывающего мониторинга и оценки антропогенного воздействия на окружающую среду в перечень информации о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал дополнительно включается информация, предоставляемая следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в части предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

б) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - в части предоставления научных и иных отчетов подведомственных организаций по изучению озера Байкал и формированию мер по его охране;

в) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части количества и площади особо охраняемых природных территорий на Байкальской природной территории;

г) Федеральное агентство по рыболовству - в части использования данных наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и средой их обитания, предоставленных федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в установленном порядке рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

д) федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирское отделение Российской академии наук" - в части результатов наблюдений за состоянием озера Байкал.

9. Результаты государственного мониторинга размещаются в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды и на геопортале "Экологический мониторинг озера Байкал" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.baikalake.ru) (далее - геопортал), функционирование которого обеспечивается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Форматы данных для автоматизированной передачи в базу данных геопортала устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в пределах границ Байкальской природной территории. Перечень видов информации, размещаемой на геопортале, определяется согласно приложению.

10. По данным государственного мониторинга, а также по информации, полученной в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с уполномоченными органами исполнительной власти проводит интегрированную оценку уровня антропогенного воздействия и состояния окружающей среды Байкальской природной территории с детализацией по муниципальным образованиям, экологическим зонам Байкальской природной территории и отдельным загрязняющим веществам путем расчета интегрального индекса антропогенного воздействия на Байкальской природной территории, а также интегрированных показателей экологического состояния и охраны уникальной экологической системы озера Байкал в соответствии с методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:

а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части получения и использования сведений о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на Байкальской природной территории, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и федерального государственного экологического контроля (надзора) объектов, расположенных на Байкальской природной территории;

в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части получения и использования сведений о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

г) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части получения и использования сведений об опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, расположенных на Байкальской природной территории, и информации об осуществлении в отношении таких объектов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

д) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - с учетом данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения, хранилищах радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

е) федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирское отделение Российской академии наук" - в части получения и использования результатов наблюдений за состоянием озера Байкал;

ж) другие федеральные органы исполнительной власти, а также организации в рамках международных и межведомственных соглашений.

12. Уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга с учетом данных, содержащихся на геопортале, обеспечивают:

а) оперативную оценку состояния компонентов природной среды уникальной экологической системы озера Байкал;

б) сбор, анализ и обмен информацией о предупреждении и реагировании на риски нарушения уникальной экологической системы озера Байкал, возникающие вследствие негативного воздействия природных и (или) антропогенных факторов на нее;

в) прогнозирование изменений уникальной экологической системы озера Байкал под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

г) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на компоненты природной среды уникальной экологической системы озера Байкал на основе расчетных интегрированных показателей экологического состояния и охраны уникальной экологической системы озера Байкал.

13. Доступ к результатам государственного мониторинга осуществляется на безвозмездной основе и обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем размещения сведений на геопортале.

Информация, размещаемая на геопортале, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

14. Порядок сбора, анализа и обмена информацией о предупреждении и реагировании на риски нарушения уникальной экологической системы озера Байкал, возникающие вследствие негативного воздействия природных и (или) антропогенных факторов на нее, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

15. Межведомственное и межрегиональное взаимодействие в рамках государственного мониторинга определяется порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.




Приложение

к Положению о государственном

экологическом мониторинге уникальной

экологической системы озера Байкал

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ, РАЗМЕЩАЕМОЙ

НА ГЕОПОРТАЛЕ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОЗЕРА БАЙКАЛ"

В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ

"ИНТЕРНЕТ" (HTTP://WWW.BAIKALAKE.RU)

1. Информация, содержащаяся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на Байкальской природной территории:

результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям), а также за радиационной обстановкой на Байкальской природной территории;

прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на Байкальской природной территории;

б) государственного мониторинга земель:

результаты сбора информации о состоянии земель, наблюдений за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

результаты анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценки изменения состояния земель по результатам наблюдений;

прогноз изменения состояния земель, последствий негативных процессов;

в) государственного мониторинга объектов животного мира:

результаты наблюдений за состоянием объектов животного мира (в том числе перечни видов объектов животного мира, обитающих на Байкальской природной территории), численность объектов животного мира, сведения о параметрах состояния объектов животного мира, сведения о состоянии, структуре, качестве и площади среды обитания животного мира;

результаты оценки состояния животного мира по результатам наблюдений;

прогноз состояния животного мира и состояния среды обитания;

г) государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов:

результаты наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, в том числе очагами вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;

результаты анализа и оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов по результатам выполненных наблюдений;

прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов;

результаты наблюдений за состоянием лесов, в которых требуется и проводится воспроизводство лесов;

д) государственного мониторинга состояния недр:

результаты наблюдений за состоянием недр;

результаты оценки состояния недр и прогнозы его изменения под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

е) государственного мониторинга водных объектов:

результаты наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

результаты наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также результаты наблюдений за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты;

результаты оценки состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, эксплуатируемых организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, по результатам наблюдений;

прогноз изменения состояния водных объектов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, эксплуатируемых организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов;

ж) государственного мониторинга водных биологических ресурсов:

результаты регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также за средой их обитания;

результаты регулярных наблюдений за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов;

результаты оценки состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания;

прогноз изменения состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов;

з) государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания:

результаты наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов (по видам, группам видов), размещением их в среде обитания (в отношении охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов), состоянием охотничьих ресурсов (плодовитость, заболеваемость), состоянием среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания), площадью охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;

динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам, группам видов) по результатам наблюдений.

2. Дополнительная информация в части государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды):

а) информация, содержащаяся в базах данных государственного кадастра особо охраняемых природных территорий:

количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, регионального и местного значения по категориям в границах Байкальской природной территории;

площадь особо охраняемых природных территорий в границах Байкальской природной территории, всего;

площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения;

площадь особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

б) сведения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

в) отчеты о результатах научных исследований, проводимых научными и образовательными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по изучению озера Байкал и формированию мер по его охране;

г) результаты наблюдений за состоянием озера Байкал.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления