Постановление Минтруда РФ от 27.03.1997 N 16 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 марта 1997 г. N 16
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА
С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, в реализации Закона Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника согласно Приложению.
развития Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН
к Постановлению Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 27 марта 1997 г. N 16
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО
ТРУДОВОГО СПОРА С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА
Настоящие Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (далее - Рекомендации) разработаны с целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, в реализации Закона Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях", Указами Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Рекомендациями.
II. Цель привлечения посредника
1. Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее - стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально - трудовых отношений.
2. Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
III. Порядок привлечения посредника
1. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии.
2. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Службы), так и по ее рекомендации.
3. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России следует оформить протоколом. Примерная форма протокола дана в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
4. Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.
5. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников, и должны содержать о них следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально - трудовых отношений и урегулировании трудовых споров.
6. Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора, но не более трех месяцев в течение года.
7. Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в качестве посредника, в составе примирительных комиссий или в составе трудового арбитража. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.
Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в качестве посредника, в составе примирительных комиссий или трудового арбитража входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
IV. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора
с участием посредника
1. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.
Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником. Примерная форма протокола дана в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;
- в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
- предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
- подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.
4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" посредник обязан сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в Приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.
к Рекомендациям об организации
работы по рассмотрению
коллективного трудового спора
с участием посредника,
утвержденным Постановлением
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от 27 марта 1997 г. N 16
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ _______________________________ (наименование организации) И РАБОТОДАТЕЛЕМ _________________________________ (наименование организации)
Присутствовали: представители работников, уполномоченные на участие в примирительных процедурах по урегулированию коллективного трудового спора решением собрания (конференции) работников ______________________________ (наименование организации) от ________ 199_ г. Протокол собрания (конференции) работников прилагается.
- Ф.И.О., место работы, должность
- Ф.И.О., место работы, должность
Предложения представителей сторон или Службы об участии в качестве посредника при рассмотрении коллективного трудового спора (Ф.И.О.).
Согласиться с участием (Ф.И.О.) в качестве посредника при рассмотрении коллективного трудового спора. Оплату его труда за время рассмотрения коллективного трудового спора произвести в размере ______ за счет стороны (работодателя, работников и др.).
Представители сторон: работников _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) работодателя _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись)
Примечание. Если стороны не пришли к согласию по кандидатуре посредника, в протоколе отмечается, что согласие сторонами не достигнуто. В этом случае посредник назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого возник коллективный трудовой спор, или соответствующим территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России.
к Рекомендациям об организации
работы по рассмотрению
коллективного трудового спора
с участием посредника,
утвержденным Постановлением
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от 27 марта 1997 г. N 16
ПРОТОКОЛ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН И ПОСРЕДНИКА ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ ____________________________________ (наименование организации) И РАБОТОДАТЕЛЕМ _____________________________ (наименование организации)
- Ф.И.О., место работы, должность
- Ф.И.О., место работы, должность
- Ф.И.О., место работы, должность
Сообщение о рассмотрении коллективного трудового спора между работниками и работодателем. Перечень вопросов с указанием по каждому из них позиций сторон и предложений посредника прилагается.
Считать коллективный трудовой спор между _____________________ _______________________________ урегулированным. (наименование сторон спора) Представители сторон: работников _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) работодателя _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) _______________ (Ф.И.О.) (подпись) посредник _______________ (Ф.И.О.) (подпись)
Примечание. В случае, когда соглашение по выдвинутым работниками требованиям не достигнуто, в протоколе отмечается, что стороны не пришли к соглашению по всем или отдельным принципиальным вопросам. Приводится перечень вопросов, по которым соглашение не достигнуто, с указанием позиции сторон по ним.
В постановляющей части в этом случае отмечается:
Приступить к созданию трудового арбитража для дальнейшего рассмотрения коллективного трудового спора.
к Рекомендациям об организации
работы по рассмотрению
коллективного трудового спора
с участием посредника,
утвержденным Постановлением
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от 27 марта 1997 г. N 16
ПОСРЕДНИКАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ К УЧАСТИЮ В РАССМОТРЕНИИ
КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Данная Памятка определяет некоторые правила поведения посредника при его участии в рассмотрении трудового спора.
Отношения со сторонами коллективного трудового спора
Привлечение посредника к рассмотрению коллективного трудового спора является добровольным процессом.
Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для урегулирования коллективного трудового спора.
Посредник должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.
Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его компетентность, объективность, беспристрастность и независимость.
Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций.
Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.
Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию.
Посредник должен искать и стимулировать конфликтующие стороны к поиску компромисса, стремиться завершить спор на данном этапе.
Посредник не должен принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.
Статус, опыт практической работы, а также личные качества посредника придают вес его предложениям и рекомендациям.
Посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность.
Посредник должен знать действующее законодательство, правовые нормативные акты по вопросам трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров. Он должен знать методы ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления