Постановление Госкомстата РФ от 20.04.1993 N 47 "Об утверждении Классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов" (вместе с "Методическими указаниями по применению в государственной статистике Классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов")
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
от 20 апреля 1993 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРОВ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Утвердить прилагаемые классификаторы и методические указания и ввести их в действие с момента утверждения:
Классификатор форм собственности (КФС);
Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);
Методические указания по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов.
2. Руководителям главных управлений, управлений и отделов Госкомстата России, республиканских (республик в составе Российской Федерации), автономной области, окружных, краевых, областных комитетов и управлений статистики, Мосгоркомстата, предприятий и организаций Госкомстата России обеспечить использование этих классификаторов и методических указаний к ним при заполнении и обработке статистической отчетности, ведении Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и в других статических разработках.
3. По согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами и с учетом предложений пользователей доработать классификаторы и представить до 01.01.94 для утверждения в установленном порядке в качестве общероссийских.
Первый заместитель Председателя
Госкомстата России
А.П.ЗАХАРОВ
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ
КЛАССИФИКАТОРОВ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО -
ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Настоящие Методические указания определяют порядок использования Классификатора форм собственности и Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), а также кодирования информации при заполнении и обработке статистической отчетности в 1993 году.
1. Использование Классификатора форм собственности
и Классификатора организационно-правовых форм
в ОКПО и ЕГРПО
Предприятия и организации должны относиться к определенной организационно-правовой форме и форме собственности в соответствии с их учредительными документами (уставами, положениями и т.п.), утвержденными в установленном порядке.
При необходимости уточнения формы государственной и муниципальной собственности следует обращаться в соответствующие органы Госкомимущества России, имея в виду, что государственное и муниципальное имущество подлежит обязательной пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной (субъектов федерации) и муниципальной собственности (см. п. 11 "Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп).
"Право и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат:
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом - по объектам федеральной собственности;
комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга - по объектам, переданным в государственную собственность;
комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) - по объектам, переданным в муниципальную собственность...
Внесение изменений в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности осуществляется соответствующими комитетами по управлению имуществом" (см. п. п. 11, 14 названного выше Положения).
При определении формы собственности, на которой основано данное предприятие, организация, следует руководствоваться учредительными документами, в необходимых случаях данными бухгалтерского учета о составе имущества (уставного фонда, капитала) по учредителям (участникам) данного предприятия, организации. Предприятие, организация относятся к смешанным формам собственности во всех случаях, когда собственниками имущества являются субъекты разных форм собственности (государство, местные органы власти, общественные объединения и т.д.) независимо от их долей в стоимости имущества данного предприятия, организации. Учреждения, не образующие юридического лица (детские сады, библиотеки, здравпункты и т.п.), относятся к той же форме собственности, что и организация, на балансе которой они состоят.
В тех случаях, когда из учредительных и иных официальных документов известна организационно-правовая форма предприятия, организации и возникают трудности при их отнесении к определенной форме собственности, рекомендуется пользоваться (для ориентировки) приводимым в следующем разделе настоящих Методических указаний (см. п. 2.2) "Перечнем возможных сочетаний организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов и форм собственности" (имея в виду при этом, что "коды сочетаний" из графы 3 Перечня в ОКПО и ЕГРПО не используются). В названном Перечне содержатся встречающиеся на практике и не противоречащие действующему законодательству сочетания организационно-правовых форм и форм собственности. Однако следует учитывать определенную возможность появления и других сочетаний этих признаков.
1. Для кодирования признака формы собственности предприятий и организаций в ОКПО и ЕГРПО должны использоваться следующие идентификационные коды Классификатора форм собственности (из графы 3 Классификатора):
Не используются для этой цели следующие идентификационные коды:
Для кодирования группировочных позиций при обработке первичной информации, содержащейся в ОКПО и ЕГРПО, могут использоваться следующие идентификационные коды Классификатора форм собственности: 10, 11, 20.
2. Для кодирования признака организационно-правовой формы предприятий и организаций в ОКПО и ЕГРПО должны использоваться следующие идентификационные коды Классификатора организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов (из графы 3 Классификатора):
42 - 47, 49 - 56, 58, 61 - 63, 69, 72, 74 - 77, 79, 81 - 87, 89.
Не используются для этой цели следующие идентификационные коды:
40, 41, 48, 57, 59, 60, 71, 73, 80, 90 - 99.
Для кодирования группировочных позиций при обработке первичной информации, содержащейся в ОКПО и ЕГРПО, могут использоваться следующие идентификационные коды Классификатора организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов:
40, 41, 48, 57, 59, 71, 73, 80, 95 - 99.
41 = 42 + 43 + 44 + 45 + 46 + 47 + 48 + 52 + 53 + 54 + 55 + 56 + 57 + 69
80 = 81 + 82 + 83 + 84 + 85 + 86 + 87 + 89
2. Порядок кодирования при заполнении и обработке
статистической отчетности в 1993 году
См. п. 1.1 настоящих Методических указаний.
Временно, в 1993 году, при заполнении форм первичной статистической отчетности, в которых предусмотрено проставление двухразрядного кода "Формы собственности (хозяйствования) по КФС", следует использовать коды из приводимых ниже "Перечня возможных сочетаний организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и форм собственности" и "Кодировочной таблицы сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов". Перечень возможных сочетаний содержит только те позиции, которые непосредственно используются в первичных отчетах. Кодировочная таблица содержит, кроме того, группировочные позиции, которые могут использоваться при обработке первичных отчетов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
────────────────────────────┬──────────────────────────┬────────── Организационно-правовая │ Формы собственности │ Код форма │(без учета собственности │ сочетания │ на землю) │ ────────────────────────────┼──────────────────────────┼────────── 1 │ 2 │ 3 ────────────────────────────┴──────────────────────────┴────────── Государственные предприятия Федеральная 01 - " - Субъектов федерации 02 Муниципальные предприятия Муниципальная 43 Предприятия общественных Общественных объединений 44 объединений (организаций) (организаций) Предприятия потребительской Частная 45 кооперации Индивидуальные (семейные) Частная 46 частные предприятия (с привлечением наемного труда) Предприятия в форме Федеральная 03 акционерного общества открытого типа - " - Субъектов федерации 04 - " - Муниципальная 05 - " - Общественных объединений 06 (организаций) - " - Частная 07 - " - Смешанная без иностранного 08 участия - " - Смешанная с совместным 95 российским и иностранным участием Предприятия в форме Федеральная 09 акционерного общества закрытого типа и товарищества - " - Субъектов федерации 31 - " - Муниципальная 32 - " - Общественных объединений 33 (организаций) - " - Частная 34 - " - Смешанная без иностранного 35 участия - " - Смешанная с совместным 96 российским и иностранным участием Производственные Частная 52 кооперативы Крестьянские (фермерские) Частная 53 хозяйства Колхозы Частная 54 Совхозы Федеральная 36 - " - Субъектов федерации 37 - " - Муниципальная 38 - " - Частная 39 - " - Смешанная без иностранного 49 участия Межхозяйственные Федеральная 50 предприятия (организации) - " - Субъектов федерации 51 - " - Муниципальная 60 - " - Смешанная без иностранного 61 участия Арендные предприятия в Частная 62 форме акционерного общества открытого типа - " - Смешанная без иностранного 63 участия - " - Смешанная с российским и 97 иностранным участием Арендные предприятия в Частная 62 форме акционерного общества закрытого типа и товарищества - " - Смешанная без иностранного 63 участия - " - Смешанная с совместным 97 российским и иностранным участием Объединения предприятий в Федеральная 66 форме акционерного общества открытого типа - " - Субъектов федерации 67 - " - Муниципальная 68 - " - Общественных объединений 70 (организаций) - " - Частная 74 - " - Смешанная без иностранного 75 участия - " - Смешанная с совместным 98 российским и иностранным участием Объединения предприятий в Федеральная 76 форме акционерного общества Субъектов федерации 78 закрытого типа и Муниципальная 88 товарищества Общественных объед. (орган.) 90 - " - Частная 91 - " - Смешанная без иностранного 92 участия - " - Смешанная с совместным 99 российским и иностранным участием Объединения крестьянских Частная 77 (фермерских) хозяйств Государственные учреждения Федеральная 93 - " - Субъектов федерации 94 Муниципальные учреждения Муниципальная 82 Общественные объединения Общественных объединений 83 (организации) (организаций) Учреждения общественных Общественных объединений 84 объединений (организаций) (организаций) Потребительские общества Частная 85 Союзы потребительских Частная 86 обществ Учреждения потребительской Частная 87 кооперации Другие предприятия Международных организаций 69 - " - Иностранных государств - " - - " - Иностранных юридических - " - лиц, граждан и лиц без гражданства Другие объединения Международных организаций 79 предприятий - " - Иностранных государств - " - - " - Иностранных юридических - " - лиц, граждан и лиц без гражданства Другие некоммерческие Международных организаций 89 организации - " - Иностранных государств - " - - " - Иностранных юридических - " - лиц, граждан и лиц без гражданства
Система кодирования сочетаний признаков организационно - правовой формы и формы собственности, использованная в Перечне, представлена в Кодировочной таблице.
При использовании этой системы для кодирования отчетных единиц необходимо иметь в виду следующее.
Содержащиеся в Перечне сочетания признаков формы собственности и организационно-правовой формы, либо непосредственно предусмотренные действующим законодательством, либо не противоречат ему и встречаются на практике.
Перечень (и Кодировочная таблица) включают не все категории, предусмотренные Классификатором организационно-правовых форм: в них отсутствуют позиции, отражающие деление предприятий, арендных предприятий и объединений на акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и полные товарищества): отсутствуют позиции, обозначающие подразделения предприятий, индивидуальную трудовую деятельность и личные подсобные хозяйства, а также собирательные группировки.
Соответствующие этим позициям идентификационные коды КОПФ (49, 50, 51, 61, 62, 63, 74, 75, 76, 90, 91, 92, 95, 96, 97, 98, 99), а также резервные коды этого классификатора (60, 64, 65, 66, 67, 68, 78, 88, 93, 94) использованы для кодирования сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности.
Коды сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов, содержащиеся в Перечне и в Кодировочной таблице, используются в статистической отчетности временно в 1993 году, имея в виду, что при пересмотре и утверждении форм годовой отчетности за 1993 год и текущей на 1994 год должно быть предусмотрено раздельное кодирование соответствующих признаков непосредственно по Классификатору форм собственности и Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
КОДИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА СОЧЕТАНИЙ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
─────────────────────────────────────────┬──────────────────────── │Формы собственности <**> ├──────────────────────── │российская собственность │ (10) ├────────────────┬─────── Организационно-правовые формы <*> │государств. (11)│муни - │ │ципа - │ │льная ├───────┬────────┼─────── │феде- │субъек- │ │ральная│тов фед.│ ┌───┼───────┼────────┼─────── │Код│ 12 │ 13 │ 14 ───────┬─────┬───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Государственные пред- │ │ │ │ │ │приятия │ 42│ 01 │ 02 │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Муниципальные предприя-│ │ │ │ │ │тия │ 43│ │ │ 43 │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Предприятия обществен- │ │ │ │ │ │ных объединений │ 44│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Предприятия потреби- │ │ │ │ │ │тельской кооперации │ 45│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Индивидуальные (семей- │ │ │ │ │ │ные) частные предприя- │ │ │ │ Коммер-│Пред-│тия │ 46│ │ │ ческие │прия-├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── органи-│тия │Предприятия в форме ак-│ │ │ │ зации │(41) │ционерного об-ва откр. │ │ │ │ (40) │ │типа │ 47│ 03 │ 04 │ 05 │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Предприятия в форме ак-│ │ │ │ │ │ционерного об-ва закр. │ │ │ │ │ │типа и тов-ва │ 48│ 09 │ 31 │ 32 │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Производственные коопе-│ │ │ │ │ │ративы │ 52│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Крестьянские (фермер- │ │ │ │ │ │ские) хозяйства │ 53│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Колхозы │ 54│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Совхозы │ 55│ 36 │ 37 │ 38 │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Межхозяйственные пред- │ │ │ │ │ │приятия (организации) │ 56│ 50 │ 51 │ 60 │ ├─────────┬─────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │ │в форме акц. │ │ │ │ │ │ │об-ва откры- │ │ │ │ │ │Арендные │того типа │ 58│ │ │ │ │предприя-├─────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │тия (57) │в форме акц. │ │ │ │ │ │ │об-ва закр. │ │ │ │ │ │ │типа и т-ва │ 59│ │ │ │ ├─────────┴─────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Другие предприятия │ 69│ │ │ ├─────┼───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Объединения в форме │ │ │ │ │ │акц. общества откр.типа│ 72│ 66 │ 67 │ 68 │Объе-├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │дине-│Объединения в форме │ │ │ │ │ния │акц. об-ва закр. типа │ │ │ │ │пред-│и товарищества │ 73│ 76 │ 78 │ 88 │прия-├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │тий │Объединения крестьян- │ │ │ │ │(71) │ских (фермерских) хоз-в│ 77│ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │Другие объединения │ │ │ │ │ │предприятий │ 79│ │ │ ───────┴─────┼───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Государственные учреж- │ │ │ │ │дения │ 81│ 93 │ 94 │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Муниципальные учрежде- │ │ │ │ │ния │ 82│ │ │ 82 ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Общественные объедине- │ │ │ │ Некоммерче- │ния │ 83│ │ │ ские органи- ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── зации (80) │Учреждения общественных│ │ │ │ │объединений │ 84│ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Потребительские обще- │ │ │ │ │ства │ 85│ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Союзы потребительских │ │ │ │ │обществ │ 86│ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Учреждения потребитель-│ │ │ │ │ской кооперации │ 87│ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │Другие некоммерческие │ │ │ │ │организации │ 89│ │ │ ─────────────┼───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │ │ │ │ ├───────────────────────┼───┼───────┼────────┼─────── │ │ │ │ │ ─────────────┴───────────────────────┴───┴───────┴────────┴─────── /продолжение Кодировочной таблицы/ ─────────────────────────────────────────────────────── Формы собственности <**> ─────────────────────────────┬───────────┬───────────── российская собственность(10)│Иностранная│Смешанная с ┬───────────┬─────┬──────────┤собствен- │совместным │ обществ.│част-│смешанная │ность │российским и │ объеди- │ная │без иност-│ │иностранным │ нений │ │ранного │ │участием │ │ │участия │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ 15 │ 16 │ 17 │ 20 │ 30 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ 44 │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 45 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 46 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 06 │ 07 │ 08 │ │ 95 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 33 │ 34 │ 35 │ │ 96 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 52 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 53 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ 54 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ 39 │ 49 │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ 61 │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 62 │ 63 │ │ 97 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 64 │ 65 │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ 69 │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ 70 │ 74 │ 75 │ │ 98 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 90 │ 91 │ 92 │ │ 99 ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 77 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ 79 │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ 83 │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ 84 │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 85 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 86 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ 87 │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ │ │ │ │ 89 │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ ├───────────┼─────┼──────────┼───────────┼───────────── │ │ │ │ │ └───────────┴─────┴──────────┴───────────┴─────────────
-------------------------------
<*> Коды организационно-правовых форм соответствуют кодам в графе 3 Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
<**> Коды форм собственности соответствуют кодам в графе 3 Классификатора форм собственности. Коды, помещенные на пересечении строк и граф таблицы, обозначают соответствующие сочетания значений признаков организационно-правовой формы и формы собственности.
К КОДИРОВОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Кодировочная таблица предназначена для использования при заполнении статистической отчетности и при ее обработке в тех случаях, когда в формах отчетов предусмотрено кодирование формы собственности и формы хозяйствования предприятий и организаций одним двухразрядным кодом ("Код формы собственности (хозяйствования) по КФС").
2.Коды 42, 43, 45, 46 и т.д., стоящие в окаймляющей (слева) графе, обозначают организационно-правовые формы; коды 40, 41, 71, 89 в "боковике" таблицы, рядом с наименованиями в скобках, обозначают соответствующие группировки организационно-правовых форм.
3. Коды 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 30, стоящие в окаймляющей (сверху) строке, обозначают формы собственности или их группировки; коды 10 и 11 (рядом с наименованиями в "шапке" таблицы) обозначают группировки форм собственности.
4. Коды 01, 02, 43, 44, 45, 46 и др., стоящие внутри таблицы (в клетках на пересечении строк и граф), обозначают сочетания соответствующих организационно-правовых форм и форм собственности. Например: 63 - арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа и товарищества, относящиеся к смешанной собственности без иностранного участия.
5. Коды, стоящие внутри таблицы (в клетках на пересечении строк и граф), используются при заполнении первичных отчетов и при обработке информации.
6. Коды, стоящие в "боковике" таблицы (в т.ч. коды в окаймляющей ее слева графе), и коды, стоящие в "шапке" таблицы (в т.ч. в окаймляющей ее сверху строке), используются только при обработке информации.
3. Алгоритмы группировки данных по формам
собственности и организационно-правовым формам
Кодирование хозяйствующих субъектов приведенными выше временными двухзначными идентификационными кодами позволяет осуществлять группировку отчетных данных по формам собственности и организационно-правовым формам (и их группам). Ниже приводятся алгоритмы группировки (в двухзначных идентификационных кодах):
12 = 01 + 03 + 09 + 36 + 50 + 66 + 76 + 93
13 = 02 + 04 + 31 + 37 + 51 + 67 + 78 + 94
14 = 43 + 05 + 32 + 38 + 60 + 68 + 82 + 88
15 = 44 + 06 + 33 + 70 + 90 + 83 + 84
16 = 45 + 46 + 07 + 34 + 52 + 53 + 54 + 39 + 62 + 64 + 74 +
+ 91 + 77 + 85 + 86 + 87
17 = 08 + 35 + 49 + 61 + 63 + 65 + 75 + 92
2) по организационно-правовым формам:
41 = 42 + 43 + 44 + 45 + 46 + 47 + 48 + 52 + 53 + 54 + 55 +
56 + + 57 + 69
80 = 81 + 82 + 83 + 84 + 85 + 86 + 87 + 89
47 = 03 + 04 + 05 + 06 + 07 + 08 + 95
48 = 09 + 31 + 32 + 33 + 34 + 35 + 96
72 = 66 + 67 + 68 + 70 + 74 + 75 + 98
73 = 76 + 78 + 88 + 90 + 91 + 92 + 99
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
1. Настоящий Классификатор форм собственности (КФС) является ведомственным нормативным документом Госкомстата России, обязательным для использования при сборе и обработке информации в системе государственной статистики, а также в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
2. Классификатор форм собственности может использоваться для классификации и кодирования объектов права собственности: земли, других природных ресурсов, жилищного фонда, средств производства, предметов потребления и иного имущества, а также предприятий и других организаций (как в связи, так и вне связи с их группировкой по организационно-правовым формам).
3. В Классификатор включены формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, внесенными VII Съездом народных депутатов Российской Федерации), а также выделены классификационные группировки с учетом законов "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О потребительской кооперации в Российской Федерации", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об основах федеральной жилищной политики", Гражданского кодекса РСФСР и других законодательных актов Российской Федерации.
4. Классификатор состоит из Основной схемы Классификатора форм собственности, построенной по иерархическому методу (предназначенной для использования в отчетности, в ОКПО и ЕГРПО), и фасетов, позволяющих дать дополнительную характеристику правового статуса имущества (для возможного использования в специальных статистических обследованиях).
5. Позиция Основной схемы Классификатора форм собственности содержит:
- классификационный код (цифровой, переменной длины, построенный по последовательному методу) (графа 1);
- наименование формы собственности или группировки форм собственности (графа 2);
- идентификационный код (цифровой, двухразрядный, построенный по серийно-порядковому методу) (графа 3);
- алгоритм группировки (представляющий группировочные позиции как суммы других позиций в идентификационных кодах) (графа 4).
6. К наименованиям некоторых позиций Основной схемы классификатора даны примечания, содержащие пояснения их содержания, а также возможные способы углубления классификации смешанных форм собственности.
7. В Приложении приведены выдержки из законодательных и других нормативных актов, относящиеся к основным категориям, используемым в классификаторе.
8. Ведение Классификатора форм собственности осуществляется в следующем порядке:
- эталонный экземпляр Классификатора ведет ГИВЦ Госкомстата России;
- подготовка изменений в Классификатор с учетом предложений пользователей осуществляется Управлением методологии организации статистики совместно с ИСЭИ Госкомстата России по согласованию с ГИВЦ и заинтересованными подразделениями Госкомстата России;
- изменения Классификатора с указанием порядка и сроков их введения в действие утверждаются руководством Госкомстата России по представлению Управления методологии и организации статистики и передаются в ГИВЦ Госкомстата России;
- ГИВЦ Госкомстата России осуществляет внесение изменений в эталонный экземпляр Классификатора и оповещение пользователей об утвержденных изменениях, порядке и сроках их введения в действие.
9. Порядок использования данного Классификатора в ОКПО, в ЕГРПО и в статистической отчетности определен в Методических указаниях по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденных Госкомстатом России.
1. ОСНОВНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАТОРА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
─────────┬──────────────────────────────────┬─────────┬─────────── Классифи-│ │Идентифи-│Алгоритм кационный│ Наименование │кационный│группировки код │ │код │ ─────────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────── 1 │ 2 │ 3 │ 4 ─────────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────── │ │ │ 1 │РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ <*> │10 │1) 11 + 14 │ │ │ + 15 + 16 │ │ │ + 17 │ │ │2) 11 + 14 │ │ │ + 15 + 16 │ │ │ + 17 + 19 1.1 │Государственная собственность │11 │ │ │ │ 1.1.1 │Федеральная собственность │12 │ │ │ │ 1.1.2 │Собственность субъектов федерации │13 │ │ │ │ 1.2 │Муниципальная собственность │14 │ │ │ │ 1.3 │Собственность общественных объеди-│15 │ │нений (организаций) │ │ │ │ │ 1.4 │Частная собственность │16 │ │ │ │ 1.5 │Смешанная российская собственность│17 │ │(без иностранного участия) <**> │ │ │ │ │ 1.6 │Российская собственность в составе│19 │ │смешанной собственности с иност-│ │ │ранным участием <***> │ │ │ │ │ 2 │ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ <*> │20 │1) 21 + 22 │ │ │ + 23 + 27 │ │ │2) 21 + 22 │ │ │ + 23 + 27 │ │ │ + 29 2.1 │Собственность международных орга-│21 │ │низаций │ │ │ │ │ 2.2 │Собственность иностранных госу-│22 │ │дарств │ │ │ │ │ 2.3 │Собственность иностранных юриди-│23 │ │ческих лиц, граждан и лиц без│ │ │гражданства │ │ │ │ │ 2.4 │Смешанная иностранная собствен-│27 │ │ность (без российского учас-│ │ │тия) <**> │ │ │ │ │ 2.5 │Иностранная собственность в соста-│29 │ │ве смешанной собственности с рос-│ │ │сийским участием <***> │ │ │ │ │ 3 │СМЕШАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ С СОВМЕСТ-│30 │ │НЫМ РОССИЙСКИМ И ИНОСТРАННЫМ УЧАС-│ │ │ТИЕМ <**> │ │ ─────────┴──────────────────────────────────┴─────────┴──────────
-------------------------------
<*> Позиции "1 Российская собственность" и "2 Иностранная собственность" могут интерпретироваться в двояком смысле в зависимости от целей классификации и характера классифицируемых объектов:
1) как группировки, включающие объекты смешанных форм собственности (например, предприятия, организации) в целом (см. алгоритмы "1)" в графе 4) и
2) как группировки, включающие доли имущества (например, доли в уставном фонде), т.е. соответствующие части имущественных объектов со смешанными формами собственности (см. алгоритмы "2)" в графе 4).
В первом случае позиции "1.6 Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и "2.5 Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием" не используются; во втором случае не используется позиция "3 Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием".
<**> Позиции "1.5 Смешанная российская собственность (без иностранного участия)", "2.4 Смешанная иностранная собственность (без российского участия)" и "3 Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием" (представляющие собой группировки объектов смешанных форм собственности в целом) используются в ОКПО, ЕГРПО и в отчетности при отнесении к формам собственности предприятий и организаций в целом. Эти позиции могут детализироваться по более дробным группировкам смешанных форм собственности (например, из позиции 1.5 могут быть выделены "Смешанная российская собственность с долей государственной собственности", "Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности" и т.д.).
<***> Позиции "1.6 Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и "2.5 Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием" (представляющие собой группировки долей имущества, находящегося в смешанных формах собственности) не используются в ОКПО, ЕГРПО и в отчетности при отнесении к формам собственности предприятий и организаций в целом. Эти позиции могут далее детализироваться по более дробным группировкам, выражающим определенные доли в смешанной собственности (например, из позиции 1.6 могут быть выделены "Российская государственная собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием", "Российская федеральная собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и т.д.).
2. ФАСЕТЫ КЛАССИФИКАТОРА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Фасет 1. Характеристика имущества по субъектам права
собственности
1 Собственность одного лица (собственника) 2 - государства 3 - юридического лица 4 - физического лица 5 Общая (коллективная собственность) 6 - общая долевая собственность 7 - общая совместная собственность
Фасет 2. Характеристика правового статуса имущества
1 Имущество в собственности 2 Имущество в полном хозяйственном ведении 3 Имущество в оперативном управлении 4 Имущество арендованное 5 Имущество в доверительном управлении (траст) 6 Имущество в залоге 7 Имущество в пожизненном наследуемом владении 8 Имущество во владении 9 Имущество в пользовании
Фасет 3. Характеристика места пребывания имущества
1 Имущество на территории России 2 Имущество за рубежом 3 - в странах СНГ 4 - в других странах
Фасет 4. Группировка собственников иностранного имущества
1 Имущество собственников стран - членов СНГ 2 Имущество собственников других стран
к Классификатору
форм собственности
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФОРМАХ СОБСТВЕННОСТИ
Ниже приведены выдержки из законодательных и других нормативных актов, раскрывающих содержание основных категорий, использованных в Классификаторе форм собственности.
"В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений" (см. статью 10 Конституции Российской Федерации, в редакции Закона Российской Федерации "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России" от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная (федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), муниципальная, частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая, совместная, общая долевая)" (см. статью 11 Конституции Российской Федерации в редакции названного выше Закона от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"Верховному Совету Российской Федерации в шестимесячный срок привести законодательство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом" (см. названный выше Закон от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы в другую в порядке, установленном законодательством" (см. статью 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., N 4218-1).
2. Субъекты права собственности
"Имущество может находиться в собственности гражданина, юридического лица, государства" (см. статью 44 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик").
3. Общая (коллективная) собственность
"Имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определенной долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность)" (см. статью 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР"; см. также статью 116 "Гражданского кодекса РСФСР", статью 46 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик").
"Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), если иное не предусмотрено законом" (см. статью 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
"В РСФСР могут создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, а также в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан" (см. статью 5 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
5. Собственность арендных предприятий
"В соответствии с договором об аренде произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств арендатора (товарищества) имущество за вычетом арендной платы и других обязательных платежей является его собственностью" (см. статью 15 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
"В имуществе арендатора - предприятия, созданного членами трудового коллектива на основе аренды имущества государственного, муниципального предприятия, должны быть определены размеры вкладов трудового коллектива, физических и юридических лиц, имеющих имущество на праве собственности (долю в капитале) в имущественном комплексе арендатора, являющемся их общей собственностью" (см. п. 9 "Указа Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", 14 октября 1992 г. N 1230).
6. Собственность колхозов, совхозов и других сельских
хозяйств
"Собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности" (см. статью 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации).
7. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
"Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности" (см. статью 15 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
8. Право полного хозяйственного ведения имущества
"Имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения" (см. статью 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
9. Право оперативного управления имуществом
"Имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном или муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения" (см. статью 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
"Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода)" (см. статью 2 Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
11. Осуществление иностранных инвестиций
"Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РСФСР путем:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РСФСР и других союзных республик;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретения иных имущественных прав;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РСФСР законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав." (см. статью 3 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
12. Приобретение иностранными инвесторами долей участия,
паев, акций и иных ценных бумаг предприятий
"Иностранные инвесторы вправе приобретать доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги предприятий, расположенных на территории РСФСР" (см. статью 35 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
"Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории РСФСР" (см. статью 37 того же Закона).
13. Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам
"Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями осуществляется арендодателями на основании договоров аренды в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством" (см. статью 39 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или в оперативное управление..." (см. статью 39 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
15. Собственность потребительских обществ
"Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности" (см. статью 5 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации").
16. Формы собственности санаторно-курортных учреждений
региона Кавказских Минеральных Вод
"Установить, что организационно-правовая форма санаторно - курортных учреждений региона Кавказских Минеральных Вод определяется следующим образом:
- санаторно-курортные учреждения, находящиеся на балансе государственных предприятий, министерств, ведомств, являются объектами федеральной собственности;
- санаторно-курортные учреждения, находящиеся на балансе кооперативных и иных негосударственных структур, сохраняют свой статус;
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Настоящий Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) является ведомственным нормативным документом Госкомстата России, обязательным для использования при сборе и обработке информации в системе государственной статистики, а также в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
2. Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов может использоваться для классификации и кодирования коммерческих и некоммерческих организаций, как образующих, так и не образующих юридическое лицо.
3. В Классификатор включены организационно-правовые формы предприятий, установленные Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также организационно - правовые формы предприятий и других организаций с учетом других законодательных актов Российской Федерации и "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3301-1 об их применении в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года.
4. Классификатор состоит из двух разделов: Основной схемы классификатора, построенной по иерархическому методу классификации (предназначенной для использования в статистической отчетности, в ОКПО и ЕГРПО), и фасетов, позволяющих дать дополнительную характеристику некоторых организационно-правовых форм (для возможного использования в специальных статистических обследованиях).
5. Позиция Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм содержит:
- классификационный код (цифровой, переменной длины, построенный по последовательному методу кодирования) (графа 1);
- наименование организационно-правовой формы или группировки организационно-правовых форм (графа 2);
- идентификационный код (цифровой, двухразрядный, построенный по серийно-порядковой системе) (графа 3); идентификационные коды Классификатора организационно-правовых форм начинаются с кода "40", что исключает их пересечение с идентификационными кодами Классификатора форм собственности (10/30) с целью уменьшения числа возможных ошибок и облегчения контроля правильности кодирования при совместном использовании обоих классификаторов;
- алгоритм группировки (представляющий группировочные позиции в виде сумм других позиций в идентификационных кодах) (графа 4).
6. К наименованиям ряда позиций Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм даны примечания, содержащие пояснения их содержания.
7. В Приложении приведены выдержки из законодательных актов, относящиеся к основным категориям, используемым в Классификаторе.
8. Ведение Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов осуществляется в следующем порядке:
- эталонный экземпляр Классификатора ведет ГИВЦ Госкомстата России;
- подготовка изменений в Классификатор с учетом предложений пользователей осуществляется Управлением методологии и организации статистики Госкомстата России совместно с ИСЭИ Госкомстата России по согласованию с ГИВЦ и заинтересованными подразделениями Госкомстата России;
- изменения Классификатора с указанием порядка и сроков их введения в действие утверждаются руководством Госкомстата России по представлению Управления методологии и организации статистики Госкомстата России и передаются в ГИВЦ Госкомстата России;
- ГИВЦ Госкомстата России осуществляет внесение изменений в эталонный экземпляр Классификатора и оповещение пользователей об утвержденных изменениях, порядке и сроках их введения в действие.
9. Порядок использования данного Классификатора в ОКПО, ЕГРПО и в статистических работах определен в Методических указаниях по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденных Госкомстатом России.
1. ОСНОВНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ
ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
┌─────────┬───────────────────────────────────────┬─────┬────────┐ │Классифи-│ │Иден-│Алгоритм│ │кационный│ Наименование │тиф. │ группи-│ │ код │ │ код │ ровки │ ├─────────┼───────────────────────────────────────┼─────┼────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ └─────────┴───────────────────────────────────────┴─────┴────────┘ 1 КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 40 41+71 1.1 Предприятия 41 42+43+ 44+45+46 +47+48+ 52+53+54 +55+56+ 57+69 1.1.1 Государственные предприятия 42 1.1.2 Муниципальные предприятия 43 1.1.3 Предприятия общественных объединений (организаций) 44 1.1.4 Предприятия потребительской кооперации 45 1.1.5 Индивидуальные (семейные) частные предприятия (с привлечением наемного труда) 46 1.1.6 Акционерные общества открытого типа 47 1.1.7 Акционерные общества закрытого типа и товарищества 48 49+50+51 1.1.7.1 Акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 49 1.1.7.2 Смешанные товарищества 50 1.1.7.3 Полные товарищества 51 1.1.8 Производственные кооперативы 52 1.1.9 Крестьянские (фермерские) хозяйства 53 1.1.10 Колхозы 54 1.1.11 Совхозы 55 1.1.12 Межхозяйственные предприятия (организации) 56 1.1.13 Арендные предприятия 57 58+59 1.1.13.1 Арендные предприятия в форме акционерного общества открытого типа <*> 58 1.1.13.2 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества <*> 59 61+62+63 1.1.13.2.1 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью <*> 61 1.1.13.2.2 Арендные предприятия в форме смешанного товарищества <*> 62 1.1.13.2.3 Арендные предприятия в форме полного товарищества <*> 63 1.1.14 Другие предприятия 69 1.2 Объединения предприятий 71 72+73+ 77+79 1.2.1 Объединения предприятий в форме акционерного общества открытого типа 72 1.2.2 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества 73 74+75+76 1.2.2.1 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 74 1.2.2.2 Объединения предприятий в форме смешанного товарищества 75 1.2.2.3 Объединения предприятий в форме полного товарищества 76 1.2.3 Объединения (союзы, ассоциации) крестьянских (фермерских) хозяйств 77 1.2.4 Другие объединения предприятий 79 2 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 80 81+82+ 83+84+ 85+86+ 87+89 2.1 Государственные учреждения 81 2.2 Муниципальные учреждения 82 2.3 Общественные объединения (организации) 83 2.4 Учреждения общественных объединений (организаций) 84 2.5 Потребительские общества 85 2.6 Союзы потребительских обществ 86 2.7 Учреждения потребительской кооперации 87 2.8 Другие некоммерческие организации 89 - - ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ 90 - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда) 91 - ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА ГРАЖДАН (рабочих, служащих, колхозников и др.) 92 - - СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества открытого типа 95 47+58+72 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества 96 48+59+73 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 97 49+61+74 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме смешанного товарищества 98 50+62+75 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме полного товарищества 99 51+63+76
<*> Организационно-правовая форма арендатора.
2. ФАСЕТЫ КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Фасет 1. Характеристика предприятий и объединений по
гражданско-правовому статусу
участников (учредителей)
4. С участием государства и юридических лиц
5. С участием государства и физических лиц
6. С участием юридических и физических лиц
7. С участием государства, юридических и физических лиц
Фасет 2. Формы хозяйственных (предпринимательских)
объединений
1. Ассоциации (союзы) предприятий
3. Другие объединения предприятий
Фасет 3. Формы участия в капитале предприятий
(объединений)
Фасет 4. Гражданско-правовой статус хозяйствующих
субъектов
2. Без образования юридического лица
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ
Ниже приведены выдержки из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, раскрывающие содержание основных категорий использованных в Классификаторе организационно-правовых форм.
"Для целей настоящего закона принимаются следующие понятия и определения: ... хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров, частные, государственные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью". (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
2. Коммерческие и некоммерческие организации
"1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ; производственных кооперативов; арендных предприятий; коллективных предприятий; государственных и других предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения переданным им имуществом учредителей; а также хозяйственных объединений указанных юридических лиц.
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций; потребительских кооперативов; благотворительных и
иных фондов; финансируемых собственником учреждений, а также в
других формах, предусмотренных законодательными актами.
Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей." (См. статью 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).
"Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли." (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
"Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие." (См. статью 2 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
4. Организационно-правовые формы предприятий в
соответствии с Законом "О предприятиях и
предпринимательской деятельности"
Государственное предприятие (см. статью 6).
Муниципальное предприятие (см. статью 7).
Индивидуальное (семейное) частное предприятие (см. статью 8).
Полное товарищество (см. статью 9).
Смешанное товарищество (см. статью 10).
Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) (см. статью 11).
Акционерное общество открытого типа (см. статью 12).
"Организационно-правовая форма арендатора должна быть приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" путем преобразования его в товарищество или акционерное общество." (См. п. 9 Указа Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г. N 1230).
6. Колхозы и совхозы и другие сельскохозяйственные
предприятия
"По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо." (См. п. 1 "Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14 января 1992 года (Экономическая газета N 9, февраль 1992 г.); см. также "Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708).
7. Организационно-правовые формы и виды предприятий с
иностранными инвестициями
"На территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР.
На территории РСФСР могут создаваться и действовать:
- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- филиалы иностранных юридических лиц."
(См. "Закон об иностранных инвестициях в РСФСР", ст. 12).
"Иностранными инвесторами в РСФСР могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
- иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
- международные организации." (См. статью 1 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
9. Дочерние предприятия, филиалы и представительства
предприятий с иностранными инвестициями
"Предприятие с иностранными инвестициями может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РСФСР и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, с соблюдением условий, установленных действующим на территории РСФСР законодательством, законодательством союзных республик и иностранных государств." (См. статью 21 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
10. Объединения и союзы предприятий с иностранными
инвестициями
"Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РСФСР, и в порядке, предусмотренном законодательными актами РСФСР." (См. статью 23 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
"Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии." (См. статью 13 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
"Привести в соответствие со статьями Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" организационно - правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий. Учредительные документы предприятий и объединений, не выполнивших указанные преобразования до 1 октября 1992 года, признаются недействительными." (См. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", 11 июня 1992 года, N 2980-1).
12. Обособленные подразделения предприятий и организаций
"Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов." (См. статью 14 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
ОКФС разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.
1.17. В формах государственного статистического наблюдения по капитальному строительству предусмотрены графы для кодов. Отчитывающаяся организация коды по отраслям проставляет по ОКОНХ (Классификатору отраслей народного хозяйства), организационно - правовым формам - по КОПФ (Классификатору организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов), формам собственности - по КФС (Классификатору форм собственности), единицам измерения - по СОЕИ (Классификатору "Система обозначений единиц измерений"), видам строительной продукции - по ОКСП (Классификатору строительной продукции), ведомственной подчиненности - по СООГУ (Классификатору "Система обозначения органов государственного и хозяйственного управления"), предприятиям и организациям - по ОКПО (Общероссийскому классификатору предприятий и организаций), территориям - по СОАТО (классификатору "Система обозначения объектов административно - территориального деления, а также населенных пунктов"), управленческой документации - по ОКУД (Общероссийскому классификатору управленческой документации), по видам экономической деятельности - по ОКДП (Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг - по мере внедрения).
В графах 7 и 8 кодовой зоны указываются коды организационно - правовой формы и формы собственности предприятия в соответствии с классификаторами организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов и форм собственности, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 года N 47.
С 1 января 2000 г. на территории России вводятся в действие Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) и Общероссийский классификатор организационно - правовых форм (ОКОПФ), принятые Постановлением Госстандарта России от 30.03.99 N 97 взамен ранее действовавших отраслевых классификаторов КФС и КОПФ.
2.7. В зоне 3 указывается наименование отчитывающейся организации и ее почтовый адрес. В этой зоне также располагается кодовая часть, включающая коды: формы - по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД), организации - по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), вида деятельности - по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), отрасли - Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), территории - по Общероссийскому классификатору объектов административно - территориального деления (ОКАТО), министерства (ведомства), органа управления - по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ), формы собственности - по Классификатору форм собственности (ОКОПФ), организационно - правовой формы - по Классификатору организационно - правовых форм (ОКФС), а также предусмотрена резервная графа для возможного использования локальных кодов.
реквизит "Организационно - правовая форма" - по данной строке указывается организационно - правовая форма организации согласно Классификатору организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по КОПФу, а в правой - код собственности по Классификатору форм собственности;
форма собственности (КФС);
организационно - правовая форма (код КОПФ);
данные о вышестоящей организации (код ОКПО);
данные о государственной регистрации (наименование регистрирующего органа, регистрационный номер, дата регистрации).
Под обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения, понимаются (как и при отчете по форме N 11) территориально обособленные подразделения юридических лиц - их филиалы и представительства, расположенные вне территории, составляющей сферу действия органа статистики, которому отчитывается по форме 11-краткая само юридическое лицо. Таким образом, если юридическое лицо, отчитывающееся Саратовскому областному комитету госстатистики, имеет обособленное подразделение - филиал или представительство - в Ульяновской области, то это подразделение должно самостоятельно отчитаться по форме 11-краткая Ульяновскому областному комитету госстатистики. При этом данные по отчитавшемуся территориально обособленному подразделению в отчет самого юридического лица, направляемый, в данном примере, Саратовскому областному комитету статистики, не включаются во избежание двойного учета. Коммерческие организации, согласно КОПФ, - это все организации, имеющие извлечение прибыли в числе основных задач своей деятельности.
реквизит "Организационно-правовая форма" - указывается организационно-правовая форма: акционерное общество открытого типа, акционерное общество закрытого типа, товарищество с ограниченной ответственностью или иная (по классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденному Постановлением Госкомстата России от 20.04.93 N 47);
По строке "Организационно-правовая форма" указывается форма согласно "Классификатору организационно-правовых форм (КОПФ)", утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 20.04.93 N 47.
По строке "Форма собственности" следует указать форму собственности в соответствии с "Классификатором форм собственности" (КФС), утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 20.04.93 N 47.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления