Законодательство РФ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.06.2013 N 30 О надзоре за производством и оборотом пищевой продукции

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2013 г. N 30

О НАДЗОРЕ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию и эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пищевой продукцией, результаты лабораторных исследований качества и безопасности пищевой продукции, отмечаю, что в последнее время в Российской Федерации принимаются меры по предотвращению вредного воздействия данной продукции на здоровье населения.

Особое внимание уделялось реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502), одними из основных приоритетов которой являются:

- гармонизация с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;

- контроль за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации пищевых продуктов на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;

- совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

Ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исследуется около 2 млн. проб пищевых продуктов по санитарно-химическим и по микробиологическим показателям. Такая плотность контроля пищевых продуктов позволяет выявлять партии пищевых продуктов как отечественного, так и импортного производства, не соответствующие установленным гигиеническим нормативам, и изымать эти продукты из обращения.

Вместе с этим последние 5 лет прекратилось снижение и наблюдается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям (2012 год - 2,77% и 4,75% соответственно).

По отдельным субъектам Российской Федерации в 2012 году удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, значительно превышал среднероссийский уровень:

- по микробиологическим показателям: Ненецкий автономный округ - 18,23%, Республика Саха (Якутия) - 11,87%, Новгородская область - 11,15%, Карачаево-Черкесская Республика - 11,0%, г. Москва - 9,89%, Республика Тыва - 9,72%, Магаданская область - 9,47%, Архангельская область - 9,21%;

- по санитарно-химическим показателям: Новгородская область - 9,83%, Республика Ингушетия - 9,30%, Ярославская область - 8,63%, Свердловская область - 7,34%, Курганская область - 6,53%, Владимирская область - 6,22%, Вологодская область - 6,10%.

За 2012 год по результатам проведенных надзорных мероприятий учреждениями Роспотребнадзора вынесены постановления о снятии с реализации 78409 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1506 тонн, в том числе импортных 5629 партий объемом около 166 тонн.

За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка при производстве и обороте пищевых продуктов в 2012 году уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора вынесено более 157 тыс. постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. руб.

В 2009 году в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2140; 009, N 29, ст. 3601; 2009, N 48, ст. 5711; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; 2010, N 18, ст. 2142; 2010, N 31, ст. 4160; 2010, N 31, ст. 4193; 2010, N 31, ст. 4196; 2010, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 23, ст. 3263; 2011, N 27, ст. 3880; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; 2012, N 26, ст. 3446; 2012, N 31, ст. 4320; 2012, N 31, ст. 4322; 2012, N 47, ст. 6402) изменились подходы к проведению надзорной деятельности: сокращено количество проверок, введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.

Так, за 5 лет более чем в 3 раза сократилось число проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и оборотом пищевых продуктов.

На фоне снижения числа проверок более чем в 2 раза уменьшилось число вынесенных протоколов об административном правонарушении и в 3 раза сократилось число лиц, временно отстраненных от работы по постановлению уполномоченных должностных лиц Роспотребнадзора.

Серьезную тревогу вызывает бесконтрольное использование новых технологий, медикаментов, пестицидов при выращивании растений и содержании сельскохозяйственных животных, что уже привело к образованию новых высокоустойчивых к антибактериальным препаратам штаммов бактерий, которые способны привести к формированию стойких эпидемических очагов инфекционных заболеваний с тяжелым клиническим течением.

В последнее время в европейских странах участились случаи возникновения заболеваний и отравлений от употребления некачественной пищевой продукции в условиях недостаточного контроля за ее производством и реализацией.

Так, в декабре 2008 года в Ирландии и в январе 2010 года в Германии произошло загрязнение мясопродуктов диоксинами вследствие употребления сельскохозяйственными животными кормов, содержащих эти опасные химические соединения.

В период с апреля по июль 2011 года на территории стран Европейского союза был зарегистрирован эпидемический подъем заболеваемости, вызванный энтерогеморрагической кишечной палочкой E.coli 0104 - H4, которая представляет собой высокоустойчивый к антибиотикам реассортант с энтероаггрегативными вариантами кишечной палочки. За указанный период в европейских странах переболело более 3 тысяч человек, около 50-ти случаев заболеваний закончились летальным исходом. Несмотря на официальное объявление об окончании эпидемии, причины и условия формирования очага нельзя считать установленными, а следовательно, сохраняется настороженность в отношении этой опасной инфекции.

В октябре 2011 года в Финляндии зарегистрированы случаи заболеваемости ботулизмом, связанные с употреблением в пищу "Био оливок", фаршированных миндалем и расфасованных в стеклянные банки.

В Германии в сентябре 2012 года было зарегистрировано более 11 тыс. случаев острого гастроэнтерита у детей. По результатам проведенных Институтом Роберта Коха исследований вероятным фактором передачи инфекции явилась замороженная клубника, завезенная из Китайской Народной Республики. Окончательные причины формирования эпидемического очага не установлены.

В Чешской Республике и Республике Польша также в сентябре 2012 года регистрировались летальные случаи от отравления алкогольной продукцией, содержащей метанол.

В марте 2013 года в Бельгии при осуществлении производственного контроля в замороженном копченом беконе была обнаружена Listeria monocytogenes.

В странах Европейского союза в 2013 году расследовались случаи попадания конины в продукцию из говядины, содержащей ветеринарный препарат фенилбутазон.

Выявление пищевой продукции, опасной для здоровья, и регистрация заболеваний, связанных с употреблением в пищу таких продуктов, отмечается и в других странах, кроме стран Европейского союза.

В 2006 году был приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации и оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия в связи с выявлением большого удельного веса проб, не отвечающих установленным требованиям по физико-химическим и органолептическим показателям.

В Китайской Народной Республике в сентябре 2008 года зафиксировано 294 000 случаев мочекаменной болезни у новорожденных в связи с употреблением молочных смесей, загрязненных меламином.

В сентябре 2011 года в КНР выявлено использование на свиноводческих фермах при производстве свинины препарата кленбутерол. Употребление в пищу мяса животных, содержащего данный препарат, негативно сказывается на здоровье человека.

В КНР в мае 2013 года пресечено изготовление и реализация под видом полуфабрикатов из говядины и баранины мясных полуфабрикатов с использованием мяса крыс и лисиц, являющихся природным резервуаром возбудителей ряда опасных инфекционных заболеваний, таких как бешенство, чума, туляремия, тиф, сальмонеллез, лептоспироз и других.

В октябре 2011 года в гранатах производства Египет выявлено превышение максимально допустимых уровней содержания пестицида фенпропатрина (fenpropatrine).

В период с 28 января по 2 мая 2012 года среди населения США зарегистрировано 258 случаев заболеваний, вызванных сальмонеллами. По данным эпидемиологического расследования, проводимого Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) и Агентством по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA), групповая заболеваемость связана с употреблением блюд, приготовленных из желтоперого тунца. Вероятным фактором передачи явились суши и роллы, при приготовлении которых мясо тунца не проходит термическую обработку.

В рисовой каше (безмолочной, растворимой) для питания детей с 4 месяцев под торговой маркой "REMEDIA" (Израиль) в марте 2012 года обнаружены бактерии Enterobacter (Cronobacter) sakazakii.

Имели место случаи ввоза на территорию Российской Федерации пищевой продукции, не отвечающей обязательным требованиям, и регистрация на территории Российской Федерации заболеваний, связанных с употреблением в пищу таких продуктов.

В период с 02.11.2011 по 13.01.2012 в Иркутской области было зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза (возбудитель Salmonella Oranienburg) при употреблении молочной смеси для детей от рождения до 6 месяцев "Дамил 1" Люкс (Бельгия).

В марте 2012 года приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации сыров украинских производителей в связи с нарушением обязательных требований, связанных с защитой прав потребителей. Данная продукция не соответствовала установленным требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2801; 2010, N 30, ст. 3994) по содержанию растительных жиров и указанию информации об их наличии на этикетке продукта.

В Российской Федерации также имелись случаи выявления пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям.

Так, в ноябре 2011 года в аджике обнаружен краситель Судан 1, не разрешенный для применения в пищевой промышленности и используемый для фальсификации специй и пряностей, а также продуктов их переработки с целью придания им более интенсивной окраски.

В июле 2010 года в Омской области в ходе эпидемиологического расследования было установлено, что туши конины с фермы частного предпринимателя, где люди заразились сибирской язвой, поставлялись на мясоперерабатывающее предприятие для изготовления фарша для пельменей. В соответствии с Решением Арбитражного суда Омской области было уничтожено более 165 тонн особо опасной продукции - зараженных сибирской язвой пельменей, изъятых из торговой сети Омской области и других регионов страны.

Роспотребнадзором принимались меры по недопущению поступления на потребительский рынок Российской Федерации указанной продукции. В соответствии с правовыми актами Евразийской экономической комиссии компетентные органы Республики Беларусь и Республики Казахстан были проинформированы о принимаемых мерах.

Вышеизложенные примеры свидетельствуют, что ситуация, складывающаяся в ряде стран, в том числе Европейского союза, требует пересмотра системы организации контроля и надзора за производством и оборотом пищевых продуктов. Существующие в них механизмы контроля за пищевыми продуктами, основанные на экономических принципах, показали несостоятельность системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и не отвечают целям своевременного реагирования на возникающие угрозы.

Участие Российской Федерации в процессах международной экономической интеграции, вступление во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и членство в Таможенном союзе также вызывают опасение вследствие возможного поступления на территорию Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции.

Все вышеизложенное отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества для противодействия угрозам, которые не только способны принести серьезный вред здоровью населения, но и подорвать продовольственную безопасность страны.

Роспотребнадзор является контактным пунктом Системы Европейской комиссии быстрого уведомления по качеству продуктов питания и кормов (RASFF) и Международной сети ВОЗ органов по безопасности пищевых продуктов ВОЗ (ИНФОСАН). В связи с этим информация о выявлении пищевых продуктов, опасных для здоровья человека, в других странах поступает непосредственно в Роспотребнадзор по электронным каналам связи.

Вместе с этим в настоящее время в рамках международного сотрудничества между странами - участниками Таможенного союза не налажен в полном объеме обмен информацией о выявлении на таможенной территории Таможенного союза пищевых продуктов, не соответствующих установленным обязательным требованиям качества и безопасности.

В рамках присоединения к ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательство разрабатывать соответствующие санитарные нормы, в том числе и уполномоченными органами Евразийской экономической комиссии, в соответствии с соглашениями ВТО.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 2008 года осуществляется сотрудничество с Генеральным директоратом Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей (DG SANCO) по вопросам безопасности продуктов питания, включая гигиеническое нормирование содержания остаточных уровней пестицидов, ветеринарных препаратов и других контаминантов в пищевой продукции.

При этом как в документах Российской Федерации, так и Евразийской экономической комиссии по гармонизации требований по безопасности пищевых продуктов заложен единый принцип: в случае, если санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования являются более ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска жизни или здоровью человека, применяются международные стандарты.

Вместе с этим необходимо учитывать, что действующие европейские нормативы в части контроля соблюдения безопасности пищевой продукции созданы с учетом интересов экономики, а не охраны здоровья человека.

С учетом этого Российская Федерация оставляет за собой право сохранения отечественных нормативов по содержанию остаточных количеств ряда химических веществ в продуктах питания. В частности, подготовлены научные обоснования по оценке риска здоровью населения при поступлении рактопамина и антибиотиков тетрациклинового ряда с пищевой животноводческой продукцией.

В этой связи значительно активизировалось участие экспертов Роспотребнадзора в работе Комиссии "Кодекс Алиментариус", ответственной за выработку международных стандартов на пищевую продукцию с целью защиты здоровья населения и обеспечения справедливой практики торговли.

В связи с вышеизложенным с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 и ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; 2012, N 26, ст. 3446) постановляю:

1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции:

1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью пищевой продукции, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;

1.2. Совершенствование системы организации контроля безопасности пищевой продукции, включая создание современной технической и методической базы;

1.3. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области качества и безопасности пищевой продукции.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать разработать региональные программы по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в рамках своих полномочий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2005, N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 14, ст. 1458; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596).

3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию пищевой продукции:

3.1. Принять исчерпывающие меры по соблюдению на объектах, осуществляющих производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию пищевой продукции, предъявляемых к ним обязательных требований;

3.2. Обратить внимание на обеспечение организации и проведения производственного контроля при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании) и реализации пищевой продукции, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

3.3. В случае выявления пищевой продукции, несоответствующей установленным требованиям, принимать меры по изъятию данной продукции из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.

4. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора совместно с Управлением организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзора подготовить предложения в Евразийскую экономическую комиссию по совершенствованию обмена информацией о выявлении на таможенной территории Таможенного союза пищевых продуктов, не соответствующих установленным обязательным требованиям качества и безопасности, с использованием информационных электронных систем и технологий.

5. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора совместно с Правовым управлением Роспотребнадзора проанализировать правоприменительную практику осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за исполнением обязательных требований при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции и подготовить предложения по ее совершенствованию.

6. Управлению защиты прав потребителей Роспотребнадзора совместно с Правовым управлением Роспотребнадзора проанализировать правоприменительную практику осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и подготовить предложения по ее совершенствованию.

7. Управлению эпидемиологического надзора Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию) актуализировать нормативно-методические документы по эпидемиологическому расследованию очагов инфекционных заболеваний с реализацией пищевого фактора передачи инфекций.

8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию) продолжить работу по взаимодействию с международными организациями, в том числе с Комиссией "Кодекс Алиментариус", по участию российских экспертов в разработке международных стандартов на пищевую продукцию.

9. Главному врачу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию):

9.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований пищевой продукции, разработать и представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации;

9.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации по освоению новых методов контроля качества и безопасности пищевой продукции.

10. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью пищевой продукции:

10.1. Обеспечить готовность проведения лабораторных исследований качества и безопасности пищевой продукции;

10.2. Проанализировать обеспеченность современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевой продукции;

10.3. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевой продукции, и освоению новых методов контроля ее качества и безопасности;

10.4. Принять меры по обучению специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности пищевой продукции.

11. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

11.1. Провести анализ заболеваемости населения по группам инфекционных заболеваний, связанных с употреблением пищевой продукции, определить факторы риска и внести соответствующие коррективы в существующие планы и программы;

11.2. Проанализировать результаты правоприменительной практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за исполнением обязательных требований при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции и принять меры по повышению ее эффективности.

11.3. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции в пределах их компетенции.

11.4. О выполнении данного постановления доложить в Роспотребнадзор с отчетами о деятельности по итогам работы в 2013 году.

12. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

Г.Г.ОНИЩЕНКО



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления