<Письмо> ПФ РФ от 22.12.2014 N ЛЧ-28-26/16772 "О плате за стационарное обслуживание"
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 декабря 2014 г. N ЛЧ-28-26/16772
О ПЛАТЕ ЗА СТАЦИОНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В связи с многочисленными запросами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу о возможности взимания с лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, платы за стационарное обслуживание из сумм ежемесячной денежной выплаты, устанавливаемой гражданам льготных категорий после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, размер которой рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Устанавливать аналогичность выплаты, получаемой гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации, пенсии или пособию в целях решения вопроса о возможности ее учета при расчете среднедушевого дохода следует исходя из ее правовой природы и ее места в системе правового регулирования.
Согласно выявленному в определениях Конституционного Суда Российской Федерации конституционно правовому смыслу законоположений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которые Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в части установления ежемесячной денежной выплаты, указанная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и направлена на сохранение лицам, обладающим особым правовым статусом, реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О, от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П и др.).
При этом, как закреплено Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (пункт 1 статьи 153).
Правовая оценка взимания платы за стационарное обслуживание из сумм ежемесячных денежных выплат как умаляющей права и законные интересы получателей ежемесячной денежной выплаты, проживающих в организациях социального обслуживания, дана в многочисленных определениях Верховного Суда Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 72-Г05-11, от 4 октября 2006 г. N 56-Г06-28, от 26 декабря 2007 г. N 4-Г07-44).
Исходя из изложенного, правовых оснований для проведения удержаний из сумм ежемесячной денежной выплаты в счет платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в организациях социального обслуживания, не имеется.
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления