<Письмо> Минобрнауки России от 26.12.2013 N АК-3076/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 декабря 2013 г. N АК-3076/06
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с пунктом 7.4 поэтапного плана мероприятий Минобрнауки России, содержащих ежегодные индикаторы, обеспечивающие достижение установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" важнейших целевых показателей, и предусматривающего периодическую отчетность, утвержденного Голодец О.Ю. 22 сентября 2012 г. N 5195п-П8, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования.
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Приоритетность развития системы непрерывного образования
Система дополнительного профессионального образования, как и в целом система образования Российской Федерации, сегодня находится на пороге существенного обновления, основы которого заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В этом документе перед системой образования Российской Федерации была поставлена стратегическая цель, определяющая государственную политику в сфере образования, - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Одной из приоритетных задач при этом определено создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Действительно, по некоторым оценкам общий объем образовательных услуг системы дополнительного профессионального образования составляет несколько миллионов слушателей в год.
Именно поэтому сегодня необходимо говорить об опережающем развитии системы непрерывного образования, в том числе развития региональных систем непрерывного образования как одного из главных ресурсов обновления экономики нашей страны.
Продолжением этой стратегической линии стали первые указы Президента Российской Федерации В.В. Путина в мае 2012 года:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", который определяет в качестве ключевого показателя в области образования увеличение к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, до 37% от общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в котором в частности говорится о необходимости реализации комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере.
2. Нормативно-правовые основания развития системы
непрерывного образования
Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим развитие системы непрерывного образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым закреплено:
подразделение образования на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, которые обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование);
создание условий для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования;
дополнительное образование детей и взрослых как один из подвидов дополнительного образования и соответствующие образовательные программы, в том числе и дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые для взрослых;
введение основных программ профессионального обучения, включая программы переподготовки рабочих, служащих и программы повышения квалификации рабочих, служащих;
осуществление профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональных квалификаций и на производстве.
Кроме того, Федеральным законом N 273-ФЗ не предусматривается установления федеральных государственных требований, федеральных государственных образовательных стандартов в отношении дополнительных профессиональных программ, что дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
В части государственной регламентации образовательной деятельности в соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются только подвиды дополнительного образования и не требуется указывать места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
В то же время, согласно части 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Важной новацией Федерального закона N 273-ФЗ является установление возможности организациям, осуществляющим образовательную деятельность, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Дополнительно Федеральным законом N 273-ФЗ введено понятие организации, осуществляющей обучение. Согласно статье 31 указанного закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Последние вправе осуществлять образовательную деятельность в том числе и по дополнительным профессиональным программам.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
Значимым для развития системы непрерывного образования является установление статьей 160 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в качестве одного из условий получения права на управление транспортными средствами прохождения гражданами в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
3. Организационное обеспечение развития системы
непрерывного образования в субъектах Российской Федерации
Как уже отмечалось, одной из главных задач развития системы непрерывного образования является обеспечение не только текущих, но и перспективных потребностей социально-экономического развития Российской Федерации.
Поэтому современная программа развития непрерывного образования должна обеспечивать реализацию государственной политики развития человеческого капитала не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека, обеспечивающую в том числе развитие его общей культуры вне образовательных организаций (медиасфера, сеть Интернет, учреждения культуры, индустрия досуга и т.д.).
Кроме того, важно учитывать, что согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что одним из ключевых факторов достижения поставленных целей социально-экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в частности является организация межведомственного взаимодействия соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах труда и социальной защиты, экономического развития, образования, культуры.
Анализ мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевого значения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, проведенных Минобрнауки России, показал наличие системного подхода именно в тех субъектах Российской Федерации, в которых созданы соответствующие межведомственные координационные органы, например;
модель управления непрерывным образованием на основе кластерного подхода в Тамбовской области, включающая областной координационный Комитет и муниципальные (территориальные) Советы по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики, отраслевые Советы по профессиональному образованию и кадровой политике, а также Наблюдательный Совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (указанная модель обеспечивает взаимодействие, в том числе и на основе частно-государственного партнерства на территориальном, отраслевом и региональном уровнях);
рабочая группа по мониторингу достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599, созданная в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 23 июля 2013 г. N 522, в состав которой вошли руководители и представители органов исполнительной власти Ленинградской области, руководители образовательных организаций, представители общественности;
Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми и соответствующие коллегиальные органы муниципальных образований, обеспечивающие развитие механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.
4. Мониторинг системы непрерывного образования
Соответствующими нормативными правовыми актами установлены и взаимосвязаны по числовым значениям следующие показатели и индикаторы системы непрерывного образования:
целевой индикатор "доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет" в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
показатель в области образования "увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов" в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (абзац четвертый подпункта "в" пункта 1);
целевой показатель 6 "охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышения квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы)" (далее - целевой показатель 6) в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
Согласно Приложению N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор и предоставление информации по целевому показателю 6, является Росстат, периодичность сбора информации - 1 раз в 5 лет, начиная с 2015 года, метод сбора информации - статистическое наблюдение за участием населения в непрерывном образовании в составе обследования населения по проблемам занятости.
Статистика непрерывного образования объединяет в себе традиционную статистику и наблюдение за всеми видами и формами образования и формируется на стыке статистики образования и статистики занятости.
Кроме упомянутого обследования населения по проблемам занятости с целью мониторинга системы непрерывного образования может быть использован в качестве дополнительного и статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2013 г. N 349, в частности формы федерального статистического наблюдения:
N 1 кадры "Сведения об обучении работников организаций";
N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации";
N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих".
Также Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, предложено дополнить позиций 22.19 "Информация об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам" с уровнями агрегирования информации по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, периодичностью выполнения работ - ежегодно и сроком предоставления официальной статистической информации пользователям - 15 мая.
В связи со вступлением в силу Федерального закона N 273-ФЗ в ближайшей перспективе также ставится задача сбора информации о реализации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительных общеразвивающих программ для взрослых.
Дополнительным источником информации по системе непрерывного образования является международная программа Организации экономического сотрудничества и развития по оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC с целью развития системы непрерывного профессионального образования, участие в которой Российская Федерация принимает с 2013 года в соответствии с подпрограммой 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
5. Формирование в субъектах Российской Федерации комплекса
мер по увеличению к 2015 году доли занятого населения,
прошедшего повышение квалификации и профессиональную
переподготовку, до 37% от общей численности занятого
населения в возрасте от 25 до 65 лет
Выполнение абзаца четвертого подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", как отмечено в предыдущем разделе, взаимосвязано по числовым и содержательным характеристикам со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
Следовательно, формирование комплекса мер по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, до 37% от общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет должно опираться на соответствующие индикаторы развития системы непрерывного образования:
обучение по основным профессиональным образовательным программ, включая программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
обучение по дополнительным образовательным программам, в том числе дополнительным профессиональным программам и дополнительным общеразвивающим программам для взрослых (на курсах по обучению любым любительским занятиям, не связанных с профессиональной деятельностью (обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию и т.д.), на курсах по использованию информационных технологий, изучению иностранных языков);
обучение на рабочем месте в форме наставничества, обучение технике безопасности;
посещение профессиональных конференций, семинаров, лекций, тренингов, мероприятий по обмену опытом, включая стажировки;
посещение частных уроков с преподавателем, инструктором;
самообразование с использованием печатных материалов (профессиональных книг, журналов и т.п.), а также с использованием Интернета;
просмотр или прослушивание передач учебного характера;
посещение образовательных, просвещенческих мероприятий, лекториев в библиотеках, музеях и других учреждениях сферы культуры;
посещение экскурсий в музеях, по историческим и (или) промышленным объектам.
Отдельное внимание в указанном комплексе мер рекомендуется отвести вопросам государственно-частного партнерства. Так, например:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июля 2013 г. N 524 в Положении об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами включены нормы в части, касающейся наличия в инвестиционном проекте обязательств организаций по проведению обучения персонала за счет внебюджетных средств;
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 ноября 2012 г. N 1041 утверждено положение о конкурсе по отбору заявок на предоставление субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства республики Татарстан на получение образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитием предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций.
Как показали результаты репрезентативных опросов населения, проведенных в 2006 - 2012 годах, наибольшим потенциалом в отношении увеличения доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, участвующего в системе непрерывного образования, обладают такие факторы как:
реализация мер, направленных на развитие открытого образования, обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая онлайн Интернет-обучение;
реализация дополнительных общеразвивающих программ для взрослых;
осуществление профессионального обучения непосредственно в организациях и на производстве;
создание условий для развития самообразования, включая формирование инфраструктуры, обеспечивающей признание профессиональных квалификаций, полученных самостоятельно.
В целом рекомендуется при формировании в субъектах Российской Федерации комплекса мер по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, до 37% от общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет руководствоваться системных подходом, обеспечивающим учет всех значимых аспектов, включая вопросы кадрового обеспечения системы непрерывного образования, нормативно-правового, научно-методического и информационного сопровождения, организационного, финансового и материально-технического обеспечения.
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления