<Письмо> Минобрнауки России от 26.05.2014 N ВК-1048/07 "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" (вместе с "Разъяснениями о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07
ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ
ДЕТСКИХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ
С целью реализации конституционного права на образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, и оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, социальной защиты населения, руководителям детских домов-интернатов для умственно отсталых детей но вопросу обеспечения образования названной категории обучающихся Минобрнауки России направляет разъяснения о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах, в близлежащих образовательных организациях.
О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ,
ПРОЖИВАЮЩИМИ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ
1. Нормативные и правовые основания
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность и качество образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции ООН "О правах инвалидов", ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года, каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных и иных образовательных организациях.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливает особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
Согласно статье 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 2 Закона обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статьей 79 Закона закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным образовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и (или) адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Дополнительные гарантии права воспитанников с ОВЗ и инвалидностью на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите), Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Закон о социальном обслуживании), Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон об основах социального обслуживания).
В соответствии с Законом об основах социального обслуживания к стационарным учреждениям социального обслуживания относятся детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками (далее - ДДИ).
Согласно статье 19 Закона о социальной защите органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о социальном обслуживании дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством все дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, независимо от степени выраженности нарушенного развития и здоровья имеют право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, дополнительное и профессиональное образование.
Образование воспитанников с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в ДДИ, может осуществляться в организациях, реализующих общеобразовательные программы и (или) адаптированные основные общеобразовательные программы при создании специальных условий для получения образования.
Частью третьей статьи 63 Закона определена возможность получения образования лицами, находящимися в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, как в самой организации, так и в общеобразовательных организациях.
В целях обеспечения социального и личностного развития обучающихся, получение ими образования вне организации, осуществляющей социальное обслуживание, т.е. вне места их постоянного проживания, должно стать приоритетным.
В этом случае меры социальной защиты в области социального обслуживания и образования (воспитания и обучения) лиц, находящихся в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, оказываются путем разделения функций, полномочий и обязанностей между ДДИ и образовательной организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения между ДДИ и образовательной организацией в части организационных вопросов при необходимости могут регулироваться договором.
С учетом изложенного органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать работу по созданию условий для получения образования воспитанниками ДДИ.
2. Модели организации получения образования
воспитанниками ДДИ
Обучение в образовательных организациях, расположенных территориально наиболее близко к ДДИ, по адаптированным основным образовательным программам согласно рекомендациям ПМПК и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида путем зачисления:
в дошкольную образовательную организацию;
в отдельную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальную (коррекционную) образовательную организацию);
в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;
в общеобразовательные классы в образовательной организации.
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, и осуществляется на основании:
личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082.
В соответствии с приказами Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности, согласно которым для воспитанников и учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования и (или) общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Обучение в структурном образовательном подразделении ДДИ
В соответствии со статьями 27 и 31 Закона об образовании в Российской Федерации организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения на базе создаваемых специализированных структурных образовательных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
При этом одним из предметов уставной деятельности ДДИ становится предоставление образовательных услуг с обязательным лицензированием образовательной деятельности на основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; дополнительные образовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Организация образовательного процесса в образовательном подразделении ДДИ возможна при отсутствии общеобразовательных организаций в зоне доступности. Зона доступности должна определяться уполномоченными органами в сфере образования субъектов Российской Федерации. Критериями доступности могут быть максимально допустимые временные затраты на доставку, в том числе перевозку, детей в образовательную организацию, соответствующие психофизическим особенностям детей.
Образовательная деятельность структурного образовательного подразделения по соответствующим программам организуется и осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014, и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015.
Структура, объем, условия реализации и результаты освоения общеобразовательных программ должны соответствовать действующим федеральным государственным стандартам. В настоящее время действуют следующие федеральные государственные стандарты:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897,
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона об образовании в Российской Федерации в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС ОВЗ) образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.
В настоящее время осуществляется разработка ФГОС ОВЗ и механизмов его внедрения, которые будут реализовываться как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам, так и в инклюзивных образовательных организациях.
ФГОС является единым для каждой категории обучающихся и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей. Концепция предполагает разработку на основе стандарта четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, которая может быть осложнена другими сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, соматическими и другими расстройствами, предусмотрена разработка отдельного варианта образовательного стандарта (вариант стандарта Д).
При овладении данным вариантом стандарта итоговые достижения ребенка определяются его индивидуальными возможностями, а максимальное значение отводится развитию жизненной компетенции и должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, привитию определенных трудовых навыков, расширению и увеличению объема повседневных социальных контактов в доступных для них пределах.
Вариант Д может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также посредством реализации сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе и организациям социального обслуживания, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению оказывают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Консультативную помощь организациям социального обслуживания и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ оказывают ПМПК и образовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ.
При организации дополнительного образования детей-инвалидов, воспитывающихся в ДДИ, следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Согласно приказу Минобрнауки России от 14 октября 2013 года N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" воспитанникам ДДИ, завершившим обучение, выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца.
Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать органам управления образованием и органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации принятие исчерпывающих мер по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для воспитанников ДДИ посредством зачисления всех детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, в образовательные организации, обеспечения учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработки адаптированных образовательных программ, учебных планов, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ДДИ и образовательных организаций по вопросам образования воспитанников ДДИ.
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
И.О.ТЕРЕХИНА
2. "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07;
3. "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07;
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления