<Письмо> Минобрнауки России от 03.08.2015 N 08-1189 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 августа 2015 г. N 08-1189
В рамках выполнения научно-исследовательской работы "Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов" ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" (далее - МГЮА им. О.Е. Кутафина) разработало методические рекомендации о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов (далее - методические рекомендации).
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России просит довести до сведения руководителей общеобразовательных организаций информацию о методических рекомендациях для их использования при разработке основной образовательной программы общеобразовательной организации.
Методические рекомендации размещены в свободном доступе на официальном сайте МГЮА им. О.Е. Кутафина, в разделе "Новости" (http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/idpo/).
Департамента
государственной политики
в сфере общего образования
П.А.СЕРГОМАНОВ
ПО ВОСПИТАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" элементом системы образования выступают образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"//СЗ РФ. 31.12.2012, N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо приобретения знаний, умений и навыков в ходе реализации образовательных программ любого уровня происходит формирование ценностных установок, определяющих характер интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития человека. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования выступает идея гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных стандартов различного уровня образования.
Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы. Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.
Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций. Особая роль отведена и системе образования как институту, оказывающему наиболее сильное влияние на формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели.
Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений (основываясь на приоритетных задачах государства и общества).
Программы и мероприятия антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин (модулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того, антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анализируется на предмет наличия дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.
I. Антикоррупционное воспитание в системе
российского образования
Содержание учебной и воспитательной работы, осуществляемой в рамках системы российского образования, определяется при установлении обязательных требований к образованию определенного уровня в федеральном государственном образовательном стандарте. Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основных образовательных программ:
Требования к образовательной программе, связанные с антикоррупционным воспитанием | |
1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; 3) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 4) содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим людям и себе самому. | |
1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; 2) становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 3) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | |
1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности. | |
1) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 3) формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; 4) овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 5) формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав. | |
Образовательная программа среднего профессионального образования | 1) получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; 2) формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону; 3) формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции. |
1) формирование способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; 2) формирование способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности; 3) формирование в образовательной организации социокультурной среды и создание условий, необходимых для всестороннего развития личности; 4) воспитание нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону. |
II. Формирование антикоррупционного мировоззрения
у обучающихся по программам основного общего
и среднего общего образования
Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.
На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.
Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.
Антикоррупционным элементом в программе "История России" являются следующие дидактические единицы:
Учебный предмет "Обществознание" в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:
В рамках учебного предмета "Экономика" обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:
В рамках учебного предмета "Право" обеспечивается владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного комплексного раздела о противодействии коррупции:
III. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках
реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин
обществоведческой и правовой направленности
Реализация спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечивает возможность расширения объемов учебной работы обучающихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности.
IV. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках
реализации программы воспитания и социализации обучающихся
Проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска эффективных средств борьбы с ней является особенно актуальной для стран, прошедших период посткоммунистического транзита и находящихся в поиске новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни.
Ни для кого не секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе недоверие к идеям демократии, законности и равноправия. Именно поэтому мы стремимся сегодня к дополнительному развитию социальных "инстинктов" нетерпимости к любым проявлениям коррупции, вовлекая в соответствующую работу государственные органы, общественные объединения, институты общественно-государственного партнерства, и, конечно же, образовательные организации. Антикоррупционное просвещение призвано восполнить недостаток исторически сложившихся устоев и традиций нравственного поведения, гражданской позиции и представлений о правах и обязанностях личности.
Принципиально важным является выявление и рассмотрение объективных причин существования коррупции в обществе - иначе осуждение коррупции будет больше всего похоже на проявление ханжества и неискренности. Соблазны потребительского общества, формирующие приоритеты повышения уровня доходов и расходов, отношение к государственной службе как к средству повышения личного благосостояния - все это приводит к формированию негативного отношения к фактам коррупции со стороны других лиц, но не себя лично. Обосновать разрушительный, негативный характер подобной идеологии - важнейшая задача антикоррупционного просвещения. К числу иных причин расцвета коррупции в обществе также могут быть отнесены рост безработицы, экономический кризис, недофинансирование бюджетных расходов, противоречивость и неясность законодательного регулирования. Наконец, в качестве причины существования коррупции рассматривается национальный менталитет, устоявшиеся традиции и культурный фон общества. Весьма важно, чтобы указанные факторы не превращались в оправдание коррупции, в обоснование ее вечного, непреодолимого характера. Хотя верно то, что не существует государств с нулевым уровнем коррупции, очевидно, что достижение социально приемлемого уровня коррупции - весьма реальная цель, достигнутая во многих государствах.
Основные задачи, направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования формулируются в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.
На уровне основного общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.
В области формирования личностной культуры:
В области формирования социальной культуры:
При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.
В области формирования личностной культуры:
В области формирования социальной культуры:
Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуществляется в рамках целого ряда направлений, обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного и ответственного гражданина. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе воспитания и социализации обучающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи и школы.
Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:
- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);
- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);
- участие во встречах с выпускниками школы;
- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);
- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся.
В рамках организационно-административного этапа осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.
В рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества.
В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).
V. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования
и реализации программы внеурочной деятельности
Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время. При этом школьники и студенты должны в рамках реализации подобных образовательных форм ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или иначе имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать в имеющихся условиях с привлечением максимального объема ресурсов.
Наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося естественным образом или искусственно помещают в относительно незнакомые условия и ставят задачу, решение которой может быть получено, в том числе с использованием коррупционного элемента. Дальнейшее моделирование ситуации может принимать различные формы в зависимости от того, какую линию воспитательного процесса выберет педагог. Так, можно просто обозначить, что совершение правонарушения в данной ситуации возможно, но за это неизбежно наступит ответственность. Допускается использование поощрения в том случае, если учащийся сознательно пренебрег коррупционным поведением и нашел выход из сложившийся ситуации законным способом. Кроме того, можно продумывать дополнительные вводные по разыгрываемой ситуации, которые существенным образом усложняют процесс решения задачи в случае, если обучаемый выбрал коррупционный вариант поведения.
Следует отметить, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации. Например, если студент, работающий в юридической клинике, получает вводную от своего куратора по указанной выше схеме, он, прежде всего, решает юридическую проблему, а неприязненное отношение к проявлениям коррупции формируется параллельно.
Высокую степень эффективности имеют и те мероприятия, проводимые во внеурочное время, которые изобилуют новыми впечатлениями у учащихся с параллельной демонстрацией нежелательного коррупционного поведения. Например, в рамках реализации данной деятельности представляется полезным посещение специализированных музеев, которые отражают деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. Элементом воспитания неприязненного отношения к совершению правонарушений является формирование в сознании учащихся естественного алгоритма "за любое противоправное деяние следует наказание". В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.
Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учащихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсуждение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские страны <2>. Подобные встречи могут быть полезны также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с государственными и муниципальными служащими разного уровня должны затрагивать, в том числе, коррупционную составляющую. О вреде коррупции более правдоподобно и красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с ней сталкиваются.
--------------------------------
<2> Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года//Информационно-аналитический портал "Центр гуманитарных технологий". URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.
Немаловажным направлением внеурочной работы с учащимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект может обсуждаться в процессе проведения встреч учащихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора.
В рамках проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время можно давать домашнее задание школьникам и студентам, которые бы готовили обзоры, доклады и иные выступления о вреде коррупции применительно к предмету обсуждения на запланированной встрече. Это позволяло бы становиться не простыми слушателями тех, кто уже имеет определенный жизненный и практический опыт, а активными участниками проводимых мероприятий, что в большей степени формирует интерес к обсуждаемой проблематике.
VI. Антикоррупционное воспитание в рамках реализации
образовательных программ высшего образования
Наиболее эффективным методом воспитательной работы в рамках антикоррупционного воспитания в высшей школе представляется сочетание внеучебных мероприятий с интеграцией "антикоррупционных модулей" в программы дисциплин, предоставляющих возможность развития дискуссии о гражданском сознании, эффективности государственного управления, этических проблемах, политическом развитии и т.п. "Экономия" учебного времени заключается в возможности одновременного решения традиционных задач учебного процесса (формирование отраслевых знаний, умений и навыков) и формирования ценностей нетерпимости к коррупции:
К основным методам антикоррупционного воспитания при реализации образовательных программ следует отнести:
- обновление образовательных программ с целью внесения в рабочие программы дисциплин дополнительных тематических модулей, посвященных проблемам противодействия коррупции и антикоррупционному просвещению;
- обновление образовательных программ с целью развития и дополнения отраслевых (дисциплинарных) тем, в рамках которых рассматриваются факторы и условия существования коррупции, механизмы борьбы с ней;
- планирование и реализация внеучебных мероприятий, организуемых образовательной организацией для популяризации антикоррупционных ценностей (конкурсы, семинары, акции);
- участие в акциях и мероприятиях общественных объединений, целью которых является антикоррупционное просвещение и противодействие коррупции.
Развитие антикоррупционной тематики в дисциплинах образовательной программы может иметь более явный, или более скрытый, завуалированный, характер. Так, в содержание рабочей программы дисциплины могут быть внесены такие "открытые" дидактические единицы как понятие коррупции и круг коррупционных преступлений, последствия коррупции, причины появления коррупции, методы и механизмы противодействия коррупции. В то же время, воспитание антикоррупционного мировоззрения может осуществляться при рассмотрении таких вопросов как цели личностного развития человека, система социальных норм (в т.ч. норм морали), соотношение морали и права, защита прав и законных интересов гражданина, обязанности государственного служащего, причины преступности, где антикоррупционная тематика не имеет "титульного" значения.
Содержательная характеристика воспитания антикоррупционного мировоззрения у обучающегося включает такие элементы как трансляция знаний (например, о понятии и признаках коррупции, механизмах борьбы с ней), установка ценностных ориентиров (понимание вреда коррупции на понятном для обучающегося примере, обсуждение с целью формирования негативной оценки коррупционного поведения), привитие практических навыков антикоррупционной деятельности (в рамках общественной инициативы), разрушение неверных стереотипов и представлений о коррупции (преодоление безразличия к проблемам коррупции), обоснование несовместимости коррупции и эффективной профессиональной деятельности, к освоению которой стремится обучающийся.
Эффективность антикоррупционного просвещения основывается на правильном подборе аргументов, социальных ориентиров и ценностей, наиболее близких и знакомых для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических и иных особенностей. Нетерпимость к коррупции формируется с учетом субъективной ценности фактора, подвергаемого негативному воздействию: нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма, несоответствие статусу социальной элиты, и т.п. Вполне вероятно, что каждый из этих аргументов в отдельности может не быть адекватно воспринят. Так, например, негативное отношение к текущей политике законодателя, которая, по мнению обучающегося, недостаточно учитывает его права и интересы, может послужить причиной безразличного отношения к коррупции как к нарушению формальной нормы закона.
Представляется необходимым также избежать навязывания позиции педагога как "истины в последней инстанции", т.к. в рамках рассмотрения коррупции как социального фактора наиболее результативен равноправный, интерактивный диалог, способствующий развитию дискуссии, рассмотрению конкретных ситуаций (кейсов). Наиболее важно не запоминание и ретрансляция "правильных" ответов на вопросы о законодательном регулировании или полномочиях должностных лиц, а самостоятельный поиск обучающимся той позиции, к которой ведет его логика учебного занятия и которая, в конечном итоге, станет основой его личного отношения к коррупции в условиях реальной жизни - когда нужно будет сделать выбор.
Тематика и формат аудиторных занятий, самостоятельной работы и внеучебных мероприятий определяются с учетом специфики уровня образования, направления подготовки (специальности) и могут включать:
- просмотр видеоматериалов, связанных с работой должностного лица или реализацией полномочий государственного органа;
- мастер-класс представителя правоохранительного или контрольного (надзорного) органа;
- подготовку презентации на выбранную тему;
- съемку видеокейса и презентацию его на занятии;
- сбор статистических материалов, анализ материалов СМИ.
VII. Справочный материал для преподавателей
Формирование негативного отношения к различным формам проявления коррупции в обществе существенно затруднено в силу фрагментарности знаний обучающихся о признаках коррупционных действий. К задачам воспитательной работы относится создание устойчивых представлений об основных видах коррупционных правонарушений. С одной стороны, это позволяет разрушить ошибочные представления о "безобидности" и безвредности наиболее распространенных в обществе коррупционных способов взаимодействия граждан с органами государственной власти и должностными лицами; с другой стороны, при уточнении признаков коррупции исключаются спорные ситуации, не имеющие признаков противоправной деятельности и не относящиеся к коррупционным правонарушениям. Таким образом, преодолеваются ошибочные представления о понятии коррупции, тиражируемые средствами массовой информации и социальными сетями, повышается эффективность верного распознавания коррупционных явлений, расширяются представления об истинных причинах и условиях развития коррупции, о вреде, который она причиняет личности и обществу.
В соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" <3>, понятие коррупции включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции"//СЗ РФ 29.12.2008, N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
Подробное описание преступлений, связанных с коррупцией, на борьбу с которыми нацелены государственные и общественные институты, содержит Конвенция ООН против коррупции <4>. К ним отнесены подкуп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обогащение (значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности.
--------------------------------
<4> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)//26.06.2006. N 26. Ст. 2780.
Признаком коррупции всегда является злоупотребление публичной властью в целях личного обогащения, незаконная подмена публичных интересов требованиями личной выгоды. Следовательно, коррупционное поведение не только противоправно, но и аморально по своей сути, так как предполагает нарушение требований социальной справедливости, служебного (профессионального) долга и чести. Нарушение данных принципов представляет опасность и в сфере деятельности негосударственных организаций, обеспечивающих удовлетворение основных социально-экономических и духовных потребностей общества.
Коррупционная деятельность оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества и представляет реальную угрозу его стабильности и безопасности. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция препятствует становлению правопорядка, устойчивому развитию и стремлению к социальному благосостоянию. Коррупционная среда является стимулом и условием разрастания иных видов преступности, в т.ч. организованной. Противодействие коррупции - обязанность государства, являющегося гарантом основных прав и свобод человека и гражданина, которая выполняется в рамках международного сотрудничества, реализации внутригосударственных программ мероприятий, а также путем взаимодействия с гражданским обществом.
Участвуя в разговоре о последствиях коррупции, обучающиеся самостоятельно смогут привести известные им из СМИ и личного опыта примеры неправомерной выдачи разрешительных документов, "оплаченного" приема на работу, ухода от привлечения к ответственности, уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств и др.
Российскому обществу приходилось сталкиваться и с попытками публичного оправдания коррупции, присвоения ей позитивных атрибутов "двигателя" социального развития. Достаточно распространенными являются представления о коррупции как о возможности ускорения принятия решений и совершения необходимых заявителю действий ("не подмажешь, не поедешь"), механизме конкуренции и эффективном способе повышения личного благосостояния.
В ходе обсуждения с обучающимися характера воздействия коррупции на личность, общество и государство, представляется возможным демонстрировать следующие признаки негативного влияния коррупционного поведения:
- снижение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- неэффективность государственно-властных решений, несоответствие государственной политики интересам общества;
- снижение доверия к государственным институтам, развитие "альтернативных", криминальных, форм социального регулирования и организации повседневной жизни;
- снижение общественной активности граждан, развитие социальной апатии;
- распространение экстремистских взглядов, рост социальной напряженности;
- снижение привлекательности государства на мировом рынке инвестиций;
- ограничение и ликвидация свободной конкуренции как фактора повышения качества и снижения стоимости товаров и услуг;
- снижение доходов государственного бюджета и недофинансирование социально значимых расходов;
- повышение издержек предпринимателей за счет необходимости "оплаты" публичных услуг должностных лиц, компенсируемое за счет потребителя;
- повышение угрозы попадания на рынок опасных для жизни и здоровья человека товаров и услуг.
Основные направления противодействия коррупции
Противодействие коррупции - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по предупреждению коррупции, выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений, а также по ликвидации негативных последствий коррупционных правонарушений. Совместные действия общественных и государственных институтов направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.
Комплексный подход к выработке национальной стратегии противодействия коррупции, как правило, основывается на сочетании таких мер как установление прозрачных критериев карьерного роста государственных служащих, учреждение механизмов учета общественных интересов при принятии властных решений, жесткое разграничение публичной службы и коммерческой деятельности, общественный контроль над доходами и расходами должностных лиц, внедрение этических принципов и норм, развитие прозрачных процедур государственных и муниципальных закупок.
Выявление и устранение причин коррупции, т.е. ее профилактика, осуществляется путем воспитания у граждан нетерпимости к коррупционному поведению, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, установления особых требований к лицам, претендующим на замещение государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, введение в действие порядка освобождения от замещаемой должности лиц, представивших недостоверную информацию о структуре своих доходов, расходов и имущества, а также развития институтов парламентского и общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Предметом общественной дискуссии и экспертного обсуждения становится комплекс мероприятий, рассматриваемых сегодня в Российской Федерации в качестве приоритетных факторов, повышающих эффективность противодействия коррупции. Среди них можно выделить обеспечение независимости средств массовой информации, соблюдение принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов и организаций, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствование организации правоохранительных и контролирующих органов, повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих, делегирование государственных функций саморегулируемым организациям и общественным объединениям и др.
Центральное значение в системе законодательного противодействия коррупции имеют ограничения и запреты, отражающие особенности публичного статуса лиц, замещающих государственные должности и должности государственной и муниципальной службы. Особая ответственность за соответствие общественным и государственным интересам принимаемых решений предполагает возможность установления таких требований как:
- запрет на хранение денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
- регулярное представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- предоставление сведений о расходах;
- необходимость предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- обязанность передачи ценных бумаг в доверительное управление и др.
Образовательные организации также участвуют в решении задач противодействия коррупции. Обеспечивается подготовка и реализация образовательных программ для повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, проведение учебно-методических семинаров для преподавателей образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике. Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг. предусматривает внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему "Противодействие коррупции" в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", а также разработку типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции <5>. В образовательных организациях планы мероприятий по формированию антикоррупционного мировоззрения, осуществляется мониторинг дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование соответствующих компетенций, расширяется учебно-методическая документация по указанной проблематике.
--------------------------------
<5> Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"//СЗ РФ. 14.04.2014, N 15, ст. 1729.
На федеральном уровне органами государственной власти реализуется Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 гг. В рамках разработки и совершенствования правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан осуществляется мониторинг правоприменительной практики для выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан. Проводится изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина. Также рассматриваются возможности по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования дополнительных элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения; запланирована подготовка проектов правовых актов, предусматривающих методическое обеспечение повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. В число организационных мероприятий включены мониторинг внедрения антикоррупционных элементов в основные образовательные программы, издание печатной продукции, разработка тематических спецкурсов, организация "прямых линий" с органами государственной власти, публикация в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих недопустимость коррупционного поведения, а также результатов расследования конкретных правонарушений коррупционной направленности и вынесенных по ним судебных решений <6>.
--------------------------------
<6> Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р "Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы"//26.05.2014, N 21. Ст. 2721.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)//26.06.2006. N 26. Ст. 2780.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"//СЗ РФ. 31.12.2012, N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции"//СЗ РФ 29.12.2008, N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"//СЗ РФ. 20.07.2009, N 29. Ст. 3609.
5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"//СЗ РФ. 14.04.2014, N 15, ст. 1729.
6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"//СЗ РФ. 19.04.2010, N 16. Ст. 1875.
7. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р "Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы"//26.05.2014, N 21. Ст. 2721.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления