<Письмо> Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 12608-ПЗ/Д29и "О направлении паспортов проектов"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 апреля 2019 г. N 12608-ПЗ/Д29и
О НАПРАВЛЕНИИ ПАСПОРТОВ ПРОЕКТОВ
Минэкономразвития России направляет актуальные версии паспорта национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" и паспортов федеральных проектов "Системные меры по повышению производительности труда", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда".
"ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ"
Силуанов Антон Германович, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации | |||
2. Цели, целевые и дополнительные показатели
национального проекта
3. Структура национального проекта
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1 Федеральный проект "Системные меры по повышению
производительности труда"
Стимулирование предприятий к повышению производительности труда | |||
Развернута и реализуется программа предоставления льготных займов Фонда развития промышленности (далее - ФРП) "Повышение производительности труда" (выдача займов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования займов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения или сокращения данной программы, а также участия региональных фондов развития промышленности - в 2021 году) | |||
Реализован механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для субъектов МСП - участников национального проекта с учетом дополнительных критериев по росту производительности труда, на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке (выдача кредитов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования льготных кредитов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения данной программы - в 2021 году) | |||
Внесены в Правительство Российской Федерации и/или управляющие органы институтов развития нормативные правовые акты и/или решения управляющих органов институтов развития, предусматривающие изменение условий предоставления мер государственной поддержки с учетом критериев по повышению производительности труда | |||
Проведены пилотные проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда, по итогам которых принято решение о целесообразности расширения данной программы (не менее 1 в 2019 году, 5 в 2020 году, 10 в 2021 году) | |||
на 31.12.2020 - 5 ед на 31.12.2021 - 10 ед | |||
Подготовлен комплекс мер по нефинансовому стимулированию внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов (в том числе система национальных конкурсов; рейтинги по производительности труда субъектов Российской Федерации, отраслей, компаний; индивидуальные конкурсы по производительности труда; включение производительности труда в движение по волонтерству и наставничеству; знаки отличия по производительности и другие мероприятия) | |||
Снижение административно-правовых ограничений для роста производительности труда | |||
Проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды с точки зрения негативного влияния на производительность труда с целью выявления основных возможностей снижения административно-регуляторных издержек в сферах промышленной безопасности, трудового законодательства, технического регулирования, а также в базовых несырьевых отраслях | |||
Создана система мониторинга и анализа правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях | |||
Организовано взаимодействие с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности по ежегодному снижению административных барьеров в целях роста производительности труда | |||
Принята методология количественной и качественной оценки затрат предприятий и секторов, возникающих в связи с наличием административных барьеров | |||
Оценены затраты предприятий на преодоление административных барьеров, выявленных в рамках работ по формированию перечня нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда | |||
На ежегодной основе сформирован и направлен в Правительство Российской Федерации перечень положений нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда. (процент от перечня внесенных нормативно-правовых актов) | |||
на 31.12.2020 - 60 проц на 18.12.2024 - 100 проц | |||
Проводится мониторинг и анализ правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях - участниках национального проекта. | |||
на 31.12.2021 - 50 проц на 31.12.2022 - 60 проц на 18.12.2024 - 70 проц | |||
Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения | |||
Повышение квалификации 19,4 тысячи управленческих кадров, вовлеченных в реализацию национального проекта (нарастающим итогом). | |||
на 31.12.2020 - 6,5 тыс чел на 31.12.2021 - 9,7 тыс чел на 31.12.2022 - 12,9 тыс чел на 30.12.2024 - 19,4 тыс чел | |||
Подписаны меморандумы о взаимодействии со странами - лидерами в области повышения производительности труда | |||
на 30.12.2020 - 2 ед на 30.12.2021 - 3 ед на 30.12.2022 - 4 ед на 31.12.2024 - 6 ед | |||
Проведены международные стажировки для сотрудников предприятий - участников национального проекта | |||
на 31.12.2020 - 600 усл ед на 31.12.2021 - 900 усл ед на 31.12.2022 - 1200 усл ед на 31.12.2024 - 1800 усл ед | |||
Проведены программы экспертной поддержки предприятий - участников с привлечением международных партнеров | |||
на 31.12.2020 - 2 усл ед на 31.12.2021 - 3 усл ед на 31.12.2022 - 4 усл ед на 31.12.2024 - 6 усл ед | |||
Методология расчета показателей производительности труда, разработанная в рамках приоритетной программы, доработана для целей национального проекта (в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей, предприятий) | Галкин Сергей Сергеевич, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации | ||
Методика расчета показателей производительности труда утверждена нормативным правовым актом Минэкономразвития России | Галкин Сергей Сергеевич, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации | ||
Поддержка выхода на внешние рынки: формирование систем методической и организационной поддержки в рамках начальной работы на внешних рынках в целях повышения производительности труда на предприятиях | |||
Предприятиям - участникам национального проекта оказана акселерационная поддержка по развитию экспортного потенциала | |||
на 31.12.2020 - 612 шт на 31.12.2021 - 1062 шт на 31.12.2022 - 1512 шт на 31.12.2024 - 2862 шт | |||
Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда за счет внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий | |||
Разработана и проведена программа по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий. Количество предприятий, прошедших программу | |||
на 31.12.2021 - 203 усл ед на 31.12.2022 - 373 усл ед на 31.12.2023 - 584 усл ед на 31.12.2024 - 809 усл ед | |||
Работа на крупных государственных компаниях, компаниях с государственным участием | |||
Мероприятия по повышению производительности труда включены в долгосрочные программы развития (ДПР) крупных государственных компаний, компаний с государственным участием; в ДПР определены инструменты и ресурсы для повышения производительности труда и внедрены рекомендации установить целевые показатели роста не ниже 5% ежегодно | |||
4.2 Федеральный проект "Адресная поддержка повышения
производительности труда на предприятиях"
4.3 Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение
эффективности рынка труда для обеспечения роста
производительности труда"
5. Финансовое обеспечение национального проекта
Наименование федерального проекта и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | |||||||
Федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда", в том числе: | ||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||||
Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", в том числе: | ||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||||
Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", в том числе: | ||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||||
Всего по национальному проекту за счет всех источников (1.1 + 1.2 + 1.3 + 1.4), в том числе: | ||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||||
Структура национального проекта основывается на успешном пилотировании заложенных подходов в 2017 - 2018 годах в рамках реализации приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9) (далее - приоритетная программа). В рамках проекта было определено, что объектом управления являются региональные программы. С субъектами Российской Федерации, отбираемыми по утвержденным критериям, заключаются соглашения, в рамках которых субъекты Российской Федерации берут на себя обязательства по реализации региональных программ. Субъекты Российской Федерации проводят комплексный анализ приоритетных отраслей, экспортного потенциала, потенциала создания новых рабочих мест, спроса и предложения рынка труда, отбирают пилотные предприятия - образцы для реализации проекта. Предприятиям оказывается адресная поддержка по созданию программ по повышению производительности труда. К концу мая 2018 г. Минэкономразвития России были заключены соглашения с 16 субъектами Российской Федерации. На 95 предприятиях ведется адресная работа по созданию образцов, в том числе при поддержке экспертов Федерального центра компетенций (далее - ФЦК) и партнерских организаций. ФЦК является носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда на федеральном уровне, обобщает полученные в ходе реализации национального проекта знания, анализирует и содействует их тиражированию, проводит обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости; содействует в создании региональных центров компетенций (далее - РЦК) для тиражирования накопленного опыта в субъектах Российской Федерации. Одновременно реализуется ряд системных мер для повышения производительности труда: 1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. Для привлечения предприятий в национальный проект разрабатывается набор мер стимулирования, включая финансовые меры (доступ к государственным мерам поддержки, предоставление льготных займов и налоговых преференций), а также набор нефинансовых мер. Данные меры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. 2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. В процессе реализации региональных программ, а также поступающих запросов от предприятий формируется список административных барьеров; проводится работа, направленная на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, включая сферу промышленной безопасности, совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, и ряд других. | |
3. Обучение управленческого звена субъектов Российской Федерации и предприятий. Проводится обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации (предприятий - участников региональных программ, служб занятости населения и других участников национального проекта). Программы обучения разрабатываются с учетом потребности в навыках управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания новой культуры производительности на предприятиях - участниках национального проекта. 4. Международное взаимодействие. Определен набор приоритетных стран для взаимодействия по вопросам производительности: Япония, Германия, Франция и ряд других стран. Подписан меморандум по сотрудничеству в области производительности между министерствами Российской Федерации и Японии, начата реализация совместного плана действий, включая стажировки, диагностику на пилотных предприятиях, тренинги и обмен опытом. 5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности, методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда. 6. Обеспечение развертывания национального проекта посредством участия компаний - партнеров, а также новых форматов взаимодействия бизнеса и создания новых институтов. С целью максимального охвата предприятий и передачи им компетенций в сфере производительности труда Минэкономразвития России совместно с ФЦК проводит работу по привлечению к работе с предприятиями - участниками национального проекта компаний-партнеров, обладающих компетенциями в области построения производственных систем. 8. Создание системы мер поддержки экспорта на предприятиях. В отдельный блок выделена работа по повышению эффективности функционирования рынка труда. Мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях, требующих изменений в квалификации и численности персонала, сопровождаются организованной работой по переобучению работников - участников региональных программ, а при необходимости - по их трудоустройству на другие предприятия. В субъектах Российской Федерации в целях комплексного решения проблем, связанных с занятостью населения, таких как: снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, активизация взаимодействия работодателей, служб занятости населения (СЗН), образовательных учреждений и других участников рынка труда, проводится работа по повышению эффективности рынка труда, в том числе мероприятиями развития СЗН. Данные меры ориентированы на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству и включают: стандартизацию работы СЗН, обучение сотрудников, внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями, организацию временной занятости в период технологической модернизации, повышение квалификации и переобучение работников, оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, организацию оказания услуг, в том числе в электронном виде. Указанные подходы, отработанные в рамках приоритетной программы, сохраняются в структуре национального проекта: федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда", охватывающий мероприятия по созданию условий для роста производительности труда и вовлечению предприятий; федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", включающий работу экспертов ФЦК на предприятиях, создание РЦК, а также сбор и распространение лучших практик посредством цифровой платформы; федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", направленный на решение задачи повышения эффективности рынка труда для повышения производительности труда, в том числе через стандартизацию работы и обновления бизнес-процессов в СЗН. | |
Федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда". В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 9 направлений: 1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда. 2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений. 3. Обучение управленческого звена субъектов Российской Федерации и предприятий; создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных звеньях (школа, средние профессиональные учебные заведения, профильные высшие учебные заведения (ВУЗы). Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности. 4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача - переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты. 5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ. 6. Создание системы мер стимулирования субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через грантовую поддержку региональных инициатив по повышению производительности труда. 7. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы "Экспортный акселератор" по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта в части выхода на новые экспортные рынки. В данную программу включено сопровождение участников с помощью обучения, наставничества и экспертной поддержки через все этапы экспортной программы до заключения экспортного контракта. Цель - 25% участников выходят на значимый экспортный контракт. 8. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий. 9. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием. | |
Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" Для совершенствования бизнес-моделей предприятий и внедрения изменений, касающихся, в том числе управления, производства, логистики, сбыта, предприятиям предоставляются эксперты, для организации работы которых создан Федеральный центр компетенций (далее - ФЦК), а также сеть региональных центров компетенций (далее - РЦК). ФЦК и РЦК распространяют лучшие практики по повышению производительности труда. ФЦК накапливает знания (международные практики, лучшие практики по субъектам Российской Федерации, данные предприятий для сопоставления, бенчмарки и др.), разрабатывает и тиражирует методики в области повышения производительности труда на предприятиях, сопровождает подбор и обучение персонала РЦК, организует стажировки, осуществляет аттестацию сотрудников РЦК для их дальнейшей самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации, осуществляет обучение сотрудников предприятий и РЦК методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости, в том числе путем онлайн-обучения и проведения вебинаров, создает типовые коробочные решения для самостоятельного применения инструментов повышения производительности труда предприятиями разных отраслей, в том числе не являющимися участниками национального проекта, создает и поддерживает ИТ-платформу для распространения знаний и лучших практик, онлайн-обучения, осуществляет экспресс-диагностику производительности труда, доступ к мерам поддержки, поддерживает переориентацию каждого предприятия и каждого работника на непрерывное улучшение, повышение компетенций и общей культуры производительности, внедряет соревновательные практики по повышению производительности труда, организовывает образовательные программы, конференции и др. Основная задача экспертов ФЦК на одном предприятии - создать производственный поток-образец (с высокими показателями эффективности) и сформировать команду из сотрудников предприятия для внедрения изменений и последующей самостоятельной работы. | |
Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" Реализация комплекса мер по повышению производительности труда в субъектах Российской Федерации - участниках проекта сопровождается мероприятиями, направленными на поддержание текущего уровня занятости работников предприятий - участников реализации проекта. 1. Предусмотрено создание системы обучения и переподготовки работников, участвующих в программах повышения производительности труда на предприятиях. Работники предприятий - участников проекта пройдут обучение, отвечающее потребностям работодателей - участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда. В рамках мероприятий по обучению планируется: - определение категорий работников, которым требуется обучение; - отбор обучающих программ, которые соответствуют целям мероприятий по повышению производительности труда, - обеспечение контроля над реализацией мероприятий по обучению; - анализ опыта обучения, обобщение лучших практик; - контроль трудоустройства и при необходимости содействие трудоустройству работников - участников национального проекта. 2. Планируются мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости. Они направлены на обновление и стандартизацию процессов службы занятости населения (СЗН) в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия между работодателями, органами СЗН, образовательными учреждениями и другими участниками рынка труда. Предполагается создание органов СЗН нового типа, оперативно и проактивно действующих в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости. Подходы будут проработаны в ходе реализации пилотных проектов в отдельных СЗН и масштабированы. В рамках федерального проекта предполагается: - изучение и анализ текущей ситуации, выявление зон риска и неэффективной работы; - анализ и разработка стратегии по улучшению работы СЗН, формирование типовых решений с учетом региональной специфики, уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; - создание единых требований к органам СЗН нового типа; - оптимизация процессов органов СЗН, выстраивание их в соответствии с едиными требованиями, развитие и мотивация кадрового состава СЗН и другие мероприятия развития. Ожидаемые результаты указанных мероприятий включают: - повышение качества предоставления услуг в сфере занятости населения гражданам (в том числе испытывающим трудности в поиске работы) и работодателям; - создание модельных органов СЗН в субъектах Российской Федерации; - тиражирование внедрения лучших практик (сопровождаемое контролем качества соответствующего внедрения); - повышение качества управления системой органов СЗН. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)
"ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ"
1. Методика расчета целей, целевых и дополнительных
показателей национального проекта
2. Цели, целевые и дополнительные показатели
национального проекта
3. Оценка обеспеченности целей и целевых показателей
национального проекта
Потребность в финансовом обеспечении из федерального бюджета (млн. рублей) | Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям, процент | Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Российской Федерации, ед. нарастающим итогом | Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом | Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом | Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в Российской Федерации, процентных пунктов | Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год | ||
1. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях | ||||||||
2. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда | ||||||||
3. Системные меры по повышению производительности труда | ||||||||
ИТОГО обеспеченность целей и целевых показателей национального проекта |
СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости" | |||
Силуанов Антон Германович, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации | |||
2. Цели и показатели федерального проекта
3. Задачи и результаты федерального проекта
Стимулирование предприятий к повышению производительности труда | ||
Развернута и реализуется программа предоставления льготных займов Фонда развития промышленности (далее - ФРП) "Повышение производительности труда" (выдача займов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования займов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения или сокращения данной программы, а также участия региональных фондов развития промышленности - в 2021 году) | Обеспечен доступ предприятиям - участникам национального проекта к льготному заемному финансированию (при среднем размере займа 100 млн. рублей займом смогут воспользоваться до 165 предприятий) с целью внедрения передовых технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов | |
Реализован механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для субъектов МСП - участников национального проекта с учетом дополнительных критериев по росту производительности труда, на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке (выдача кредитов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования льготных кредитов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения данной программы - в 2021 году) | Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке предусмотрена выдача кредитов предприятиям - участникам национального проекта на цели повышения производительности труда | |
Внесены в Правительство Российской Федерации и/или управляющие органы институтов развития нормативные правовые акты и/или решения управляющих органов институтов развития, предусматривающие изменение условий предоставления мер государственной поддержки с учетом критериев по повышению производительности труда | В соответствии с решением проектного комитета по национальному проекту осуществлена приоритезация мер государственной поддержки с учетом критериев производительности труда | |
Проведены пилотные проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда, по итогам которых принято решение о целесообразности расширения данной программы (не менее 1 в 2019 году, 5 в 2020 году, 10 в 2021 году) | Подготовлены предложения по проведению пилотных проектов, включая описание прилагаемых мер налогового стимулирования, направленных на стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда, и план реализации, а также проведен анализ результатов пилотных проектов по стимулированию внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов посредством налоговых преференций. Отчет представлен на заседании Проектного комитета | |
на 31.12.2020 - 5 ед на 31.12.2021 - 10 ед | ||
Подготовлен комплекс мер по нефинансовому стимулированию внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов (в том числе система национальных конкурсов; рейтинги по производительности труда субъектов Российской Федерации, отраслей, компаний; индивидуальные конкурсы по производительности труда; включение производительности труда в движение по волонтерству и наставничеству; знаки отличия по производительности и другие мероприятия) | Разработана система нефинансовой мотивации предприятий к участию в национальном проекте, включая публичные мероприятия, вручение премий и наград для предприятий, руководящих сотрудников и работников | |
Снижение административно-правовых ограничений для роста производительности труда | ||
Проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды с точки зрения негативного влияния на производительность труда с целью выявления основных возможностей снижения административно-регуляторных издержек в сферах промышленной безопасности, трудового законодательства, технического регулирования, а также в базовых несырьевых отраслях | Проведена научно-исследовательская работа с целью выявления возможности снижения административно-регуляторных издержек в сферах промышленной безопасности, трудовом законодательстве и техническом регулировании, торговле и сельском хозяйстве | |
Создана система мониторинга и анализа правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях | Создана система оценки принятых изменений, подготовленных в рамках механизма ежегодного снижения административных барьеров | |
Организовано взаимодействие с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности по ежегодному снижению административных барьеров в целях роста производительности труда | Разработана система сбора и анализа предложений от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по совершенствованию нормативного правового регулирования в целях повышения производительности труда | |
Принята методология количественной и качественной оценки затрат предприятий и секторов, возникающих в связи с наличием административных барьеров | Проектным комитетом по национальному проекту одобрена методология количественной и качественной оценки затрат предприятий и секторов, возникающих в связи с наличием административных барьеров в базовых несырьевых отраслях экономики | |
Оценены затраты предприятий на преодоление административных барьеров, выявленных в рамках работ по формированию перечня нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда | Проведен анализ и оценка затрат у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности связанных с преодолением административных барьеров, выявленных в рамках работ по формированию перечня нормативных актов | |
На ежегодной основе сформирован и направлен в Правительство Российской Федерации перечень положений нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда. (процент от перечня внесенных нормативно-правовых актов) | Перечень согласован с заинтересованными контрагентами и направлен в Правительство Российской Федерации в целях утверждения | |
на 31.12.2020 - 60 проц на 18.12.2024 - 100 проц | ||
Проводится мониторинг и анализ правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях - участниках национального проекта. | Проведена оценка влияния принятых изменений, подготовленных в рамках механизма ежегодного снижения административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации | |
на 31.12.2021 - 50 проц на 31.12.2022 - 60 проц на 18.12.2024 - 70 проц | ||
Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения | ||
Повышение квалификации 19,4 тысячи управленческих кадров, вовлеченных в реализацию национального проекта (нарастающим итогом). | За период с 2019 по 2024 гг. повышение квалификации пройдут 19,4 тысячи руководителей предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения и других организаций. (3,2 в 2019 году, 6,5 в 2020 году, 9,7 в 2021 году, 12,9 в 2022 году, 16,1 в 2023 году, 19,4 в 2024 году). Минэкономразвития России совместно с всероссийской академией внешней торговли Минэкономразвития России сформирована программа обучения для высших учебных заведений, направленная на обучение управлению в условиях масштабных организационных трансформаций, внедрения организационных и технологических инноваций, а также система подготовки кадров высокого уровня компетенции в сфере производительности труда, обладающих навыками для построения производственных систем на основе лучших практик, в том числе АНО "ФЦК". | |
на 31.12.2020 - 6,5 тыс чел на 31.12.2021 - 9,7 тыс чел на 31.12.2022 - 12,9 тыс чел на 30.12.2024 - 19,4 тыс чел | ||
Подписаны меморандумы о взаимодействии со странами - лидерами в области повышения производительности труда | Подписано не менее одного соглашения со странами - лидерами в области повышения производительности труда ежегодно, в котором обозначены мероприятия в области проведения обучающих семинаров, международных стажировок и конференций, программ экспертной поддержки | |
на 30.12.2020 - 2 ед на 30.12.2021 - 3 ед на 30.12.2022 - 4 ед на 31.12.2024 - 6 ед | ||
Проведены международные стажировки для сотрудников предприятий - участников национального проекта | Проводится ежегодное обучение не менее 300 сотрудников предприятий - участников национального проекта на площадках международных предприятий - лидеров в области производительности труда | |
на 31.12.2020 - 600 усл ед на 31.12.2021 - 900 усл ед на 31.12.2022 - 1200 усл ед на 31.12.2024 - 1800 усл ед | ||
Проведены программы экспертной поддержки предприятий - участников с привлечением международных партнеров | На предприятиях - участниках национального проекта, реализующих проект самостоятельно, ежегодно проводится не менее одной программы технического аудита с привлечением международных экспертов в области производительности труда | |
на 31.12.2020 - 2 усл ед на 31.12.2021 - 3 усл ед на 31.12.2022 - 4 усл ед на 31.12.2024 - 6 усл ед | ||
Методология расчета показателей производительности труда, разработанная в рамках приоритетной программы, доработана для целей национального проекта (в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей, предприятий) | Разработан единый согласованный подход к расчету производительности труда в разрезе отраслей, предприятий и субъектов Российской Федерации для целей национального проекта | |
Методика расчета показателей производительности труда утверждена нормативным правовым актом Минэкономразвития России | Принят нормативный правовой акт Минэкономразвития России, определяющий методику расчета производительности труда в целях реализации национального проекта | |
Поддержка выхода на внешние рынки: формирование систем методической и организационной поддержки в рамках начальной работы на внешних рынках в целях повышения производительности труда на предприятиях | ||
Предприятиям - участникам национального проекта оказана акселерационная поддержка по развитию экспортного потенциала | С 2019 по 2024 годы 2 850 предприятий - участников национального проекта прошли обучение по программе поддержки развития экспортного потенциала (экспортного акселератора). АО "Российский экспортный центр" совместно с Минэкономразвития России отобрали и подготовили 40 экспертов для последующего масштабирования программы поддержки развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта (экспортный акселератор) | |
на 31.12.2020 - 612 шт на 31.12.2021 - 1062 шт на 31.12.2022 - 1512 шт на 31.12.2024 - 2862 шт | ||
Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда за счет внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий | ||
Разработана и проведена программа по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий. Количество предприятий, прошедших программу | Определены подходы и методы поддержки внедрения автоматизации и использования цифровых технологий для предприятий - участников национального проекта; отобраны предприятия для проведения пилотной программы внедрения автоматизации и использования цифровых технологий | |
на 31.12.2021 - 203 усл ед на 31.12.2022 - 373 усл ед на 31.12.2023 - 584 усл ед на 31.12.2024 - 809 усл ед | ||
Работа на крупных государственных компаниях, компаниях с государственным участием | ||
Мероприятия по повышению производительности труда включены в долгосрочные программы развития (ДПР) крупных государственных компаний, компаний с государственным участием; в ДПР определены инструменты и ресурсы для повышения производительности труда и внедрены рекомендации установить целевые показатели роста не ниже 5% ежегодно | В ДПР внесены изменения по включению мероприятий, направленных на повышение производительности труда в государственных компаниях и компаниях с государственным участием. Утверждены целевые показатели роста производительности | |
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
5. Участники федерального проекта
Развернута и реализуется программа предоставления льготных займов Фонда развития промышленности (далее - ФРП) "Повышение производительности труда" (выдача займов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования займов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения или сокращения данной программы, а также участия региональных фондов развития промышленности - в 2021 году) | |||||
Реализован механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для субъектов МСП - участников национального проекта с учетом дополнительных критериев по росту производительности труда, на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке (выдача кредитов с 2019 года, оценка востребованности и эффективности использования льготных кредитов, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения данной программы - в 2021 году) | |||||
Внесены в Правительство Российской Федерации и/или управляющие органы институтов развития нормативные правовые акты и/или решения управляющих органов институтов развития, предусматривающие изменение условий предоставления мер государственной поддержки с учетом критериев по повышению производительности труда | |||||
Проведены пилотные проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда, по итогам которых принято решение о целесообразности расширения данной программы (не менее 1 в 2019 году, 5 в 2020 году, 10 в 2021 году) | |||||
Подготовлен комплекс мер по нефинансовому стимулированию внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов (в том числе система национальных конкурсов; рейтинги по производительности труда субъектов Российской Федерации, отраслей, компаний; индивидуальные конкурсы по производительности труда; включение производительности труда в движение по волонтерству и наставничеству; знаки отличия по производительности и другие мероприятия) | |||||
Проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды с точки зрения негативного влияния на производительность труда с целью выявления основных возможностей снижения административно-регуляторных издержек в сферах промышленной безопасности, трудового законодательства, технического регулирования, а также в базовых несырьевых отраслях | |||||
Создана система мониторинга и анализа правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях | |||||
Организовано взаимодействие с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности по ежегодному снижению административных барьеров в целях роста производительности труда | |||||
Принята методология количественной и качественной оценки затрат предприятий и секторов, возникающих в связи с наличием административных барьеров | |||||
Оценены затраты предприятий на преодоление административных барьеров, выявленных в рамках работ по формированию перечня нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда | |||||
На ежегодной основе сформирован и направлен в Правительство Российской Федерации перечень положений нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда. (процент от перечня внесенных нормативно-правовых актов) | |||||
Проводится мониторинг и анализ правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях - участниках национального проекта. | |||||
Повышение квалификации 19,4 тысячи управленческих кадров, вовлеченных в реализацию национального проекта (нарастающим итогом). | |||||
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации | |||||
Подписаны меморандумы о взаимодействии со странами - лидерами в области повышения производительности труда | |||||
Проведены международные стажировки для сотрудников предприятий - участников национального проекта | |||||
Проведены программы экспертной поддержки предприятий - участников с привлечением международных партнеров | |||||
Методология расчета показателей производительности труда, разработанная в рамках приоритетной программы, доработана для целей национального проекта (в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей, предприятий) | |||||
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации | |||||
Методика расчета показателей производительности труда утверждена нормативным правовым актом Минэкономразвития России | |||||
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации | |||||
Предприятиям - участникам национального проекта оказана акселерационная поддержка по развитию экспортного потенциала | |||||
Разработана и проведена программа по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий. Количество предприятий, прошедших программу | |||||
Мероприятия по повышению производительности труда включены в долгосрочные программы развития (ДПР) крупных государственных компаний, компаний с государственным участием; в ДПР определены инструменты и ресурсы для повышения производительности труда и внедрены рекомендации установить целевые показатели роста не ниже 5% ежегодно | |||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
1. Модель функционирования результатов и достижения
показателей федерального проекта
В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 8 направлений: |
1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. |
В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда. К 2019 году в рамках федерального проекта проведена приоритизация мер государственной поддержки, оказываемой Минпромторгом России и Минсельхозом России, для предприятий - участников национального проекта. В случае успешной реализации в 2018 году программы предоставления льготных займов Фондом Развития Промышленности "Повышение производительности труда", будут расширены периметр и срок действия программы на весь период реализации национального проекта. Также увеличен масштаб реализации программы льготного кредитования предприятий - участников национального проекта по линии АО "МСП банк" и предоставления грантов на НИОКР Фондом Сколково. В 2018 - 2020 годы подготовлены и запущены пилотные налоговые проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности. С 2019 года также вводятся нефинансовые меры стимулирования предприятий - участников национального проекта |
2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. |
Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений. |
К концу 2018 г. с целью снижения числа положений нормативных правовых актов, препятствующих росту производительности труда, актуализирован сформированный в рамках приоритетной программы "Повышения производительности труда и поддержка занятости" перечень из 53 положений нормативных правовых актов, повышающих административно-правовые издержки для предприятий обрабатывающей промышленности в сфере промышленной безопасности, трудовом законодательстве [1], в техническом регулировании и др. Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской и иной деятельности перечень направлен в Правительство Российской Федерации для последующего утверждения. |
С 2019 г. на постоянной основе реализуется сбор предложений по устранению барьеров, препятствующих повышению производительности труда, от субъектов предпринимательской и иной деятельности посредством информационной платформы и осуществляется последующий анализ и приоритизация полученных предложений с участием экспертных сообществ. К 2020 г. проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды в целях выявления дополнительного потенциала снижения административно-регуляторных издержек сфере промышленной безопасности, трудовом законодательстве и техническом регулировании. |
К 2020 г. для стимулирования участников национального проекта создан механизм оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти заявителем посредством публичного рейтингования. |
3. Обучение управленческим навыкам руководителей предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения; создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных учреждениях. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности, основываясь на методиках повышения производительности труда лучших практик, в том числе АНО "ФЦК" и практически реализованных примерах на предприятиях - участниках национального проекта. |
К концу 2024 г. службы занятости населения и предприятия обеспечены высококвалифицированными кадрами, обладающими навыками управления изменениями и в условиях организационных трансформаций для более оперативного и качественного внедрения проводимых мероприятий по повышению производительности труда. |
4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача - переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты. |
К концу 2024 г. подписано не менее одного международного соглашения, направленного на привлечение международного опыта для повышения производительности труда российских предприятий в рамках реализации национального проекта, в том числе за счет проведения обучающих семинаров на площадках заводов международных компаний в России, организации ознакомительных зарубежных поездок для предприятий - участников национального проекта, а также проведения технического аудита предприятий - участников национального проекта международными экспертами в области производительности труда. |
5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ. |
К декабрю 2018 г. совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями разработана методология расчета показателей, характеризующих изменения производительности труда, а также методические рекомендации по созданию региональных программ и др. Более того, создана система мер стимулирования субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через грантовую поддержку региональных инициатив по повышению производительности труда. |
6. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы "Экспортный акселератор" по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта в части выхода на экспортные рынки. В данную программу включено сопровождение участников с помощью обучения, наставничества и экспертной поддержки через все этапы экспортной программы до заключения экспортного контракта. Цель - 25% участников выходят на экспортный контракт. |
К концу 2018 года разработана совместно с АО "Российский экспортный центр" и АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" и протестирована пилотная программа по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта с привлечением партнеров-практиков и наставников (количество участников - 12 предприятий из 5 пилотных субъектов Российской Федерации - участников национального проекта). По итогам прохождения акселератора 25% предприятий - участников заключили новый значимый экспортный контракт. В 2019 году охват программы акселерационной экспортной поддержки - 150 предприятий. |
Начиная с 2020 года масштабирование и развертывание программы акселерационной поддержки по развитию экспортного потенциала осуществлено на базе АО "Российский экспортный центр" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт". |
7. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий. |
В 2019 году для предприятий - участников определена потребность и возможность внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий. К середине 2019 года разработана и протестирована пилотная программа по поддержке автоматизации и использования цифровых технологий. |
8. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием. |
[1] Требуется согласование с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). |
2. Методика расчета показателей федерального проекта
АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости" | |||
Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях | |||
Силуанов Антон Германович, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации | |||
Горчакова Светлана Владимировна, Заместитель генерального директора по анализу и методологии | |||
2. Цели и показатели федерального проекта
3. Задачи и результаты федерального проекта
Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях | ||
Созданы потоки-образцы (оптимизированы производственные/вспомогательные процессы) на предприятиях - участниках национального проекта под федеральным управлением (совместно с экспертами ФЦК) на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях | На предприятиях - участниках национального проекта созданы потоки - образцы ключевых продуктов (1 поток/предприятие), по итогам реализации мероприятий обеспечивается рост производительности труда на предприятиях в первый год на 10% по отношению к базовому году. Далее предприятия принимают решение о тиражировании полученного опыта на другие потоки (производственные процессы) для достижения устойчивого роста производительности труда (на 30% через 3 года по отношению к году вступления предприятия в региональную программу). | |
На основании заявок от предприятий - участников национального проекта экспертами ФЦК проведены оценки наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов. Положительные заключения позволят предприятиям получить займы ФРП. | ||
на 30.06.2020 - 319 усл ед на 30.06.2021 - 581 усл ед на 30.06.2022 - 844 усл ед на 30.06.2023 - 1106 усл ед на 28.06.2024 - 1369 усл ед на 29.12.2024 - 1631 усл ед | Предприятия - участники национального проекта положительно оценивают работу экспертов ФЦК (доля предприятий, удовлетворенных работой ФЦК составила не менее 80% к 2024 г.). | |
Информационная поддержка проекта, включая проведение семинаров и конференций федерального и регионального уровня (13 мероприятий федерального уровня и 26 мероприятий регионального уровня к 2024 г.), организация спецпроектов по продвижению федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", освещение хода реализации проекта в федеральных и региональных средствах массовой информации, а также разработанные типовые (коробочные) решения и отчеты по анализу лучших российских и зарубежных практик по повышению производительности труда с учетом отраслевой специфики способствуют более широкой осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (не менее 80% к 2024 г.) | ||
Проведено обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта под федеральным управлением (совместно с экспертами ФЦК) и сотрудников предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, сотрудников региональных центров компетенций, а также сотрудников региональных и федеральных органов управления посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда | Экспертами ФЦК обучены сотрудники предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением (с экспертами ФЦК, всего 2175 предприятий к 2024 г.). За счет обучения сотрудников предприятий - участников национального проекта (участники рабочих групп по потокам - образцам, сотрудники проектных офисов по внедрению инструментов повышения производительности труда и бережливого производства, руководство предприятий) и распространения знаний и навыков обеспечены устойчивые изменения на предприятиях в части повышения эффективности процессов и роста производительности труда. К 2024 году на 95% предприятиях, вовлеченных в национальный проект, прирост производительности труда составит 10%, 15%, 30% нарастающим итогом за первые три года участия в национальном проекте, в том числе за счет успешного тиражирования полученных знаний и опыта обученными сотрудниками предприятий. | |
на 30.12.2020 - 14250 ЧЕЛ на 30.12.2021 - 21200 ЧЕЛ на 30.12.2022 - 28150 ЧЕЛ на 29.12.2023 - 35100 ЧЕЛ на 30.12.2024 - 42100 ЧЕЛ | Для того чтобы на предприятии были собственные ресурсы для обучения сотрудников методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства, ФЦК реализует программу подготовки внутренних тренеров (для предприятий, внедряющих мероприятия проекта под федеральным управлением) по бережливому производству. Внутренний тренер - сотрудник предприятия, прошедший отбор и подготовку по программам ФЦК. Наличие внутренних тренеров позволяет предприятию тиражировать полученные знания, умения и опыт на другие производственные потоки благодаря обучению сотрудников. | |
Предприятия, внедряющие мероприятия национального проекта самостоятельно (всего 4080 предприятий к 2024 г.), также направляют своих сотрудников для обучения инструментам повышения производительности труда в ФЦК. Обучение может проводиться как в очной форме, так и дистанционно (благодаря созданной ИТ-платформе). | ||
В субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта при поддержке ФЦК созданы РЦК для возможности тиражирования положительного опыта и подходов по повышению производительности труда на региональном уровне. ФЦК оказывает субъектам Российской Федерации поддержку при создании РЦК в части проведения отбора, обучения и оценки знаний и навыков сотрудников РЦК, необходимых для самостоятельной реализации проектов на предприятиях. Создание РЦК в субъектах Российской Федерации гарантирует достижение цели национального проекта по охвату 10 000 предприятий, а также гарантирует устойчивый рост производительности труда на предприятиях в субъектах Российской Федерации. | ||
Экспертами ФЦК разработаны и переданы в РЦК и внутренним тренерам предприятий - участников национального проекта не менее 12 универсальных, практико-ориентированных обучающих методик, влияющих на повышение производительности труда | ||
Создана информационная платформа, обеспечено ее развитие и наполнение для обеспечения взаимодействия в сферах повышения производительности труда и тиражирования лучших российских, международных практик | Введена в эксплуатацию ИТ-платформа управленческих и технологических компетенций в сфере производительности труда (далее - ИТ-платформа), способствующая распространению знаний по повышению производительности труда. | |
блок "База знаний" (включая практические руководства, различные материалы и курсы по производительности труда, типовые решения по повышению производительности труда, решения/отчеты по анализу лучших российских и практик); | ||
на 30.12.2020 - 1 ед на 30.12.2021 - 1 ед на 30.12.2022 - 1 ед на 29.12.2023 - 1 ед на 30.12.2024 - 1 ед | ||
блок "Экспресс диагностика" (бенчмаркинг, инструментарий самооценки производственной системы предприятия); | ||
блок "Обучение" (дистанционное обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта). | ||
ИТ-платформа используется, как инструмент тиражирования лучших российских и международных практик: | ||
на ИТ-платформе размещены материалы/курсы по производительности труда, доступные всем пользователям, не менее: 20 в 2019 году, 40 в 2020 году, 50 в 2021 году, 60 в 2022 году, 70 в 2023 году, 80 в 2024 году; | ||
количество зарегистрированных пользователей ИТ-платформы достигло не менее, человек нарастающим итогом: 500 в 2018 году, 7 970 в 2019 году, 17 410 в 2020 году, 30 920 в 2021 году, 47 470 в 2022 году, 65 720 в 2023 году, 82 820 в 2024 году | ||
Проведена оценка потребности предприятий в получении сертификатов производственной системы, принято решение о целесообразности увеличения количества выдаваемых сертификатов | Определены цели, для достижения которых от предприятий требуется обязательное предоставление сертификатов производственной системы, на основании которых рассчитана потребность предприятий в сертификатах и проведена оценка необходимости и целесообразности увеличения количества выдаваемых сертификатов. | |
Разработан и представлен на согласование Проектному комитету по национальному проекту механизм софинансирования мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта, в том числе с учетом привлечения частных инвестиций на финансирование деятельности РЦК. В случае принятия положительного решения получено внебюджетное финансирование | Предложенный механизм софинансирования мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта позволит снизить расходы федерального бюджета и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на функционирование ФЦК и РЦК в пределах 20%. | |
на 30.12.2020 - 1 усл ед на 30.12.2021 - 1 усл ед на 30.12.2022 - 1 усл ед на 29.12.2023 - 1 усл ед на 30.12.2024 - 1 усл ед | ||
Проведено обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами РЦК) посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда | Экспертами РЦК обучены сотрудники предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением (с экспертами РЦК, всего 3745 предприятий к 2024 г.). | |
За счет обучения сотрудников предприятий - участников национального проекта под региональным управлением (участники рабочих групп по потокам-образцам, сотрудники проектных офисов по внедрению инструментов повышения производительности труда и бережливого производства, руководство предприятий) и распространения знаний и навыков обеспечены устойчивые изменения на предприятиях в части повышения эффективности процессов и роста производительности туда. | ||
на 29.12.2020 - 5840 ЧЕЛ на 29.12.2021 - 11280 ЧЕЛ на 29.12.2022 - 18400 ЧЕЛ на 28.12.2023 - 27200 ЧЕЛ на 29.12.2024 - 37400 ЧЕЛ | ||
На 95% предприятиях, вовлеченных в национальный проект, прирост производительности труда составит 10%, 15%, 30% нарастающим итогом за первые три года участия в национальном проекте, в том числе за счет успешного тиражирования полученных знаний и опыта обученными сотрудниками предприятий. | ||
Созданы потоки-образцы (оптимизированы производственные/вспомогательные процессы) на предприятиях - участниках национального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами региональных центров компетенций - РЦК) на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях | На предприятиях - участниках национального проекта созданы потоки - образцы ключевых продуктов (1 поток/предприятие), по итогам реализации мероприятий обеспечивается рост производительности труда на предприятиях в первый год на 10% по отношению к базовому году. Далее предприятия принимают решение о тиражировании полученного опыта на другие потоки (производственные процессы) для достижения устойчивого роста производительности труда (на 30% через 3 года по отношению к году вступления предприятия в региональную программу). Предприятия - участники национального проекта положительно оценивают работу экспертов РЦК (доля предприятий, удовлетворенных работой РЦК составила не менее 80% к 2024 г.). | |
на 30.06.2021 - 442 УСЛ ЕД на 30.06.2022 - 850 УСЛ ЕД на 30.06.2023 - 1384 УСЛ ЕД на 28.06.2024 - 2044 УСЛ ЕД на 30.12.2024 - 2809 УСЛ ЕД | ||
Стимулирование субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через систему грантовой поддержки | ||
Разработан порядок распределения грантов между субъектами Российской Федерации для обеспечения работы по росту производительности труда, включающий в себя целевые показатели и индикаторы производительности труда для отбора субъектов Российской Федерации в целях получения грантов, а также правила использования полученных субъектами Российской Федерации грантов для целей дальнейшего роста производительности труда | Принят документ, определяющий порядок работы субъектов Российской Федерации для возможности претендовать на получение грантов для обеспечения работы по производительности, включающий целевые показатели и индикаторы (количественные и качественные КПЭ), а также методики их определения. Разработаны правила использования полученных субъектами Российской Федерации грантов для целей дальнейшего роста производительности труда. | |
Субъектам Российской Федерации - участникам национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" предоставлены гранты за достижение показателей по росту производительности труда | Полученные гранты позволяют субъектам Российской Федерации снизить затраты бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов (программ) в части финансирования деятельности региональных центров компетенций, а также привлечения консультантов для работы с предприятиями субъектов Российской Федерации, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда самостоятельно. | |
на 28.12.2020 - 21 усл ед на 27.12.2021 - 28 усл ед на 26.12.2022 - 35 усл ед на 31.10.2024 - 42 усл ед | ||
Определены форматы участия компаний-партнеров в реализации национального проекта (работа с поставщиками, обучение, прочее) | ||
Заключены соглашения с не менее чем 10 компаниями - партнерами | Для вовлечения большего количества предприятий и достижения цели роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей на 5% к 2024 году ежегодно к реализации национального проекта привлечены не менее 10 партнеров. | |
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | |||||||||
Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях | |||||||||
Созданы потоки-образцы (оптимизированы производственные/вспомогательные процессы) на предприятиях - участниках национального проекта под федеральным управлением (совместно с экспертами ФЦК) на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях | |||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||||||
Разработан и представлен на согласование Проектному комитету по национальному проекту механизм софинансирования мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта, в том числе с учетом привлечения частных инвестиций на финансирование деятельности РЦК. В случае принятия положительного решения получено внебюджетное финансирование | |||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||||||
Стимулирование субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через систему грантовой поддержки | |||||||||
Субъектам Российской Федерации - участникам национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" предоставлены гранты за достижение показателей по росту производительности труда | |||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||||||
5. Участники федерального проекта
Созданы потоки-образцы (оптимизированы производственные/вспомогательные процессы) на предприятиях - участниках национального проекта под федеральным управлением (совместно с экспертами ФЦК) на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях | |||||
Проведено обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта под федеральным управлением (совместно с экспертами ФЦК) и сотрудников предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, сотрудников региональных центров компетенций, а также сотрудников региональных и федеральных органов управления посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда | |||||
Создана информационная платформа, обеспечено ее развитие и наполнение для обеспечения взаимодействия в сферах повышения производительности труда и тиражирования лучших российских, международных практик | |||||
Проведена оценка потребности предприятий в получении сертификатов производственной системы, принято решение о целесообразности увеличения количества выдаваемых сертификатов | |||||
Разработан и представлен на согласование Проектному комитету по национальному проекту механизм софинансирования мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта, в том числе с учетом привлечения частных инвестиций на финансирование деятельности РЦК. В случае принятия положительного решения получено внебюджетное финансирование | |||||
Проведено обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами РЦК) посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда | |||||
Созданы потоки-образцы (оптимизированы производственные/вспомогательные процессы) на предприятиях - участниках национального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами региональных центров компетенций - РЦК) на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях | |||||
Разработан порядок распределения грантов между субъектами Российской Федерации для обеспечения работы по росту производительности труда, включающий в себя целевые показатели и индикаторы производительности труда для отбора субъектов Российской Федерации в целях получения грантов, а также правила использования полученных субъектами Российской Федерации грантов для целей дальнейшего роста производительности труда | |||||
Субъектам Российской Федерации - участникам национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" предоставлены гранты за достижение показателей по росту производительности труда | |||||
Определены форматы участия компаний-партнеров в реализации национального проекта (работа с поставщиками, обучение, прочее) | |||||
Заключены соглашения с не менее чем 10 компаниями - партнерами | |||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1. Модель функционирования результатов и достижения
показателей федерального проекта
Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" (далее - федеральный проект) является частью национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" (далее - национальный проект). В рамках федерального проекта ведется работа экспертов по следующим направлениям: |
реализация мероприятий по повышению производительности труда непосредственно на предприятиях - участниках национального проекта; |
помощь предприятиям в создании собственных программ по повышению производительности труда, в том числе государственным компаниям, компаниям с государственным участием; |
воспитание и обучение региональных экспертов для последующего тиражирования лучших практик и отраслевого опыта; |
сбор и распространение лучших практик и накопленного отраслевого опыта, в том числе посредством ИТ-платформы; |
тиражирование решений по повышению производительности труда посредством привлечения международных и российских партнеров. |
В целях формирования необходимых предпосылок, условий и выявления потенциала для достижения устойчивого качественного роста производительности труда, а также внедрения организационных инноваций в производственные и управленческие процессы на предприятиях в 2017 году в рамках приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" была создана АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА". В 2018 году ФЦК работает с 75 предприятиями - участниками национального проекта в 16 субъектах Российской Федерации, из которых 45 предприятий на сегодняшний день прогнозируют достижение целей федерального проекта по росту производительности труда в первый год участия в федеральном проекте. |
ФЦК накапливает знания (международные и российские практики, данные предприятий для сопоставления, опыт реализации проектов на предприятиях и др.), разрабатывает и тиражирует методики в области повышения производительности труда, организует стажировки, проводит обучение (очное, онлайн, вебинары, коробочные решения и др.) методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости. Проводит конференции и образовательные программы, конкурсы (в том числе конкурсы, предусмотренные проектом "Системные меры"). Создает и поддерживает ИТ-платформу для распространения знаний и лучших практик, обучения, проведения экспресс-диагностики производительности труда. По запросам предприятий-участников предоставляет заключение о зрелости производственной системы с целью получения льготного финансирования. Важность методологической и методической работы по агрегации и распространению лучших практик обусловлена необходимостью предоставления доступа к знаниям и решениям не только предприятиям - участникам национального проекта, но и всем заинтересованным в повышении производительности труда организациям. |
Основная задача экспертов ФЦК на предприятии - участнике национального проекта - выбрать продукт и создать образец производственного потока с высокими показателями эффективности, подготовить специалистов предприятия, сформировать команду внедрения изменений из сотрудников предприятия для последующего тиражирования полученного опыта на другие производственные потоки предприятия. ФЦК ориентирует предприятия на развитие культуры непрерывных улучшений, постоянного повышения компетенций. |
Участником национального проекта может стать предприятие, соответствующее критериям отбора, зарегистрированное в регионе-участнике национального проекта и включенное в региональную программу (подписано соглашение с регионом-участником). Заявку на участие в проекте предприятие подает через сайт www.производительность.рф (кнопка "Стать участником"), а также направляет официальное письмо в субъект Российской Федерации о включении в региональную программу "Производительность труда и поддержка занятости". |
Кроме работы с предприятиями основная задача ФЦК в субъектах Российской Федерации - поддержка создания региональных центров компетенций. ФЦК осуществляет подбор и обучение сотрудников РЦК, организовывает стажировки под руководством экспертов ФЦК, проводит оценку знаний и навыков сотрудников РЦК, необходимых для самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации. Субъект Российской Федерации может претендовать на грантовую поддержку из федерального бюджета, направленную на создание и обеспечение деятельности РЦК из средств федерального бюджета (в рамках установленных лимитов). |
Реализация федерального проекта ведется силами ФЦК и РЦК, а также регионами и предприятиями самостоятельно, в том числе с привлечением партнеров. Партнером национального проекта может стать любая российская или зарубежная организация с развитой производственной системой и высоким уровнем производительности труда, использующая передовые практики повышения операционной эффективности и методы управления, при условии заключения соглашения о партнерстве с Минэкономразвития России. |
Партнеры национального проекта реализуют мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях-участниках самостоятельно на безвозмездной основе. Кроме того, российские и международные партнеры могут быть привлечены для обмена практиками и навыками, в том числе в процессе стажировок сотрудников предприятий-участников или при проведении экскурсий, обучающих семинаров, выездных аудитов и т.д. |
Также для предприятий-участников, внедряющих мероприятия федерального проекта самостоятельно, ФЦК предоставляет возможности обучения сотрудников методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства (очное обучение, вебинары, онлайн-обучение, использование коробочных решений). Субъект Российской Федерации может реализовывать региональную программу, привлекая к реализации мероприятий по повышению производительности труда консультантов, при этом предусмотрена грантовая поддержка из федерального бюджета (в рамках установленных лимитов). |
2. Методика расчета показателей федерального проекта
ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА
ТРУДА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости" | |||
Силуанов Антон Германович, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации | |||
Вовченко Алексей Витальевич, Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации | |||
Кирсанов Михаил Владимирович, Директор Департамента занятости населения | |||
2. Цели и показатели федерального проекта
3. Задачи и результаты федерального проекта
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
5. Участники федерального проекта
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления