Законодательство РФ

<Письмо> ГТК РФ от 10.02.1997 N 11-01/516 "О незаконности практики прекращения дел о НТП и уголовных дел на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 1995 года N 1343 при перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу между Россией и Казахстаном" (вместе со служебной запиской от 03.02.1997 N 06-11/72п)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 февраля 1997 г. N 11-01/516

О НЕЗАКОННОСТИ ПРАКТИКИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЛ О НТП

И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ НА ОСНОВАНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ

ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА N 1343 ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ

ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ

В связи с многочисленными запросами таможен (Домодедовская, Шереметьевская и др.) о действующем в настоящее время порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу между Российской Федерации и Казахстаном, а также в связи с необоснованными прекращениями органами предварительного следствия уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации по фактам нарушения таможенного законодательства упомянутыми лицами, сообщаем следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" Правительству Российской Федерации была поставлена задача по отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", а "в целях обеспечения отмены таможенного контроля разработать и осуществить с участием Казахстанской Стороны и по достижении договоренности с Киргизской, Таджикистанской и Узбекистанской Сторонами план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств, участвующих в формировании Таможенного союза".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" ГТК России было поручено "после реализации Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан плана взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, предусмотренных статьей 2 Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, разработать с участием таможенных служб этих государств план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств - участников Таможенного союза".

Одновременно ГТК России и ряду других министерств и ведомств, в связи с предстоящей отменой таможенного контроля и таможенного оформления российских товаров и товаров, происходящих с территории государств - участников Таможенного союза или выпущенных в свободное обращение в этих государствах, было поручено разработать и представить в Правительство нормативные акты по защите интересов Российской Федерации.

Необходимо принять во внимание, что содержание как упомянутого Указа, так и Постановления не носит в части, касающейся отмены таможенного контроля и таможенного оформления, прямого нормоустанавливающего характера.

До издания упомянутых правовых актов ГТК России был принят Приказ N 715 от 28 ноября 1995 года, в соответствии с которым с 13 декабря 1995 года было прекращено применение декларирования в письменной форме с предоставлением таможенной декларации формы Т-6 при таможенном оформлении товаров, происходящих с территории Республики Казахстан, российских и белорусских товаров, перемещаемых через таможенную границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, за исключением случаев удостоверения, по желанию граждан, ввоза (вывоза) перемещаемых ими товаров, включая национальную и иностранную валюту.

Этим же документом было предусмотрено, что разрешения на вывоз иностранной валюты, выданные уполномоченными банками Республики Казахстан, не являются основанием для вывоза иностранной валюты Российской Федерации.

(Иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, ранее ввезенные с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, при вывозе из Российской Федерации физическими лицами при соблюдении таможенных правил подлежат беспрепятственному выпуску российскими таможенными органами в течение 1 года с момента ввоза на территорию Республики Казахстан при предъявлении таможенных деклараций, оформленных таможенными органами Республики Казахстан.)

В связи с тем, что упомянутый Приказ вступил в противоречие с названными Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ, а также по мотивам введения национальным банком Республики Казахстан в нарушение имеющихся договоренностей нормы вывоза резидентами за пределы Республики Казахстан без подтверждения соответствующими документами в эквиваленте 10 тысяч долларов США, действие упомянутого Приказа ГТК России было полностью приостановлено с 3 июня 1996 года телетайпограммой первого заместителя Председателя Комитета от 29 мая 1996 г. N Т-10234.

Таким образом, в настоящее время в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и Республики Казахстан, действует обычный порядок таможенного контроля и таможенного оформления, предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации, нарушение которого физическими лицами влечет ответственность, предусмотренную как нормами Таможенного кодекса России, так и Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на это, в органах предварительного следствия начала складываться не основанная на законе практика прекращения уголовных дел, ранее возбужденных таможенными органами, со ссылкой на нормы Соглашения о Таможенном союзе, Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 и Приказа ГТК России от 28 ноября 1995 г. N 715.

В связи с изложенным, прошу довести настоящее письмо до подчиненных сотрудников, разъяснив основные требования нормативных документов, в части, касающейся таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также сориентировать надзирающих прокуроров на правильное применение действующего законодательства, одновременно поставив вопрос об отмене постановлений о прекращении по мотивам отсутствия состава преступления уголовных дел, возбужденных таможенными органами в отношении физических лиц, переместивших товары с нарушением таможенного законодательства.

Начальник Управления

М.В.ВАНИН




Приложение

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

от 3 февраля 1997 г. N 06-11/72п

На запрос от 20.01.97 N 11-01/198, обращение Шереметьевской таможни от 15.01.97 N 01-05/189 и Домодедовской таможни от 20.01.97 N 01-09/119 Правовое управление ГТК России сообщает следующее.

Как следует из констатирующей части Указа Президента Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", отмена таможенного контроля поручается Правительству Российской Федерации.

На основании этого Указа Президента издано Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.96 N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", в соответствии с которым ГТК России поручено отменить таможенный контроль и таможенное оформление российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Казахстан или выпущенных в свободное обращение в этом государстве, перемещаемых в пределах территорий Российской Федерации и Республики Казахстан, только после реализации плана взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза Договаривающихся Сторон в соответствии с международными договорами о Таможенном союзе.

Поскольку до сего дня ГТК России не отменен таможенный контроль и таможенное оформление в отношении вышеуказанных товаров в связи с тем, что вышеупомянутый план мероприятий не реализован, то, следовательно, таможенный контроль и таможенное оформление осуществляются в отношении всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско - казахстанскую границу.

Заместитель начальника

Правового управления

Н.М.КУТЛУБАЕВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления