Законодательство РФ

<Письмо> ГТК РФ от 02.09.2004 N 17-12/32023 "О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению рыночной стоимости объектов правонарушения"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2004 г. N 17-12/32023

О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В Управлении таможенных расследований и дознания рассмотрено письмо Шереметьевской таможни от 20.05.2004 N 43-05/10264 с просьбой разъяснить вопрос о правомочии проведения экспертами, в том числе экспертами таможенных органов, оценочных экспертиз товаров в рамках административных и уголовных дел.

В связи с тем, что данный вопрос поднимался неоднократно и другими таможенными органами, разъясняем следующее.

Определение (установление) рыночной стоимости таможенными органами при осуществлении своих государственных контрольных и административных полномочий с использованием лиц, обладающих специальными познаниями (экспертов), должно соответствовать требованиям действующего законодательства, а также ведомственным нормативным правовым актам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" правовой основой судебно-экспертной деятельности среди иных правовых нормативных актов являются Таможенный кодекс Российской Федерации, УПК РФ и КоАП России.

Ст. 13 этого Закона указывает, что должность эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Ст. 57 УПК РФ, ст. 25.9 КоАП, ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации также предъявляют к эксперту требование о наличии специальных (достаточных) знаний (познаний), позволяющих произвести экспертизу и дать заключение. Это же требование нашло свое отражение и в "Методических рекомендациях по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта" (приложение 1 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632).

Согласно положениям, изложенным в "Методических рекомендациях по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами" (приложение 2 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632), экспертизы проводятся сотрудниками, удовлетворяющими квалификационным требованиям, изложенным в Приказе ГТК России от 04.06.2003 N 624 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов".

Таможенные органы, являясь государственными исполнительными органами, должны действовать в установленной сфере деятельности и руководствоваться законодательством, определяющим их полномочия, задачи и функции (ст. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429). Ни в одном из законодательных актов, определяющих компетенцию таможенных органов, не предусмотрено правоотношений контролирующих органов и участников ВЭД в форме сделки. Также не предусмотрены правоотношения в форме сделки при производстве расследований административных и уголовных дел. Исходя из этого, ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулирующий правоотношения в форме сделки с объектами собственности Российской Федерации и иными объектами, в таможенном деле применяться не может, так как входит в противоречие с требованиями ст. ст. 26.2, 26.4 КоАП России, ст. ст. 75, 204 УПК РФ и ст. 379 ТК Российской Федерации.

В ходе изучения уголовных дел, прекращенных производством в 2003 году, и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, а также административных дел выявлены обозначенные выше процессуальные нарушения.

Так, при производстве административного расследования по делу N 10215000-315/2003, возбужденному по ст. 16.1 КоАП, экспертиза назначалась в ЭКС N 2 г. Калининграда и исполнялась экспертом, не имеющим высшего технического и высшего экономического образования. Тем не менее эксперт произвел оценку технического состояния транспортного средства и определил его рыночную стоимость. Данное действие эксперта противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В дальнейшем при расследовании дознавателем уголовного дела N 30042 имеющиеся противоречия устранены не были, допустимость доказательств не исследовалась.

Аналогичные нарушения содержатся в делах Неманской таможни (административное дело N 10220000-388/2003, уголовное дело N 30033), Костомукшской таможни (административное дело N 10219000-241/2003, уголовное дело N 74899), Сахалинской таможни (административное дело N 10707000-179/2003, уголовное дело N 1164/7261), а также в ряде административных и уголовных дел других таможен.

Исходя из вышеизложенного, таможенные органы правомочны назначать в сторонних организациях и проводить самостоятельно в своих ведомственных подразделениях экспертизы по определению рыночной стоимости товаров - объектов правонарушения и товаров - объектов таможенного контроля. Деятельность таможенных органов и их ведомственных экспертных подразделений, созданных в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не подлежит лицензированию.

Однако при подготовке, назначении, производстве экспертиз, а также оценке результатов деятельности экспертов (заключений экспертов) должностным лицам, ведущим производство по административным либо уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, следует неукоснительно соблюдать действующие нормы административного и уголовного права и не допускать случаев использования доказательств, полученных с нарушением закона.

В случае же проведения таможенными органами оценочных экспертиз на основании договора (сделки), что формально допустимо в соответствии с положениями ст. 9 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", последний должен отвечать обязательным требованиям, изложенным в ст. 10 Закона. В частности, в договор должны быть включены сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности, а также сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В данном случае таможенные органы вступают в гражданско-правовые отношения и являются стороной договора (сделки).

В то же время в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг.

Начальник Управления

таможенных расследований

и дознания ГТК России

генерал-майор

таможенной службы

А.А.ШАБУНИН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления