<Письмо> ГТК РФ от 02.07.1998 N 14-11/4907 "О направлении таможенными органами Постановлений о наложении взыскания банкам и иным кредитным организациям, осуществляющим обслуживание счетов лиц, привлеченных к ответственности за нарушение таможенных правил, для исполнения"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
от 2 июля 1998 г. N 14-11/4907
О НАПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ БАНКАМ И ИНЫМ КРЕДИТНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЧЕТОВ ЛИЦ,
ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ
В Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями из таможенных органов поступают запросы, касающиеся неисполнения кредитными организациями инкассовых поручений на бесспорное списание штрафов, налагаемых за нарушения таможенных правил. Возвращение постановлений о наложении взыскания без исполнения кредитные организации аргументируют следующим:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 801 "О бесспорном списании пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации" был утвержден Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации (далее - Порядок), установленный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.95 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" и в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" признал не соответствующим Конституции Российской Федерации "... положения пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании статьи 7 (пункты 8 и 9) и статьи 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О государственной налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия...".
3. В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" по существу разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.12.96, "проверке подвергались одновременно нормы трех законов, что подтверждается как мотивировочной, так и резолютивной частью Постановления, и потому выводы Конституционного Суда Российской Федерации относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяется и на положения статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
На основании изложенного, кредитными организациями делается вывод о невозможности применения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 801 и утвержденного этим Постановлением Порядка, касающихся бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций, и, следовательно, невозможности исполнения кредитными организациями инкассовых поручений на бесспорное списание штрафов, налагаемых за нарушения таможенных правил.
В связи со сложившейся ситуацией Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями разъясняет:
1. Шестого ноября 1997 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон). Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1 Закона).
2. Статьей 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Следовательно, Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России), регламентирующий вопросы исполнения постановлений таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил (далее - постановление таможенного органа о наложении взыскания), рассматривается (в части, не противоречащей Закону) как составная часть законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
3. Органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов в Российской Федерации являются служба судебных приставов (далее - служба судебных приставов) и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов). Закон предусматривает возможность исполнения требований судебных актов и актов других органов субъектами, не являющимися органами принудительного исполнения, а именно:
- налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями исполняются требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами исполняются требования судебных актов и актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку часть 2 статьи 378 ТК России предусматривает возможность обращения к исполнению постановлений о наложении взыскания таможенными органами, последние являются субъектами исполнительного производства, правомочными совершать исполнительные действия.
4. Перечень исполнительных документов содержится в статье 7 Закона. В соответствии с пунктом шестым указанной статьи постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, к которым относятся постановления таможенных органов Российской Федерации о наложении взыскания, являются исполнительными документами.
5. Статья 6 Закона регламентирует порядок обращения взыскателем к исполнению исполнительных документов, содержащих требования о взыскании с должника денежных средств (применительно к таможенным органам такими постановлениями являются постановления о наложении взыскания в виде штрафа и в виде взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил).
Непосредственно в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ, содержащий требования о взыскании денежных средств, направляется в случаях, когда взыскатель располагает сведениями не только об имеющихся в кредитных организациях счетах должника - лица, привлеченного к ответственности, но и о наличии на счетах денежных средств (судебному приставу - исполнителю исполнительный документ направляется в случаях, когда взыскатель не располагает сведениями об имеющихся в кредитной организации счетах должника либо о наличии на таких счетах денежных средств). При этом Закон возлагает на кредитную организацию, осуществляющую обслуживание счетов должника, обязанность по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, - в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа кредитная организация совершает исполнительные действия либо делает отметку о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с частью 1 статьи 86 Закона неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения судом на указанный банк или иную кредитную организацию штрафа в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию.
Таким образом, таможенные органы Российской Федерации, являющиеся субъектами исполнительного производства, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" наделены правом направления в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств (постановления о наложении взыскания в виде штрафа либо взыскания стоимости товаров и транспортных средств), для исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона "Об исполнительном производстве" такая кредитная организация обязана исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования (либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя).
Неисполнение банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, требований, содержащихся в исполнительном документе, является основанием для наложения на такую кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.
М.В.ВАНИН
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления