<Письмо> ФТС РФ от 30.04.2009 N 01-11/19384 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции")
от 30 апреля 2009 г. N 01-11/19384
Направляю для использования в работе Методические рекомендации по проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции (приложение).
Методические рекомендации по проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции, предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации с целью повышения качества таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров.
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЕННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ
О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
1. Методические рекомендации по проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции (далее - Методические рекомендации), предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции и выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, налогов, за использованием таких товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (далее - таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению). Методические рекомендации направлены на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном контроле после выпуска товаров.
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
1) Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК России);
2) Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон "О соглашениях о разделе продукции");
3) Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс);
4) Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете");
5) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
3. При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению о разделе продукции и выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Методических рекомендаций, а также:
1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения";
2) Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2007 г., рег. N 9585);
3) Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 2003 г., рег. N 5170) (далее - Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023);
4) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 1998 г., рег. N 1598) (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
5) Указаниями по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций по исполнению соглашений о разделе продукции, утвержденными Приказом Минфина России от 11 августа 1999 г. N 53н (далее - Указания Минфина России);
6) Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 09.02.2009 N 9558-ЮД);
7) Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России 30 марта 2001 г. N 26н (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2001 г., рег. N 2689);
8) Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2001 г., рег. N 2689);
9) Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2002 г., рег. N 3248);
10) Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России 13 октября 2003 г. N 91н (зарегистрирован Минюстом России 21 ноября 2003 г., рег. N 5252).
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона "О соглашениях о разделе продукции" при выполнении соглашения о разделе продукции (далее - соглашение) применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
Главой 26.4 части 2 Налогового кодекса установлен специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом "О соглашениях о разделе продукции". Данный налоговый режим согласно пункту 9 статьи 346.35 Налогового кодекса предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.
Согласно пункту 2 статьи 151 ТК России условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
С учетом статьи 2 Закона "О соглашениях о разделе продукции" товары, ввезенные для реализации соглашения, могут использоваться для целей выполнения работ, связанных с реализацией инвестором прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. Все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, определяются соглашением в соответствии с положениями Закона "О соглашениях о разделе продукции".
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О соглашениях о разделе продукции" работы, предусмотренные соглашением, выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
На основании статьи 16 Закона "О соглашениях о разделе продукции" инвестор вправе передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину (физическому лицу) только с согласия Российской Федерации, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы. Передача прав и обязанностей оформляется актом, являющимся неотъемлемой частью соглашения. С согласия Российской Федерации инвестор может использовать принадлежащее ему имущество в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации.
При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона "О соглашениях о разделе продукции" соглашения, заключенные до вступления в силу названного Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения данного Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
Согласно пункту 15 статьи 346.35 Налогового кодекса в отношении товаров, ввезенных для реализации соглашений, заключенных до вступления в силу Закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, которые предусмотрены такими соглашениями.
До вступления в силу Закона "О соглашениях о разделе продукции" были заключены следующие соглашения:
по проекту "Сахалин-1" от 30 июня 1995 г.;
по проекту "Сахалин-2" от 22 июня 1994 г.;
по проекту "Харьягинское месторождение" от 20 декабря 1995 г.
5. В соответствии с Концепцией развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденной Приказом ФТС России от 7 декабря 2007 г. N 1516, субъектами таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, являются таможенные органы Российской Федерации; объектами таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, - правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации после выпуска товаров, ввезенных по соглашению; предметами - товары, ввезенные по соглашению и выпущенные условно с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
6. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, может проводиться в следующих формах:
проверка документов и сведений (статья 367 ТК России);
получение пояснений (статья 369 ТК России);
таможенное наблюдение (статья 370 ТК России);
осмотр помещений и территорий (статья 375 ТК России);
таможенная ревизия (общая и (или) специальная) (статья 376 ТК России).
7. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, проводится уполномоченными должностными лицами подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации (далее - должностные лица подразделений таможенной инспекции).
В случае необходимости к проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, могут привлекаться должностные лица иных подразделений таможенных органов Российской Федерации.
8. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, может проводиться таможенными органами во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами.
9. При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, должностному лицу подразделения таможенной инспекции необходимо использовать информацию, содержащуюся в документах, представленных при таможенном оформлении в соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", а также рекомендуется использовать информацию, содержащуюся в:
соглашении о разделе продукции;
приказе об учетной политике инвестора, рабочем плане счетов;
выписке из счетов бухгалтерского учета;
банковских выписках по счетам, платежных документах, оформляемых при осуществлении операций по счетам;
программах, проектах и планах работ по соглашению;
сметах на работы по соглашению;
документах, подтверждающих приобретение товара, добычу продукции;
документах, подтверждающих местонахождение товара, право на распоряжение товаром либо его использование (акты приема-передачи товара, акты ввода в эксплуатацию, акты, подтверждающие утрату либо порчу товара, акты списания и т.п.);
грузовых таможенных декларациях, подтверждающих помещение товаров под иной таможенный режим, вследствие чего товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.
10. В настоящих методических рекомендациях описывается схема проведения таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, основанная на базовой ситуации отражения в документах бухгалтерского учета деятельности по соглашению о разделе продукции. На практике структура управления такой деятельностью может быть гораздо сложнее. Как правило, в соглашении участвует не один инвестор, а несколько. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации инвесторы могут создавать различные объединения на основе договора о совместной деятельности, а функции оперативного управления процессами в рамках соглашения о разделе продукции могут делегировать специально назначенному оператору. Кроме того, между инвесторами могут заключаться различного вида договоры (агентские, купли-продажи, мены и т.п.), что несколько усложняет схему хозяйственных операций и, соответственно, их учет.
II. Проверка целевого использования товаров, ввезенных
для реализации соглашений о разделе продукции
11. Основаниями для проведения таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, могут являться:
поручение вышестоящего таможенного органа;
данные о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров, представляемые подразделением таможенных платежей в соответствии с п. 13 Инструкции по организации взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, утвержденной распоряжением ФТС России от 26 августа 2005 г. N 390-р;
результаты анализа информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе полученной при применении системы управления рисками;
результаты рассмотрения материалов (информации), поступивших из структурных подразделений таможенного органа, других таможенных органов Российской Федерации, из налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также иных источников, содержащих данные, свидетельствующие о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных ограничений.
12. Основными направлениями таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, являются:
оприходование товаров и постановка их на баланс организации, полнота и достоверность отражения хозяйственных операций;
анализ документов, представленных в таможенные органы для подтверждения целевого использования товаров;
установление фактов возможной реализации товаров, передачи их в пользование или во владение лицам, не связанным с работами по соглашению, либо распоряжения иными способами в нарушение установленных соглашением ограничений.
13. Ввезенные по соглашению товары по критерию их расходования в процессе работ по реализации соглашения можно условно разделить на две группы:
1) товары, целевое использование которых не видоизменяет данные товары (т.е. не изменяются параметры, качественные характеристики товара, указанные в таможенной декларации), и относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к основным средствам; это, как правило, товары, с помощью которых осуществляются работы по соглашению (машины, инструменты, приборы и пр.), а также материалы, оборудование и иное имущество, вошедшие составной частью в объекты при строительстве;
2) товары, целевое использование которых видоизменяет данные товары до состояния, отличного от тех характеристик (сведений), которые указаны в таможенной декларации, при этом видоизменяемые товары можно подразделить на:
товары, полностью перерабатываемые в ходе работ по соглашению (расходные материалы, в том числе сырье и комплектующие, полностью потребляемые в процессе работ);
товары, частично перерабатываемые в ходе работ по соглашению, с образованием остатков и отходов.
14. При таможенном контроле за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, таможенным органом на основании пункта 4 статьи 363 ТК России направляется в адрес лиц, пользующихся и (или) владеющих такими товарами (инвестор, оператор, подрядчик, субподрядчик, поставщик), список товаров, ввезенных по соглашению, с требованием предоставить информацию об их использовании и подтверждающие первичные бухгалтерские документы.
Приоритетным при таможенном контроле за целевым использованием товаров является фактический контроль товаров. Для проведения такого контроля необходимо установить фактическое местонахождение товаров. В случае, если на момент проведения таможенного контроля после выпуска ввезенный по соглашению товар был потреблен в ходе работ по реализации соглашения, передан другой организации, участвующей в работах по реализации соглашения (например, субподрядчику и т.п.), находится в пользовании при проведении работ по соглашению, хранится на складе, утрачен в ходе работ по реализации соглашения и т.п., - это должно подтверждаться первичными бухгалтерскими документами. Такими документами могут являться акт приема-передачи, инвентарная карточка учета, акт ввода в эксплуатацию, накладная на внутреннее перемещение, договор на передачу/получение в аренду, акт, подтверждающий утерю, порчу (поломку, износ) товара, акт списания и т.п.
15. На основании полученной информации о фактическом местонахождении товаров, ввезенных по соглашению, должностным лицам подразделения таможенной инспекции рекомендуется провести таможенный контроль в форме осмотра помещений и территорий в порядке, предусмотренном статьей 375 ТК России.
Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023.
16. В случае выявления данных, свидетельствующих о возможном использовании товаров не по целевому назначению, такие данные могут являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии в целях определения законности использования товаров (выявление фактов передачи товаров в аренду лицам, не связанным с работами по соглашению; реализации товаров; использования товаров при работах, не связанных с соглашением, и т.п.).
В ходе специальной таможенной ревизии данные, полученные при проведении фактического контроля, следует сопоставить с данными бухгалтерского учета в целях установления достоверности отражения операций по движению товара (при распоряжении, реализации) на счетах бухгалтерского учета.
17. При проверке достоверности отражения хозяйственных операций, указанных в бухгалтерском учете инвестора, следует учитывать основные требования, установленные Законом "О бухгалтерском учете".
В соответствии со статьей 9 Закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые инвестором, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если составлены по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России и содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
В зависимости от вида хозяйственной операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Исправления в первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских документов) могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В соответствии со статьей 10 Закона "О бухгалтерском учете" хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета, формируемых на основе информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Отражение таких операций должно осуществляться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности инвестор согласно статье 12 Закона "О бухгалтерском учете" обязан проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем инвестора, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации инвестора;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
18. В соответствии со статьей 14 Закона "О соглашениях о разделе продукции" учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок учета определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии со статьей 7 Закона "О соглашениях о разделе продукции" может осуществляться инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. При этом предмет деятельности оператора должен быть ограничен организацией работ по соглашению.
В качестве оператора могут выступать созданные инвестором на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для организации работ по соглашению юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед Российской Федерацией за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.
20. Ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности инвестором (оператором) осуществляются в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Согласно статье 4 Закона "О бухгалтерском учете" данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установило для иностранных юридических лиц, действующих в Российской Федерации через свои обособленные подразделения (филиалы и представительства, действующие на территории Российской Федерации), право вести бухгалтерский учет по правилам страны нахождения иностранной организации, если данные правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
При этом в соответствии со статьей 14 Закона "О соглашениях о разделе продукции" и Указаниями Минфина России бухгалтерский учет операций при выполнении работ по соглашению ведется в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте, если последнее определено в соглашении применительно к иностранным инвесторам. В случае если ведение бухгалтерского учета в соглашении определено в иностранной валюте, то бухгалтерская отчетность, представляемая в государственные органы, должна содержать построчные данные, исчисленные как в иностранной валюте, так и в рублях. Пересчет отчетных данных, выраженных в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Банка России на дату составления отчетности.
При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, необходимо учитывать, что таможенным законодательством Российской Федерации на инвестора не возложена обязанность по представлению таможенным органам отчетности в отношении товаров, ввезенных по соглашению, а также по заполнению на русском языке документов, представляемых по запросам таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. В связи с этим в случаях, когда бухгалтерская документация ведется инвестором (оператором) в иностранной валюте на иностранном языке, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 Указаний Минфина России документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности при выполнении соглашения о разделе продукции, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны осуществляться инвестором (оператором) на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
В соответствии со статьей 408 ТК России, закрепляющей право таможенных органов на получение от государственных органов и организаций информации, необходимой для выполнения своих функций в соответствии с ТК России, рекомендуется в рамках взаимодействия таможенных органов на этапе контроля после выпуска товаров с другими государственными органами использовать для целей таможенного контроля информацию, содержащуюся в бухгалтерской отчетности, представляемой в данные государственные органы в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете".
21. В соответствии со статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете" инвестор (оператор) самостоятельно формирует свою учетную политику, в которой раскрывается информация о способах ведения бухгалтерского учета, применяемых при исполнении работ по соглашению.
Следует иметь в виду, что принятая инвестором (оператором) учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
22. В соответствии со статьей 13 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность инвестора (оператора) по исполнению соглашения, представляемая государственному органу в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоит из следующих типовых форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним (отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), пояснительная записка, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности инвестора (оператора), если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Дополнительно в соответствии с пунктом 9 Указаний Минфина России инвестором (оператором) представляется отчет о целевом направлении затрат инвестора, подлежащих возмещению за счет компенсационной продукции при реализации соглашения по форме, приведенной в приложении к Указаниям Минфина России.
23. В соответствии со статьей 17 Закона "О бухгалтерском учете" и пунктом 2 Указаний Минфина России инвестор (оператор) обязан хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность и справочные материалы, использованные при составлении бухгалтерской отчетности, не менее пяти лет после года, следующего за годом окончания работ по соглашению. Вся информация, связанная с составлением бухгалтерской отчетности, хранится на территории Российской Федерации и представляется по требованию налоговых и других уполномоченных государством органов.
24. При осуществлении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, необходимо в первую очередь проанализировать отражение в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках соглашения.
В соответствии с Указаниями Минфина России операции по соглашению в системе бухгалтерского учета у инвестора, который самостоятельно (без привлечения какой-либо компании в качестве оператора) осуществляет деятельность по соглашению, отражаются на следующих бухгалтерских счетах: 01 "Основные средства"; 08 "Вложения во внеоборотные активы"; 10 "Материалы", 15 "Заготовление материалов", 16 "Отклонения в стоимости материалов", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; 91 "Прочие доходы и расходы"; 51 "Расчетные счета"; 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"; 99 "Прибыли и убытки"; 001 "Арендованные основные средства".
Все расходы, связанные с приобретением, созданием объектов основных средств и доведением их до состояния возможного использования, отражаются на счете 08. При этом должна соблюдаться следующая корреспонденция счетов:
Дт 08 Кт 60 - оприходованы полученные от поставщика объекты основных средств;
Дт 01 Кт 08 - ввод основных средств в эксплуатацию, оформление акта приемки-передачи.
На счете 01 основные средства числятся до момента их выбытия или списания. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях его продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации либо паевой фонд, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности, выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, в иных случаях.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
В процессе изучения учетных данных (инвентарных карточек) необходимо установить места размещения объектов основных средств и сопоставить полученную информацию с данными о фактическом местонахождении товаров, полученными в ходе осмотра помещений и территорий.
В случае, если товары, ввезенные по соглашению, используются подрядчиками, субподрядчиками на условиях аренды, учет арендованных основных средств ведется на счете 001 по арендодателям отдельно по каждому объекту (по инвентарным номерам арендодателя).
Имущество, по которому право собственности в соответствии со статьей 11 Закона "О соглашениях о разделе продукции" перешло от инвестора к государству, списывается с баланса инвестора (оператора) в общеустановленном порядке с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", при этом в части имущества, стоимость которого подлежит возмещению, указанные счета по дебету корреспондируют с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", а по кредиту - со счетом 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" субсчет "Обязательства по соглашению о разделе продукции". Указанное имущество учитывается инвестором (оператором) за балансом до окончания срока действия соглашения.
Все расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и пр.), отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с методом, указанным в учетной политике организации, либо по фактической себестоимости заготовления по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (основание: отгрузочные документы поставщика), либо по учетным ценам с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
Списание материально-производственных запасов в рамках соглашения производится указанным в учетной политике методом (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов) на расходы по деятельности в рамках соглашения, которые отражаются в учете по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом 10 "Материалы" (основание: накладная на передачу материалов в производство, лимитно-заборная карта). Передача материально-производственных запасов на переработку иным лицам (подрядчикам, субподрядчикам) оформляется накладной на передачу материалов. Такие материалы могут быть списаны только в случаях предоставления документов, подтверждающих факт использования их в производстве (отчет об использовании материалов, накладная на отпуск материалов в производство).
25. При обнаружении в ходе таможенного контроля в отношении товаров, ввезенных по соглашению, случаев пользования таких товаров в целях, отличных от целей предоставления льгот по уплате таможенных платежей, передачи в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностным лицом таможенного органа, осуществляющим таможенный контроль, возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для расчета таможенных платежей, подлежащих доначислению, в подразделение таможенных платежей направляются материалы о результатах таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению.
26. В случаях выявления в ходе таможенного контроля фактов уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также случаев искажения бухгалтерской отчетности, рекомендуется о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете информировать налоговые органы для принятия в отношении руководителя организации и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, соответствующих мер воздействия в соответствии со статьей 18 Закона "О бухгалтерском учете".
таможенной инспекции
О.В.ГРАЧЕВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления