<Письмо> ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-18/12244@ "О порядке вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июня 2017 г. N СА-4-18/12244@
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 28.12.2016 N 488-ФЗ
Федеральная налоговая служба обращает внимание, что с 28.06.2017 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ), имеющие отношение к представлению налоговыми органами интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, а именно:
1) пункт 1 статьи 1 Закона N 488-ФЗ, предусматривающий возможность привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени общества с ограниченной ответственностью, членов коллегиальных органов общества с ограниченной ответственностью и лиц, определяющих действия общества с ограниченной ответственностью (пункты 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том случае, если общество с ограниченной ответственностью исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
2) абзацы 16 и 17 подпункта "б" пункта 1 статьи 3 Закона N 488-ФЗ, предусматривающие возможность привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом) после возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт 5.7 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ);
3) абзац 18 подпункта "б" пункта 1 статьи 3 Закона N 488-ФЗ, предусматривающий возможность обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, после возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт 5.8 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ).
Кроме того, с 01.07.2017 вступают в силу остальные положения статьи 3 Закона N 488-ФЗ, регламентирующие, в том числе, процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по различным основаниям, выдачи исполнительного листа и исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, а также фиксацию размера всех непогашенных требований к должнику для целей возможного привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.
Необходимо отметить, что пункт 5.5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ), регламентирующий особенности рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, установленному пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, поданного после завершения конкурсного производства, применяется к указанным заявлениям в случае, если определение о завершении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников вынесено после 01.09.2017.
При подготовке проектов заявлений необходимо использовать:
- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица";
- письмо ФНС России от 08.07.2016 N СА-5-18/1072дсп@ "Об основных подходах при привлечении к субсидиарной ответственности".
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5 приказа ФНС России от 14.10.2016 N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве подлежат обязательному согласованию с центральным аппаратом ФНС России.
Кроме того, в соответствии с абзацем 10 пункта 7.1 Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-8-18/3дсп@, настоящим письмом ФНС России определяет, что согласование проектов заявлений о привлечении к ответственности по всем основаниям, введенным в статью 10 Закона о банкротстве Законом N 488-ФЗ, относится к компетенции ФНС России (подлежит направлению в Управление обеспечения процедур банкротства).
Подача соответствующего заявления без получения согласования не допускается, а информация о рассмотрении указанных заявлений, в том числе поданных иными лицами, подлежит направлению в Управление обеспечения процедур банкротства в соответствии с пунктом 3 приказа ФНС России от 14.10.2016 N ММВ-7-18/560@, как информация в отношении спора имеющего значение для формирования судебной практики.
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления