<Письмо> Банка России от 03.09.2008 N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 сентября 2008 г. N 111-Т
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТОВ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что в последнее время резко возросли объемы денежных средств, переводимых юридическими лицами - резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (в банковской отчетности такие операции отражаются по коду вида операции 61150).
Во многих случаях денежные средства юридическими лицами - резидентами переводились на свои счета, открытые в банках Республики Казахстан, Республики Молдова, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Республики Кипр.
Характерными особенностями таких операций являются следующие:
1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал. Месячный объем операций по переводу денежных средств на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации, как правило, более чем в 100 раз превышают размеры уставного капитала юридического лица - резидента.
2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.
3. Со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах. Как правило, такие платежи составляют менее двух процентов от объема денежных средств, переводимых с данного счета на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.
Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.
Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям особое внимание уделять указанным выше операциям и при выявлении таких операций в деятельности юридических лиц - резидентов запрашивать у них документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на их счета в уполномоченных банках, а также иные документы, подтверждающие вещные права юридических лиц - резидентов на реализуемые ими на территории Российской Федерации товары либо иные активы.
При выявлении таких операций, проводимых по счетам юридических лиц - резидентов, кредитным организациям рекомендуется применять меры, изложенные в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25).
В случае признания кредитными организациями таких операций подозрительными кредитные организации направляют сведения об указанных операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011).
Территориальным учреждениям при осуществлении деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуем особое внимание уделять выявлению указанных выше операций в деятельности кредитных организаций.
При выявлении фактов проведения кредитными организациями таких операций систематически и (или) в значительных объемах рекомендуем территориальным учреждениям проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.
Территориальным учреждениям рекомендуем информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и (или) в значительных объемах, а также о работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Ю.А. Чиханчин) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
С.М.ИГНАТЬЕВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления