Законодательство РФ

"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов" (утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2024 года

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 2025 - 2027 ГОДОВ


ВВЕДЕНИЕ

Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из основных направлений деятельности Банка России в рамках достижения стратегической цели развития финансового рынка Российской Федерации.

Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025-2027 годов (далее - Основные направления) - ключевой среднесрочный документ, который определяет приоритеты работы и вопросы, требующие особого внимания регулятора в силу их высокой социальной значимости, для реализации Банком России своей функции по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов МСП.

Основные направления сохранили преемственность с Приоритетными направлениями повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов <1>, которые уже во многом учитывали сформировавшийся тренд на цифровизацию и экосистемную трансформацию финансового рынка, новые реалии и вызовы при создании условий для того, чтобы эти процессы проходили сбалансированно для потребителей.

--------------------------------

<1> Одобрены решением Совета директоров Банка России от 23.12.2021.

Банк России совместно с участниками финансового рынка, органами власти, профессиональными и общественными объединениями, иными заинтересованными лицами реализовал в этот период ряд важных инициатив, направленных:

- на стимулирование использования новых цифровых решений для повышения доступности финансовых услуг;

- предоставление равного доступа к финансовым услугам для жителей отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий (ОМТ) и усиление регионального взаимодействия;

- создание безбарьерной финансовой среды для людей с инвалидностью (ЛСИ), пожилых и маломобильных групп населения;

- использование инструментов финансового рынка для повышения благосостояния граждан, в первую очередь людей с невысоким уровнем дохода; расширение возможностей привлечения финансирования с фондового рынка для бизнеса.

В рамках Основных направлений, с учетом новых вызовов для финансового рынка, экономики в целом, а также санкционных ограничений, будет продолжена реализация проектов и мероприятий:

- по цифровизации финансовых продуктов и сервисов для повышения их доступности в интересах населения и бизнеса;

- обеспечению инклюзивной среды финансовых услуг, с безусловным приоритетом защиты наиболее уязвимых категорий потребителей;

- развитию финансирования субъектов МСП, нацеленного в первую очередь на льготную поддержку проектов, способствующих структурной адаптации экономики;

- развитию инфраструктуры фондового рынка, с надежной поддержкой по кроссфункциональным направлениям защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов;

- повышению уровня финансовой грамотности населения и бизнеса, а также защищенности граждан от действий кибермошенников.

Развитие финансового рынка, повышение его цифровизации и реализация мер в области финансовой доступности вывели доступность финансовых услуг в России на достаточно высокий уровень. В то же время на первый план выходят вопросы полезности финансовых услуг - действительно ли финансовые инструменты, которыми пользуются люди, удовлетворяют их потребности и способствуют более высокому уровню финансового самочувствия.

Поэтому, если ранее Банк России преследовал цель повысить общий уровень физической и ассортиментной доступности финансовых услуг, обеспечив при этом наличие доступа к финансовым продуктам и услугам (особенно через развитие онлайн-каналов обслуживания при снижении рисков цифрового неравенства), а также инклюзивность финансового рынка для уязвимых групп населения и лиц, испытывающих трудности в получении доступа к финансовым услугам, то сейчас основной фокус внимания смещается на создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых продуктов и услуг, содействие осознанному выбору потребителя и его положительному финансовому самочувствию как результату финансовой доступности.

Основные направления учитывают положения и способствуют реализации следующих документов:

- Национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика" (планируется к утверждению) <2>;

--------------------------------

<2> В настоящее время мероприятия в компетенции Банка России реализуются в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который действует до конца 2024 года.

- Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года <3>;

--------------------------------

<3> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 4355-р.

- Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года <4>;

--------------------------------

<4> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р.

- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов <5>;

--------------------------------

<5> Одобрены решением Совета директоров Банка России от 20.12.2024.

- Основные направления развития финансовых технологий на период 2025-2027 годов <6>;

--------------------------------

<6> Одобрены решением Совета директоров Банка России от 11.10.2024.

- Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025-2027 годов <7>;

--------------------------------

<7> Одобрены решением Совета директоров Банка России от 24.12.2024.

- Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов <8>.

--------------------------------

<8> Одобрены решением Совета директоров Банка России от 22.05.2023.

Банк России будет реализовывать Основные направления во взаимодействии с участниками финансового рынка, органами власти, профессиональными и общественными объединениями и иными заинтересованными лицами.


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Развитие финансового рынка Российской Федерации является одной из целей деятельности Банка России <9>. В 2020 году законодательные изменения закрепили за Банком России функции разработки и проведения политики по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов МСП в Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации) <10>.

--------------------------------

<9> Статья 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

<10> Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".

Банк России на период 2025 - 2027 годов считает приоритетной следующую цель: создание благоприятных условий для обеспечения потребителей качественными финансовыми услугами с особым фокусом на уязвимые группы населения и приоритетные направления бизнеса, с учетом процессов цифровой трансформации финансового рынка и структурной адаптации экономики.

Для реализации указанной цели выделяются следующие ключевые задачи по повышению доступности финансовых услуг, определенные в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов и раскрываемые в настоящем документе:

1. Повышение физической и ассортиментной доступности финансовых услуг для населения и бизнеса через развитие онлайн-каналов обслуживания при снижении рисков цифрового неравенства и усилении кибербезопасности.

2. Обеспечение инклюзивности финансового рынка, с безусловным приоритетом интересов уязвимых групп населения и лиц, испытывающих трудности в получении доступа к финансовым услугам.

3. Создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых услуг, улучшения финансового самочувствия как результата финансовой доступности, содействие осознанному выбору потребителя.

4. Расширение возможностей привлечения долгового и долевого финансирования бизнесом.

Приоритеты Банка России отвечают основной международной повестке по вопросам повышения доступности финансовых услуг.

Глобальное партнерство за финансовую доступность "Группы двадцати" определило приоритетами Плана по развитию финансовой доступности "Группы двадцати" на 2024 - 2026 годы и ранее на 2021 - 2023 годы (G20 Financial Inclusion Action Plan, FIAP) цифровую финансовую доступность и финансирование МСП. Важное место в Плане занимают кросс-функциональные вопросы (для всех приоритетов и задач) расширения доступности финансовых услуг среди уязвимых групп населения и лиц, испытывающих трудности в получении доступа к финансовым услугам, дальнейшего развития системы защиты прав потребителей финансовых услуг в целях повышения финансовой доступности, продвижения целевых инициатив в области цифрового и финансового образования для расширения цифровых и финансовых возможностей.

Банк России видит возможности для дальнейшего роста использования населением и бизнесом дистанционных каналов обслуживания, в том числе для перехода значительной части потребителей к преимущественному использованию этих каналов вместо обращения к физическим точкам доступа к финансовым услугам. Следует отметить, что реализация этой задачи напрямую зависит от состояния инфраструктуры связи, следовательно, задача обеспечения полного охвата населения и малого бизнеса дистанционными финансовыми услугами является долгосрочной.

Способствовать постепенному переходу потребителей к активному использованию онлайн-каналов доступа к финансовым услугам будет также развитие цифровых финансовых сервисов, в том числе на основе платформенных решений и экосистем. В свою очередь, Банк России реализует комплекс мер по созданию необходимых условий для развития инфраструктуры финансового рынка, настройке регулирования, повышению финансовой грамотности, обеспечению защиты прав потребителей и кибербезопасности, а также выполняет комплекс организационных, правовых и технических мероприятий по противодействию социальной инженерии на финансовом рынке.

Для обеспечения инклюзивности финансового рынка Банк России сохранит фокус внимания на группах потребителей, которые исторически не только чаще всего испытывали трудности в получении доступа к финансовым услугам, но и в условиях цифровой трансформации могут оказаться в зоне риска цифрового неравенства. Это жители ОМТ, ЛСИ, пожилые и маломобильные группы населения.

В настоящее время также необходимо сосредоточиться на финансовом самочувствии как результате финансовой доступности, при этом ключевым приоритетом будет ориентация на потребителя: предложение ему только качественных услуг и содействие его осознанному выбору на финансовом рынке.

На этапе структурной адаптации экономики важно обеспечить устойчивость ее реального сектора, поддержать субъекты МСП, продолжив реализацию мер по совершенствованию рискориентированного банковского регулирования и повышению доступности программ льготного кредитования для данного сегмента. В то же время в фокусе внимания Банка России остается развитие небанковских инструментов финансирования малого и среднего бизнеса, особенно привлечение долевого финансирования.


РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Текущий уровень доступности финансовых услуг для населения и субъектов МСП во многом является результатом реализации мер, предусмотренных Приоритетными направлениями повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов и иными документами среднесрочного планирования, содействующими их реализации <11>.

--------------------------------

<11> Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"; Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации, действовавшие в период 2022 - 2024 годов; Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы (одобрена Советом директоров Банка России 30.03.2021).

Среди основных результатов последних лет и сформированных тенденций на среднесрочную перспективу можно выделить следующие:

- ускоренная цифровизация финансовых услуг (продуктов) и сервисов;

- расширение присутствия кредитных организаций в сельской местности в облегченных форматах обслуживания;

- постепенная адаптация каналов обслуживания, в том числе онлайн, к потребностям ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения;

- расширение спектра банковских и небанковских инструментов финансирования бизнеса.


2.1. Основные реализованные инициативы 2022 - 2024 годов

Банк России выделил четыре группы потребителей в качестве целевых аудиторий Приоритетных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов. Ключевой вклад в проработку и реализацию основных мероприятий указанного документа <12> внесли представители финансового рынка, органов власти, профессиональных и общественных объединений и иных заинтересованных лиц, участвующие в деятельности рабочих групп по приоритетным направлениям, созданных при Банке России <13>.

--------------------------------

<12> План мероприятий ("дорожная карта") по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях на 2022 - 2024 годы (N ПМ-01-59/135 от 08.08.2022); согласованный с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022 - 2024 годы (N ПМ-01-59/2 от 12.01.2023); Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на период 2021 - 2022 годов (утверждена приказом Банка России от 22.12.2020 N ОД-2212, в редакции от 20.04.2021 N ОД-721) и Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на период 2023 - 2024 годов (утверждена приказом Банка России от 30.12.2022 N ОД-2784, в редакции от 13.04.2023 N ОД-697).

<13> Рабочая группа по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, в состав которой входят в том числе кредитные организации с развитой сетью присутствия в сельской местности и операторы связи (действует с 2018 года); Рабочая группа по реализации пилотного проекта по предоставлению держателям платежных карт наличных денег в торгово-сервисных предприятиях, участниками которой являются кредитные организации с развитой сетью эквайринга, в том числе работающие в Республике Крым и г. Севастополе, и основные операторы платежных систем (действует с 2019 года); Рабочая группа по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, в состав которой входят в том числе общественные организации и объединения инвалидов (действует с 2017 года); Рабочая группа по финансированию МСП, в состав которой входят в том числе представители Минэкономразвития России, АО "Корпорация "МСП", бизнес-объединений и кредитных организаций (действует с 2015 года); Рабочая группа по повышению доступности долгового и долевого финансирования, привлекаемого субъектами МСП с использованием инвестиционных платформ, в состав которой входят в том числе представители операторов инвестиционных платформ, биржевых площадок, институтов развития и бизнес-объединений (создана в 2022 году). В то же время реализовывались меры и проекты, способствующие общей цифровизации финансового рынка, что, в свою очередь, оказало значимое влияние на повышение доступности финансовых услуг и качества сервисов.


Цифровизация финансовой доступности в интересах населения и бизнеса

Банк России совместно с участниками платежного рынка продолжил развитие ключевых проектов по совершенствованию национальной платежной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость и суверенитет российского платежного пространства, развитие конкурентного и инновационного платежного рынка: Национальной системы платежных карт (НСПК) и платежной системы "Мир" (ПС "Мир"), Системы быстрых платежей Банка России (СБП), платформы цифрового рубля (ЦР).

Успешно развиваются программа лояльности ПС "Мир" и платежное приложение Mir Pay. В целях развития социальных и нефинансовых сервисов в субъектах Российской Федерации реализуются проекты социальных карт и карт жителя на базе ПС "Мир". С 2021 года осуществляются мероприятия по масштабированию схемы приобретения отдельных товаров (работ, услуг) с использованием электронного сертификата посредством карты "Мир". Запущен эксперимент по использованию виртуальных социальных карт на транспорте (с 2023 года). Реализован проект прямых выплат страхового возмещения по вкладам на карты "Мир" совместно с НСПК и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (с 2024 года).

Внедрены и активно развиваются мобильное приложение СБПэй (с 2021 года), программа лояльности СБП (с 2023 года), оплата с использованием бесконтактной технологии NFC (с 2022 года), а также возможность трансграничных переводов денежных средств между физическими лицами через СБП.

Участники рынка, в свою очередь, активно внедряли удобные решения: платежные приложения и стикеры, QR-коды, NFC-метки.

В 2023 году платформа ЦР была введена в промышленную эксплуатацию. Внедрение платформы ЦР проходит поэтапно. В настоящее время реализуется пилотный проект с участием 12 банков на ограниченном круге их клиентов: до 9 тыс. пользователей - физических лиц и 1200 юридических лиц.

На платформе ЦР доступны следующие операции: открытие и пополнение счетов ЦР, вывод средств со счетов ЦР на банковские счета, переводы между физическими лицами, оплата товаров и услуг и ее возврат, самоисполняемые сделки (автоплатежи), а также с 1 сентября 2024 года - оплата по динамическому QR-коду, переводы между компаниями.

Кроме того, Банк России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) проводит комплексную работу по созданию и развитию цифровых инфраструктурных решений, направленных на повышение доступности и качества финансовых услуг и сервисов для граждан и бизнеса, оптимизацию бизнес-процессов и снижение издержек участников рынка, а также формирование конкурентной среды: Единой биометрической системы (ЕБС), Цифрового профиля, Открытых API, Платформы коммерческих согласий, платформы "Знай своего клиента" (Платформы ЗСК).

С 2023 года обеспечена возможность размещения гражданами своих биометрических данных в ЕБС с помощью мобильного приложения "Госуслуги Биометрия". В 2024 году пользователям также стало доступно управление (просмотр и отзыв) представленными согласиями на обработку их биометрических данных в цифровом виде в режиме "одного окна". По состоянию на конец III квартала 2024 года регистрация в ЕБС доступна более чем в 180 банках (свыше 12 тыс. точек банковского обслуживания), услуги с использованием механизма удаленной идентификации предоставляют 95 банков.

В 2023 году для получения сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях создан и запущен Цифровой профиль юридического лица, а также расширены список участников и состав сведений, которые содержатся в Цифровом профиле физического лица и Цифровом профиле юридического лица.

В 2022 году Банк России опубликовал для обсуждения Концепцию внедрения Открытых API на финансовом рынке, в которой изложил свои предложения по возможному пути внедрения технологии информационного обмена. С учетом полученной обратной связи и обсуждений с участниками рынка сформирован гибридный подход к внедрению Открытых API <14> и в 2024 году опубликован документ "Основные принципы и этапы внедрения Открытых API на финансовом рынке".

--------------------------------

<14> Гибридный подход к внедрению Открытых API - это внедрение рекомендательного, а затем обязательного использования стандартов Открытых API по модели Открытых финансов и рекомендательного - по модели Открытых данных.

В то же время обмен клиентскими данными между участниками информационного взаимодействия с помощью Открытых API возможен только при получении согласия клиента. Для обеспечения удобного и безопасного управления согласиями клиента Банк России совместно с Минцифры России с 2023 года прорабатывает создание Платформы коммерческих согласий.

Внедрение Открытых API в совокупности с Платформой коммерческих согласий позволит клиентам удобно управлять своими данными и согласиями, а также получать персонализированные услуги.

С 1 июля 2022 года Банк России запустил Платформу ЗСК - современный информационный сервис, с помощью которого кредитные организации на ежедневной основе получают от Банка России информацию об уровне риска совершения подозрительных операций их клиентами. На сегодняшний день цели внедрения Платформы ЗСК достигнуты: после начала ее функционирования доля отказов кредитных организаций в проведении операций клиентам с низким уровнем риска (экосреда "зеленых" клиентов) в общем количестве отказов сократилась на 40%, а объемы операций, имеющих признаки подозрительных, в 2023 году сократились примерно на 12% по сравнению с 2022 годом.

В последние годы Банк России особое внимание уделяет развитию платформенных сервисов операторов инвестиционных платформ (краудфандинговых платформ <15>), финансовых платформ (маркетплейсов <16>), информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА), и обмена ЦФА. Это обусловлено рядом факторов: запросом общества на расширение возможностей дистанционного получения финансовых услуг, потребностью субъектов МСП и инвесторов в альтернативных финансовых инструментах с контролируемым уровнем риска.

--------------------------------

<15> Дополнительную информацию о привлечении долгового финансирования (краудлендинге) и долевого финансирования (краудинвестинге) на краудфандинговых платформах можно найти на сайте "Финансовая культура" (fincult.info) - информационно-просветительском ресурсе Банка России.

<16> Дополнительную информацию о совершении сделок на финансовых платформах можно найти на сайте "Финансовая культура".

Финансовые платформы делают доступными предложения банков и других финансовых организаций и эмитентов по всей России. С их помощью возможно совершение различных финансовых сделок, в том числе заключение договоров банковского вклада (депозита), приобретение государственных и корпоративных облигаций, осуществление операций с паями паевых инвестиционных фондов, оформление договоров страхования (в том числе ОСАГО) и потребительских кредитов, осуществление сделок ипотечного кредитования, оформление договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров долгосрочных сбережений.

В рамках развития отрасли финансовых платформ субъекты МСП получили доступ к размещению на них облигаций.

Для страхового рынка создана нормативная и технологическая база для обеспечения функционирования централизованной системы сбора, анализа и хранения информации с прямым участием Банка России (АИС Страхования): установлены требования к передаваемым в нее данным, к защищенности системы. В 2024 году началась передача данных по обязательному и добровольному автострахованию и страхованию жилья.

В 2023 году реализована возможность удаленного урегулирования убытков по договорам ОСАГО, а также электронного взаимодействия по иным обязательным видам страхования гражданской ответственности <17>.

--------------------------------

<17> Федеральный закон от 14.07.2022 N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Повышение доступности финансовых услуг для жителей ОМТ

В 2022 - 2024 годах ряд крупных кредитных организаций с широкой сетью территориального покрытия продолжил участвовать в инициативах Банка России по расширению доступности финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ, в том числе по развитию облегченных форматов присутствия: точек обслуживания с банковскими платежными агентами и иными агентами, партнерами и работниками кредитных организаций. Наиболее активно расширялись сеть оказания услуги "Наличные на кассе" и выездные форматы обслуживания.

В целях сохранения и развития сети присутствия кредитных организаций в сельской местности Банк России опубликовал рекомендации для кредитных организаций по сохранению уровня финансовой доступности <18> и информационное письмо о повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг, в том числе облегченным, в сельской местности и на ОМТ <19>.

--------------------------------

<18> Информационное письмо Банка России от 24.06.2022 N ИН-04-59/88.

<19> Информационное письмо Банка России от 03.06.2024 N ИН-03-59/34.

Для увеличения числа кредитных организаций и торгово-сервисных предприятий (ТСП), предоставляющих сервис "Наличные на кассе", на официальном сайте Банка России опубликована пошаговая инструкция по присоединению к оказанию услуги "Наличные на кассе". С целью популяризации услуги и повышения узнаваемости среди населения, НСПК утвердила логотип сервиса "Наличные на кассе".

С 1 июня 2023 года в "Яндекс Картах" стали доступны данные Банка России более чем о 100 тыс. офисов финансовых организаций, отмечаемые специальной маркировкой "Данные Банка России". Это наиболее полные официальные сведения регулятора о всех стационарных и мобильных офисах банков, отделениях почтовой связи (ОПС) с точками банковского обслуживания, офисах страховых организаций, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов и других финансовых организаций, в том числе работающих на ОМТ. Количество просмотров этих данных стабильно росло с начала публикации и достигло среднемесячного значения 12,6 млн просмотров.

При участии Банка России приняты законодательные изменения о снятии запрета на использование патентной системы налогообложения при оказании услуг в статусе банковского платежного агента для ТСП, расположенных в сельских населенных пунктах в составе сельских поселений <20>. Это позволит увеличить число точек предоставления сервиса за счет ТСП, использующих патентную систему налогообложения.

--------------------------------

<20> Федеральный закон от 23.11.2024 N 388-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

В это же время началась системная работа по повышению финансовой доступности в сельской местности и на ОМТ во всех субъектах Российской Федерации. С 2022 года в тесном взаимодействии с региональными органами исполнительной власти (РОИВ) <21>, органами местного самоуправления, кредитными организациями, операторами связи и иными заинтересованными сторонами реализуется единый комплекс мероприятий по повышению финансовой доступности в сельской местности и на ОМТ. Он включает в том числе мероприятия по развитию облегченных форматов обслуживания и безналичных расчетов, а также по повышению информированности населения о новых форматах получения финансовых услуг.

--------------------------------

<21> Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Раз в полугодие проводится оценка инфраструктурной доступности финансовых услуг в населенных пунктах Российской Федерации с учетом покрытия Интернетом, удаленности от ближайшей точки доступа к финансовым услугам и численности населения (мониторинг "красных зон"), а на ежегодной основе - опросы глав муниципальных образований с целью оценки ассортимента и качества финансовых услуг в населенных пунктах сельской местности <22>.

--------------------------------

<22> Результаты публикуются по итогам 2022 года, по итогам 2023 года.

Ведется работа по внедрению безналичной оплаты услуг ЖКХ в ОПС и признанию АО "Почта России" критически важной инфраструктурой для оказания населению финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ.

С учетом рисков цифрового неравенства, присущих ОМТ, вместе с возможностью урегулировать страховой случай по ОСАГО по соглашению сторон с помощью дистанционных каналов (через сайт страховой организации, мобильное приложение или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (портал "Госуслуги"), с 15 июля 2023 года страховой агент может быть наделен функционалом представителя страховщика в субъекте Российской Федерации, уполномоченного на урегулирование убытков по ОСАГО <23>.

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 14.07.2022 N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Повышение доступности финансовых услуг для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения

В 2022 - 2024 годах Банк России продолжил формирование инклюзивной среды предоставления финансовых услуг.

На основании анализа мирового опыта, результатов независимых опросов потребителей, проводимых по заказу Банка России, предложений участников рабочей группы <24> и широкого обсуждения с общественными организациями ЛСИ и иными заинтересованными лицами выпускались рекомендации для финансовых организаций по созданию безбарьерной среды, проводился мониторинг их исполнения, выявлялись проблемные зоны, в том числе в работе дистанционных каналов обслуживания.

--------------------------------

<24> Рабочая группа по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, в состав которой входят в том числе общественные организации и объединения инвалидов.

В 2022 году с учетом ситуации, сложившейся в экономике, Банк России подготовил и опубликовал рекомендации кредитным и страховым организациям не допускать дискриминации ЛСИ и пожилых граждан при предоставлении им кредитных и страховых услуг и использовать, помимо страхования, другие инструменты, снижающие риски банка и ставку по кредиту <25>.

--------------------------------

<25> Информационное письмо Банка России от 01.09.2022 N ИН-01-59/112.

В 2024 году Банк России выпустил методические рекомендации, которые призваны улучшить доступность собственных и арендуемых финансовыми организациями объектов, упростить порядок получения ЛСИ и маломобильными группами населения консультаций с использованием дистанционных каналов и выдачу таким клиентам платежных карт, повысить доступность инфраструктуры и финансовых услуг (продуктов) с использованием Цифрового профиля, а также установить возможность применения дистанционных каналов для аутентификации и проверки полномочий доверенных лиц таких клиентов <26>.

--------------------------------

<26> Методические рекомендации Банка России от 17.06.2024 N 10-MF.

Кроме того, в период 2022 - 2024 годов подготовлены и опубликованы информационные письма о необходимости сфокусировать внимание кредитных организаций на различных форматах обслуживания, где также рекомендуется уделять особое внимание уязвимым категориям населения <27>.

--------------------------------

<27> Информационные письма Банка России от 03.06.2024 N ИН-03-59/34, от 24.06.2022 N ИН-04-59/88.

Вся деятельность по финансовой инклюзии проводится совместно с участниками рынка, общественными организациями и объединениями инвалидов, что позволило повсеместно внедрить в клиентский сервис финансовых организаций базовые принципы обслуживания ЛСИ. В крупнейших кредитных организациях - лидерах рынка выделены направления по инклюзии, созданы специализированные группы и организационные структуры с участием экспертов с инвалидностью, разрабатываются и внедряются современные решения в области информационных технологий, рассчитанные на обслуживание уязвимых групп граждан.

Банк России активно поддерживает и распространяет лучшие практики участников рынка по формированию доступной среды: решение по вводу числовой информации с использованием шрифта Брайля на сенсорных терминалах, установленных в магазинах, что позволяет обеспечить доступность процесса оплаты незрячим покупателям; сопровождение клиентов с привлечением переводчиков русского жестового языка и автоматизированных систем сурдоперевода и субтитров и другие.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об установлении обязательности предоставления потребителю возможности назначить другого клиента этой же кредитной организации своим помощником для дополнительного контроля операций, планируемых к совершению с использованием дистанционных каналов (так называемый сервис "второй руки") <28>. Этот метод дополнительной защиты уязвимых групп граждан от мошенничества был рекомендован Банком России <29>, и крупнейшая кредитная организация уже начала внедрять его в свою деятельность.

--------------------------------

<28> Проект федерального закона N 476442-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" принят в первом чтении 21.05.2024.

<29> Методические рекомендации Банка России от 09.08.2021 N 11-МР.

Особое внимание уделяется вопросам финансовой грамотности ЛСИ с фокусом на людей с ментальными особенностями. Разработаны, протестированы совместно с целевой аудиторией и размещены на сайте "Финансовая культура" материалы, знакомящие аудиторию с различными типами финансовых услуг и принципами их рационального и безопасного использования <30>.

--------------------------------

<30> См. подраздел "Я учу людей с инвалидностью" раздела "Преподавательская" сайта "Финансовая культура".

Материалы адаптированы для восприятия людьми с ментальными особенностями и представлены в формате "легкий для чтения" (Easy Read). Они подходят для изучения как самостоятельно, так и совместно с преподавателями и волонтерами финансового просвещения, для которых в соответствующем разделе представлены методические рекомендации и пособия по преподаванию основ финансовой грамотности людям с ментальными особенностями, обучающие материалы для этой аудитории. Кроме того, размещены видеоролики по финансовой грамотности для детей - с сурдопереводом (на русском жестовом языке) и с субтитрами.

В I квартале 2024 года изданы отпечатанные шрифтом Брайля книги серии "Финансовая культура", разработанные по материалам одноименного сайта. 3 тыс. экземпляров этих пособий отправлены более чем в 300 организаций (библиотеки и школы-интернаты для незрячих и слабовидящих, региональные общества слепых, центры реабилитации и центры социальной защиты). Пособия рассчитаны на людей с разным уровнем подготовки и рассказывают о базовых принципах финансовой грамотности, в частности о применении банковских карт, защите от мошенников, формировании личного и семейного бюджета. В книгах впервые использованы иллюстрации для слабовидящих людей. Экспертную поддержку при разработке пособий оказало Всероссийское общество слепых.

Банк России совместно с Ассоциацией развития финансовой грамотности, общественными организациями и объединениями ЛСИ организовал распространение материалов по финансовой кибербезопасности и противодействию мошенническим методам социальной инженерии. Дистанционные каналы обслуживания значительно повышают доступность различных финансовых услуг для ЛСИ, и эти материалы призваны научить безопасному и рациональному использованию этих услуг.


Использование инструментов финансового рынка для повышения благосостояния граждан, в первую очередь людей с невысоким уровнем дохода

За три года, прошедших с момента, когда Банк России впервые обозначил благосостояние граждан как один из приоритетов повышения доступности финансовых услуг, удалось реализовать комплекс мер (включающих законодательные изменения), направленных на содействие расширению сберегательных возможностей, в том числе среди наиболее социально уязвимых групп населения с невысоким уровнем доходов, и повышению защищенности граждан.

Получатели мер социальной защиты (поддержки) в России будут иметь возможность открыть новые банковские продукты - социальный банковский счет и социальный банковский вклад - на особых условиях, предусматривающих в том числе гарантированное начисление дохода в установленном законом размере <31>. Необходимо отметить, что за счет того, что договоры по таким продуктам будут заключаться с клиентами в электронной форме через портал "Госуслуги", это позволит банку напрямую (без необходимости запроса дополнительных документов от граждан) получать подтвержденную информацию о наличии у человека прав на получение социальной поддержки и, соответственно, на пользование новым финансовым инструментом. Таким образом, открытие счета или вклада будет быстрым, надежным и безопасным для обеих сторон.

--------------------------------

<31> Федеральный закон от 22.07.2024 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Закон вступает в силу 1 июля 2025 года для системно значимых банков. Остальные кредитные организации должны будут запустить новые банковские продукты с 1 января 2027 года.

С 1 мая 2024 года граждане могут бесплатно переводить между своими счетами (вкладами) в разных банках (и на счета операторов финансовых платформ, бенефициарами по которым выступают такие граждане) до 30 млн рублей в месяц. Эта мера направлена на снижение издержек клиентов, способствует повышению их мобильности и усилению конкурентной борьбы банков за них. Она также содействует расширению сберегательных возможностей граждан, так как теперь у человека есть возможность бесплатно, быстро и безопасно перевести средства в банк, предоставляющий более выгодные условия по вкладам.

Особо стоит отметить меры защиты, использование которых будет критично для граждан с невысоким уровнем дохода и финансово незащищенных граждан. Это прежде всего предотвращение и снижение чрезмерной долговой нагрузки, для чего реализован ряд мер: от внедрения принципов ответственного кредитования и снижения рисков мошенничества при оформлении кредитов до распространения на потребительские кредиты кредитных каникул - законодательно закрепленной возможности приостановления выплат по кредитам и займам для граждан, в первую очередь для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

С 1 января 2024 года заемщик может обратиться к кредитору с требованием о предоставлении кредитных каникул по договору потребительского кредита (займа) <32>.

--------------------------------

<32> Федеральный закон от 24.07.2023 N 348-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В 2024 году законодательно закреплено право гражданина установить в своей кредитной истории запрет на заключение кредитными организациями и (или) микрофинансовыми организациями с ним договоров потребительского займа (кредита) <33>.

--------------------------------

<33> Федеральный закон от 26.02.2024 N 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)". Закон вступает в силу 1 марта 2025 года, и с указанной даты гражданин сможет бесплатно подать заявление о внесении в кредитную историю сведений о запрете (снятии запрета) в квалифицированные бюро кредитных историй с использованием портала "Госуслуги". Не позднее 1 сентября 2025 года будет реализована возможность подачи такого заявления в квалифицированные бюро кредитных историй через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

С 1 января 2024 года закреплена обязанность для кредитных и микрофинансовых организаций рассчитывать ПДН по каждому заемщику в установленных законом случаях, а также передавать значение ПДН при уступке прав требований по договору потребительского кредита (займа) новому кредитору <34>. Обязанность кредиторов рассчитывать ПДН распространяется теперь даже на кредиты и займы до 10 тыс. рублей.

--------------------------------

<34> Федеральный закон от 29.12.2022 N 601-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".

Закон также обязывает кредиторов уведомлять заемщика в письменной форме о наличии рисков (риск неисполнения обязательств по потребительскому кредиту (займу), риск применения к заемщику штрафных санкций в случае неисполнения обязательств), если рассчитанное значение ПДН превышает 50%. Целью такого информирования является прежде всего предостережение заемщика о том, что большая часть его доходов будет направлена на погашение финансовых обязательств. Письменное подтверждение ознакомления заемщика с уведомлением о рисках, связанных с высоким значением ПДН, способствует повышению уровня финансовой грамотности населения и формированию осознанного поведения заемщиков при получении кредитов (займов).

Приняты изменения в законодательство, которые повысят информированность заемщика о расходах, связанных с потребительским кредитом (займом), и помогут лучше сопоставлять условия разных кредиторов <35>. Так, с октября 2023 года при указании в рекламе кредитов (займов) процентной ставки по ним должен быть также раскрыт диапазон значений полной стоимости потребительских кредитов (займов) (ПСК). С января 2024 года в расчет ПСК включаются все расходы заемщика, являющиеся фактическими условиями предоставления кредита (займа) или фактически влияющие на условия кредитного договора (договора займа). Кроме того, закреплена обязанность страховых организаций раскрывать в договоре личного страхования, заключаемом в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), размер доли страховой премии, которая предназначена для исполнения обязательств страховщика по страховой выплате <36>. Указанная информация поможет страхователям-заемщикам принимать обоснованное решение при выборе страховщика, в том числе исходя из размера доли страховой премии, приходящейся на комиссионное вознаграждение посредникам.

--------------------------------

<35> Федеральный закон от 24.07.2023 N 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<36> Федеральный закон от 28.04.2023 N 164-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

В форме отчетности банков <37> выделены потребительские кредиты (займы) для заемщиков с повышенной платежной нагрузкой <38>, чтобы у таких заемщиков оставалась возможность при необходимости получить банковский кредит и не обращаться за займами в микрофинансовые организации, где ставки существенно выше.

--------------------------------

<37> Указание Банка России от 08.12.2023 N 6621-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У".

<38> ПДН более 60%, кредиты до года с суммой выдачи до 30 тыс. рублей и кредиты от одного года до трех лет с суммой выдачи от 30 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

С 1 июля 2024 года возобновлено применение ограничения ПСК, временно не действовавшее с середины августа 2023 года по потребительским кредитам и отдельным видам займов в связи с мораторием, который был введен из-за существенного в тот период изменения рыночных условий. Возобновление применения ограничения ПСК позволило снизить риски резкого роста стоимости кредитов (займов) для заемщиков. Между тем на фоне происходящего с начала III квартала 2024 года ужесточения денежно-кредитных условий банки стали использовать в отдельных случаях практики, приводящие к занижению ПСК, а также ее некорректному расчету. В этих условиях временно приостановлено применение ограничения ПСК на некоторые кредитные продукты <39>. Это позволит сохранить доступность указанных кредитных продуктов для граждан.

--------------------------------

<39> С 10 октября 2024 года по 31 марта 2025 года - по ипотечным потребительским кредитам на покупку (строительство) жилья или земельного участка; с 1 января по 31 марта 2025 года - по потребительским кредитам (займам) с использованием электронного средства платежа.

Для защиты потребителей, которые приобретают продукты страхования жизни с инвестиционной составляющей, с октября 2024 года внедрено требование об обязательном тестировании потребителей, не имеющих статуса квалифицированного инвестора. Эта мера сократит риски обмана потребителей недобросовестными продавцами и будет способствовать искоренению мисселинга - ситуаций, когда договоры страхования жизни продаются под видом вкладов. Правила и процедура проведения тестирования, перечни вопросов, порядок определения результатов и другие положения, связанные с тестированием и обработкой его результатов, должны быть определены базовым стандартом защиты прав и интересов клиентов российских и иностранных страховых организаций.


Повышение доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства

Банк России развивал риск-ориентированное банковское регулирование, направленное на более точную оценку рисков, которое повышает привлекательность кредитования субъектов МСП для банков и обеспечивает более эффективное использование мер государственной поддержки финансирования субъектов МСП.

Так, в целях поддержки субъектов МСП кредитным организациям предоставлена возможность относить поручительства отдельных высокоэффективных и финансово устойчивых региональных гарантийных организаций, оцененных на основе методики, разработанной Банком России, к I категории качества <40>. Мера продлена с модификацией, действует до 31 декабря 2024 года и будет встроена в регулирование <41>.

--------------------------------

<40> Решение Совета директоров Банка России от 21.06.2024 "О подходах к учету кредитными организациями поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций при формировании резервов на возможные потери".

<41> Ранее мера была введена решением Совета директоров Банка России от 31.03.2023 и продлена решением от 26.12.2023 "О подходах к учету кредитными организациями поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций при формировании резервов на возможные потери".

Банк России также принял решение об увеличении с 10 до 50 млн рублей пороговой величины ссуд субъектам МСП, оценка риска по которым может проводиться на портфельной основе с применением внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика (без использования официальной отчетности заемщика), что упрощает порядок оценки кредитных рисков по большему количеству ссуд субъектов МСП и позволяет снизить операционные издержки кредитных организаций <42>. Это, в свою очередь, способствует стимулированию кредитования субъектов МСП.

--------------------------------

<42> Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023 "О подходах к оценке кредитного риска в целях формирования резервов на возможные потери".

В отношении активов (кроме ссуд) и условных обязательств кредитного характера норма уже встроена в регулирование <43>.

--------------------------------

<43> Указание Банка России от 26.06.2023 N 6465-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

Банк России продолжает реализацию механизма льготного рефинансирования банков. По программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой АО "Корпорация "МСП", в 2022 году был установлен совокупный лимит в размере 288,3 млрд рублей. С 9 января 2024 года для обеспечения возможности инвестиционного кредитования субъектов МСП в рамках совмещения с государственной программой субсидирования <44> (комбопрограмма) этот лимит увеличен до 320 млрд рублей. Начиная с 2024 года уполномоченные банки вправе предоставлять в рамках программы стимулирования кредитования субъектов МСП кредиты заемщикам только на инвестиционные цели по комбопрограмме. По состоянию на 1 ноября 2024 года задолженность по этой программе составила 190 млрд рублей.

--------------------------------

<44> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке".

В период действия повышенной ключевой ставки, с марта по июль 2022 года, действенными мерами поддержки МСП стали введение временного специального механизма предоставления кредитов без обеспечения и корректировка специального механизма предоставления кредитов под поручительства АО "Корпорация "МСП". Кредиты без обеспечения были направлены на стимулирование оборотного кредитования, тогда как кредиты под поручительства были связаны со стимулированием инвестиционного кредитования. Лимиты по этим механизмам были установлены в размере 340 и 335 млрд рублей соответственно. Конечные заемщики банков могли по льготным ставкам получить новые кредиты или реструктурировать полученные ранее кредиты. Оба механизма выполнили свою антикризисную роль, поскольку принятые меры позволили избежать резкого роста стоимости фондирования малого и среднего бизнеса <45>.

--------------------------------

<45> С информацией о результатах реализации данных механизмов поддержки субъектов МСП можно ознакомиться в Годовом отчете Банка России за 2022 год.

Продолжилась работа по оптимизации программы стимулирования кредитования субъектов МСП:

- снижены до уровня ключевой ставки, уменьшенной на 1,5 процентного пункта, процентные ставки по кредитам, предоставленным Банком России кредитным организациям для последующей выдачи льготных кредитов в рамках данной программы;

- снижены требования к банкам-участникам по соблюдению минимальной доли кредитов субъектов МСП в корпоративном портфеле с 50 до 25%;

- размер одного кредита, предоставляемого субъекту МСП в рамках данной программы, увеличен до 2 млрд рублей;

- состав обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым кредитным организациям по программе, расширен за счет облигаций федерального займа.

Внедрено риск-чувствительное стимулирующее регулирование для поддержки кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики <46> (ТС и САЭ) <47>. Это позволит банкам с универсальной лицензией снизить нагрузку на капитал по целевым кредитам (в том числе субъектам МСП), выданным на реализацию таких проектов после 30 сентября 2022 года.

--------------------------------

<46> Критерии проектов (таксономия), на которые распространяется новое регулирование, утверждены Правительством Российской Федерации.

<47> Указание Банка России от 06.06.2023 N 6436-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" и Указание Банка России от 07.06.2023 N 6443-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 6 августа 2015 года N 483-П".

Основное внимание Банка России, помимо содействия кредитованию, сосредоточено на альтернативных инструментах привлечения финансирования, развитие которых также предусмотрено в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Проект включает расширение доступа МСП к финансовым ресурсам посредством фондового рынка и с помощью краудфандинговых платформ, в том числе с использованием мер поддержки.

При участии Банка России приняты законодательные изменения, ограничивающие риски применения переменных ставок по кредитам для микропредприятий и физических лиц и устанавливающие обязанность кредитора информировать заемщика о рисках использования переменных процентных ставок до заключения кредитного договора <48>.

--------------------------------

<48> Федеральный закон от 22.06.2024 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Расширено использование механизмов доступа субъектов МСП к фондовому рынку и краудфандингу, в том числе:

- установление специальных биржевых тарифов для эмитентов - субъектов МСП;

- развитие биржевой инфраструктуры;

- субсидирование части купонных выплат по облигациям, а также затрат субъектов МСП на выпуск ценных бумаг;

- субсидирование комиссии, уплачиваемой субъектами МСП за привлечение финансирования на краудфандинговых платформах;

- участие институтов развития в качестве якорных инвесторов в выпусках ценных бумаг субъектов МСП.

ПАО Московская Биржа установило более низкие тарифы для эмитентов, размещающих облигации в Секторе Роста, с объемом размещения менее 1 млрд рублей <49>. Кроме того, до конца 2024 года не взимается вознаграждение за услугу по включению в Сектор Роста облигаций эмитентов - субъектов МСП, объем размещения которых не превышает 400 млн рублей.

--------------------------------

<49> Протокол Наблюдательного совета ПАО Московская Биржа от 15.12.2023 N 11.

В 2023 году был снят запрет на одновременный листинг в Секторе Роста и сегменте Рынок инноваций и инвестиций. Таким образом, для высокотехнологичных субъектов МСП и малых технологичных компаний (МТК) с выручкой до 2 млрд рублей стали доступны одновременно меры поддержки в рамках национального проекта и налоговые стимулы для инвесторов, приобретающих ценные бумаги в сегменте Рынок инноваций и инвестиций.

Эмитентам - субъектам МСП при выходе на фондовый рынок <50> и субъектам МСП, привлекающим финансирование на краудфандинговых платформах <51>, оказывалась государственная поддержка.

--------------------------------

<50> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 532 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже".

<51> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1898 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку российских организаций в целях компенсации части затрат на обеспечение доступа к платформе для коллективного инвестирования".

Ее объем составил около 1,5 млрд рублей за 2019-2023 годы на субсидирование части затрат на выход субъектов МСП на биржу <52> и части купонных платежей по биржевым облигациям <53>, а также более 138 млн рублей за 2022 - 2023 годы - на субсидирование комиссии, уплачиваемой субъектами МСП за привлечение финансирования на краудфандинговых платформах.

--------------------------------

<52> До 2% от объема привлеченного финансирования и не более 2,5 млн рублей и фактически понесенных затрат на услуги организатора и рейтингового агентства.

<53> До 70% от ключевой ставки Банка России и не более 70% от купонных платежей.

Результаты опроса эмитентов - субъектов МСП, получивших поддержку при выпуске ценных бумаг на бирже, показали, что мера оказалась востребована и эффективна <54>. Многие эмитенты принимают решение о выходе на фондовый рынок именно благодаря этому инструменту поддержки. Анализ отчетности за 2023 год эмитентов - субъектов МСП, получивших государственную поддержку, показал средний прирост численности сотрудников на 18% и увеличение выручки на 21%. Привлеченные средства эмитенты расходовали преимущественно на инвестиционные цели: расширение и запуск новых направлений деятельности, производство и модернизацию оборудования, инновационные разработки, развитие сети дистрибуции.

--------------------------------

<54> Опрос проведен ПАО Московская Биржа совместно с Банком России.

АО "МСП Банк" в качестве якорного инвестора в 2023 году <55> приняло участие в 12 выпусках облигаций (объем выпусков - 2,6 млрд рублей). За 10 месяцев 2024 года АО "МСП Банк" приняло участие в 30 выпусках облигаций субъектов МСП (объем выпусков - 7,045 млрд рублей) <56>. Представляется перспективным привлекать институциональных инвесторов, институты развития, обладающие соответствующей отраслевой экспертизой, для участия в первичном публичном размещении акций (IPO) в качестве якорных инвесторов.

--------------------------------

<55> Согласно новости на сайте АО "МСП Банк".

Информация получена от АО "МСП Банк".

Банк России проводил просветительские мероприятия по вопросам привлечения финансирования на фондовом рынке, краудфандинговых платформах и с помощью факторинга, а также по преимуществам использования СБП. Охват аудитории с начала 2022 года составил почти 900 тыс. слушателей (по состоянию на конец первого полугодия 2024 года, включая данные по просмотрам записей федеральных вебинаров).


2.2. Достигнутые результаты


Цифровизация финансовой доступности в интересах населения и бизнеса

Все внутрироссийские операции по банковским картам международных платежных систем (МПС) непрерывно и круглосуточно обрабатываются в НСПК, а рынок платежных карт показал активный рост, прежде всего за счет карт "Мир", которые замещают карты МПС. К концу 2023 года банки выпустили 287,3 млн карт "Мир", их доля в выпущенных картах составила 55%, а доля операций с использованием карт "Мир" в общем объеме внутрироссийских операций по платежным картам достигла 56%.

Активное внедрение участниками рынка таких удобных решений, как платежные приложения, стикеры, QR-коды, NFC-метки, способствовало росту доли безналичных платежей в розничном обороте, достигнувшей по итогам 2023 года 83,4% против 78,1% в 2022 году и 74,3% в 2021 году.

В 2023 году было совершено 48,2 млрд операций с использованием бесконтактных технологий на сумму 52,9 трлн рублей, что на 15,5% по количеству и на 24,5% по объему больше, чем в 2022 году.

Популярность сервисов СБП среди пользователей стабильно растет. По итогам III квартала 2024 года переводами в СБП воспользовались 7 из 10 жителей нашей страны, оплатой товаров и услуг - 4 из 10. Количество ТСП, принимающих оплату с помощью СБП, превысило 2 млн единиц.

Платежи и переводы физических лиц, совершенные в 2023 году дистанционно, продемонстрировали рост по сравнению с предыдущим годом на 14,9% по количеству и 20,8% по объему.

Можно констатировать, что потребители доверяют российским цифровым платежным инструментам и наращивают их использование.

Повышение удовлетворенности населения онлайн-каналами обслуживания с 2021 года по настоящее время является главным фактором роста удовлетворенности потребителей финансовыми продуктами (услугами) <57> (рис. 1).

--------------------------------

<57> Об этом свидетельствуют результаты анализа состава факторов композитного индекса удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг по итогам опросов населения в мае 2016 - 2019 годов (опубликованы на сайте Банка России), а также в мае 2021 и 2024 годов.

Необходимо отметить, что с 2016 года наблюдался скачкообразный рост использования населением и бизнесом дистанционных каналов обслуживания для переводов (рис. 2), хотя показатели некоторых групп потребителей, находящихся в зоне риска цифрового неравенства, были значительно ниже общероссийского уровня. Актуальные опросные данные (рис. 3) при этом показывают, что сельские жители, ЛСИ и пожилые люди стали чаще пользоваться онлайн-переводами: для этих групп населения отмечается значительный рост использования дистанционных каналов для денежных переводов, превышающий средние темпы роста по России.

В целом по России за три года наблюдается умеренный рост показателя (всего на 1,2 процентного пункта, до 76,6%), это может быть сигналом к тому, что уже достигнут некоторый предельный (потенциальный) уровень. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в 2023 году составила 87,9% <58>.

--------------------------------

<58> По данным Росстата, в 2023 году число домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, составило 48,7 млн единиц, общее число домашних хозяйств - 55,4 млн единиц.

Возможности дальнейшего развития дистанционных каналов предоставления платежных услуг для обеспечения их выбора в качестве преимущественного канала обслуживания, вместо обращения к физическим точкам доступа к финансовым услугам, Банк России видит в повышении качества сервисов. Удобство и скорость, обеспеченные дистанционными каналами обслуживания, должны сопровождаться надежной защитой персональных данных, обеспечением кибербезопасности, соблюдением прав потребителей.

Развитию дистанционных каналов обслуживания могут также способствовать новые онлайн-продукты и услуги для потребителей, которые привлекут новых пользователей цифровых сервисов.

При этом необходимо отметить, что даже при широком использовании онлайн-каналов обслуживания должна сохраняться возможность очного взаимодействия с сотрудниками финансовых организаций.

Население и бизнес еще не готовы полностью отказаться от физических точек обслуживания. Прежде всего это связано с тем, что Интернет покрывает еще не все населенные территории России (особенно ОМТ), а каналы предоставления дистанционных финансовых услуг не всегда адаптированы к нуждам всех групп населения (в том числе ЛСИ, пожилых и маломобильных групп). Даже там, где есть Интернет, у сельских жителей может быть не сформирован навык или даже отсутствовать потребность в использовании онлайн-каналов доступа к финансовым услугам. Определяющим фактором на пути к преимущественному применению онлайн-каналов является ментальная доступность цифровых финансовых услуг. По данным опроса 2024 года, 40,4% взрослого населения из тех, кто не пользуется на постоянной основе дистанционными каналами доступа к финансовым услугам, готовы начать регулярно их использовать при наличии такой возможности <59>.

--------------------------------

<59> Опрос взрослого населения в рамках замера индикаторов финансовой доступности, май 2024 года.

КОМПОЗИТНЫЙ ИНДЕКС УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ, ФИНАНСОВЫМИ ПРОДУКТАМИ (УСЛУГАМИ) И КАНАЛАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОПРОС В МАЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ГОДА

(БАЛЛОВ)

Рис. 1

Источник: опросы взрослого населения, проведенные по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности; расчетный показатель от 0 до 100 баллов.

ДОЛЯ ОПРОШЕННОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ (ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ И (ИЛИ) МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ), ОПРОС В МАЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ГОДА

(%)

Рис. 2

Источник: опросы взрослого населения, проведенные по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности.

ДОЛЯ ОПРОШЕННОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКИМ Рис. 3 СЧЕТАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ

(%)

Рис. 3

Источники: проведенные по заказу Банка России опросы взрослого населения в мае соответствующего года в рамках замера индикаторов финансовой доступности; опросы ЛСИ октябре 2021 года и сентябре - октябре 2024 года.


Повышение доступности финансовых услуг для жителей ОМТ

Опросные данные (рис. 3) показывают, что за период с 2021 по 2024 год сельские жители и жители малых городов (до 50 тыс. человек) почти закрыли разрыв со среднероссийским значением показателя использования дистанционного доступа к банковским счетам (+4,3 процентного пункта, до 75,9%). Значительную роль в этом сыграло создание инфраструктуры связи и передачи данных в малых населенных пунктах в рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" и "Устранение цифрового неравенства 2.0". Это достижение, однако, открывает путь к еще более сложной задаче - обеспечить сохранение востребованности дистанционных каналов обслуживания на ОМТ на общероссийском уровне.

Основной вклад в решение задачи обеспечения финансовой доступности в сельской местности в период 2022 - 2024 годов внесли банки-участники упоминавшихся выше рабочих групп при Банке России, которые активно развивали свое присутствие в облегченных форматах обслуживания в сельской местности. В 2023 году впервые с 2013 года количество дополнительных офисов кредитных организаций не сократилось, а даже немного увеличилось - на 1,2%, а общее количество подразделений кредитных организаций возросло за год на 1%.

Всего в России на конец 2023 года насчитывалось около 5,8 млн стационарных точек обслуживания потребителей финансовых услуг в различных форматах (прирост по сравнению с началом 2022 года составил 17,1%). Количество же точек облегченных форматов обслуживания выросло на 69%, до более 1,1 млн, а основными драйверами роста стали точки с агентами и партнерами кредитных организаций и сервис "Наличные на кассе".

Сеть точек предоставления сервиса "Наличные на кассе" по итогам III квартала 2024 года насчитывает почти 40,3 тыс. единиц (рис. 4). Важно отметить, что более 26% этих точек расположено в сельской местности.

Кроме того, расширяется сеть удаленных точек обслуживания с работниками кредитных организаций и иных стационарных точек банковского обслуживания граждан с агентами и партнерами кредитных организаций: за 2023 год их общее число возросло на 44,8%, до 1051 тыс. точек, а в сельской местности увеличилось на 43,3%, до 118 тыс. точек (рис. 5). Также стоит отметить рост количества агентов и партнеров кредитных организаций, осуществляющих выездное обслуживание, - на 106,5 и 454,9% соответственно (рис. 8).

По итогам 10 месяцев 2024 года техническая возможность предоставлять банковские услуги обеспечена в 32,4 тыс. точек в ОПС (включая временно закрытые), из них 23,5 тыс. расположено в сельской местности (рис. 6). Несмотря на снижение количества доступных точек обслуживания в 2022-2024 годах, этот формат сохраняет свою актуальность в сельских населенных пунктах за счет широкой сети покрытия ОПС. Количество работающих ОПС, в которых осуществляются отдельные банковские операции, составило 28 тыс. точек, из них 20 тыс. расположено в сельской местности. В 2023 году с участием региональных рабочих групп по повышению финансовой доступности на ОМТ было организовано взаимодействие между местными администрациями и региональными подразделениями АО "Почта России" по вопросам подбора персонала для работы в ОПС.

По результатам оценки инфраструктурной доступности населенных пунктов на конец первого полугодия 2024 года, в 68,3% населенных пунктов сельской местности <60> с численностью населения 50 чел. и выше имеется хотя бы одно подразделение кредитной организации (с учетом мобильных офисов), микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива или сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, субъекта страхового дела, отделения организации федеральной почтовой связи, включая ОПС, где возможно проводить отдельные банковские операции, банкомат, точка сервиса "Наличные на кассе", POS-терминал для оплаты товаров (услуг) <61> или касса банковского платежного агента <62>.

--------------------------------

<60> Сельские населенные пункты и поселки городского типа (рабочие поселки).

<61> POS-терминал - электронный терминал, установленный в организации торговли (услуг).

<62> Аналитический материал "Деятельность территориальных учреждений Банка России по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях: итоги 2023 года".

КОЛИЧЕСТВО ТСП, ГДЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СЕРВИС "НАЛИЧНЫЕ НА КАССЕ"

Рис. 4

Источник: данные кредитных организаций (данные указаны с учетом точек сервиса "Наличные на кассе", расположенных в крупных торговых сетях в городах, данные к рис. 4 - 6 по сельским населенным пунктам представлены с учетом поселков городского типа и рабочих поселков).

КОЛИЧЕСТВО УДАЛЕННЫХ ТОЧЕК ОБСЛУЖИВАНИЯ С РАБОТНИКАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ ТОЧЕК БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН (БЕЗ УЧЕТА ТОЧЕК В ОПС) С АГЕНТАМИ И ПАРТНЕРАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ЕД.)

Рис. 5

Источник: данные сплошного обследования кредитных организаций и уведомлений кредитных организаций (без учета мест нахождения касс и банкоматов банковских платежных агентов (субагентов), а также точек банковского обслуживания в ОПС АО "Почта России").

КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В ОПС

(ЕД.)

Рис. 6

Источник: данные АО "Почта Банк". Количество точек, в которых технически обеспечено оказание отдельных банковских операций и связанных с ними отдельных технологических действий, в том числе снятие и внесение наличных денежных средств (включая временно закрытые). В одном ОПС может быть несколько форматов обслуживания.


Повышение доступности финансовых услуг для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения

По итогам проведенной в 2022 - 2024 годах работы можно отметить, что инклюзивная финансовая среда в целом сформирована, и констатировать повышение уровня финансовой доступности для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения, а также устранение основных барьеров, препятствующих получению ими финансовых услуг.

На конец 2024 года все 100% из топ-50 кредитных организаций по объему привлеченных средств физических лиц и 79% всех кредитных организаций <63> завершили или практически завершили исполнение рекомендаций Банка России по созданию безбарьерной среды, что на 13 процентных пунктов больше, чем в 2021 году (рис. 7 и 8) <64>. При этом доля кредитных организаций, сообщивших о наличии мер и (или) продуктов (услуг) для людей с ментальными особенностями, выросла с 62 до 70% за три года. Следует отметить, что ряд кредитных организаций в ходе мониторинга сообщили об обстоятельствах, препятствующих стопроцентному исполнению рекомендаций Банка России. Чаще всего упоминались необходимость замены и (или) доработки устройств самообслуживания, что требует значительных материальных затрат и осложняется наличием санкционных ограничений <65>, а также невозможность обеспечить безбарьерный доступ в офисы в силу не зависящих от кредитных организаций обстоятельств (офисы расположены в объектах старой застройки или арендованных помещениях).

--------------------------------

<63> За исключением тех, кто прямо сообщил, что не обслуживает физических лиц.

<64> В соответствии с методическими рекомендациями и информационными письмами Банка России, представленными на странице "Рекомендации и консультативные материалы по вопросам повышения финансовой доступности" сайта Банка России.

<65> Значительная часть устройств самообслуживания произведена в недружественных странах, что затрудняет их доработку и модернизацию.

Результаты опроса (рис. 9) показывают, что в 2024 году дистанционным доступом к банковским счетам для перевода денежных средств пользовались 67,5% таких граждан (по сравнению с 2021 годом показатель вырос на 15,2 процентного пункта).

В то же время личные посещения подразделений по-прежнему остаются для ЛСИ наиболее востребованным каналом взаимодействия с финансовыми организациями. При этом почти каждый второй респондент готов полностью перейти на дистанционный формат получения финансовых услуг и отказаться от личного посещения (51% опрошенных в 2024 году).

Доля ЛСИ, которые полностью удовлетворены или скорее удовлетворены обслуживанием в кредитных организациях, выросла с 83,2% в 2021 году до 88,2% в 2024 году, а доля тех, кто не считает, что получать финансовые услуги им сложнее, чем остальным гражданам, - с 50,7 до 57,8% соответственно (рис. 10).

ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ

(%)

Рис. 7

Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в декабре 2017 - июне 2018 года, апреле 2019 - августе 2019 года, сентябре 2020 - декабре 2020 года, сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

(%)

Рис. 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОСТУПНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ ЛСИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ (ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ И (ИЛИ) МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ)

(%)

Рис. 9

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ ЛСИ, УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(%)

Рис. 10

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.


Финансовое самочувствие

В работе по формированию благоприятных условий роста благосостояния потребителей за счет использования финансовых услуг, в первую очередь людей с невысоким уровнем дохода, Банк России прежде всего ориентируется на потребности финансово незащищенных потребителей и возможности инструментов финансового рынка для повышения качества и уровня их жизни.

Однако очевидно, что расширение сберегательных возможностей и повышение защищенности граждан, помогающие лучше контролировать свои финансы и справляться с финансовыми шоками, неожиданными или неблагоприятными событиями и непредвиденными расходами (чувствовать себя безопаснее в настоящем и будущем), а также предоставляющие свободу делать выбор сейчас и возможность быть на пути к достижению своих финансовых целей (обеспечивая свободу выбора в будущем), чувствовать себя уверенно в финансовых вопросах, необходимы всем гражданам.

В 2021 году Банк России впервые провел замер финансового самочувствия (financial wellbeing) - способности человека выполнять свои текущие и будущие финансовые обязательства, чувствовать уверенность в своем финансовом будущем и иметь возможность принимать финансовые решения, повышающие качество его жизни <66>.

--------------------------------

<66> Одно из наиболее ранних определений финансового самочувствия, использованного Бюро по финансовой защите потребителей, методика которого была применена Банком России для замера.

В целом уровень финансового самочувствия в России можно охарактеризовать как средний (рис. 11). Для каждого отдельного человека, с изменением возраста, а также материального положения, состояния здоровья, состава семьи и иных факторов, финансовое самочувствие будет тоже заметно изменяться. При этом финансовое самочувствие всего населения в целом не является высоковолатильным показателем. Для этого показателя важен длительный накопительный эффект. В то же время структурные и геополитические изменения, которые затрагивают почти все группы населения сразу, могут привести и к одномоментному значительному росту или снижению показателя.

Если говорить о социально-демографических различиях по уровню финансового самочувствия, то самый сильный разброс наблюдается в группах по материальному положению: средний уровень показателя составил 68 баллов среди тех, кто отметили, что не испытывают материальных затруднений и при желании могли бы купить квартиру, и 44 балла - среди тех, у кого денег не хватает даже на питание <67>.

--------------------------------

<67> По данным опроса взрослого населения, проведенного по заказу Банка России (в рамках замера индикаторов финансовой доступности в мае 2024 года).

УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОГО САМОЧУВСТВИЯ В РОССИИ В 2021 - 2024 ГОДАХ

(БАЛЛОВ)

Рис. 11

Источник: опросы взрослого населения, проведенные по заказу Банка России (в рамках замера индикаторов финансовой доступности в мае 2021 и 2024 годов, а также всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам 2022 года, без учета респондентов, которые не смогли ответить хотя бы на один из 10 вопросов, используемых для оценки финансового самочувствия).


Повышение доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства

Банковское кредитование субъектов МСП активно развивалось в период 2022 - 2024 годов (рис. 12). Кредитный портфель субъектов МСП растет высокими темпами, а объем просроченной задолженности сохраняется на низком уровне. Задолженность по кредитам субъектов МСП на начало ноября 2024 года составила почти 14,4 трлн рублей (+93,8% с 1 января 2022 года). Одновременно с ростом портфеля увеличивалось и количество субъектов МСП, имеющих кредит (+54,4%, до 649 тыс.).

Созданию условий для расширения банковского кредитования субъектов МСП способствовали реализация Банком России мероприятий по совершенствованию риск-ориентированного банковского регулирования, программы стимулирования, кредитования и льготного финансирования субъектов МСП, а также меры антикризисной поддержки 2022 года и другие программы поддержки (например, комбопрограмма).

Только за 2023 год банки выдали субъектам МСП кредитов на сумму 15,92 трлн рублей, что на 39,6% больше, чем в предыдущем году. Объем кредитования субъектов МСП увеличивался на фоне роста оборотов и доступности кредитования. Кроме того, рост выдачи обеспечивался льготными программами кредитования и гарантийной поддержкой.

Привлекательность небанковских инструментов финансирования также возросла, чему в том числе способствует реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

С начала реализации национального проекта в 2019 году состоялось 149 размещений облигаций субъектов МСП на сумму более 48,4 млрд рублей, 9 субъектов МСП <68> провели 10 IPO <69> (рис. 13). Эмитенты представляют почти все федеральные округа и широкий спектр отраслей экономики. Среди компаний, привлекающих финансирование на бирже, высока доля технологичных компаний (22% от объема и 39% от числа размещений), в том числе есть и МТК.

--------------------------------

<68> 1 субъект МСП разместил обыкновенные акции в 2021 году на ПАО Московская Биржа и привилегированные акции в 2024 году на АО СПВБ.

<69> 9 IPO состоялись на ПАО Московская Биржа, 1 IPO - на АО СПВБ. 6 размещений провели субъекты МСП, остальные эмитенты находятся в Едином реестре субъектов МСП, но их выручка по консолидированной финансовой отчетности группы компаний превышает 2 млрд рублей.

Активно развивающимися компаниями также востребовано набирающее популярность краудфинансирование. Субъекты МСП привлекают как долговой капитал (займы), так и долевой (через размещение акций на платформах). За 9 месяцев 2024 года субъекты МСП привлекли 33,1 млрд рублей финансирования на краудплатформах, что более чем в 1,6 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года (20,4 млрд рублей). Динамика развития платформенных сервисов обусловлена во многом эффектом низкой базы. Для обеспечения их дальнейшего роста необходимо внедрение новых решений, развитие регулирования и повышение доступности услуг. За 2021 - 2023 годы с помощью краудфинансирования субъекты МСП привлекли порядка 55 млрд рублей (рис. 14).

За первое полугодие 2024 года на финансовой платформе (маркетплейсе) субъекты МСП разместили внебиржевые облигации на общую сумму 1 млрд рублей. Субъекты МСП также принимают активное участие в становлении рынка цифровых прав и в первом полугодии 2024 года в рамках состоявшихся выпусков ЦФА привлекли 4,7 млрд рублей.

Важное значение для развития МСП имеют лизинг и факторинг. Объем финансирования, привлеченного субъектами МСП с помощью лизинга, вырос в 3,3 раза с 2020 года, составив почти 2,9 трлн рублей по итогам 2023 года <70>. Объем финансирования, привлеченного субъектами МСП с помощью факторинга, также растет - в 2023 году он составил 725 млрд рублей <71>.

--------------------------------

<70> По данным рейтингового агентства "Эксперт РА".

<71> Рынок факторинга России по итогам 2023 года. Ассоциация факторинговых компаний.

По состоянию на 1 ноября 2024 года к СБП присоединились 1712 тыс. субъектов МСП - ТСП (увеличение более чем в 10 раз по сравнению с началом 2022 года).

В целом уровень удовлетворенности субъектов МСП работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг стабильно растет с 2021 года (рис. 15).

ПОРТФЕЛЬ КРЕДИТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ СУБЪЕКТАМ МСП, И КОЛИЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ - СУБЪЕКТОВ МСП

Рис. 12