"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2023 год" (утв. Казначейством России 05.03.2024)
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН
5 марта 2024 г.
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ
МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ЗА 2023 ГОД
I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения в отношении
аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги
общественно значимым организациям
Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 1 Положения "О Федеральном казначействе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703.
Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ осуществляется в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ).
Предметом контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ является соблюдение аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).
Объектом контроля является деятельность аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Федеральное казначейство осуществляет контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ посредством:
а) проведения следующих профилактических мероприятий:
- анкетирование (опрос) контролируемого лица;
- обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;
- доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении им внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
б) проведения следующих контрольных мероприятий:
- информирование контролируемого лица;
- проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.
Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного аудиторской организации уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Параметрами присвоения уровня риска являются значение индикатора риска, который присваивается деятельности аудиторской организации Росфинмониторингом, общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита отчетности, и наличие негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации.
Для целей применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ деятельность аудиторских организаций подлежит отнесению Федеральным казначейством к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательства:
Выбор контрольных мероприятий, осуществляемых Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, осуществляется на основании присвоенного аудиторской организации уровня риска несоблюдения требований законодательства:
для высокого уровня риска - плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;
для повышенного уровня риска - плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;
для умеренного уровня риска - информирование;
для низкого уровня риска - контрольные мероприятия не проводятся.
О присвоенных аудиторским организациям рисках Федеральное казначейство информирует Саморегулируемую организацию аудиторов Ассоциацию "Содружество" для целей выбора контрольных мероприятий.
В целях реализации Положения о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ приказами Федерального казначейства утверждены Порядок проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а также разработана (приказ от 25 октября 2022 г. N 28н) Модель оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (приказ от 13 июля 2023 г. N 13н).
Обзор правоприменительной практики подготовлен в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в рамках проведения профилактических мероприятий с целью повышения уровня осведомленности аудиторских организаций о целях и задачах контроля (надзора), осуществляемого Федеральным казначейством в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, механизмах его осуществления, а также предупреждения нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
II. Результаты проведения профилактических мероприятий
Система контроля (надзора) Федерального казначейства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ориентирована на профилактику и предупреждение нарушений указанными аудиторскими организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, и определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
В достижении эффективного результата профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, особое значение имеет информационное взаимодействие, имеющее своей целью повышение уровня правовой грамотности и законопослушности.
В течение 2023 года совместно с Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация "Содружество" и с участием представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу проводились мероприятия по вопросам контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также обучающие мероприятия для аудиторских организаций, в том числе:
- 21 февраля 2023 года Федеральным казначейством на базе Управления Федерального казначейства по Новосибирской области проведено совещание на тему: "Актуальные вопросы осуществления надзора за аудиторской деятельностью" с участием представителей Росфинмониторинга и аудиторского сообщества, в ходе которого рассмотрены в том числе вопросы, посвященные ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- 17 марта 2023 года на базе Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу совместно с представителями Росфинмониторинга состоялось совещание, посвященное вопросам организации и осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга организовано и проведено 31 мая 2023 года обучающее мероприятие для представителей аудиторских организаций по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Информация, содержащая признаки нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, полученная Федеральным казначейством, служит преимущественно основанием для проведения профилактических мероприятий.
В течение 2023 года Федеральным казначейством проводился анализ использования аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, личных кабинетов на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга), в ходе которого установлены отдельные факты неиспользования его функционала, что может свидетельствовать о несоблюдении указанными аудиторскими организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ. По итогам проведенного анализа в адрес 65 аудиторских организаций направлены письма о необходимости использования перечней и решений, доводимых Росфинмониторингом до аудиторских организаций посредством личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, при проведении идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.
В целях реализации профилактических мероприятий приказом Федерального казначейства от 18 декабря 2023 г. N 495 утверждена Программа проведения Федеральным казначейством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ на 2024 год.
III. Правоприменительная практика осуществления контроля
(надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ
Анализ материалов проверок внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, проведенных в 2023 году Федеральным казначейством, показал, что наиболее серьезными нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
- несоответствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (далее - ПВК) требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;
- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по уведомлению Федеральной службы по финансовому мониторингу о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Результаты деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов по контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за 4 квартал 2023 года размещены на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федерального казначейства).
Выявленные в ходе проверок нарушения допускались аудиторскими организациями в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, недостаточным знанием требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Федеральное казначейство уделяет повышенное внимание соблюдению порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и информированию Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
В целях повышения информированности аудиторских организаций о требованиях законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, актуальных рисках ОД/ФТ, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны аудиторских организаций при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ, на официальном сайте Федерального казначейства размещены:
- документы, регламентирующие осуществление контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ:
- перечень нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих требования, проверка соблюдения которых осуществляется в ходе контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- рекомендации аудиторским организациям в целях предотвращения совершения нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- результаты обобщения правоприменительной практики осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- информационные письма Росфинмониторинга.
На официальном сайте Федерального казначейства и Личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга размещен Отчет о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием аудиторов, подготовленный Федеральным казначейством и утвержденный протоколом заседания Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и ФРОМУ от 23 ноября 2023 г. N 3-МВК. Оценки и данные, приведенные в указанном отчете, предназначены для понимания аудиторскими организациями угроз и уязвимостей сектора, а также степени подверженности представителей сектора рискам ОД/ФТ.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления