"Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций" (одобрено на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 29.06.2023 N 3)
на заседании Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
(протокол от 29 июня 2023 г. N 3)
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО (ЭКСТРЕННОГО)
РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Настоящее Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Наставление) содержит основные рекомендации по осуществлению деятельности РСЧС в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Наставление разработано с учетом требований положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России, а также других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования <1>, и согласовано с ФОИВ и государственными корпорациями, входящими в систему РСЧС.
--------------------------------
<1> "Конституция Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272 "Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций", приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 430 "Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2021 года, регистрационный N 65150).
Наставление предназначено для работы органов управления ФП и ТП РСЧС, а также может быть использовано в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических (учебных) центров.
Наставление не распространяется на реагирование и ликвидацию ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Изложенные в Наставлении рекомендации следует выполнять с учетом издаваемых директивных и нормативных документов министерств и ведомств, особенностей местных условий, сложившейся обстановки.
Основные понятия, термины и определения
Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Готовность органов управления РСЧС - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это система, объединяющая органы управления, силы и средства ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, которое осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществление обмена информацией и оповещение населения при угрозе или возникновении ЧС.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
Информирование населения о ЧС - доведение до населения через СМИ и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Ликвидация ЧС - это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Нештатные АСФ - самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС.
Общественные АСФ - АСФ, созданные общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.
Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.
Оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Организация реагирования и оперативного управления в чрезвычайных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.
Органы управления РСЧС - это органы, создаваемые для координации деятельности ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от ЧС и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Организация связи - составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации.
Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами ФП, ТП и их звеньев.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Режим функционирования органов управления и сил РСЧС - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Силы и средства РСЧС - специально подготовленные силы и средства ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы постоянной готовности - силы, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Уровень реагирования на ЧС - это состояние готовности органов управления и сил РСЧС к ликвидации ЧС, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, ИОС, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС в зависимости от классификации ЧС и характера развития ЧС.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС
Защита населения и территории субъекта РФ от ЧС природного и техногенного характера осуществляется на основании принятого закона субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются ФОИВ и государственными корпорациями для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.
Организация, состав сил и средств ФП, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями ФОИВ и государственных корпораций по согласованию с МЧС России, а также постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Перечень сил и средств постоянной готовности ФП РСЧС федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств ТП, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке ИОС, в котором в обязательном порядке определяется перечень ИОС, входящих в ТП.
Информационное обеспечение и информационный обмен в РСЧС
Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с:
Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС, утвержденным приказом МЧС России от 29 августа 2009 N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Порядком сбора и обмена в субъекте Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
Порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории соответствующего муниципального образования (принятого на основании нормативно правового акта субъекта Российской Федерации, определившего порядок сбора и обмена в субъекте Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера);
Соглашениями об информационном обмене и взаимодействии между МЧС России и его территориальных органов с ФОИВ, государственными корпорациями и их соответствующими территориальными органами;
Соглашениями об информационном обмене и взаимодействии между МЧС России и государственными компаниями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации в области защиты населения и территорий или другую деятельность, которая в случае возникновении ЧС может оказать вторичные поражающие факторы на территорию и население РФ;
Соглашениями об информационном обмене и взаимодействии между территориальными органами МЧС России и ИОС, а также заинтересованными организациями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации или за его пределами, но осуществляющими свою деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС;
Соглашениями об информационном обмене и взаимодействии между территориальными органами МЧС России и ЕДДС;
Соглашениями об информационном обмене и взаимодействии между ЕДДС и организациями на муниципальном и межмуниципальном уровне.
В целях реализации соглашений разрабатываются и подписываются регламенты, протоколы или порядок информационного взаимодействия, а при необходимости регламенты, протоколы технологической и информационной безопасности.
В соглашениях (регламентах и протоколах) определяются:
ответственные подразделения, органы повседневного управления (дежурные службы), а при их отсутствии - подразделения или должностные лица, уполномоченные решением соответствующего руководителя ФОИВ, государственной корпорации, ИОС, органа местного самоуправления или организации;
ответственные за ведение информационного обмена, состав информации, подлежащей обмену, порядок взаимного использования информационных систем, организации каналов связи, конвергенции ведомственных информационных систем с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС, а также другая информация, необходимая для осуществления сбора и обмена информацией.
Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах и территориях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима ЧС в зависимости от классификации ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении ЧС локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении ЧС муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении ЧС муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении ЧС муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации ЧС муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении ЧС регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и ИОС, оказавшихся в зоне ЧС;
г) федеральный уровень реагирования - решением ПКЧС при возникновении ЧС федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств ФОИВ и государственных корпораций и (или) сил и средств ИОС двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС;
д) особый уровень реагирования - решением Президента Российской Федерации при ликвидации ЧС с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования РСЧС и включают в себя:
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном и межрегиональном уровнях - ПКЧС, КЧС и ОПБ ФОИВ и государственных корпораций;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации;
на муниципальном уровне - КЧС и ОПБ муниципальных образований;
на объектовом уровне - КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
РГПК является постоянно действующим органом и привлекается на период организации и проведения работ, направленных на предупреждение или ликвидацию ЧС межрегионального и федерального характера. Привлечение РГПК при возникновении других ЧС и социально-значимых происшествий осуществляется по решению председателя ПКЧС.
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа РСЧС.
Основными задачами координационных органов в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующих уровнях РСЧС;
в) обеспечение согласованности действий ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом;
д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями Правительства Российской Федерации, ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для оценки обстановки, координации сил РСЧС в зонах ЧС, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию ЧС, при КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации создаются ПДОШ.
ПДОШ возглавляют руководители ГУ МЧС России.
Состав ПДОШ, их полномочия и порядок работы определяются решениями КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Типовым положением о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, одобренным на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. N 1, ПДОШ является рабочим органом КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и функционирует в период организации и проведения мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС межмуниципального, регионального, межрегионального или федерального характера.
Сбор ПДОШ при угрозе возникновения ЧС, возникновении ЧС муниципального или локального характера, а также ЛПП осуществляется по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.
Состав ПДОШ формируется из должностных лиц территориальных органов и подведомственных организаций ФОИВ, ИОС, организаций, уполномоченных принимать решения в соответствии с установленной компетенцией, а также координировать действия сил соответствующей ведомственной принадлежности (сил подразделений, организаций, представителями которых они являются) в местах проведения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, тушению ЛПП, по согласованию с руководителями органов и организаций, представленных в составе КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.
Работа ПДОШ организуется в зоне ЧС, на базе ГУ МЧС России или в ином месте по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.
Основными задачами ПДОШ являются:
участие в организации разработки и реализации мер, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ЛПП;
определение потребности в дополнительных силах и материальных ресурсах для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, тушению ЛПП;
подготовка предложений в проекты решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС, направленных на повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации ЧС и жизнеобеспечению населения;
координация действий сил ФП и ТП субъектов Российской Федерации в зонах ЧС, ЛПП в рамках выполнения решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС;
организация и контроль выполнения решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС, а также ПКЧС, РГПК (при ЧС межрегионального или федерального характера), своевременное представление им соответствующей отчетной информации;
оперативное представление необходимой информации для принятия решений ПКЧС, РГПК (при ЧС межрегионального или федерального характера), в том числе предложений в проект протокола ПКЧС, РГПК.
При получении информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС в зависимости от ее источника и прогноза развития руководитель ПДОШ по согласованию с председателем КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации принимает решение о составе привлекаемых членов ПДОШ и организует их информирование.
Время сбора - не более 2 часов с момента принятия соответствующего решения. Место сбора - ГУ МЧС России или иное место по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.
Работа ПДОШ в зоне ЧС организуется с использованием (по согласованию) объектов территориальных органов и подведомственных организаций ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления, организаций.
По решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, при отсутствии указанных объектов или невозможности их использования, работа ПДОШ организуется на подвижном пункте управления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с привлечением (при необходимости) элементов подвижного пункта управления ГУ МЧС России (далее - подвижный пункт управления).
Для обеспечения деятельности ПДОШ пункт управления оперативного штаба оснащается средствами связи, телекоммуникационным оборудованием и оргтехникой.
Информационный обмен в рамках деятельности ПДОШ осуществляется через органы повседневного управления РСЧС.
Организация работы членов ПДОШ, порядок взаимодействия, связи, информационного обмена определяется руководителем ПДОШ.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на соответствующем уровне РСЧС:
а) на федеральном уровне - МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения ФОИВ и государственных корпораций;
б) на межрегиональном уровне - ГУ МЧС России, расположенные в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;
в) на региональном уровне - ГУ МЧС России;
г) на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
д) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Основными задачами постоянно действующих органов управления РСЧС являются:
а) реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
б) осуществление управления в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по оперативному (экстренному) реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
а) на федеральном уровне - ГУ НЦУКС, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность ФОИВ и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
б) на межрегиональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС на межрегиональном уровне;
в) на региональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) ИОС, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
г) на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, ДДС экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
д) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:
а) на федеральном уровне - ГУ "НЦУКС";
б) на межрегиональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;
в) на региональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России;
г) на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований.
Органы управления РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки размещаются на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Особенности работы органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС являются:
1. В режиме повседневной деятельности
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов оповещения и экстренной информации;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
предоставление в МЧС России и его территориальные органы научно-аналитической и прогнозной информации об источниках ЧС с целью прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС в соответствии с установленным регламентом;
ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из стационарных пунктов управления органов повседневного управления.
Готовность к оперативному (экстренному) реагированию на ЧС организуется заблаговременно.
В отсутствие угрозы возникновения ЧС органы управления ФП и ТП РСЧС в целях поддержания готовности сил, предназначенных для ликвидации ЧС на определенной территории, организуют и проводят с ними учения и тренировки по ведению АСДНР при ликвидации последствий ЧС.
2. В режиме повышенной готовности
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование и моделирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о ЧС;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
предоставление в МЧС России и его территориальные органы научно-аналитической и прогнозной информации об источниках ЧС с целью прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС в соответствии с установленным регламентом;
приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий (при необходимости);
развертывание (при необходимости) эвакоорганов и организация проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (при необходимости) из зоны возможной ЧС;
оповещение руководителей ИОС, органов местного самоуправления, а также оповещение и информирование населения об угрозе возникновения ЧС;
усиление наблюдения и контроля гидрометеорологической обстановки в зоне прогнозируемой ЧС;
осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена такой информацией;
выполнение мероприятий по выработке и принятию решения председателем КЧС и ОПБ;
организация взаимодействия с территориальными органами ФОИВ;
подготовка и передача распоряжений в муниципальные образования;
выдвижение (при необходимости) сил постоянной готовности в зону возможной ЧС;
приведение в готовность лечебно-профилактических учреждений субъекта Российской Федерации к приему пострадавших и оказанию им всех видов медицинской помощи;
готовность к выдаче имущества из резерва субъекта Российской Федерации и его доставке к месту временного размещения пострадавших;
подготовка (при необходимости) пунктов временного размещения к приему эвакуируемых;
уточнение запасов финансовых и материальных ресурсов на ликвидацию возможных ЧС и при необходимости их пополнение.
3. В режиме чрезвычайной ситуации
выполнение мероприятий, указанных в пункте 2, если они не были выполнены ранее и дополнительно:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение руководителей ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций, а также оповещение и информирование населения о ЧС;
предоставление в МЧС России и его территориальные органы научно-аналитической и прогнозной информации об источниках ЧС с целью прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС в соответствии с установленным регламентом;
проведение заседания КЧС и ОПБ и принятие решения на ликвидацию ЧС;
организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС;
информирование населения о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне ЧС, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов;
выполнение мероприятий в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта Российской Федерации;
привлечение сил и средств РСЧС и организация ликвидации ЧС.
Решениями руководителей ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель ликвидации ЧС.
III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Организация руководства при ликвидации ЧС
локального характера - силами и средствами организаций;
муниципального характера - силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, ИОС, оказавшихся в зоне ЧС;
межрегионального и федерального характера - силами и средствами ИОС, оказавшихся в зоне ЧС.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства ФОИВ.
ФОИВ обеспечивают привлечение сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС при возникновении ЧС федерального или межрегионального характера в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по отдельным решениям ПКЧС в рамках ее компетенции.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
Руководители АСФ и АСС, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС или назначенных решением ПКЧС, органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
Руководители ликвидации ЧС по согласованию с ИОС, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.
Руководители ликвидации ЧС несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС осуществляют руководство ликвидацией ЧС силами и средствами ИОС, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась ЧС, а также привлеченными силами и средствами ФОИВ, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Эффективность работ по ликвидации ЧС напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которых являются: сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ, принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил.
Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации ЧС, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации ЧС. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.
Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера;
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС;
обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС регионального и межмуниципального характера;
осуществляют информирование населения о ЧС;
организуют и проводят АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов межмуниципального и регионального характера;
содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС межмуниципального и регионального характера;
содействуют ФОИВ, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции СМИ, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;
принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
принимают решения об отнесении возникших ЧС к ЧС регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
устанавливают региональный уровень реагирования;
осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о ЧС;
осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера;
устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС;
с учетом особенностей ЧС на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС;
утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС;
разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъектов Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления
подготовку населения в области защиты от ЧС, подготовку и содержание в готовности территориальных нештатных АСФ, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС;
принимают решения об отнесении возникших ЧС к ЧС муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
осуществляют информирование населения о ЧС;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
организуют и проводят АСДНР, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к ИОС;
содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;
создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
устанавливают местный уровень реагирования;
участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о ЧС;
осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
устанавливают при ликвидации ЧС федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства
в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате ЧС;
разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях муниципальных образований.
Органы местного самоуправления содействуют ФОИВ, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции СМИ, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.
IV. ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС - это деятельность по накоплению, исследованию и информированию о новых эффективных формах и методах ликвидации ЧС, позволяющих получить наиболее высокие результаты.
Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС проводится по всем направлениям ликвидации ЧС и осуществляется под методическим руководством МЧС России.
Целями обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:
определение наиболее рациональных методов работы должностных лиц и органов управления РСЧС по оперативному реагированию на возникающие ЧС и принятию первоочередных мер максимально возможной минимизации числа потерь людей и размеров материального ущерба от них;
выявление эффективных способов применения сил и средств РСЧС по локализации и ликвидации поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями;
систематизация путей сокращения времени на приведение АСФ в соответствующие режимы функционирования, выдвижение (переброску) сил и средств в пострадавший район, осуществление организационных мероприятий, связанных с подготовкой к выполнению задачи в зоне ЧС;
декларирование путей совершенствования технологий ведения АСДНР;
изыскание оптимальных мер всестороннего обеспечения действий сил и средств РСЧС в зоне ЧС;
определение эффективности применяемого первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС.
Основными способами обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:
описание процесса ведения АСДНР с последующей публикацией материалов в специальных научных сборниках, бюллетенях, других периодических изданиях в виде статей и информационных сообщений;
выступления лиц руководящего состава РСЧС, участников ликвидации ЧС на различных форумах, по специальным каналам радио и телевидения;
подготовка и демонстрация видеоматериалов, отражающих процесс ликвидации ЧС;
разработка научных трудов (диссертаций, научных трактатов и т.п.), раскрывающих процесс развития ЧС и алгоритм ее ликвидации;
использование опыта ликвидации ЧС при подготовке научно-практических конференций, в учебном процессе различных учебных заведений, при подготовке спасателей и других специалистов РСЧС.
В целях внедрения положительного опыта в практику деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС могут создаваться и направляться в подведомственные структуры специальные группы специалистов различного профиля (по обобщенным направлениям деятельности), которые принимают личное участие в организации и осуществлении рекомендуемых мероприятий, связанных с повышением оперативности реагирования. Специалисты группы могут участвовать в подготовке и осуществлении экспериментов по внедрению новых методов деятельности органов управления и испытании более совершенных технических средств разведки и ведения спасательных работ, обеспечивающих повышение оперативности реагирования на ЧС.
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Основные усилия по совершенствованию деятельности органов управления и сил РСЧС должны быть направлены на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению, совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий и организации взаимодействия в сложных условиях.
При подготовке органов управления и сил РСЧС особое внимание уделять:
повышению уровня подготовки специалистов оперативных дежурных служб РСЧС по применению имеющихся информационных ресурсов;
совершенствованию методов и способов раннего выявления угроз возникновения ЧС;
внедрению современных технологий моделирования развития ЧС на основе прогноза их возникновения и повышению эффективности механизмов доведения данных моделей по линии оперативных дежурных служб РСЧС;
использованию на постоянной основе данных дистанционного зондирования земли, в том числе полученных с применением БАС, для своевременного выявления циклических рисков, позволяющих осуществлять органам управления и силам оперативный контроль и мониторинг складывающейся обстановки;
повышению уровня подготовки при использовании данных дистанционного зондирования земли в целях мониторинга половодий (паводков) и ЛПП, а также для контроля обстановки при ликвидации ЧС;
совершенствованию нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС;
реализации программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов;
формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;
совершенствованию информационного обмена между органами повседневного управления на основе единой базы данных, в том числе с применением информационных систем и ресурсов в автоматизированном режиме;
практической отработке вопросов взаимодействия, обмена информацией, мониторинга и оценки обстановки в рамках предупреждения ликвидации ЧС с применением современных информационных технологий (ресурсов и систем), в том числе информационной системы "Атлас опасностей и рисков", "Личного кабинета ЕДДС";
проведению обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил РСЧС в области защиты населения и территорий;
организации проведения мероприятий оперативной подготовки в области защиты населения и территорий от ЧС на постоянной основе;
обучению специалистов органов управления порядку работы с современными средствами связи;
повышению уровня подготовки специалистов по применению БАС для решения разведывательных, специальных и транспортных задач в ходе выполнения действий по предназначению;
оснащению органов управления и сил современными средствами связи.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления