"Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов" (утв. Банком России)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ УСЛУГАМИ ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИЙ-РЕЗИДЕНТОВ
I. Методологические принципы разработки показателей
внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру
предприятий-резидентов
Формирование статистики внешней торговли услугами Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов отвечает основным тенденциям учета лучших мировых практик в направлении разработки взаимосвязанных наборов микроданных статистики внешней торговли и бизнес-регистров. Основной целью детализации данных по размеру предприятий-резидентов выступает разработка наборов статистических данных, позволяющих провести анализ степени вовлеченности крупных и малых предприятий во внешнюю торговлю услугами.
Формирование статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов направлено на гармонизацию сквозного учета внешнеэкономической деятельности крупных, средних и малых предприятий с показателями других макроэкономических статистических систем, например, системы национальных счетов. Такой учет позволит проанализировать динамику вклада крупных, средних и малых предприятий в создание добавленной стоимости и выпуска, в том числе в разрезе национальной экономики и счетов остального мира.
Отдельным направлением анализа статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов является достижение прозрачности международных сопоставлений, характеризующих роль крупных, средних и малых предприятий отдельных стран и регионов в создании глобальной добавленной стоимости и в динамике международной торговли услугами.
Прикладным аспектом использования статистики является мониторинг эффективности адресной поддержки малых и средних предприятий в рамках целевых государственных программ, а также национальных проектов, включая национальный проект "Международная кооперация и экспорт". В частности, такая статистика позволит построить взаимосвязи между суммами финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, суммой создаваемой ими добавленной стоимости и вкладом в формирование экспорта услуг.
Методика разработана в рамках реализации задачи по расширению состава публикуемых статистических данных в соответствии с программой развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы.
Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов подготовлена в развитие методики формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <1>.
--------------------------------
<1> http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_ext_tr_s/
Статистика внешней торговли услугами формируется в соответствии с Руководством по статистике международной торговли услугами (2010 год, ООН) <2>, гармонизированным с Системой национальных счетов (2008 год, ООН), Руководством по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (2010 год, МВФ), а также Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО.
--------------------------------
<2> https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/seriesM_86Rev1r.pdf
Статистика внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов формируется Банком России ежегодно по отдельным категориям услуг (см. Таблицу 1 Методики).
В целях формирования данной статистической разрезности услуги, предоставленные или потребленные резидентами, являющимися индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, исключаются из показателей внешней торговли услугами.
Статистика внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов формируется без учета данных по статьям "Поездки", а также "Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям".
Из-за отсутствия прямых отчетных данных от поставщиков информации об экспорте услуг по статье "Поездки" <3> не представляется возможным распределить показатели этой категории услуг по размеру предприятий-резидентов, оказывающих услуги нерезидентам - физическим лицам в связи с их временным пребыванием на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<3> Методологические подходы к формированию показателей экспорта услуг по статье "Поездки" размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/115730/Methodological_approaches_export_of_services.pdf
Источниками информации для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов являются:
1. Отчетность по формам федерального статистического наблюдения (далее - ФСН), утвержденная Указанием Банка России N 6363-У от 16 февраля 2023 года <4>:
--------------------------------
<4> Указание Банка России от 16 февраля 2023 года N 6363-У "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж".
- N 1-ТРАНСПОРТ "Сведения об оказанных нерезидентам услугах грузовых и пассажирских перевозок";
- N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами";
- N 3-ТРАНСПОРТ "Сведения о вспомогательных и дополнительных транспортных услугах и сопутствующих транспортным услугам операциях по договорам, заключенным с нерезидентами";
- N 1-ПОЕЗДКИ "Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма" <5>.
--------------------------------
<5> В части статистических данных о реализации туроператорами пассажирских билетов резидентам и нерезидентам.
2. Отчетность кредитных организаций по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, операции неторгового характера и за товары, не пересекающие границу Российской Федерации", предоставляемая Банку России в соответствии с Указанием Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У <6>.
--------------------------------
<6> Указание Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства <7>. Для формирования данных по внешней торговле Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов за отчетный год используется реестр по состоянию на 10 января года, следующего за отчетным.
--------------------------------
<7> Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ).
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства к одной из установленных категорий (микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие).
III. Разработка статистики внешней торговли услугами
в распределении по размеру предприятий-резидентов
Статистика внешней торговли услугами в распределении по размеру предприятий-резидентов формируется на основе принадлежности юридического лица - резидента, являющегося стороной во внешней торговле услугами, к соответствующей категории предприятий согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статистика формируется ежегодно по следующим категориям предприятий:
Российской Федерации услугами в распределении
по размеру предприятий-резидентов
Услуги <*> | |||||
Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам | |||||
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления | |||||
Услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения | |||||
Консультационные услуги и услуги по связям с общественностью | |||||
Услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях | |||||
Услуги по переработке отходов и очистке окружающей среды, услуги в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых | |||||
Прочие услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха | |||||
--------------------------------
<*> без учета услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями, услуг, оказанных/потребленных физическими лицами - резидентами, а также услуг категорий "Поездки" и "Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям"
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления