"Методические рекомендации по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета" (утв. Минобрнауки России 20.02.2015 N АК-10/05вн)
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
20 февраля 2015 г. N АК-10/05вн
ПО УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПОСТУПАЮЩИХ ПРИ ПРИЕМЕ
НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год" (далее - Порядок приема) поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме.
Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения.
Минобрнауки России сообщает, что в настоящее время подготовлен и находится на правовой экспертизе проект приказа "О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год", которым предусмотрено предоставление права образовательной организации высшего образования самостоятельно определять перечень индивидуальных достижений, за которые начисляются баллы, в том числе определять, начисляются ли баллы за наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта, а также за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием. Указанный проект приказа после подписания будет направлен в Минюст России для государственной регистрации и вступит в силу после официального опубликования.
В соответствии с положениями раздела IV Порядка приема индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" (наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта) и "б" (наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием) учитываются в обязательном порядке с начислением баллов.
Индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "в" (осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет)), "г" (участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности) и "д" (выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения)) учитываются по усмотрению образовательной организации.
Минобрнауки России рекомендует:
1. В целях организации учета индивидуальных достижений поступающих распорядительным актом образовательной организации в рамках приемной комиссии создать специальную подкомиссию по учету индивидуальных достижений поступающих, к функционалу которой отнести оценивание индивидуальных достижений поступающих и начисление баллов за них.
2. Разработать и утвердить локальный акт организации, устанавливающий порядок учета индивидуальных достижений (далее - Порядок учета индивидуальных достижений).
3. В порядке учета индивидуальных достижений рекомендуется указывать количество баллов, начисляемых за наличие каждого из индивидуальных достижений.
4. В порядке учета индивидуальных достижений рекомендуется указывать перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также количество баллов и категории лиц, индивидуальные достижения которых учитываются при приеме на обучение с начислением баллов (победители, призеры, лауреаты, участники и т.д.).
При определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, Минобрнауки России рекомендует дифференцировать количество начисляемых баллов в зависимости от этапов проведения и уровня олимпиад, конкурсов и мероприятий и их профильности по отношению к направлению подготовки или специальности, на которую поступает абитуриент.
Также Минобрнауки России рекомендует при определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, учитывать кроме олимпиад, конкурсов и мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, осуществляющей прием, межвузовские, региональные и иные олимпиады, конкурсы и мероприятия.
5. С учетом особого внимания к развитию волонтерского движения образовательные организации высшего образования по своему усмотрению могут учитывать осуществление волонтерской "добровольческой" деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четырех лет). Рекомендуется учитывать осуществление волонтерской деятельности для лиц, являющихся членами волонтерских организаций.
6. В случае, если образовательная организация высшего образования учитывает в качестве индивидуального достижения поступающего итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения), рекомендуется разработать и утвердить распорядительным актом образовательной организации порядок и критерии оценивания итогового сочинения. При разработке критериев оценивания итогового сочинения рекомендуется использовать критерии, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и направленные в образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3761/05), Ассоциацию негосударственных вузов России (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3760/05), в федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3762/05).
7. Рекомендуется при определении перечня индивидуальных достижений, представляемых поступающим, учитываемых образовательной организацией с начислением баллов, принимать во внимание этапность внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Комплекс ГТО).
Первый этап - организационно-экспериментальный (май 2014 г. - декабрь 2015 г.) предусматривает внедрение Комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций в 12 субъектах Российской Федерации.
В рамках этапа предусматривается апробация комплекса ГТО, проведение зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций, а также реализация организационных мероприятий, включая создание электронной базы данных и интернет-портала, создание и материально-техническое оснащение центров тестирования во всех субъектах Российской Федерации, создание системы обучения кадров, а также информационно-пропагандистское, научное и методическое обеспечение.
Второй этап (2016 год) - внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в 12 субъектах Российской Федерации.
Третий этап (2017 год) - повсеместное внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения Российской Федерации.
Таким образом, с учетом того, что в настоящее время не сформирована база данных о лицах, сдающих Комплекс ГТО, а также то, что повсеместное внедрение Комплекса ГТО намечено с 2017 года, рекомендуем образовательным организациям высшего образования в случае учета при приеме на обучение наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", начислять не более 1 балла.
Минобрнауки России рекомендует образовательным организациям высшего образования при необходимости и с учетом настоящих методических рекомендаций внести уточняющую информацию в правила приема, разработанные образовательной организацией.
8. В соответствии с пунктом 46 Порядка приема при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" - "г", и не более 10 баллов за индивидуальное достижение, указанное в подпункте "д". Таким образом, если сумма баллов, начисленных за представленные абитуриентом индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" - "г", превышает 10 баллов, абитуриенту выставляется максимальная сумма баллов - 10.
9. Рекомендуем при ранжировании конкурсных списков указывать сумму баллов и количество баллов, начисленных за каждое из представленных индивидуальных достижений.
10. Рекомендуется Порядок учета индивидуальных достижений разместить на сайте вуза в доступном для абитуриентов разделе.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления