"Методические рекомендации по созданию сети кружков Национальной технологической инициативы в общеобразовательных организациях" (утв. Минпросвещения России 28.08.2020)
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е.ГРИБОВ
28 августа 2020 г.
ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ КРУЖКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Основные положения и понятия
Методические рекомендации разработаны в рамках исполнения подпункта "д" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10 апреля 2020 года N Пр-647, на основании опыта реализации "дорожной карты" Национальной технологической инициативы "Кружковое движение" с целью формирования в России сообщества технологических энтузиастов, способных обеспечить технологическое лидерство России по направлениям Национальной технологической инициативы, посредством создания и функционирования сети кружков Национальной технологической инициативы на базе общеобразовательных организаций.
Кружки Национальной технологической инициативы (далее - "Кружки НТИ") создаются для знакомства обучающихся общеобразовательных организаций с ключевыми направлениями развития интеллектуальных и технологических рынков в различных отраслях экономики. Функционирование кружков содействует профессиональной ориентации обучающихся и формированию у них навыков решения практических задач, соответствующих направлениям Национальной технологической инициативы.
Решение о создании "Кружка НТИ" является компетенцией общеобразовательной организации. При создании "Кружка НТИ" возможно использование настоящих методических рекомендаций.
Решение о создании "Кружка НТИ" является компетенцией общеобразовательной организации. При создании "Кружка НТИ" возможно использование настоящих методических рекомендаций.
"Кружки НТИ" могут создаваться на базе общеобразовательных организаций в целях:
1) повышения уровня функциональной грамотности и компетентности обучающихся общеобразовательных организаций в технологической сфере;
2) вовлечения школьников в освоение новых технологий, их знакомство с перспективными направлениями научно-технологического развития, современными формами занятости ученых и инженеров, формирования осознанного выбора своего профессионального и жизненного пути в сфере новых технологий, в том числе посредством участия в Национальной технологической олимпиаде НТИ/Олимпиаде Национальной технологической и инициативы Кружкового движения;
3) профориентации школьников посредством погружения в профессиональную деятельность вместе с наставниками, носителями профессиональных компетенций, для освоения навыка выбора профессии, определения ориентиров при формировании образовательной и карьерной траектории, в том числе выбора уровня образования и организации для последующего продолжения образования;
4) создания условий для появления молодежных технологических команд, реализующих проекты по тематикам Национальной технологической инициативы.
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей":
3. Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
4. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
5. Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего образования";
6. Распоряжения Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";
7. Распоряжения Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. N Р-154 "Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ";
8. Приказа Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
9. Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн.
В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:
Кружок НТИ - детско-взрослое объединение, созданное на базе общеобразовательной организации, деятельность которого может разворачиваться как в формате образовательной программы (основной или дополнительной), так и в иных формах (клуба по интересам, сообщества энтузиастов, проектной команды, технологического стартапа), имеющее целью решение Национальной технологической инициативы, участники которого входят в Кружковое движение НТИ.
Кружковое движение НТИ - это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, построенное на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов. Деятельность сообщества регулируется планом мероприятий ("дорожной картой") "Кружковое движение НТИ", утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. N 3.
Ассоциация участников технологических кружков (Ассоциация кружков) - некоммерческая организация, выполняющая функции инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ:
обеспечивает поддержку и развитие "Кружков НТИ" в общеобразовательных организациях;
осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение технологического кружка на базе общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации, в том числе разработку примеров, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественно-научной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений технологических кружков;
разрабатывает функциональные и инфраструктурные требования средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ.
2. Порядок создания "Кружка НТИ" на базе
общеобразовательной организации
"Кружок НТИ" на базе общеобразовательной организации может действовать в одном из следующих форматов:
1. Кружок как объединение по интересам в рамках программ дополнительного образования, реализуемых общеобразовательной организацией ("Образовательная программа НТИ"),
2. Кружок как объединение по интересам в рамках дополнительной образовательной программы общеобразовательной организации, реализуемой в сетевой форме ("Образовательная сеть НТИ").
3. Кружок как объединение по интересам в рамках внеурочной деятельности общеобразовательной организации ("Урок НТИ"),
4. Кружок как объединение по интересам в рамках программы воспитания и социализации обучающихся ("Команда НТИ").
5. Кружок как направление проектно-ориентированной деятельности общеобразовательной организации в рамках основной образовательной программы ("Школа НТИ").
Общеобразовательной организации для создания "Кружка НТИ" рекомендуется следующее:
1. Утвердить формат организации кружка технической направленности на базе общеобразовательной организации для детей в возрасте от 10 до 18 лет по направлениям НТИ (аэронет, автонет, маринет, нейронет, хелснет, фуднет, энерджинет, техиет, сэйфнет и пр.) в соответствии с имеющимися у общеобразовательной организации кадровыми и материально-техническими ресурсами (далее - программа).
Указанный формат может реализовываться в рамках:
основной общеобразовательной программы (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
дополнительного образования детей (часть 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"):
иных формах (клуба по интересам, сообщества энтузиастов, проектной команды, технологического стартапа).
Разработанные программы могут быть реализованы общеобразовательной организацией самостоятельно и (или) в сетевой форме при участии представителей работодателей и общественно-деловых объединений, наставников из числа представителей Ассоциации кружков, иных заинтересованных лиц.
2. Обучающиеся "Кружка НТИ" могут принимать участие в Национальной технологической олимпиаде/Олимпиаде Национальной технологической инициативы Кружкового движения и других мероприятиях, организуемых Ассоциацией кружков.
3. Утвержденные общеобразовательной организацией образовательные программы технической направленности в рамках "Кружка НТИ" рекомендуется направлять в адрес Ассоциации кружков.
Реализация образовательных программ "Кружка НТИ" осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
К реализации дополнительных общеобразовательных программ также допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых технологическим кружком, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования, направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно.
Нормативное, организационное, ресурсное обеспечение создания и поддержания деятельности "Кружка НТИ" относится к компетенции образовательной организации. Финансирование реализации образовательных программ в рамках деятельности "Кружка НТИ" обеспечивается за счет средств, предусмотренных государственным (муниципальным заданием) или внебюджетных (платных образовательных услуг).
При планировании реализации программ технологического "Кружка НТИ" в случае отсутствия у общеобразовательной организации необходимого оборудования, средств обучения и воспитания рекомендуется организовать образовательную деятельность в сетевой форме с привлечением ресурсов детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум", центров цифрового образования "IT-куб", центров "Дом научной коллаборации" и прочих организаций, деятельность которых направлена на развитие технического творчества обучающихся.
3. Роль органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования, органов местного
самоуправления и Ассоциации кружков в создании
и развитии сети "Кружков НТИ"
Ассоциация кружков при необходимости и запросе общеобразовательной организации осуществляет методическую и консультационную поддержку педагогических и руководящих работников, при необходимости проводит обучающие мероприятия (мастер-классы, семинары, вебинары, конференции и пр.), а также формирует и координирует сеть "Кружков НТИ", созданных на базе общеобразовательных организаций.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя общеобразовательных организаций, рекомендуется оказывать содействие в создании и функционировании сети технологических кружков ("Кружков НТИ") на базе общеобразовательных организаций через комплекс мер, которые могут включать:
1. Утверждение планов мероприятий ("дорожных карт") по реализации сети "Кружков НТИ" на базе общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации.
2. Формирование совместно с организациями реального сектора экономики или других профессиональных сфер, соответствующих направлениям НТИ, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, системы материально-технической и организационной поддержки кружков НТИ на базе общеобразовательных организаций.
3. Возможность оказания содействия в организациях сетевой формы реализации образовательных программ общеобразовательных организаций с привлечением ресурсов детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум", Домов научной коллаборации, центров "Точка роста", технологических компаний и корпораций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам.
Результатом создания сети "Кружков НТИ" на базе общеобразовательных организаций является выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей к научно-техническому творчеству, обеспечение условий для профессиональной ориентации обучающихся, создание сообщества обучающихся и педагогических работников, активно вовлеченных в проекты Кружкового движения (Олимпиада Кружкового движения НТИ, проектные школы и хакатоны "Территории практик будущего". Международный фестиваль идей и технологий "Rukami", Академия наставников и др.).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления