"Методические рекомендации по порядку рассмотрения должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях" (утв. Минобороны России 17.06.2019)
Статс-секретарем -
заместителем Министра обороны
Российской Федерации
17 июня 2019 года
ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ
ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" и методических рекомендаций "Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции", одобренных 25 сентября 2012 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Методические рекомендации определяют порядок приема, учета, рассмотрения, разрешения и контроля должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях <*>.
--------------------------------
<*> К обращениям о возможных коррупционных правонарушениях следует относить обращения, в которых приводятся конкретные факты злоупотребления служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями (незаконного изъятия денежных средств командирами (начальниками), вымогательства денежных средств за совершение действий и оказание услуг), коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе эти же деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица.
РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ | |||
Обращения граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - обращения), поступившие из Управления Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приемной Министра обороны Российской Федерации) (далее - УРОГ МО РФ) регистрируются: | |||
в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации; | |||
в книге учета обращений (предложений, заявлений или жалоб) в форме электронных документов согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555, (далее - Инструкция). В ОВУ, оснащенных системой автоматизированной обработки обращения граждан (далее - САООГ), - в САООГ (без регистрации в книге учета обращений в форме электронных документов); | |||
в Журнале регистрации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), который ведется подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений | |||
Обращения подлежат обязательному рассмотрению в установленный срок. | В течение 30 дней со дня регистрации. О продлении срока сообщается в течение 3 календарных дней с момента принятия такого решения | ||
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о продлении срока рассмотрения исполнитель сообщает в УРОГ МО РФ (при поступлении обращения через УРОГ МО РФ) | |||
Обращения о возможных коррупционных правонарушениях, поступившие в УРОГ МО РФ, направляются в установленном порядке по САООГ (с поручением по установленному образцу, Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) одновременно: | ОПКИП (ГУК МО РФ), ГВПУ ВС РФ | ||
в ОВУ, воинскую часть или организацию, для рассмотрения и подготовки ответа заявителю; | |||
в ГУК МО РФ (через отдел (профилактики коррупционных и иных правонарушений (далее - ОПКИП), для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции; | |||
в Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ГВПУ ВС РФ), для контроля реализации в войсках (силах) мероприятий по противодействию фактам неправомерного изъятия командирами (начальниками) у военнослужащих и других подчиненных денежных средств | |||
Обращения, поступившие в ОВУ, воинские части, организации напрямую (не из УРОГ МО РФ), также регистрируются в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части, в книге учета обращений (предложений, заявлений или жалоб) в форме электронных документов. В ОВУ, оснащенных САООГ, - в САООГ (без регистрации в книге учета обращений в форме электронных документов); | Регистрируются в течение 3 дней с момента поступления обращения, общий срок рассмотрения - 30 дней | ||
в Журнале регистрации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях и направляются должностному лицу ОВУ, для рассмотрения и подготовки ответа, и в группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОВУ для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции | |||
В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких воинских частей или должностных лиц, копии обращений направляются в соответствующие воинские части и должностным лицам. При этом срок его рассмотрения исчисляется со дня регистрации в УРОГ МО РФ или со дня регистрации в ОВУ при поступлении обращения напрямую в ОВУ | |||
При необходимости получения дополнительной информации исполнитель может направить запрос в воинскую часть или должностному лицу. По направленному запросу воинская часть или должностное лицо предоставляет исполнителю соответствующие документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения и подготовки ответа заявителю | |||
ОТВЕТЫ НА ОБРАЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ | |||
Исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости запрашивает у заявителя дополнительные документы и материалы. | ОПКИП (ГУК МО РФ), руководители ОВУ, воинских частей, организаций | ||
Ответ заявителю по существу вопросов, поставленных в обращении, должен содержать информацию о результатах проведенных мероприятий, принятых мерах и о подтверждении или опровержении фактов коррупции | |||
По решению руководителя органа военного управления, воинской части, организации по указанным в обращении фактам коррупции проводятся проверки и разбирательства. При проведении таких проверок (разбирательств) руководствоваться в работе следует Методическими рекомендациями по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 29 декабря 2011 г. | |||
В случае подтверждения фактов коррупции материалы рассмотрения обращения направляются в органы прокуратуры. Кроме того, при наличии оснований могут проводиться проверочные мероприятия в отношении подчиненных должностных лиц, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065. ГУК МО РФ (ОПКИП) обеспечивает проведение таких проверок, либо проводит такие проверки в отношении государственных служащих и работников по номенклатуре Министра обороны Российской Федерации и его заместителей | |||
Проект ответа заявителю и материалы проверки направляются в ГУК МО РФ (через ОПКИП) для согласования. | Не позднее 20-го календарного дня с момента первичной регистрации обращения в МО РФ | ОПКИП (ГУК МО РФ), руководители ОВУ, воинских частей, организаций, группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений ОВУ, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений | |
Проект ответа заявителю и материалы проверки по обращениям, поступившим в ОВУ, воинские части, организации напрямую, направляются на согласование в группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОВУ. | |||
После согласования ответа обращение подписывается командиром (начальником) или уполномоченным на то лицом, которому обращение было направлено для рассмотрения, и направляется заявителю | |||
Копия ответа заявителю на обращение, поступившее из УРОГ МО РФ, направляется в ГУК МО РФ (через ОПКИП). | Не позднее, чем за 5 дней до окончания срока рассмотрения обращения | ||
Копия ответа заявителю на обращение, поступившее в ОВУ напрямую, направляется в группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОВУ | |||
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении | |||
В случае, если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый (электронный адрес) ответ на обращение не дается. | |||
Материалы проверки, на обращения поступившие из УРОГ МО РФ, направляются в ГУК МО РФ на согласование. | |||
Материалы проверки, на обращения поступившие в ОВУ напрямую, направляются на согласование в группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОВУ. | |||
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит рассмотрению | |||
Обращение не направляется для рассмотрения в орган военного управления или должностному лицу решение или действие (бездействие) которого является предметом обращения | |||
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения | |||
По результатам рассмотрения обращения исполнитель направляет доклад в УРОГ МО РФ (с приложением копии согласованного с ГУК МО РФ (ОПКИП) проекта ответа заявителю) для снятия обращения с контроля по САООГ (или в письменной форме, если ОВУ не оснащен САООГ). | Руководители ОВУ, воинских частей, организаций ОПКИП (ГУК МО РФ) | ||
По результатам рассмотрения обращения, поступившим в ОВУ напрямую, исполнитель направляет доклад ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ для снятия обращения с контроля (с приложением копии ответа заявителю, согласованного с группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОВУ) в письменной форме и (или) по САООГ | |||
КОНТРОЛЬ, ОТЧЕТНОСТЬ, АНАЛИЗ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ | |||
Контроль за рассмотренными обращениями по установленным срокам выполнения осуществляется УРОГ МО РФ. | |||
Контроль за рассмотрением обращений, поступившим в ОВУ напрямую, осуществляет ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ | |||
Контроль за правильностью проведения проверочных мероприятий должностными лицами ОВУ, воинских частей, организаций по возможным фактам коррупции осуществляется ГУК МО РФ (ОПКИП). | ОПКИП (ГУК МО РФ), группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений ОВУ, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений | ||
По обращениям, поступившим в ОВУ, воинские части организации напрямую, контроль осуществляется группами по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений ОВУ | |||
По результатам рассмотрения обращений граждан составляется статистический отчет об итогах рассмотрения обращений граждан, в том числе по обращениям о возможных коррупционных правонарушениях | |||
Статистические отчеты представляются каждым ОВУ по подчиненности | |||
Обобщенные статистические отчеты представляются главными командованиями видов, командованиями войсками военных округов, командованием Северного флота, командованиями родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления в УРОГ МО РФ | Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным | ||
В аналитические справки за квартал, представляемые в УРОГ МО РФ, включать сведения об обращениях граждан о возможных коррупционных правонарушениях | |||
Подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений ведут реестр государственных служащих и работников, в отношении которых были зарегистрированы обращения о возможных коррупционных правонарушениях и результатах их рассмотрения для принятия решения об их дальнейшем служебном предназначении (Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям) | (ГУК МО РФ), руководители ОВУ, воинских частей, организаций | ||
Информация из реестров представляется в ГУК МО РФ (ОПКИП) для обобщения (накопительным итогом) | |||
Информация из Журнала регистрации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях представляется в ГУК МО РФ (через ОПКИП) для обобщения, учета и анализа | |||
Анализ рассмотрения поступивших обращений по возможным фактам коррупционных правонарушений проводится ГУК МО РФ (ОПКИП) | (ГУК МО РФ) | ||
Информация о количестве обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях, поступивших в ОВУ, воинские части и организации ВС РФ для рассмотрения и требующих согласования проекта ответа (по возможным фактам коррупции) с ГУК МО РФ направляется в УРОГ МО РФ для сверки | Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным | (ГУК МО РФ) |
к Методическим рекомендациям (п. 1)
регистрации обращений граждан о возможных
коррупционных правонарушениях
___________________________________________________________
(наименование органа военного управления, воинской части)
Начат "__" _____________ 20__ г.
Окончен "__" ___________ 20__ г.
Кому и когда направлено на рассмотрение, исходящий N, Ф.И.О. исполнителя | |||||||||||||
к Методическим рекомендациям (п. 3)
к Методическим рекомендациям (п. 23)
государственных служащих и работников, в отношении
которых были зарегистрированы обращения о возможных
коррупционных правонарушениях
__________________________________________________________
(наименование органа военного управления, воинской части)
Начат "__" _____________ 20__ г.
Окончен "__" ___________ 20__ г.
Кому направлено на рассмотрение, Ф.И.О. исполнителя, должность | |||||||
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления