Законодательство РФ

"Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов МЧС России по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" (утв. МЧС России)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

МЧС РОССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ


1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов МЧС России по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее Методические рекомендации) определяют основные направления деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП).

1.2. Нормативную основу Методических рекомендаций составляют:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";

Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2010 N 554 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";

Регламент взаимодействия заинтересованных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 5063п-П9;

Приказ Минздравсоцразвития от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи";

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны";

Приказ МЧС России от 04.09.2007 N 474 "О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий";

Приказ МЧС России от 20.09.2011 N 525 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах";

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ";

Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 450 "Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций";

Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны";

Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах";

Приказ МЧС России от 26.10.2017 г. N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны";

Приказ МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера";

Приказ МЧС России от 27.06.2022 N 635 "Об утверждении Положения о профессиональной аварийно-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

ГОСТ Р 22.8.11-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Общие положения".

1.3. К основным направлениям деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в субъектах Российской Федерации, относятся:

организация межведомственного взаимодействия;

организация реагирования подразделений на ДТП и поддержание сил и средств в постоянной готовности;

организация подготовки личного состава подразделений по проведению аварийно-спасательных работ (далее - АСР) при ликвидации последствий ДТП;

ведение статистического учета реагирования подразделений на ДТП и информационных ресурсов в области системы спасения пострадавших в ДТП.


2. Организации межведомственного взаимодействия

2.1. Основными целями межведомственного взаимодействия являются:

2.1.1. Координация действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по ликвидации последствий ДТП.

2.1.2. Повышение оперативности и эффективности реагирования на ДТП, обеспечение оптимального применения сил и средств.


2.2. Основные задачи территориальных органов МЧС России по организации межведомственного взаимодействия.

2.2.1. Совместное участие в разработке документов организационного характера, касающихся вопросов безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП.

2.2.2. Организация и осуществление взаимного оперативного обмена информацией о ДТП, относящейся к компетенции субъектов взаимодействия.

Обмен информацией о зарегистрированных ДТП производится субъектами взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.3. Совместная разработка Плана прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации (далее - План прикрытия).

План прикрытия разрабатывается на основании Регламента взаимодействия заинтересованных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (утв. Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения) совместно представителями субъектов взаимодействия на региональном уровне и утверждается руководителями таких служб.

Субъект взаимодействия или иной орган управления, являющейся ответственным за разработку Плана прикрытия и координирующий работу по его актуализации, определяется региональной Комиссией по безопасности дорожного движения.

План прикрытия разрабатывается с учетом климатогеографических особенностей и ресурсной обеспеченности субъектов взаимодействия и отражает сил и средств, прикрывающих участки автомобильных дорог общего пользования, и определяет порядок взаимодействия и координации субъектов взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.

План прикрытия актуализируется не реже одного раза в год.

Копия Плана прикрытия в недельный срок после его утверждения направляется руководителю региональной Комиссии по безопасности дорожного движения для сведения и использования в работе.

Территориальный орган МЧС России принимает непосредственное участие в разработке Плана прикрытия в соответствии с компетенцией и направляет копию Плана прикрытия в Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - Центр ДТП) после его утверждения, а также при внесении изменений в План прикрытия и/или в его приложения.

2.2.4. Поддержание подведомственных сил и средств в постоянной готовности.

2.2.5. Организация и обеспечение незамедлительного информирования (оповещения) субъектов взаимодействия (в случае поступления вызова (сообщения о ДТП) по номеру вызова службы пожарной охраны "101", посредством иных технических средств, личного обращения в подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательной службы (формирования)) о произошедших ДТП:

в результате которых пострадали люди (погибли и (или) получили ранения различной степени тяжести), с указанием возможных рисков возникновения вторичных поражающих факторов (возникновение пожара, пролив и (или) выброс аварийно-химически опасных веществ в атмосферу, розлив горюче-смазочных материалов, обрыв и падение электрических проводов в зоне ДТП, наличие иного электросилового оборудования или иных факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан);

с угрозой или фактом возникновения чрезвычайной ситуации, взрыва;

с угрозой или фактом возникновения затора на автомобильной дороге федерального значения; с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях, при массовом ДТП (с участием 5 и более ТС), с указанием возможных рисков возникновения вторичных поражающих факторов.

2.2.6. Обеспечение своевременного реагирования на ДТП в соответствии с разработанными Планами прикрытия.

2.2.7. Оказание квалифицированной помощи пострадавшим в возможно короткие сроки в соответствии с компетенцией.

2.2.8. ликвидация последствий ДТП и предотвращение распространения вторичных поражающих факторов.

2.3. Участие представителей территориального органа МЧС России в рассмотрении вопросов взаимодействия при ликвидации последствий ДТП на совещаниях субъектов взаимодействия (в том числе совместных), на заседаниях комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности не реже одного раза в год с инициированием рассмотрения и реализации проблемных вопросов и иных инициатив, направленных на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП (при необходимости).

2.4. Подразделения территориального органа МЧС России принимают участие в отработке практических действий и навыков сил и средств субъектов взаимодействия, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, в ходе совместных (межведомственных) учений и тренировок, проводимых не реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды).

2.5. Территориальный орган МЧС России принимает участие в планировании и реализации федеральных, региональных и иных целевых программ в области повышения безопасности дорожного движения в части в пределах своей компетенции.


3. Организации реагирования подразделений на ДТП

и поддержание сил и средств в постоянной готовности

3.1. Организация реагирования подразделений на дорожно-транспортные происшествия включает:

организацию привлечения необходимых сил и средств для ликвидации последствий ДТП в пределах компетенции;

организацию тушения пожаров, проведения АСР, оказания первой помощи пострадавшим;

предотвращение распространения вторичных поражающих факторов в соответствии с компетенцией (информирование уполномоченного сотрудника органов внутренних дел о необходимости ограничения или прекращения дорожного движения, ограждения опасной зоны, локализации и (или) ликвидации утечки и разлива ГСМ).

3.1.1. Реагирование осуществляется на ДТП:

в результате которых пострадали люди (погибли и (или) получили ранения различной степени тяжести);

в результате которых возможны риски возникновения вторичных поражающих факторов (возникновение пожара, пролив и (или) выброс аварийно-химически опасных веществ в атмосферу, розлив горюче-смазочных материалов, обрыв и падение электрических проводов в зоне ДТП, наличие иного электросилового оборудования или иных факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан);

с угрозой или фактом возникновения чрезвычайной ситуации, взрыва;

с угрозой или фактом возникновения затора из автомобильной дороге федерального значения;

с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях, при массовом ДТП (с участием 5 и более ТС).

3.1.2. Порядок привлечения необходимых сил и средств для ликвидации последствий ДТП осуществляется в соответствии с организационно-распорядительными документами территориального органа МЧС России и документами предварительного планирования пожарно-спасательных гарнизонов.

3.1.3. Руководство проведением АСР и тушением пожара (при возникновении) на месте ДТП осуществляет старшее оперативное должностное лицо, находящееся непосредственно на месте ДТП, аттестованное на право проведения данных действий (видов работ) в установленном порядке.

3.1.3.1 Должностное лицо, осуществляющее руководство АСР и тушением пожара при ликвидации последствий ДТП обязано:

оценить обстановку на месте ДТП, организовать передачу необходимой информации в соответствующую диспетчерскую службу о месте и характере происшествия, наличии пострадавших людей, количества участников ДТП (количества пострадавших людей, а также поврежденных ТС с указанием их типа), угрозе жизни и здоровью участников ДТП, наличии вторичных поражающих факторов, задействованных силах и средствах и необходимости их наращивания для дальнейшей передачи поступившей информации от диспетчерской службы в систему - 112;

незамедлительно организовать мероприятия по спасению пострадавших в результате ДТП, организовать оказание им первой помощи, оказать содействие выездным бригадам скорой медицинской помощи при оказании ими скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, в том числе при осуществлении медицинской эвакуации;

организовать АСР (при необходимости), обеспечить безопасные условия их проведения.

3.1.3.2. АСР при ликвидации последствий ДТП проводятся с учетом:

первоочередности выполнения АСР по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов на личный состав и пострадавших, а также исключения действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов;

приоритетности АСР по обеспечению доступа к пострадавшим в результате ДТП, для оказания им первой помощи;

проведения демонтажа (удаления) соответствующих элементов поврежденного ТС вокруг пострадавшего для его безопасного извлечения в кратчайшие сроки;

необходимости проведения мероприятий по оказанию пострадавшим в результате ДТП скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи и осуществления медицинской эвакуации.

3.1.3.3. Немедленное извлечение пострадавшего в результате ДТП производится при наличии признаков угрозы его жизни и здоровью по решению должностного лица, осуществляющего руководство АСР, с учетом принципа оправданного риска.

3.1.4. Тушение пожаров, проведение АСР, оказание первой помощи пострадавшим при ликвидации последствий ДТП осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, ведомственными руководящими документами, инструкциями, регламентами, методическими рекомендациями субъектов взаимодействия, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП.

Проведение работ по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств может сопровождаться множеством факторов (климатогеографические и рельефные особенности местности, ресурсная обеспеченность подразделений, характер повреждений и разнообразие конструкций транспортных средств и пр.), влияющих на тактику и временные показатели проведения АСР.

При проведении АСР при ДТП необходимо применять базовую технологию (приложение 2), адаптируя ее к конкретной ситуации, исключив вероятность нанесения травмы личному составу, непосредственно выполняющему АСР, а также дополнительных травм пострадавшим.

3.1.5. При проведении АСР при ликвидации последствий ДТП должны соблюдаться правила по охране труда, а также инструкции по охране труда при работе с аварийно-спасательным инструментом. Ответственность за их соблюдением возлагается из старшее оперативное должностное лицо субъекта взаимодействия, находящееся непосредственно на месте ДТП, в части своих компетенций.

3.1.6. Специалисты психологической службы МЧС России привлекаются к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в ДТП при наличии критериев и в порядке, определяемыми нормативными правовыми актами МЧС России.


3.2. Поддержание сил и средств в постоянной готовности.

3.2.1. Техническая готовность сил и средств к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП достигается путем рационального планирования и распределения техники и оборудования, получаемых в рамках планов материально-технического обеспечения МЧС России; реализации федеральных, региональных, целевых и иных программ (проектов) в области повышения безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации; в рамках реализации протоколов между МЧС России и органом власти субъекта Российской Федерации и совместных планов развития материально-технической базы пожарных и спасательных подразделений.

3.2.2. Поддержание технической готовности технических средств и оборудования к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП достигается проведением контроля технического состояния и обеспечении готовности к использованию по предназначению.

3.2.3. В целях осуществления мониторинга оперативной обстановки путем патрулирования по установленным маршрутам и оперативного прибытия к месту вызова территориальные органы МЧС России создают (при необходимости) группы экстренного реагирования (далее - ГЭР).

3.2.3.1. В своей деятельности личный состав ГЭР руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

3.2.3.2. Маршруты патрулирования разрабатываются с учетом оперативной обстановки с ДТП и утверждаются руководителем территориального органа МЧС России (по решению руководителя территориального органа МЧС России могут утверждаться иным должностным лицом).

3.2.3.3. На должности личного состава ГЭР назначаются лица, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории и допуск к эксплуатации ТС, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, установленного образца.

3.2.3.4. Период эксплуатации высокоманевренных пожарно-спасательных транспортных средств, а также период постановки их на консервацию, определяется распорядительным документом территориального органа МЧС России, с учетом климатических особенностей субъекта Российской Федерации.

3.3. Аттестация подразделений и личного состава на право ведения аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В целях недопущения ситуаций, когда срок действия свидетельства об аттестации истек и оснований для получения нового нет (не выполнены необходимые условия), либо оно находится на стадии оформления, следует заблаговременно организовывать работу по проведению периодической аттестации личного состава и подразделений на право ведения АСР.

После получения свидетельства пожарно-спасательное подразделение (аварийно-спасательное формирование) получает право на ведение аварийно-спасательных работ и включается в План прикрытия.

3.4. В целях проведения контроля показателей и подведения итогов реагирования подразделений на ДТП вопросы совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП рассматриваются на коллегиях территориальных органов МЧС России с обеспечением реализации принятых решений.


4. Организации подготовки личного состава подразделений

к действиям по ликвидации последствий ДТП

4.1. Основными видами подготовки личного состава и подразделений к ликвидации последствий ДТП являются:

специальное первоначальное обучение;

боевая подготовка личного состава дежурных смен (караулов);

переподготовка и повышение квалификации;

мероприятия, направленные из практическую отработку действий подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

4.2. Специальное первоначальное обучение может проводиться на базе учебно-методических центров (учебных пунктов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, учебных заведениях МЧС России.

4.3. Боевая подготовка личного состава дежурных смен (караулов) осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России и планами профессиональной подготовки подразделений на год, в составе дежурных смен и караулов в период их дежурства или в составе подразделения во время проведения учебно-тренировочных сборов.

4.4. Переподготовка и повышение квалификации может осуществляться в учебно-тренировочных комплексах и центрах подготовки спасателей МЧС России, а также на базе иных учреждений и организаций, имеющих специальное разрешение (лицензию).

4.5. Мероприятия, направленные на практическую отработку действий по ликвидации последствий ДТП, могут проводить в формате учений, тренировок, соревнований.

4.5.1. Мероприятия, направленные на практическую отработку действий по ликвидации последствий ДТП, проводятся в целях:

повышения и совершенствования уровня профессиональной подготовки личного состава подразделений по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП;

совершенствования практических навыков личного состава подразделений по оказанию первой помощи гражданам, пострадавшим в результате ДТП;

повышение уровня межведомственного взаимодействия с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;

анализа и оценки подготовленности подразделений к действиям по ликвидации последствий ДТП;

подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП на различных уровнях;

обмена опытом, пропаганды приемов и способов спасания людей и оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

4.5.2. К организации и проведению мероприятий практического характера предъявляются следующие требования:

соответствие разрабатываемых для подготовки и проведения мероприятий документов и действий его участников требованиям директивных и нормативных документов по вопросам ликвидации последствий ДТП;

создание тактической обстановки по сценариям мероприятий, максимально приближенной к реально возможной;

исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения мероприятий ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу экономике и окружающей природной среде субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее мероприятия, ухудшению условий жизнедеятельности населения;

эффективное использование выделенных на подготовку и проведение мероприятий материальных и финансовых средств.

4.5.2. Планирование мероприятий, направленных на практическую отработку действий по ликвидации последствий ДТП, осуществляется заблаговременно.

4.5.2.1. Периодичность проведения мероприятий определяется органами управления, но не менее двух раз в год для учений с отработкой межведомственного взаимодействия (весенне-летний и осенне-зимний период) и одного раза в год для круга соревнований.

4.5.2.2. При планировании и подготовке мероприятий практического характера необходимо заблаговременно определить и согласовать состав сил и средств взаимодействующих экстренных служб, привлекаемый к участию в мероприятии. Необходимость привлечения подразделений указанных служб определяется исходя из планируемого масштаба мероприятия, его целей, отрабатываемых вопросов.

4.5.2. В целях подведения итогов и оценки достигнутых результатов, а также принятия необходимых мер для устранения выявленных недостатков после завершения учения проводится его разбор.

4.5.3. Соревнования по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП проводятся ежегодно во всех субъектах Российской Федерации с учетом требований Положения о проведении соревнований.

Положение о проведении соревнований утверждается распорядительным документом МЧС России и содержит требования, предъявляемыми к участникам соревнований, срокам и месту проведения соревнования, средствам имитации и обеспечения, порядку проведения соревнований и выступления команд, работы на дистанции, требования безопасности и критерии оценки выступления команд.


5. Ведение статистического учета реагирования подразделений

на ДТП и информационных ресурсов в области системы спасения

пострадавших в ДТП

5.1. Ведение статистического учета реагирования подразделений на ДТП в субъектах Российской Федерации является важным направлением деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения лиц, пострадавших в ДТП.

5.1.1. Порядок и требования к ведению статистического учета, а также перечень данных, подлежащих учету определяются организационно-распорядительными документами МЧС России.

5.1.2. Уполномоченное должностное лицо (лица), территориального органа МЧС России, ответственное за сбор и учет сведений, а также лицо (лица) его замещающие, назначается приказом территориального органа МЧС России.

5.2. Коэффициент реагирования подразделений на дорожно-транспортные происшествия (показатель доли участия подразделений в ликвидации последствий ДТП с пострадавшими) является одним из основных показателей деятельности территориальных органов МЧС России в области ликвидации последствий ДТП.

5.2.1. Порядок расчета коэффициента реагирования един для всех территориальных органов МЧС России.

5.2.2. При подсчете коэффициента реагирования учитываются показатели, определенные установленным порядком, и доведенные до всех территориальных органов МЧС России единовременно.

5.2.3. Коэффициент реагирования считается положительным, если показатель равен или выше 0.7. К учету принимается значение, зафиксированное Центром мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - Центр ДТП) по истечению сроков, установленных организационно-распорядительными документами МЧС России.

5.3. На территориальном уровне сбор и учет сведений о реагировании подразделений территориального пожарно-спасательного гарнизона на ДТП осуществляется территориальным органом МЧС России.

5.3.1. Учету подлежат сведения о каждом выезде на ДТП как подразделений МЧС России, так и подразделений иных форм подчинения, входящих в территориальный и местные пожарно-спасательные гарнизоны.

5.3.2. После возвращения в место постоянной дислокации должностное лицо, осуществляющее руководство АСР, или иное должностное лицо, назначенное руководителем АСР, заполняет карточку 1/ДТП.

После внесения всех необходимых данных карточка заверяется подписью должностного лица, ответственного за ее заполнение, с указанием даты и направляется уполномоченному должностному лицу территориального органа МЧС России, ответственному за сбор и учет сведений в информационной системе (порядок направления карточек 1/ДТП определяется территориальным органом МЧС России).

5.3.3. Карточка 1/ДТП может быть заполнена как в электронном виде, так и в письменном, при этом заверительная подпись ставится в письменном виде на распечатанной карточке.

5.3.4. Оригиналы заполненных карточек 1/ДТП хранятся в подразделении в печатном виде в течение 3 лет с момента заполнения.

5.3.5. Карточка 1/ДТП не должна содержать персональные данные субъектов взаимодействия при ликвидации последствий ДТП, участников ДТП и иных лиц.

5.3.6. Формы карточки 1/ДТП, приложений к карточке 1/ДТП, а также руководство по заполнению представлены в приложении 1.

5.4. Общее методическое руководство и контроль деятельности территориальных органов МЧС России в части полноты, качества и своевременности сбора, учета и представления информации реагирования подразделений на ДТП осуществляет Центр ДТП.

5.4.1. Требования Центра ДТП в области ведения статистического учета и представления информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП обусловливаются необходимостью контроля и мониторинга деятельности территориальных органов МЧС России и принимаются к исполнению.

5.5. В целях информационного обеспечения деятельности в области ликвидации последствий ДТП территориальные органы МЧС России организуют размещение информации о проведении практических мероприятий (тренировок, учений, соревнований, сведений о проводимых работах на месте ДТП и пр.) на официальных ресурсах в сети интернет, в средствах массовой информации, на каналах теле- и радиовещания.

5.5.1. Опубликованные сведения не должны содержать информации, находящейся в компетенции других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, и входящей в их официальные статистические данные.

5.6. Территориальные органы МЧС России могут организовывать (принимать участие) мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, снижение рисков возникновения ДТП и минимизацию их последствий, обучение действиям по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, в том числе во взаимодействии с общественными формированиями, объединениям и организациями, осуществляющими деятельность в указанной области.




Приложение 1

КАРТОЧКА 1/ДТП N _______

_____________________________________________

(наименование подразделения)


Рекомендации по заполнению карточки 1/ДТП

1. В графе "Карточка 1/ДТП N __" проставляется порядковый номер карточек 1/ДТП, заполняемых подразделением.

Порядковый номер проставляется в следующем формате: N 1-2023, где "1" - порядковый номер карточки, "2023" - календарный год.

2. В поле "наименование подразделения" указывается наименование подразделения, в котором заполняется карточка.


3. Блок информации о ДТП и сведения о реагировании на ДТП.

3.1

В данном блоке указываются фактические дата и время (по местному времени) возникновения ДТП, получения вызова подразделением, выезда спасателей, прибытия на место ДТП в соответствующих графах.

При этом: время получения вызова должно быть больше времени возникновения ДТП; время выезда подразделения должно быть больше времени получения вызова; время прибытия на место ДТП должно быть больше времени выезда спасателей.

3.2

В поле "Адрес места ДТП" указывается фактический адрес места ДТП. При совершении ДТП вне населенного пункта указывается муниципальное образование, наименование и километр дороги, на котором произошло ДТП.

При невозможности определения километра дороги указываются координаты.

В поле "Краткие сведения о ДТП" указываются краткие сведения о ДТП.

Поле "Краткие сведения о ДТП" не должно содержать персональные данные участников ДТП и иных лиц.

3.3

В блоке "Источник получения информации о ДТП" необходимо выбрать из какого источника поступила информации о ДТП в подразделение и поставить отметку в правом столбце.

3.4

В блоке "Возврат на маршруте следования (ложный выезд)" необходимо указать являлся ли выезд ложным или отмененным на маршруте следования и поставить отметку в соответствующей графе. Если "Да", то блоки "Информации о пострадавших, об оказании помощи пострадавшим", "Информации о привлечении санитарно-авиационной эвакуации". "Информации о привлечении сил и средств". "Информации о дополнительно привлекаемых подразделениях" (пункты 3.5 - 4.3, 6.1 - 8.2 настоящих рекомендаций) не заполняются, переходим к блокам "Информации о привлеченном подразделении, о выполненных работах" и "Примечание" (пункты 5.1 - 5.5, 9.1 настоящих рекомендаций).

3.5

В блоке "Тип автомобильной дороги" необходимо выбрать тип автомобильной дороги, на которой произошло ДТП и поставить отметку в правом столбце.

В графе "Километр" необходимо указать километр автомобильной дороги, на котором произошло ДТП. Данная графа обязательна для заполнения если "Тип автомобильной дороги" - "Автомобильная дорога федерального значения". При невозможности определения километра автодорог остальных типов в строке проставляется прочерк.

В графе "Наименование автомобильной дороги" указывается наименование автомобильной дороги. Данная графа обязательна для заполнения если "Тип автомобильной дороги" - "Автомобильная дорога федерального значения", наименование указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения". При отсутствии наименования автодорог остальных типов в графе проставляется прочерк.

3.6

В блоке "Вид ДТП" необходимо выбрать вид ДТП и поставить отметку в правом столбце. В случае если происшествие состояло из нескольких последовательных фаз, относящихся к различным видам ДТП, для определения его вида используется первичная фаза данного происшествия.

Например:

при съезде с автомобильной дороги транспортного средства с последующим его опрокидыванием и (или) наездом на препятствие данный вид происшествия определяется как "Съезд с дороги"; после столкновения на автомобильной дороге транспортных средств, одно из них совершило наезд на пешехода (или иного участника дорожного движения)" вследствие чего данное происшествие квалифицируется как "Столкновение".

3.7

В блоке "Вид ДТП (дополнительно)" необходимо выбрать вид места ДТП из представленного списка и поставить отметку в правом столбце. Если ДТП произошло вне представленного списка мест блок не заполняется.

3.8

В блоке "ДТП с опасными грузами" необходимо указать факт участия в ДТП автомобиля или иной техники, перевозящей опасный груз и поставить отметку. Если "Да", то заполняется блок "Класс опасности перевозимого груза" (пункт 3.9 настоящих рекомендаций). Если "Нет", то блок "Класс опасности перевозимого груза" (пункт 3.9 настоящих рекомендаций) не заполняется, необходимо перейти к блоку "Участники ДТП" (пункт 3.10 настоящих рекомендации).

3.9

В блоке "Класс опасности перевозимого груза" необходимо выбрать класс опасности перевозимого груза участвовавшего в ДТП автомобиля или иной техники и поставить отметку.

3.10

В блоке "Участники ДТП" необходимо выбрать вид транспортных средств - участников ДТП и указать их количество в столбце "Количество ТС" в числовом значении в соответствующей графе.

В столбце "Количество человек" необходимо указать количество человек, находившихся в ранее указанных транспортных средствах в числовом значении в соответствующей графе.


4. Блок информации о пострадавших, об оказании помощи пострадавшим.

4.1

В блоке "ДТП с пострадавшими" необходимо указать факт наличия в ДТП пострадавших (погибших и (или) получивших ранения различной степени тяжести). Если "Да", то заполняются блоки "Информация о пострадавших" и "Подробные сведения об оказании помощи пострадавшим (раненым)" (пункты 4.2 - 4.3 настоящих рекомендаций). Если "Нет", то блоки "Информация о пострадавших" и "Подробные сведения об оказании помощи пострадавшим (раненым)" (пункты 4.2 - 4.3 настоящих рекомендаций) не заполняются, необходимо перейти к блоку "Информация о подразделении" (пункт 5.1 настоящих рекомендаций).

4.2

В блоке "Информация о пострадавших" необходимо указать фактическое количество пострадавших в ДТП человек, в том числе детей в числовом значении.

В графе "Ранено, чел" указывается количество человек, получивших ранения различной степени тяжести.

В графе "Количество деблокированных раненых, чел" указывается количество человек, получивших ранения различной степени тяжести деблокированных личным составом подразделения (подразделений) из аварийных транспортных средств. Числовое значение в данной графе не может быть больше, чем значение графы "Ранено, чел".

В графе "Погибло, чел" указывается количество человек, погибших в результате ДТП.

В графе "Количество деблокированных погибших, чел" указывается количество человек, погибших в результате ДТП и впоследствии деблокированных личным составом подразделения (подразделений) из аварийных транспортных средств. Числовое значение в данной графе не может быть больше, чем значение графы "Погибло, чел".

В графе "Всего пострадало, чел" указывается количество человек, получивших ранения различной степени тяжести и погибших. Числовое значение в данной графе должно быть равно суммарным значениям граф "Ранено, чел" и "Погибло, чел".

В графе "Из них ранено детей, чел" указывается количество детей, получивших ранения различной степени тяжести. Числовое значение данной графы не может быть больше, чем значение графы "Ранено, чел".

В графе "Из них количество деблокированных раненых детей, чел" указывается количество детей, получивших ранения различной степени тяжести деблокированных личным составом из аварийных транспортных средств. Числовое значение данной графы не может быть больше, чем значение графы "Из них ранено детей, чел".

В графе "Из них погибло детей, чел" указывается количество детей, погибших в результате ДТП. Числовое значение данной графы не может быть больше, чем значение графы "Погибло, чел".

В графе "Из них количество деблокированных погибших детей, чел" указывается количество детей, погибших в результате ДТП и впоследствии деблокированных личным составом из аварийных транспортных средств.

Числовое значение данной графы не может быть больше, чем значение графы "Из них погибло детей, чел".

В графе "Из них пострадало детей, чел" указывается количество детей, получивших ранения различной степени тяжести и погибших. Числовое значение данной графы должно быть равно суммарным значениям граф "Из них ранено детей, чел" и "Из них погибло детей, чел".

4.3

В блоке "Подробные сведения об оказании помощи пострадавшим (раненым)" необходимо указать мероприятия по оказанию помощи пострадавшим, фактически проведенные личным составом подразделения, и поставить отметку в соответствующих графах.

Если мероприятия по оказанию помощи пострадавшим личным составом подразделения не проводились, то блок "Подробные сведения об оказании помощи пострадавшим (раненым)" не заполняется.

В столбце "Оказанная помощь" приведен перечень мероприятий, разделенный на 4 категории: "Спасенный", "Оказана первая помощь", "Оказание психологической помощи (сотрудником психологической службы)". "Оказание иной помощи".

Одному пострадавшему может быть проведено несколько мероприятий по оказанию помощи из перечня в столбце "Оказанная помощь".

В графе "Оказание психологической помощи (сотрудником психологической службы)" отметка ставится только при оказании психологической помощи аттестованным сотрудником психологической службы.

В графе "Оказание иной помощи" ставится отметка, если пострадавшему оказывалась помощь, не учтенная в перечне столбца "Оказанная помощь". При выборе "Оказание иной помощи" краткое описание выполненных мероприятий в обязательном порядке приводится в графе "Примечания" в конце карточки (пункт 9.1 настоящих рекомендаций).

Столбец "Пострадавшие (раненые)" рассчитан на внесение сведений о 10 пострадавших взрослых и 10 пострадавших детей.

Сведения об оказании помощи одному пострадавшему вносятся в один пронумерованный столбец ("1" - пострадавший N 1, "2" - пострадавший N 2 и т.д.).

Если количество пострадавших в ДТП, которым проводились мероприятия по оказанию помощи личным составом подразделения больше количества столбцов "Пострадавшие (раненые)", то сведения вносятся в соответствующее приложение к карточке 1/ДТП.

Общее количество заполненных столбцов в "Пострадавшие (раненые)" не может быть больше указанного значения в графе "Ранено, чел" блока "Информация о пострадавших" (пункт 4.2 настоящих рекомендаций).


5. Блок информации о привлеченном подразделении, о выполненных работах.

5.1

В блоке "Информация о подразделении" необходимо указать краткие сведения о привлеченном подразделении в числовом значении.

В графе "Расстояние до места происшествия, км" указывается фактическое расстояние от места постоянной дислокации подразделения (места получения вызова) до места ДТП.

В графе "Привлекалось личного состава, чел" указывается фактическое количество личного состава подразделения, принимавшего участие в ликвидации последствий ДТП.

В графе "Привлекалось техники, ед." указывается фактическое количество привлеченной техники подразделения, принимавшего участие в ликвидации последствий ДТП.

5.2

В блоке "Наименование привлекаемой техники" необходимо указать сведения о привлеченной для ликвидации последствий ДТП технике подразделения в числовом значении.

Сумма указанных единиц техники не может превышать значение, указанное в блоке "Информация о подразделении" в графе "Привлекалось техники, ед.".

5.3

В блоке "Класс привлекаемой техники" необходимо указать сведения о привлеченной для ликвидации последствий ДТП технике подразделения и поставить отметку.

В графе "Сокращенное наименование привлекаемой техники" необходимо указать технику, выбранную в блоке "Наименование привлекаемой техники" (пункт 5.2 настоящих рекомендаций). Если к ликвидации последствий ДТП привлекалось несколько единиц техники с одинаковым наименованием, то каждой единице присваивается порядковый номер ("АЦ 1", "АЦ 2").

В графах "Легкий", "Средний", "Тяжелый" необходимо поставить отметку в соответствии с фактическим классом привлеченной техники.

Сумма указанных единиц техники должна соответствовать сумме указанных единиц техники в блоке "Наименование привлекаемой техники".

5.4

В блоке "Срок эксплуатации привлекаемой техники" необходимо указать сведения о привлеченной для ликвидации последствий ДТП технике подразделения и поставить отметку.

В графе "Сокращенное наименование привлекаемой техники" необходимо указать технику, выбранную в блоке "Наименование привлекаемой техники" (пункт 5.2 настоящих рекомендаций). Если к ликвидации последствий ДТП привлекалось несколько единиц техники с одинаковым наименованием, то каждой единице присваивается порядковый номер ("АЦ 1", "АЦ 2").

В графах "До 5 лет", "От 5 до 10 лет", "Свыше 10 лет" необходимо поставить отметку в соответствии с фактическим возрастом привлеченной техники.

Сумма указанных единиц техники должна соответствовать сумме указанных единиц техники в блоке "Наименование привлекаемой техники".

5.5

В блоке "Регистрационный номер привлекаемой техники" необходимо указать сведения о привлеченной для ликвидации последствий ДТП техники подразделения и вписать регистрационный номер.

В графе "Сокращенное наименование привлекаемой техники" необходимо указать технику, выбранную в блоке "Наименование привлекаемой техники" (пункт 5.2 настоящих рекомендаций). Если к ликвидации последствий ДТП привлекалось несколько единиц техники с одинаковым наименованием, то каждой единице присваивается порядковый номер ("АЦ 1", "АЦ 2").

В правой графе необходимо указать регистрационный номер привлеченной техники.

Сумма указанных единиц техники должна соответствовать сумме указанных единиц техники в блоке "Наименование привлекаемой техники".

5.6

В блоке "Работы на месте ДТП" необходимо указать факт проведения работ подразделением на месте ДТП. Если "Да", то заполняются блоки "Проводимые работы" и "Краткое описание проводимых работ" (пункты 5.7 - 5.8 настоящих рекомендаций). Если "Нет", то блоки "Проводимые работы" и "Краткое описание проводимых работ" (пункты 5.7 - 5.8 настоящих рекомендаций) не заполняются, необходимо перейти к блоку "Проведение санитарно-авиационной эвакуации" (пункт 6.1 настоящих рекомендаций).

5.7