Законодательство РФ

"Методические рекомендации N МР-21.003. Ревизия 01. Порядок классификации и сертификации модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники" (утв. Росавиацией 05.06.2020)


Утверждаю

Заместитель руководителя

Федерального агентства

воздушного транспорта

А.А.НОВГОРОДОВ

05.06.2020

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

N МР-21.003

РЕВИЗИЯ 01

ПОРЯДОК

КЛАССИФИКАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ

КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Сокращение

Расшифровка

АТ

-

Авиационная техника

АП

-

Авиационные правила

ВС

-

Воздушное судно

ДСР

-

Дополнительные сертификационные работы

ДКХ

-

Декларация о конструкции и характеристиках

ИИ

-

Извещение об изменении

КИ

-

Комплектующее изделие

КДСТ

-

Карта данных сертификата типа

КТ

-

Классификационная таблица

МОС

-

Метод определения соответствия

МР

-

Методические рекомендации

НИ

-

Независимая инспекция

НЛГВ

-

Нормы летной годности вертолетов

НЛГС

-

Нормы летной годности самолетов

ПО

-

Программное обеспечение

РЛЭ

-

Руководство по летной эксплуатации

РЭ

-

Руководство по эксплуатации

СБ

-

Сертификационный базис

СГКИ

-

Свидетельство о годности комплектующего изделия

СТ

-

Сертификат типа

СТУ

-

Специальные технические условия

ТЗ

-

Техническое задание

ТУ

-

Технические условия

ЭД

-

Эксплуатационная документация


ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Федеральные авиационные правила "СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21", утверждены приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184.

2. Р4754А - Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем.

3. КТ-178С - Квалификационные требования Часть 178 "Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники".

4. КТ254 - Руководство по гарантии разработки бортовой электронной аппаратуры.

5. Методические рекомендации N МР-21.001 "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ" ревизия 01 и последующие.

6. Методические рекомендации N МР-21.002 "ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ" ревизия 01 и последующие.

7. АП-23 - Авиационные правила Часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов;

8. АП-25 - Авиационные правила Часть 25 Нормы летной годности самолетов транспортной категории;

9. АП-27 - Авиационные правила Часть 27 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории;

10. АП-29 - Авиационные правила Часть 29 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории.


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации N МР-21.003 - "Порядок классификации и одобрения модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники" (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела "D" Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1].

В данных МР представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации - Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники (далее - АТ) с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.

Подходы, описанные в настоящих МР, должны быть отражены в Инструкции Разработчика <1>, разрабатываемой согласно подпункту (b) пункта 21.91А ФАП-21 (далее - Инструкции).

--------------------------------

<1> Согласно Приложению 3 ФАП-21, Разработчик - юридическое лицо, имеющее сертификат разработчика.

В соответствии с ФАП-21 Инструкция подлежит утверждению Росавиацией. Процедуры, описанные в Инструкции, должны быть учтены Разработчиком во внутренних стандартах предприятия и организационных распорядительных документах о взаимодействии с предприятием-изготовителем и Независимой инспекцией на предприятии изготовителе. Рекомендуемое содержание Инструкции представлено в Приложении 1.

Приложение 1 содержит перечень разделов, которые должны найти свое отражение в Инструкции. При оформлении Инструкции необходимо сформировать таблицу соответствия по форме, представленной ниже. Таблица соответствия должна быть направлена вместе с Инструкцией на утверждение.

N Раздела Приложения А МР-21.003

N Раздела Инструкции

1

1.1

2

2.1

3

3.1

4

8.1

....

....

Положения настоящих МР могут быть использованы также:

- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом "E" ФАП-21 (Раздел E - Дополнительный сертификат типа), с учетом самостоятельных требований раздела "E";

- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом "O" ФАП-21, с учетом самостоятельных требований раздела "O" и МР-21.002 [6].

Данные МР размещены на официальном сайте Росавиации в разделе:

Главная -> Сертификация -> Сертификация типа -> Авиационная техника -> Законы, Авиационные правила, Рекомендательные документы -> Рекомендательные документы

или по ссылке:

https://favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zakony-pravila-dokumenty/?id=5499.

В настоящих МР выражения "Разработчик", "Разработчик типа АТ", "Держатель сертификата типа" равнозначны.

В настоящих МР выражения "Модификация типовой конструкции" и "Изменение типовой конструкции" равнозначны.

Современной тенденцией в создании изделий АТ является повышение уровня сложности и интеграции авиационных систем, что повышает вероятность наличия всякого рода ошибок еще на этапе разработки (н-р, задание некорректных или неполных требований к системе или компонентам системы), вызывающих или способствующих условиям возникновения отказа на этапе эксплуатации.

Зачастую сложность и высокая интеграция систем не позволяет подтвердить приемлемый уровень безопасности путем прямых испытаний. В этой связи возникает необходимость четкого структурирования и контроля процессов разработки, а учитывая скорость развития цифровых технологий, то процесс сертификации изделий АТ и их систем все больше будет смещаться в сторону сертификации процесса разработки.

С этой целью было разработано Руководство Р4754А "Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем" [2]. Руководство Р4754А является приемлемым методом оценки соответствия требованиям п. 23/25/27/29.1309 в части гарантии разработки. Следует отметить, что западные аналоги Руководства Р4754А уже широко применяются мировой авиационной промышленностью.

Рекомендуется ознакомиться с Руководством Р4754А всем участникам разработки и сертификации изделий АТ, систем и комплектующих изделий, обратив особое внимание на главу 6 Модификации воздушного судна и систем.


1 МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ

(пункт 21.90 ФАП-21)


1.1 Общие положения

Выдача сертификата типа на изделие АТ означает, что по результатам сертификационных работ установлена типовая конструкция изделия АТ и продемонстрировано ее соответствие требованиям сертификационного базиса.

В соответствии с п. 21.11 ФАП-21 типовая конструкция изделия АТ определяется конструкторской (в том числе эксплуатационной) документацией, необходимой для определения состава и характеристик данного изделия АТ для целей оценки летной годности любого выпущенного экземпляра АТ данного типа.

Информация о документах, определяющих типовую конструкцию изделия АТ, отражается в карте данных сертификата типа, которая является обязательным приложением к сертификату типа.

Начиная с момента выдачи сертификата типа изделия АТ, все модификации типовой конструкции должны быть классифицированы и одобрены (сертифицированы) в соответствии с разделом "D" ФАП-21.

Таким образом все модификации типовой конструкции изделия АТ, имеющей сертификат типа, Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, должны быть сертифицированы в соответствии положениями раздела "D" ФАП-21.

В системе управления конфигурацией изделий АТ Разработчика должно быть предусмотрено создание некого "атрибута" (идентификационный номер, номер модификации и т.п.) применительно к каждой модификации типовой конструкции изделия АТ (вне зависимости, является ли модификация главным изменением или второстепенным). Данный "атрибут" должен быть создан при инициации модификации и указываться на всех документах (сертификационных), связанных с конкретной модификацией.


1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ

Общий процесс сертификации модифицированных изделий АТ представлен на Рис. 1-1 и более подробно описан в последующих разделах настоящих МР.

Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ


2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ

(пункт 21.91А ФАП-21)


2.1 Инициация модификаций

Модификации типовой конструкции изделия АТ могут быть вызваны различными причинами, например:

- конструктивные, функциональные или технологические изменения элементов изделия, направленные на улучшение характеристик;

- требования (предложения) от эксплуатанта/заказчика/изготовителя/поставщика;

- необходимость модификации изделий из-за проблем, выявленных в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации;

- необходимость выполнения нетипового (не предусмотренного Руководством по ремонту - SRM) ремонта.

Результатами этапа инициации является принятое решение о выполнении модификации и соответствующее выданное задание ответственному подразделению(ям) (или исполнителю(ям)) Разработчика на выполнение модификации.


2.2 Классификация модификаций

В соответствии с положениями раздела "D" ФАП-21 модификации типовой конструкции разделяются (классифицируются) на главные изменения (см. раздел 3) и второстепенные изменения (см. раздел 4). Порядок действий по сертификации (одобрению) изделий АТ с внесенными модификациями в типовую конструкцию различается в зависимости от того, главное это изменение, или второстепенное.

Разработчику типа АТ после принятия решения о начале работ по модификации необходимо классифицировать планируемую модификацию типовой конструкции АТ. Для классификации модификации в качестве главного изменения или второстепенного изменения необходимо оценить степень влияния рассматриваемой модификации на летную годность и охрану окружающей среды.

Таким образом, основная задача этапа классификации - классификация модификации в качестве главного или второстепенного изменения типовой конструкции (см. Рис. 2-1).

Рис. 2-1. Классификация изменений


2.2.1 Критерии классификации модификации

В соответствии с п. 21.91A ФАП-21 модификации, которые оказывают существенное влияние на массу и центр массы, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, надежность, эксплуатационные характеристики, связанные с окружающей средой, классифицируются как главные изменения.

Ниже приведен краткий перечень критериев главных изменений:

- изменение ожидаемых условий эксплуатации (в том числе эксплуатационных ограничений, добавление новых спецификаций PBN) изделия АТ;

- изменение, которое может привести к существенным изменениям ограничений летной годности, установленных при сертификации изделия АТ и одобренных (утвержденных) Росавиацией;

- изменение сертификационного базиса (перевод из эквивалентного соответствия в прямое, введение новых пунктов в сертификационный базис);

- изменение, оказывающее существенное влияние на массу,

- изменение, оказывающее существенное влияние на положение центра масс;

- изменение, которое может привести к существенному изменению нагрузок и силовой схемы (в т.ч. изменение обводов и профилей внешних поверхностей);

- изменение, которое может отрицательно повлиять на ранее установленные при сертификации изделия АТ характеристики по шуму, выбросам топлива и эмиссии выхлопных газов;

- изменение, которое может оказать существенное влияние на работу экипажа (существенное увеличение нагрузки на экипаж, существенное изменение процедур работы экипажа);

- существенное изменение конструкции, технологии изготовления или материалов для ответственных, с точки зрения летной годности элементов конструкции изделия (в т.ч. критических <2> деталей);

--------------------------------

<2> Под термином "критические" в данном случае понимаются элементы, отказ которых может привести к аварийной (АП-23 [7], АП-25 [8]) или катастрофической (АП-23, АП-25, АП-27 [9], АП-29 [10]) ситуации ВС или опасному связанному с двигателем или винтом событию.

- изменение, влияющее на выполнение функции или изменение, которое вводит новую функцию, отказ которой может привести к катастрофической или аварийной ситуации;

- внедрение новых или необычных особенностей в конструкции изделия, которые могут потребовать переоценки сертификационных требований;

- изменение, которое может существенно повлиять на показатели надежности сертифицированного изделия АТ или его компонентов.

Разработчик, при необходимости, определяет дополнительные критерии, влияющие на летную годность, которые используются при классификации, и отражает их в Инструкции.

Примеры модификаций, которые могут быть отнесены к главным изменениям, приведены в Приложении 2.

В некоторых случаях модификации, подпадающие под главное изменение, в соответствии с вышеуказанными критериями, могут быть классифицированы как второстепенное изменение, если Разработчик покажет, что влияние модификации на летную годность несущественно или если Разработчик продемонстрирует, что аналогичная работа ранее неоднократно выполнялась должным образом. В таких случаях должно быть получено предварительное согласие Росавиации с классификацией изменения в качестве второстепенного на основании представленного Разработчиком обоснования.

При классификации необходимо учитывать возможное взаимное влияние различных модификаций (в том числе и ранее сертифицированных).

Разработчику необходимо разработать "Чек-лист" с перечислением критериев классификации и при выполнении классификации руководствоваться им. Данный "Чек-лист" должен быть представлен в Инструкции.


2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций

Результаты выполненной классификации Разработчиком должны быть отражены в соответствующих документах. Выбранный Разработчиком способ ведения записей и формы документов, содержащих информацию по классификации, определяются согласно внутренним документам (стандартам, процедурам и т.п.) Разработчика и приводятся в Инструкции.

Записи, отражаемые Разработчиком в документах по классификации, должны содержать следующую информацию:

- обозначение сертифицированного изделия (тип, модель), в рамках типовой конструкции которой проводится модификация;

- свидетельства выполнения процедуры классификации (например, заполненный "Чек-лист");

- результат классификации - второстепенное или главное изменение типовой конструкции;

- подписи ответственных лиц (см. раздел 6 настоящих МР).

Подробная информация по сертификации главных изменений содержится в разделе 3, второстепенные изменения сертифицируются держателем сертификата типа <3> (подпункт (a) пункта 21.91B ФАП-21), либо Росавиацией. Более подробная информация по сертификации второстепенных изменений представлена в разделе 4.

--------------------------------

<3> Согласно подпункту (a) пункта 21.91B ФАП-21 второстепенные изменения сертифицируются Разработчиком типа АТ в том случае, если в сертификате Разработчика типа АТ в разделе "Область действия" указано "Сертификация второстепенных изменений". В случае отсутствия таковой, сертификация второстепенных изменений осуществляется Росавиацией в соответствии с пунктами 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21.


3 СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

(пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21)


3.1 Общие положения

Если Разработчик по результатам классификации модификации оценил ее как главное изменение, то все последующие шаги по сертификации изделия АТ, с внесенным в типовую конструкцию изделия АТ главным изменением, должны проводиться в соответствии с положениями пп. 21.92, 21.93 и 21.94 ФАП-21.

В Инструкции должна быть изложена четкая последовательность действий всех ответственных подразделений Разработчика при взаимодействии с Росавиацией, Авиарегистром России и сертификационными центрами. Сертификацию главных изменений рекомендуется оформить отдельным разделом Инструкции.

В соответствии с п. 21.93 ФАП-21 срок действия заявки на получение одобрения главного изменения составляет 3 года. В случае если Разработчик (в рамках настоящих МР, он же Заявитель) не успел завершить работы в обозначенный срок, то ему необходимо направить официальный запрос на своем фирменном бланке с просьбой продлить срок действия заявки по аналогии с требованиями, изложенными в подпункте (h) пункта 21.15 ФАП-21. При этом датой подачи заявки будет считаться дата, перенесенная на срок, на который Разработчик запросил продление.

Пример:

Дата подачи Разработчиком заявки - 01.01.2020. Дата окончания действия заявки - 01.01.2023. Разработчик не успел завершить сертификационные работы до 01.01.2023 и направил официальный запрос на продление срока заявки на 1 год. Таким образом, новая дата подачи заявки - 01.01.2021, дата окончания действия заявки - 01.01.2024.


3.2 Основные этапы сертификации

Процесс сертификации типа АТ, с внесенным в его типовую конструкцию главным изменением, можно разбить на 4 этапа (см. Рис. 3-1).

Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений


3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки

Основной задачей Этапа 1 является инициация проекта по сертификации главного изменения на основании заявки Разработчика.

На Рис. 3-2 представлена последовательность работ на Этапе 1.

Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1


3.2.1.1 Направление заявки

Согласно п. 21.93 ФАП-21 держатель сертификата типа <4>, который вносит главное изменение в типовую конструкцию типа АТ, должен подать заявку в Росавиацию на получение Одобрения главного изменения (форма заявки МР-21.001-31 [5]).

--------------------------------

<4> В соответствии с п. 21.90 ФАП-21 раздел "D" применим к держателям сертификата типа, Аттестата о годности к эксплуатации, либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.

Бланк заявки можно скачать на сайте Росавиации: https://www.favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zayavki/.

Разработчику необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:

1. техническое описание главного изменения;

2. перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, соответствие которым должно быть установлено по результатам дополнительных сертификационных работ (с учетом положений раздела 3.3);

3. обоснование выбора требований норм летной годности и охраны окружающей среды, предусмотренные подпунктом (a) пункта 21.92 ФАП-21 (см. раздел 3.3);

4. программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.

Документы по п. 1 и п. 2 рекомендуется оформлять и направлять в виде соответствующих разделов/подразделов программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.


3.2.1.1.A.1 Формирование программы сертификационных работ

В соответствии с требованиями подпункта (2) пункта 21.93 ФАП-21 Разработчик вместе с заявкой представляет программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.

Основное содержание программы сертификационных работ приведено в подпункте (b) пункта 21.4 ФАП-21.

Для формирования программы сертификационных работ можно использовать типовую форму - МР-21.001-53 [5]. При этом разделы формы МР-21.001-53, которые являются избыточными для модификации типовой конструкции, могут не использоваться или быть изменены.

Программа сертификационных работ должна также содержать ссылку на документ по классификации модификации (либо иметь общий "атрибут" с модификацией, который должен быть указан во всех документах в рамках данной модификации).


Рекомендации по оформлению раздела "Техническое описание главного изменения" программы сертификационных работ.

Техническое описание главного изменения должно содержать:

- техническое описание модификации (состав модификации);

- информация о причинах и целях выполнения модификации;

- влияние модификации на функции и ограничения изделия в целом, влияние на смежные элементы узлов и систем изделия и их функции, в том числе изменения комплектующих изделий и их функций, оценка изменения программного обеспечения.

- информация по серийному номеру изделия, с которого планируется внедрение, информация по планируемой доработке изделий, находящихся в эксплуатации или ранее изготовленных и принятых НИ, но не "отгруженных" заказчику.

Объем приводимой в описании информации зависит от сложности модификации. Для некоторых (простых) изменений достаточно краткой информации, для других (комплексных, сложных изменений) более подробной.

Рекомендуется включать в описание модификации изображения и рисунки (в формате было/стало). Добавление графических поясняющих материалов существенно облегчает проработку рассматриваемого изменения и повышает объективность оценки и классификации изменения.

Раздел "Техническое описание главного изменения" программы сертификационных работ должен, помимо всего, содержать следующую информацию:

- Описание конфигурации изделия АТ, в которую вносится модификация (см. раздел 3.3.1);

- Информацию о ранее сертифицированных модификациях (главных изменениях, второстепенных изменениях и т.д.) или модификациях, находящихся в процессе сертификации, которые являются обязательными для установки заявляемой модификации (с указанием сервисных бюллетеней, где применимо).


3.2.1.1.A.2 Направление заявки в Росавиацию

Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:

1. В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.

2. В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:

Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 2,

Москва, 125993, Российская Федерация.


3.2.1.2 Рассмотрение заявки

Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) в соответствии с внутренней инструкцией.

При рассмотрении заявки оцениваются:

- правильность ее заполнения;

- наличие необходимых подписей;

- указание даты Заявки;

- комплектность документов;

- достаточность изложенной в документах информации;

- наличие у Разработчика действующего сертификата разработчика или заявки на получение сертификата разработчика при его отсутствии.

При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена с указанием причин, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.


3.2.1.3 Регистрация заявки

При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УСАТ вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией. Каждой заявке присваивается уникальный регистрационный номер, который в последующем используется при оформлении одобрительного документа Росавиации (дополнительную информацию см. в разделе 1 МР-21.001 [5]).

В связи с существенным документооборотом по заявкам, при направлении писем в Росавиацию, относящихся к конкретной заявке, рекомендуется в теме письма также указывать номер заявки.

Ниже представлен порядок присвоения номера заявки.

Номер заявки = Код заявки (первые 2 цифры) + Порядковый номер заявки в реестре заявок Росавиации.

Коды заявок:

- 01 - заявка на получение сертификата типа;

- 02 - заявка на получение одобрения главного изменения;

- 03 - заявка на получение дополнительного сертификата типа;

- 04 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия;

- 05 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия для установки на конкретный тип АТ;

- 06 - заявка на получение одобрения на установку;

- 07 - для внутреннего пользования;

- 08 - для внутреннего пользования;

- 09 - заявка на получение экспортного сертификата летной годности;

- 10 - для внутреннего пользования;

- 11 - для внутреннего пользования;

- 12 - заявка на получение главного изменения к свидетельству о годности комплектующего изделия;

- 13 - для внутреннего пользования.


3.2.1.4 Оформление Решения

Ответственный сотрудник УСАТ оформляет Решение на организацию и проведение сертификационных работ Авиарегистром России (форма МР-21.001-57 [5]).

В определенных случаях Росавиация принимает решение о проведение работ без оформления Решения, например:

- требуется корректировка карты данных сертификата типа (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными установленным порядком);

- требуется устранение ошибок в карте данных сертификата типа;

- требуется изменение реквизитов Разработчика.


3.2.1.5 Уведомление Разработчика

Ответственный сотрудник УСАТ оформляет письменное уведомление Разработчика о приеме заявки на официальном бланке Росавиации (форма МР-21.001-57 [5]). Уведомление содержит следующую информацию:

- Уведомление о принятии и регистрации заявки;

- Уведомление о присвоенном регистрационном номере заявки;

- Уведомление о направлении Решения о привлечении Авиарегистра России в Авиарегистр России (при необходимости, в этом случае копия письма направляется в Авиарегистр России);

- Уведомление о назначении сертификационных центров (при необходимости, в этом случае копия письма направляется в назначенные сертификационные центры);

- Уведомление о назначении ответственного специалиста Росавиации (при необходимости);

- Дополнительную информацию по организации работ (при необходимости).


3.2.1.6 Проведение ознакомительного совещания

После получения Разработчиком уведомления Росавиации о приеме заявки согласовывается дата проведения совместного с Разработчиком, Росавиацией и Авиарегистром России ознакомительного совещания (при необходимости).

Целями данного совещания являются:

- более детальное ознакомление с планируемой Разработчиком модификацией, объемами и видами сертификационных работ, сроками проведения работ и т.д. Разработчику рекомендуется подготовить информацию в формате презентации(ий);

- предварительная оценка необходимости привлечения тех или иных сертификационных центров (сформировать рабочие группы) к работе по заявке на основании представленных Разработчиком документов.


3.2.1.7 Формирование рабочих групп (привлечение сертификационных центров)

После получения решения Росавиации, Авиарегистр России оценивает объем, сроки сертификационных работ, необходимость привлечения сертификационных центров (формирования рабочих групп).

Авиарегистр России назначает ответственного сотрудника (координатора) по заявке. Ответственный сотрудник Авиарегистра России в соответствии с внутренними процедурами:

- определяет состав экспертов Авиарегистра России, которые будут участвовать в работах по заявке;

- организовывает рассмотрение материалов заявки;

- при необходимости запрашивает дополнительную информацию у Разработчика;

- ведет записи по рассматриваемым материалам по заявке и обеспечивает их структурированный контроль (реестры документов, протоколов совещаний и т.д.);

- оформляет письменное уведомление Разработчика и сертификационных центров о привлечении Авиарегистром России сертификационных центров по заявке (копия уведомления направляется в Росавиацию).

Авиарегистр России готовит предложения в Росавиацию по составу рабочих групп (в соответствии с Приложением 7) по рассматриваемой заявке с указанием ФИО и специализации предлагаемых экспертов Авиарегистра России и экспертов из состава аккредитованных Росавиацией сертификационных центров.

Привлекаемые участники рабочих групп должны иметь удостоверения эксперта-аудитора Росавиации. При этом зона специализации участника рабочей группы должна соответствовать тематике документации, которую данный эксперт будет рассматривать.

В рабочую группу в качестве координатора работ должен быть включен представитель Разработчика, ответственный за контроль статуса предоставляемых материалов со стороны Разработчика и оперативного взаимодействия Разработчика в рамках вопросов рабочей группы.

Для сложных комплексных модификаций определение рабочих групп может производиться на более поздних этапах, после того как будет определен объем сертификационных работ.


3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ

Основной задачей Этапа 2 является утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия, определение объема сертификационных работ, доказательной документации, необходимой для оформления Разработчиком, уровня вовлеченности экспертов рабочей группы и уточнение сроков сертификационных работ.

На Рис. 3-3 представлена последовательность работ на Этапе 2.

Рис. 3-3. Порядок работ на Этапе 2

На Этапе 2 рабочие группы совместно с Разработчиком должны тщательно изучить документы к заявке, представленные Разработчиком. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению Программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения. Результатом ее рассмотрения является согласованная с экспертами рабочей группы и утвержденная Росавиацией программа сертификационных работ.

В случае, если модификация изделия АТ затрагивает изменения в комплектующих изделиях (например, изменение программного обеспечения), установленных ранее, или устанавливаются новые комплектующие изделия, то программа сертификационных работ должна отражать необходимый объем работ по квалификации комплектующих изделий.

При необходимости внесения изменений в программу сертификационных работ по замечаниям экспертов рабочей группы, Разработчик должен вносить изменения в программу сертификационных работ, направленную в Росавиацию вместе с заявкой, посредством выпуска очередной ревизии с отметкой измененной части относительно предыдущей ревизии. Таким образом, должна соблюдаться четкая "прослеживаемость" изменений документа.

В случае участия нескольких экспертов рабочей группы в экспертизе, замечания должны направляться Разработчику в согласованном между экспертами виде и не противоречить друг другу.

В Программе сертификационных работ должна быть кратко представлена информация о планируемых Разработчиком сертификационных работах с указанием методов оценки соответствия (далее - МОС). Допускается указание МОС в виде ссылок на другие документы (рекомендательные циркуляры, методики и т.д.).

Степень вовлеченности экспертов рабочих групп может быть следующая:

- согласование программ испытаний и/или доказательной документации - (с.);

- непосредственное участие в испытаниях (или в дефектации по результатам испытаний) - (уч.);

- утверждение программ испытаний и/или доказательной документации Росавиацией - (утв.);

- не участвует (делегировано службе сертификации Разработчика, инженерным представителям и/или независимой инспекции Разработчика) - (-).

В случае проведения сложной комплексной модификации, затрагивающей разные системы изделия АТ, рекомендуется оформлять несколько программ сертификационных работ для каждой модифицируемой системы, либо объединять их по какому-либо принципу. При этом следует учитывать, что экспертиза одного "объемного" документа разными экспертами может занять более длительное время, нежели одновременная экспертиза нескольких, не зависящих друг от друга документов разными экспертами.

С целью оперативного рассмотрения и согласования документов к заявке, Разработчику рекомендуется организовывать рабочие совещания с экспертной рабочей группой с участием специалистов Разработчика. Такой подход является оптимальным с точки зрения сроков и выработки единого понимания Разработчика и экспертов рабочей группы.

При необходимости дополнения сертификационного базиса изделия АТ новыми требованиями в результате модификации данного изделия АТ (например, расширение ожидаемых условий эксплуатации или функционала) необходимо оформить очередную ревизию сертификационного базиса и утвердить ее в Росавиации в соответствии с подпунктом (e) пункта 21.94 ФАП-21. Допускается оформление дополнения к сертификационному базису типа АТ.

После утверждения Росавиацией программы сертификационных работ, последующие отступления от нее как со стороны Разработчика, так и со стороны экспертов рабочей группы должны проходить только по согласованию с Росавиацией.

Однако, необходимо исходить из того, что программа сертификационных работ является "живым" документом и может корректироваться по мере уточнения объема, состава, сроков проведения сертификационных работ и т.д.


3.2.3 Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ

Основной задачей Этапа 3 является проведение сертификационных работ и оформление доказательной документации в объеме утвержденной программы сертификационных работ с целью демонстрации соответствия требованиям сертификационного базиса изделия АТ с внесенным главным изменением типовой конструкции.

На Рис. 3-4 представлена последовательность работ на Этапе 3.

Рис. 3-4. Порядок работ на Этапе 3


3.2.3.1 Оформление программ сертификационных испытаний

Формально оформление программ сертификационных испытаний отнесено к Этапу 3, однако, с целью экономии времени Разработчик вправе приступить к их оформлению на более ранних этапах.

Оформленные Разработчиком программы сертификационных испытаний (стендовых, наземных и летных и т.д.) направляются в Авиарегистр России, копия сопроводительного письма Разработчика направляется в УСАТ. Ответственный сотрудник Авиарегистра России организовывает рассылку программ сертификационных испытаний в сертификационные центры, из числа которых сформированы рабочие группы. В обязанности сертификационных центров входит доведение необходимой для рассмотрения (экспертизы) документации Разработчика до назначенных в рабочие группы экспертов.

Программы рассматриваются экспертами рабочей группы, согласовываются и утверждаются в объеме утвержденной программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения на Этапе 2.

Результатом экспертизы является, как правило, согласованный экспертами рабочей группы в соответствующих разделах и руководителями сертификационных центров, из числа которых сформированы рабочие группы, на титульном листе документ.

С целью оперативного рассмотрения и согласования программ сертификационных испытаний, Разработчику рекомендуется организовывать рабочие совещания с привлечением специалистов Разработчика. Такой подход является оптимальным с точки зрения сроков и выработки единого понимания Разработчика и экспертов рабочей группы.

Допускается направление на рассмотрение Разработчиком программ сертификационных испытаний в электронном виде (формат ".pdf"). Оригиналы программ сертификационных испытаний должны быть представлены на согласование (экспертизу) и утверждение после устранения (при наличии) замечаний экспертов рабочих групп. При направлении программ сертификационных испытаний в электронном виде, текст программ должен быть разборчивым и легко читаемым.

При участии нескольких экспертов рабочей группы в экспертизе по смежным вопросам, замечания должны направляться Разработчику в согласованном между экспертами виде и не противоречить друг другу.

Изменения или дополнения программы сертификационных испытаний (стендовых, наземных и летных и т.д.) оформляются, как правило, аналогично основной программе.


3.2.3.2 Уведомление о соответствии объекта испытаний, предназначенного для испытаний <5>

--------------------------------

<5> В соответствии с требованиями подпункта (a)(22) пункта 21.243 ФАП-21 Руководство Разработчика должно содержать процедуру изготовления и управления конфигурацией опытных изделий, в том числе изготавливаемых силами сторонних организаций, а также процедуру разработки и оформления документов, удостоверяющих соответствие экземпляра изделия, предназначенного для проведения конкретного вида сертификационных работ.

В соответствии с подпунктом (a) пункта 21.9 ФАП-21 Разработчик до начала испытаний должен направить в УСАТ и Авиарегистр России уведомление о соответствии каждого экземпляра АТ, предназначенного для проведения сертификационных (квалификационных) испытаний конструкторской документации.

Таким образом, при планировании сертификационных испытаний (стендовых, наземных и летных и т.д.) Разработчик должен предусмотреть оформление документов, удостоверяющих соответствие объекта испытаний заявленной на сертификацию модификации типовой конструкции. Данное положение применимо как к агрегатам и компонентам типа АТ, так и к воздушному судну для проведения наземных и летных испытаний.

Для агрегатов и компонентов типа АТ допускается оформление документов, удостоверяющих соответствие объекта испытаний заявленной на сертификацию модификации типовой конструкции по форме, установленной стандартами Разработчика.

Для воздушного судна допускается оформлять Акт готовности экземпляров и их систем к проведению дополнительных сертификационных испытаний как указано в подпункте (3) пункта 21.23A ФАП-21. В случае, если на экземпляр воздушного судна, предназначенного для проведения сертификационных испытаний, ранее оформлялся Акт готовности, Разработчик может оформить дополнение к нему и указать информацию только в объеме заявленной модификации.

Акт готовности должен четко отражать конфигурацию изделия АТ, которое заявляется на сертификационные испытания. Если целью испытаний является оценка функций, выполняемых посредством блоков, содержащих ПО (н-р, комплектующие изделия с ПО), то в Акте готовности должны быть перечислены все оцениваемые блоки и их версии ПО.

Допускается отклонение объекта испытаний, предназначенного для проведения сертификационных испытаний от заявленной типовой конструкции. При этом Разработчик должен представить обоснование, что отклонение не влияет на проведение и результаты испытаний. Данная информация должна быть представлена в разделе "Объект испытаний" отчета/акта по результатам сертификационных испытаний либо в отдельном документе, на который должна быть ссылка в разделе "Объект испытаний" отчета/акта. Подобные отклонения рекомендуется согласовывать с экспертами до начала испытаний.


3.2.3.3 Проведение сертификационных работ

В соответствии с подпунктом (b) пункта 21.94 ФАП-21 целью дополнительных сертификационных работ является определение и подтверждение соответствия модифицированного изделия АТ и его эксплуатационной документации применимым требованиям, и установление его типовой конструкции и эксплуатационных ограничений.

Разработчику необходимо учитывать необходимость проведения стендовых испытаний на стендах или в лаборатории, имеющих документ об аттестации стенда (Акт об аттестации, Аттестат, Акт готовности или любой эквивалентный документ, оформленный установленным порядком), либо документ об аккредитации испытательной лаборатории.

Разработчик должен своевременно направлять в Авиарегистр России (с копией в Росавиацию) уведомления о начале проведения сертификационных испытаний. К уведомлениям необходимо прикладывать указанные выше документы.


Выявленные несоответствия

В случае выявления Разработчиком в ходе проведения сертификационных испытаний несоответствий применимым требованиям, Разработчик должен представить необходимые материалы, связанные с выявленными несоответствиями, разработать технические решения по устранению несоответствий, согласовать их с Авиарегистром России и экспертами рабочей группы и в последующем реализовать разработанные технические решения.

Если модификация изделия АТ затрагивает изменения в комплектующих изделиях (например, изменение программного обеспечения), установленных ранее, или устанавливаются новые комплектующие изделия, то Разработчику необходимо обеспечить контроль за проведением соответствующих работ своих "поставщиков". Более подробная информация по квалификации комплектующих изделий представлена в Методических рекомендациях МР-21.002 [6].

Описанное выше Разработчик должен отразить в Инструкции, включая необходимые формы документов. Допускается краткое изложение в Инструкции процедуры со ссылками на внутренние стандарты и т.п.


3.2.3.4 Оформление доказательных документов и эксплуатационной документации

Разработчику рекомендуется оформлять доказательные документы по мере завершения сертификационных работ (испытаний). Доказательные документы должны быть оформлены должным образом. В каждом доказательном документе должны четко отражаться:

- ФИО, должность того, кто разработал документ, его подпись, дата;

- ФИО, должность того, кто проверил (согласовал) документ, его подпись, дата;

- ФИО, должность того, кто утвердил документ, его подпись, дата.

При разработке отчетов (актов) сертификационных стендовых испытаний Разработчику необходимо предусмотреть обязательные приложения:

- Документ, удостоверяющий соответствие объекта испытаний заявленной на сертификацию типовой конструкции;

- Документ об аттестации стенда (либо эквивалентный документ) на котором проведены испытания, документ об аккредитации испытательной лаборатории.

Оформленные Разработчиком доказательные документы направляются в Авиарегистр России, копия сопроводительного письма Разработчика направляется в УСАТ. Ответственный сотрудник Авиарегистра России организовывает рассылку доказательных документов в сертификационные центры из числа которых сформированы рабочие группы. В обязанности сертификационных центров входит доведение необходимой для рассмотрения документации Разработчика до назначенных в рабочие группы экспертов.

Доказательные документы согласовываются и утверждаются в объеме утвержденной программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения на Этапе 2. Доказательные документы рекомендуется направлять на согласование (экспертизу) и утверждение по мере их готовности.

Результатом экспертизы является, как правило, согласованный экспертами рабочей группы в соответствующих разделах и руководителями сертификационных центров, из числа которых сформированы рабочие группы, на титульном листе документ.

Допускается направление Разработчиком доказательных документов в электронном виде (формат ".pdf"). Оригиналы доказательных документов должны быть представлены на согласование (экспертизу) и утверждение после устранения (при наличии) замечаний экспертов рабочих групп. При направлении доказательных документов в электронном виде, текст доказательных документов должен быть разборчивым и легко читаемым.

С целью оперативного рассмотрения и согласования доказательных документов, Разработчику рекомендуется организовывать рабочие совещания с привлечением специалистов Разработчика. Такой подход является оптимальным с точки зрения сроков и выработки единого понимания Разработчика и экспертов рабочей группы.

Согласно подпункту (d) пункта 21.94 Разработчик по завершении дополнительных сертификационных работ оформляет:

- Акт дополнительных сертификационных работ (сводный акт);

- Изменения/дополнения к эксплуатационной документации;

- Дополнение к контрольному перечню соответствия;

- Дополнение к техническим условиям.

Изменения/дополнения к эксплуатационной документации утверждаются в объеме п. 21.8 ФАП-21.

Разработчику необходимо убедиться в завершении квалификационных работ поставщиками Разработчика:

- для комплектующих изделий категории "А" - поставщик(и) выполнил(и) работы в необходимом объеме и представил(и) их в Авиарегистр России, Росавиацию. Получены соответствующие одобрительные документы;

- для комплектующих изделий категории "Б" - завершены все работы, оформлены одобрительные документы по форме и процедуре, установленной стандартами Разработчика.

При внесении в ранее оформленные перечни комплектующих изделий Разработчику также необходимо направить откорректированные перечни в Авиарегистр России и Росавиацию.


3.2.4 Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче одобрительного документа

Основной задачей Этапа 4 является оформление заключения Авиарегистром России по результатам сертификационных работ и принятие решения о выдаче одобрительного документа - одобрения главного изменения.

На Рис. 3-5 представлена последовательность работ на Этапе 4.

Рис. 3-5. Порядок работ на Этапе 4


3.2.4.1 Оформление заключения по результатам сертификационных работ

По получении полного комплекта согласованных документов от Разработчика, Авиарегистр России приступает к оформлению Заключения по форме МР-21.001-58 [5]. Заключение и необходимый комплект документов (доказательных, эксплуатационных и т.д.) направляется в УСАТ и Разработчику (только Заключение).

Разработчик на основании Заключения оформляет Представление по форме МР-21.001-51 [5]. Представление Разработчик направляет в УСАТ. К Представлению прилагается Уведомление Разработчика по форме МР-21.001-52 [5], согласованное с Независимой инспекцией в организации Разработчика о том, что конструкторская документация модифицированного изделия откорректирована по результатам дополнительных сертификационных работ, отражает модифицированную типовую конструкцию и пригодна для серийного производства экземпляров АТ данного типа.


3.2.4.2 Оформление Росавиацией одобрительного документа

После получения комплекта документов УСАТ выполняет проверку согласно внутренней инструкции:

- проверку комплектности полученных материалов на соответствие ФАП-21, наличие всех необходимых подписей;

- выборочную проверку учета в сертификационном базисе ранее зафиксированных замечаний;

- выборочную проверку соответствия структуры акта дополнительных сертификационных работ структуре сертификационного базиса (отражение в акте всех пунктов сертификационного базиса);

- проверку комплектности полученных материалов на соответствие акту дополнительных сертификационных работ;

- выборочную проверку конкретных документов, приложенных к отчету/акту, правильность их оформления и соответствие участников работ, подписавших документы, списку согласованных рабочих групп;

- выборочную проверку правильности формулировок в акте сертификационных работ;

- выборочную проверку эксплуатационной документации на предмет наличия зафиксированных в акте ограничений;

- выборочную проверку технических условий на наличие необходимой информации;

- проверку заключения Авиарегистра России и сделанных в нем выводов;

- проверку проекта карты данных сертификата типа на наличие необходимой информации и ограничений;

- оценку полноты проведенных работ.

По результатам рассмотрения представленных документов Росавиация может:

- запросить дополнительные материалы у Разработчика и/или Авиарегистра России;

- вернуть материалы на доработку в Авиарегистр России с пояснениями по выявленным замечаниям;

- вернуть материалы на доработку Разработчику с пояснениями по выявленным замечаниям;

- организовать совещание по выявленным проблемным вопросам.

Если все условия выполнены, ответственный сотрудник УСАТ готовит к подписанию проект одобрительного документа и очередную ревизию карты данных сертификата типа [5].

После подписания одобрительных документов Разработчику передаются официальным письмом утвержденные документы и одобрительный документ в соответствии с заявкой. Карта данных сертификата типа размещается на официальном сайте Росавиации в разделе:

Главная -> Сертификация -> Сертификация типа -> Авиационная техника -> Одобрительные документы.

После направления письма Разработчику проект "закрывается" в реестре Росавиации.


3.3 Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия

Согласно подпункту (b)(1) пункта 21.92 ФАП-21, при внесении в типовую конструкцию изделия АТ главного изменения, Разработчик должен продемонстрировать, что модифицированное изделие соответствует требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды, действующим на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения, за исключением случаев, указанных в подпункте (c) пункта 21.92 ФАП-21, когда главное изменение признано несущественным.

Для главных изменений, признанных несущественными, Разработчик применяет требования к летной годности и охране окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение сертификата типа, т.е. требования сертификационного базиса (дополнительно см. раздел 3.3.7.2). Разработчик также может применить требования к летной годности и охраны окружающей среды, вступившие в силу после даты подачи заявки на получение сертификата типа.

Процесс формирования сертификационного базиса модифицированного изделия АТ представлен на Рис. 3-6.

Для формирования сертификационного базиса модифицированного изделия АТ Разработчик должен выполнить все шаги данного процесса и провести необходимые оценки на каждом его шаге.

Одним из нововведений ФАП-21 является, как уже отмечено выше, классификация главных изменений на существенные и несущественные главные изменения. Разработчику рекомендуется отнестись к выполнению этого процесса с особым вниманием, так как сертификационной базис модифицированного изделия АТ может значительным образом отличаться в зависимости от результата классификации главного изменения, что, в свою очередь, может сказаться на объеме и сроках сертификационных работ.

Процесс классификации главных изменений на существенные и несущественные является частью процесса классификации модификаций типовой конструкции и должен быть отражен в Инструкции.

Оформленные результаты выполнения данного процесса являются обоснованием выбора требований норм летной годности и охраны окружающей среды, предусмотренным подпунктом (a) пункта 21.92 ФАП-21.

Основной задачей применения п. 21.92 ФАП-21 является непрерывное повышение уровня безопасности полетов изделий АТ при внесении модификаций посредством применения более современных норм летной годности и охраны окружающей среды.

Важно учитывать, что применение норм летной годности и охраны окружающей среды, действующих на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения, влечет за собой необходимость применения всех сопутствующих требований (н-р, квалификационных требований для квалификации компонентов или комплектующих изделий), связанных с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды.

Пример:

На воздушное судно получен сертификат типа. При сертификации данного воздушного судна применялись квалификационные требования для квалификации комплектующих изделий - KT-160D (Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования. Требования, нормы и методы испытаний) и KT-178B (Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники).

Разработчик планирует модифицировать сертифицированное воздушное судно, например, модифицировать ряд "авионических систем". Модификация определена как существенное главное изменение, следовательно, применимы требования норм летной годности и охраны окружающей среды на момент подачи заявки в Росавиацию. Как сказано выше, необходимо применять все сопутствующие требования, к которым, в том числе относятся квалификационные требования. Допустим, что на дату подачи заявки на одобрение главного изменения действуют вышеупомянутые требования в очередной ревизии - KT-160G и KT-178C. Следовательно, в части модификации, признанной существенным главным изменением, Разработчик должен применить стандарты KT-160G и KT-178C и распространить требования этих стандартов на своих поставщиков.

Рис. 3-6. Процесс формирования сертификационного базиса

модифицированного изделия АТ


3.3.1 Определение объема модификаций


3.3.1.1 Определение типовой конструкции, в которую вносится модификация

Прежде чем приступать к описанию модификации типовой конструкции изделия АТ должна быть определена типовая конструкция изделия АТ, в которую вносится модификация (и ее сертификационный базис).

Для целей настоящих МР вводится понятие "Базовая типовая конструкция". Под этим понятием подразумевается сертифицированная на момент подачи заявки на одобрение главного изменения конфигурация изделия АТ, в которую вносится модификация.

Согласно п. 21.12 ФАП-21 Заявитель получает сертификат типа, если:

- выполнены процедуры ФАП-21;

- определена типовая конструкция изделия АТ;

- продемонстрировано соответствие типовой конструкции изделия АТ требованиям сертификационного базиса.

Базовая типовая конструкция может представлять собой

- одну возможную сертифицированную конфигурацию изделия АТ;

- конфигурацию изделия АТ, с внесенными модификациями (второстепенными изменениями, главными изменениями, дополнительными сертификатами типа) в типовую конструкцию, определенную при первичной сертификации (т.е. на момент получения сертификата типа).

При этом не требуется присваивать новое название модели для модифицированного изделия АТ. Международная практика показывает, что существуют модификации изделий АТ, значительно отличающиеся друг от друга, с одним и тем же названием модели изделия АТ, и есть модификации с минимальными различиями, которые имеют разные названия моделей. Как правило, присвоение наименования модели основано исключительно на бизнес-решении Разработчика.


3.3.1.2 Описание модификации

На данном этапе достаточно выполнить описание модификации на уровне изделия АТ - описание верхнего уровня, без указания подробных технических деталей (н-р, увеличение тяги или мощности, увеличение длины фюзеляжа, конвертация самолета из пассажирского в грузовой вариант). Описание верхнего уровня позволяет представить основную цель планируемой модификации.


3.3.2 Модификация является "Значительной"

В соответствии с требованиями п. 21.19 ФАП-21 при внесении модификаций в типовую конструкцию, требующих проведения новой сертификации, такая сертификация заканчивается выдачей нового сертификата типа.

Модификация является значительной если требуется значительная переоценка соответствия требований сертификационного базиса модифицируемого изделия АТ, например, значительные изменения конструкции типа АТ, мощности, тяги или массы. При этом ранее применимые допущения, модели (н-р, математические), методология и т.д. не могут быть применены для модифицированного изделия АТ. Сертификация такого главного изменения проводится с учетом положений раздела "B" ФАП-21.

В случае если модификация определена как значительная, Разработчик должен направить заявку на получение нового сертификата типа, если модификация не является значительной, необходимо перейти к следующему шагу.

Примеры значительных модификаций приведены в Приложении 8.


3.3.3 Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или более поздних для всей заявляемой модификации

Разработчик может применить требования норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки или более поздние, вне зависимости от результата классификации. В этом случае не требуется дальнейшего выполнения процесса классификации главного изменения. Разработчик переходит к шагу в разделе 3.3.6. При этом необходимо применять все сопутствующие требования (н-р, квалификационные требования для квалификации компонентов и/или комплектующих изделий), связанные с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды для модификации.

Если применение требований норм летной годности и охраны окружающей среды, действующих на дату подачи заявки или более поздних, не планируется, то необходимо перейти к следующему шагу.


3.3.4 Распределение модификаций на группы: "связанные" и "самостоятельные"

На данном этапе необходимо модификации распределить на группы связанных и несвязанных между собой (самостоятельных). Связанные модификации не могут существовать друг без друга и/или зависимы друг от друга и/или если одна модификация является обязательной для внесения другой модификации.

Например, требование по увеличению пассажировместимости самолета может потребовать увеличение длины фюзеляжа, что в свою очередь приведет к увеличению массы самолета и тяги двигателей. Перечисленные выше модификации являются связанными между собой с целью увеличения пассажировместимости (см. Рис. 3-7). Если обратиться к Рис. 3-7, то можно увидеть выражение "Область, затронутая модификацией" и "Область, не затронутая модификацией". Их введение в процесс формирования сертификационного базиса модифицированного изделия крайне важен. По своей сути модификации могут быть конструктивными изменениями типовой конструкции изделия АТ и изменениями функциональных характеристик изделия АТ. Примерами конструктивных изменений являются модификации конструкции изделия АТ, модификации систем, компонентов или комплектующих изделий, включая изменение программного обеспечения. Примерами функциональных характеристик являются летно-технические характеристики воздушного судна, характеристики управляемости воздушного судна, аэроупругие характеристики, подтвержденное количество эвакуировавшихся людей при демонстрации соответствия требованиям норм летной годности ("показатель аварийной эвакуации"), несущая способность конструкции, свойство конструкции, которое обеспечивает выживаемость в случае аварии воздушного судна и т.п. Конструктивные изменения типовой конструкции изделия АТ вкупе с частью (частями) конструкции изделия АТ, функциональные характеристики которой претерпели изменения, являются областью, затронутой модификацией. Дополнительная информация по данному вопросу представлена в разделе 3.3.6.

Другим примером является модификация внутрикабинного пространства с целью создания "стеклянной" кабины. Данная модификация может быть не связана с увеличением пассажировместимости, а может внедряться исключительно с целью обновления "авионики". В таком случае данная модификация может быть рассмотрена как самостоятельная. Пример распределения представлен на рисунке ниже.

Рис. 3-7. Распределение модификаций на группы

После распределения модификаций на группы "связанных" и "самостоятельных" модификаций необходимо перейти к следующему шагу.


3.3.5 Группа модификаций является "Существенным" главным изменением

Разработчику до подачи заявки в Росавиацию на получение одобрения главного изменения необходимо провести классификацию главных изменений на существенные и несущественные.

После того как модификации распределены на группы связанные и самостоятельные (см. предыдущий шаг) необходимо каждую группу модификаций оценить является ли она (группа модификаций) существенным главным изменением.

Модификация (группа модификаций) является существенным главным изменением, если выполняется одно из нижеперечисленных условий:

1. Модификация, при которой изменяется общая конфигурация изделия АТ (существенное изменение конфигурации изделия АТ).

Изменения конфигурации изделия АТ являются принципиальными отличиями модифицированной типовой конструкции от базовой (н-р, ЛТХ, ВПХ, взаимозаменяемость основных компонентов изделия АТ и т.д.).

Как правило, но не обязательно, для подобных модификаций Разработчик назначает новую модель изделия АТ.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8.

2. Модификация, при которой изменяются принципы изготовления (существенное изменение принципов изготовления изделия АТ).

Замена материала и/или методов изготовления основных компонентов изделия АТ, которая влияет на общие эксплуатационные характеристики изделия и/или прочностные показатели и требует обширных повторных исследований для демонстрации соответствия - это тот случай, когда существенно меняются принципы производства.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8,

3. Модификация, при которой допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, не действительны.

Изменения конструкции изделия, которые делают недействительными допущения, принятые при сертификации базовой типовой конструкции. Примерами таких изменений являются:

- переход от негерметичного к герметичному фюзеляжу воздушного судна;

- переход от самолета наземного базирования к самолету-амфибии, и

- расширения эксплуатационного диапазона (расширение за предел диапазона, на который спроектировано изделие АТ).

Примечание:

Доведение изделия АТ до заложенных при проектировании характеристик обычно не является существенным главным изменением. В таких случаях допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, остаются действующими.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8.

Как отмечено выше, в Приложении 8 приведены таблицы с примерами значительных, существенных и несущественных главных изменений для разных категорий изделий АТ: самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и воздушных винтов, которые могут использоваться для классификации наряду с вышеперечисленными критериями.

Таким образом, если группа модификаций (связанных или самостоятельных) является:

- Существенным главным изменением (подпункт (b)(1) пункта 21.92 ФАП-21):

Разработчик должен продемонстрировать, что модифицированное изделие АТ соответствует требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды, действующим на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения.

Требования норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения, должны применяться ко всем частям конструкции изделия АТ, ко всем системам, компонентам, комплектующим изделиям, затронутым модификацией.

В некоторых случаях Росавиация может потребовать применения требований, вступивших в силу после даты подачи заявки на одобрение главного изменения:

- Если Разработчик принял решение применить требования норм летной годности и охраны окружающей среды, вступившие в силу после даты подачи заявки на получение одобрения главного изменения. При этом Разработчик должен применять все сопутствующие требования (н-р, квалификационные требования для квалификации компонентов или комплектующих изделий), связанные с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды;

- Если Разработчик не успел завершить сертификационные работы в установленный ФАП-21 срок (пункт 21.93) и запросил продление срока действия заявки (см. раздел 3.1).

- Несущественным главным изменением (подпункт (c) пункта 21.92 ФАП-21):

Разработчик может применять требования к летной годности и охране окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение сертификата типа, т.е. требования сертификационного базиса. При этом Разработчик может применить требования к летной годности и охраны окружающей среды, вступившие в силу после даты подачи заявки на получение сертификата типа. В этом случае необходимо применять все сопутствующие требования (н-р, квалификационные требования для квалификации компонентов и/или комплектующих изделий), связанные с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды.

Если при оценке модификации выяснится, что требования сертификационного базиса не учитывают все ее аспекты или в сертификационном базисе вообще отсутствуют требования, позволяющие оценить модификацию, то Разработчик должен применять более поздние требования норм летной годности и/или охраны окружающей среды, позволяющие оценить вносимую модификацию в полной мере.

Только в случае отсутствия "достаточных" требований в редакциях норм летной годности и/или охраны окружающей среды, позволяющих оценить модификацию, Разработчик оформляет специальные технические условия (далее - СТУ). Подобные модификации могут быть связаны с внесением "новаций" или с особенностями конструкции и т.п.


3.3.6 Формирование проекта сертификационного базиса


3.3.6.1 Общие положения

Как уже отмечалось выше, модификации могут быть как конструктивными изменениями, так и изменениями функциональных характеристик изделия АТ. При этом конструктивные изменения изделия АТ могут быть причиной изменения функциональных характеристик модифицируемого изделия.

Примерами конструктивных изменений являются модификации конструкции изделия АТ, модификации систем, компонентов или комплектующих изделий, включая изменение программного обеспечения.

Примерами функциональных характеристик являются летно-технические характеристики воздушного судна, характеристики управляемости воздушного судна, аэроупругие характеристики, подтвержденное количество эвакуировавшихся людей при демонстрации соответствия требованиям норм летной годности ("показатель аварийной эвакуации"), несущая способность конструкции и т.п.

При формировании сертификационного базиса модифицированного изделия для каждой группы (см. раздел 3.3.4) Разработчику необходимо определить все области, затронутые модификацией. Это означает не только необходимость перечисления конструктивных изменений и соответствующих требований норм летной годности и охраны окружающей среды, требующих переподтверждения, но и перечисления всех частей конструкции изделия АТ (систем, компонентов, комплектующих изделий), изменения функциональных характеристик которых произошло в результате внесения конструктивных изменений. Для этих частей конструкции также необходимо перечислить соответствующие требования норм летной годности и охраны окружающей среды, требующих переподтверждения.


3.3.6.2 Область, затронутая модификацией

Область, затронутая модификацией, это любая часть конструкции, система, компонент или комплектующее изделие, которые претерпели конструктивное изменение и/или изменены их функциональные характеристики (см. Рис. 3-8).

Для области, затронутой модификацией, применяются требования норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения. Например, добавление новых секций фюзеляжа самолета может повлиять на функциональные характеристика самолета, такие как ЛТХ и характеристики управляемости. В данном случае вопросы ЛТХ и характеристик управляемости являются областью, затронутой модификацией и также подлежат оценке на соответствие требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения.

В ряде случаев Разработчик может представить обоснование применимости требований норм летной годности и охраны окружающей среды, действовавших до даты подачи заявки на получение одобрения главного изменения (н-р, если применение требований на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения нецелесообразно, не приведет к повышению уровня безопасности полетов и т.п.). Например, добавление новых секций фюзеляжа самолета является существенным главным изменением. Установка новых рядов кресел и новых багажных полок в такой модификации приведет к изменению функциональных характеристик самолета таких, как подтвержденное количество эвакуировавшихся людей при демонстрации соответствия требованиям норм летной годности и, возможно, свойство конструкции, которое обеспечивает выживаемость в случае аварии воздушного судна. Изменения функциональных характеристик в данном случае является областью, затронутой модификацией. Ко всей модификации и к области, затронутой такой модификацией должны применяться требования норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения. Однако, применение требований на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения для новых рядов кресел и новых багажных полок нецелесообразно, так как на всю оставшуюся часть конструкции самолета (в данном случае речь идет об установленных креслах и багажных полках) применяются требования сертификационного базиса. В такой модификации на установку новых рядов кресел и новых багажных полок допускается применение требований сертификационного базиса.

Рис. 3-8. Модификация типовой конструкции


3.3.6.3 Область, не затронутая модификацией

Область, не затронутая модификацией, это оставшаяся часть конструкции, системы, компоненты и комплектующие изделие, которые не претерпели конструктивного изменения и не изменены их функциональные характеристики (см. Рис. 3-8).

Для области, не затронутой модификацией, остаются применимы требования сертификационного базиса.

Понятия "Область, затронутая модификацией" и "Область, не затронутая модификацией" являются не очевидными на первый взгляд, и их введение в процесс классификации модификаций является достаточно условным. Однако их применение позволит в полной мере учесть все необходимые требования при сертификации модифицированного изделия АТ, определить объем модификации, применимые требования, что в конечном итоге позволит "разумно" повысить уровень безопасности полетов.


3.3.6.4 Формирование перечня требований

Как уже отмечалось выше, Разработчик, согласно подпункту (a) пункта 21.92 ФАП-21 должен представить в Росавиацию материалы, обосновывающие выбор требований норм летной годности и охраны окружающей среды модифицированного изделия. Росавиация рассматривает представленные материалы и принимает решение о применении выбранных Разработчиком норм летной годности и охраны окружающей среды. Необходимо отметить, что Росавиация на этапе рассмотрения заявки и документов к заявке не оценивает достаточность выбранных Разработчиком требований, а лишь принимает решение с точки зрения применимых поправок норм летной годности и охраны окружающей среды. Оценка полноты требований проводится на последующих этапах.

Для принятия Росавиацией решения рекомендуется указать следующую информацию:

- Текущий сертификационный базис изделия АТ, в которую вносится модификация и поправки норм летной годности и/или окружающей среды, на основании которых сформирован сертификационный базис;

- поправки норм летной годности и/или окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения;

- предлагаемые поправки норм летной годности и/или окружающей среды для сертификации изделия АТ с внесенной модификацией;

- указать сопутствующие требования, связанные с предлагаемыми поправками норм летной годности и/или окружающей среды для сертификации изделия АТ с внесенной модификацией (н-р, квалификационные требования компонентов и комплектующих изделий);

- описание модификации и области, затронутой модификацией;

- проект сертификационного базиса модифицированного изделия (дополнительная информация представлена в разделе 3.3.7.3).


3.3.7 Дополнительная информация


3.3.7.1 Последовательное внесение ряда модификаций

В случае если Разработчик планирует выполнить ряд последовательных модификаций, которые связаны между собой и/или влияют друг на друга, при направлении заявки на первую модификацию необходимо в описании модификации это отразить. При описании модификации и ее классификации необходимо учитывать суммарный эффект от внесения ряда последовательных модификаций на конечный результат внедрения модификаций (н-р, поэтапное увеличение взлетного веса воздушного судна).


3.3.7.2 Модификация изделий АТ, типовая конструкция которых удостоверена Аттестатом о годности к эксплуатации, либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года

Сертификационный базис изделия АТ, типовая конструкция которого удостоверена Аттестатом о годности к эксплуатации, либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, может быть сформирован на основе норм летной годности самолетов или вертолетов (далее - НЛГС или НЛГВ) или более ранних норм. При внесении модификации в такие изделия АТ, в случае, если вносимая модификация признана несущественной, то, как отмечалось выше, к вносимой модификации (к модифицируемой и к затронутой модификацией частям конструкции) могут применяться требования сертификационного базиса, т.е. требования НЛГС или НЛГВ или более ранние.


3.3.7.3 Рекомендации по формированию сертификационного базиса модифицированного изделия

Ниже, в качестве примера, приводится процедура формирования сертификационного базиса модифицированного изделия, которая построена на принципах, описанных выше.

Рис. 3-9. Процедура формирования сертификационного базиса

модифицированного изделия


Конструктивные изменения

- Перечислить конструктивные изменения.

- Сформировать перечень применимых требований норм летной годности и охраны окружающей среды, требующих переподтверждения.

- Указать поправку требований на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения.

Пример:

Модификация заключается в установке законцовок крыла самолета и модификации предкрылка с целью увеличение характеристик. Составной частью модификации предкрылка является модификация электропривода предкрылка (конструкции кронштейна крепления электропривода к предкрылку без изменения электропитания самого привода). Необходимо сформировать перечень требований норм летной годности только в отношении привода предкрылка, включать требования в части электропитания не требуется (см. таблицу ниже).


Таблица 3-1

Конструктивное изменение

Применимые требования

Поправка сертификационного базиса

Поправка на дату подачи

Изменение конструкции привода предкрылка

25.xxx

25-aaa

25-ddd

25.yyy

25-bbb

25-eee

25.zzz

25-ccc

25-fff

Изменения функциональных характеристик

- Перечислить каждое изменение.

- Перечислить влияние изменений (н-р, на изменение нагрузок, ЛТХ, характеристики устойчивости, и т.д.).

- Перечислить части конструкции (системы, компоненты, комплектующие изделия и т.д.), подверженные этому влиянию. В данном случае это есть не что иное, как область, затронутая модификацией.

- Сформировать перечень применимых требований норм летной годности и охраны окружающей среды, требующих переподтверждения.

- Указать поправку требований на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения.

Пример:

Модификация заключается в установке законцовок крыла самолета и модификации предкрылка с целью увеличение характеристик.

Установка законцовок привела к увеличению момента в корне. Нагрузки в кессоне крыла увеличились, однако кессон крыла спроектирован таким образом, что запасы прочности с увеличенными нагрузками обеспечиваются. Таким образом, конструкция кессона крыла не изменяется, но изменяются функциональные характеристики кессона - передача увеличенных нагрузок. В таблицах ниже представлен пример процедуры формирования перечня применимых требований.


Таблица 3-2

Изменения

Влияние изменений

Область, затронутая модификацией

Установка законцовок крыла

Увеличение нагрузок в силовых элементах крыла

Лонжероны крыла

Обшивка

Влияние 2

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Влияние 3

Зона 4

Таблица 3-3

Область, затронутая модификацией

Применимые требования

Поправка сертификационного базиса

Поправка на дату подачи

Лонжерон крыла

25.xxx

25-aaa

25-ddd

25.yyy

25-bbb

25-eee

25.zzz

25-ccc

25-fff


Объединение перечней

Следующим шагом является объединение этих двух перечней. Поскольку модифицируется только часть изделия АТ, необходимо выполнить оценку соответствия самой модификации области, затронутой модификацией. Для области, не затронутой модификацией, не требуется подтверждения соответствия требованиям, действующим на дату подачи заявки (см. раздел 3.3.6.3).

Пример:

Если мы воспользуемся приведенными выше примерами для объединенного перечня конструктивных изменений привода и функциональных изменений кессона крыла, то сертификационный базис будет перечислен, как показано в Таблице ниже.


Таблица 3-4

Применимые требования

Поправка

Модификация + Область, затронутая модификацией

Поправка сертификационного базиса

Поправка на дату подачи

25.xxx

25-aaa

25-ddd

- Лонжерон крыла

- Электропривода предкрылка

- Нагрузки в крыле

25.yyy

25-bbb

25-eee

25.zzz

25-ccc

25-fff


3.3.7.4 Вспомогательные изменения

Для каждой модификации важно оценить ее влияние на изделие АТ в целом, на системы, компоненты и комплектующие изделия модифицируемого изделия АТ. Одна из основных задач на первых этапах это необходимость определения объема сертификационных работ, который позволит в полной мере провести оценку соответствия изделия АТ с внесенной в его типовую конструкцию модификацией требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды. Иными словами, при сертификации изделия АТ с внесенной в его типовую конструкцию модификацией важно определить объем доказательства соответствия, который (см. Рис. 3-10):

- останется применимым без изменений к модифицированному изделию;

- требует уточнения;

- требует полного переоформления.

При определении области, затронутой модификацией, может оказаться полезным определение вспомогательных изменений. Вспомогательное изменение - это конструктивное изменение и/или изменение функциональных характеристик, которое является следствием внесения в типовую конструкцию изделия АТ существенного главного изменения, единственной целью которого является восстановление функциональных характеристик изделия АТ (или его системы, компонента, комплектующего изделия и т.д.), а не их расширение:

- изменение, которое не было бы сделано само по себе (по причине того, что оно не расширяет функциональных характеристик, не имеет смысла, при внесении как самостоятельного изменения);

- изменение, которое не приводит к: (1) новым ограничениям или изменению существующих ограничений; (2) необходимости оформления нового летного руководства (руководства по летной эксплуатации) или инструкции по поддержанию летной годности (ICA) или необходимости их изменения; (3) необходимости оформления специального технического условия и/или эквивалентного соответствия.

К вспомогательному изменению могут применяться требования сертификационного базиса.

Примерами вспомогательных изменений являются:

- увеличение (уменьшение) или незначительное изменение прокладки жгутов, трубок и трубопроводов различных систем (н-р, вследствие увеличения длины фюзеляжа самолета);

- незначительное изменение программного обеспечения различных систем (без расширения функциональных характеристик) и т.д.