"Инструкция о консульской легализации" (утв. МИД СССР 06.07.1984)
Заместитель Министра
иностранных дел СССР
Н.С.РЫЖОВ
6 июля 1984 года
О КОНСУЛЬСКОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
1. Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания.
Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.
2. Функции по консульской легализации выполняют:
а) за границей - консульские учреждения СССР;
б) в СССР - Консульское управление Министерства иностранных дел СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик.
3. В соответствии со статьей 55 Консульского устава Союза ССР в консульских учреждениях СССР функция по легализации документов и актов возлагается на консулов СССР.
По поручению консула консульская легализация может осуществляться и другими консульскими должностными лицами.
Консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей.
4. Организации и учреждения СССР и союзных республик принимают к рассмотрению документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранного государства лишь при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством СССР или международным договором, участниками которого являются СССР или союзная республика и государство, от организаций и учреждений которого исходят документы и акты.
5. Легализация доверенностей на совершение всякого рода действий за границей от имени организаций и учреждений СССР, управомоченных совершать такие операции, а также других документов, связанных с деятельностью указанных организаций и учреждений, производится Консульским управлением МИД СССР и консульскими учреждениями СССР.
6. Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству СССР и союзных республик или могут по своему содержанию нанести вред интересам Советского государства или оформлены с нарушением инструкций, регламентирующих оформление документов, предназначенных для использования за границей, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
Не могут быть легализованы также подлинники и копии следующих документов: советских паспортов, документов о принадлежности к КПСС и ВЛКСМ, профсоюзных билетов, трудовых книжек, военных билетов, удостоверений личности, пенсионных книжек, характеристик, документов об образовании (внутрисоюзного образца), документов загс (внутрисоюзного образца), водительских прав, документов о принадлежности к сословиям и вероисповеданиям, о судимости после установления Советской власти или о реабилитации, о дореволюционных денежных вкладах, по дореволюционным имущественным отношениям, о владении имуществом на праве собственности после установления Советской власти, если такое имущество не может быть в настоящее время предметом собственности отдельных лиц.
Глава II. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ И АКТОВ
КОНСУЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СССР
7. Для осуществления легализации документов и актов консул должен иметь образцы подписей и печатей должностных лиц властей консульского округа, уполномоченных удостоверять документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государства пребывания.
8. В случаях, когда у консула возникает сомнение в том, действительно ли представленные к легализации документы и акты соответствуют законам государства пребывания, консул обращается за официальным разъяснением к властям консульского округа.
9. В случаях, когда в порядке истребования документов из СССР консулу поступили документы и акты, составленные в СССР, но не легализованные в Министерстве иностранных дел СССР, в дипломатических агентствах МИД СССР или министерствах иностранных дел союзных республик, и если по законам государства пребывания требуется легализация таких документов и актов, консул легализует их и передает заинтересованным лицам, организациям и учреждениям.
10. В случае поступления от отдельных граждан, организаций и учреждений на легализацию документов и актов, составленных на территории СССР, но не легализованных в Министерстве иностранных дел СССР, в дипломатических агентствах МИД СССР или министерствах иностранных дел союзных республик, консул должен направить такие документы и акты в соответствующее министерство иностранных дел союзной республики для определения их подлинности. При получении положительного ответа консул легализует такие документы и акты в общем порядке.
11. В необходимых случаях консул может легализовать документы и акты, предназначенные для действия на территории третьего государства.
Для того чтобы такой документ или акт был действительным на территории третьего государства, он должен быть легализован также в консульстве этого государства, находящемся в государстве пребывания консула СССР.
12. Истребуемые в государстве пребывания для советских граждан, организаций и учреждений документы и акты консул легализует в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
13. В соответствии с положением статьи 22 Консульского устава Союза ССР жалобы на действия консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений по вопросам легализации документов и актов рассматриваются в порядке подчиненности.
Глава III. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ И АКТОВ В СССР
14. Консульское управление МИД СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик легализуют документы и акты, исходящие от иностранных организаций и учреждений и легализованные иностранными дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями в СССР, в порядке, устанавливаемом Министерством иностранных дел СССР.
15. В случаях, когда документ или акт, исходящий от организаций и учреждений иностранного государства, не может быть легализован в порядке, установленном настоящей Инструкцией, Консульское управление МИД СССР вправе совершать на документе или акте особую отметку о том, что не встречается возражений к принятию официальными учреждениями Союза ССР к своему рассмотрению настоящего документа.
В этом случае признание юридической силы за такими документами и актами, по совокупности обстоятельств дела, лежит всецело на органах, их принимающих.
16. Консульское управление МИД СССР должно иметь образцы подписей и печатей должностных лиц, выполняющих обязанности по легализации документов и актов в иностранных дипломатических представительствах.
Дипломатические агентства МИД СССР, расположенные в пределах консульского округа, установленного для иностранного консульского учреждения, и министерства иностранных дел союзных республик, территории или часть территорий которых отнесены к консульскому округу иностранного консульского учреждения, должны иметь образцы подписей и печатей консульских должностных лиц этого консульского учреждения, выполняющих обязанности по легализации документов и актов.
17. Консульское управление МИД СССР легализует также документы и акты, исходящие от организаций и учреждений СССР и предназначенные для предъявления за границей.
18. Дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик легализуют документы и акты, исходящие от организаций и учреждений СССР и предназначенные для предъявления за границей, в порядке, устанавливаемом Министерством иностранных дел СССР.
19. Консульское управление МИД СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик должны иметь образцы подписей и печатей советских должностных лиц (руководителей отделов нотариата министерств юстиции союзных республик), уполномоченных на совершение действий по засвидетельствованию документов, подлежащих легализации.
20. Консульское управление МИД СССР отказывает в легализации доверенностей от имени граждан СССР на ведение имущественных и судебных дел за границей, если такие доверенности нотариально удостоверены без соблюдения требований пункта 185 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 31 января 1975 года и соответствующих пунктов инструкций других союзных республик о представлении разрешения Валютного управления Министерства финансов СССР.
Глава IV. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ЛЕГАЛИЗУЕМЫМ ДОКУМЕНТАМ И АКТАМ. СОВЕРШЕНИЕ
ЛЕГАЛИЗАЦИОННОЙ НАДПИСИ
21. Документы и акты, представляемые для легализации, должны быть написаны ясно и четко, а упомянутые в документе или акте суммы и числа, номера и сроки должны быть обозначены прописью. Подписи должностных лиц и оттиски печати должны быть отчетливыми.
Пробелы на документах и актах должны быть прочеркнуты. Поправки и приписки должны быть оговорены перед подписью лиц, подписавших документ, и повторены в легализационной надписи. Эти приписки и поправки должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем исправленное и зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном виде. Если поправки и приписки сделаны в легализационной надписи, то они оговариваются и подписываются только должностным лицом, совершающим легализацию.
22. В тех случаях, когда для легализационной надписи нет места, она совершается на отдельном листе, который подшивается к документу или акту и скрепляется с последним печатью и подписью лица, совершающего легализацию.
23. После того, как должностное лицо убедилось, что в соответствии с требованиями настоящей Инструкции документ или акт может быть легализован, на последнем делается надпись установленного образца.
24. Консульские учреждения ведут реестры по легализации документов и актов в соответствии с утвержденной формой.
25. За совершение в соответствии с настоящей Инструкцией действия по легализации документов и актов с заинтересованных физических и юридических лиц взимается консульский сбор, установленный Тарифом консульских сборов СССР, и суммы, израсходованные в связи с совершением этого действия.
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ СССР
ИМЕЕТ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ ОТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
1. В соответствии с международными договорами СССР об оказании правовой помощи на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы и акты, исходящие от организаций и учреждений следующих государств:
Алжирская Народная Демократическая Республика,
Венгерская Народная Республика,
Социалистическая Республика Вьетнам,
Германская Демократическая Республика,
Корейская Народно - Демократическая Республика,
Монгольская Народная Республика,
Социалистическая Республика Румыния,
Чехословацкая Социалистическая Республика,
Социалистическая Федеративная Республика Югославия.
2. В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными СССР с Грецией и Финляндией, документы, передаваемые в связи с оказанием правовой помощи, принимаются на территории СССР без легализации.
3. На основании соглашений между СССР и Республикой Куба на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы загс, об образовании и о трудовом стаже, а также приговоры судов, судебные поручения и другие юридические документы, исходящие от прокуратуры, судов и административных органов Республики Куба.
4. На основании соглашения между СССР и Испанией на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации свидетельства актов гражданского состояния, выдаваемые органами загс Испании.
5. На началах взаимности и в силу сложившейся практики на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы загс, об образовании и о трудовом стаже, исходящие от органов и учреждений Китайской Народной Республики.
6. В силу сложившейся практики документы об образовании, выдаваемые гражданам Лаосской Народно - Демократической Республики, окончившим советские учебные заведения, признаются на территории Лаосской Народно - Демократической Республики без легализации.
Консульская легализация, осуществляемая в соответствии с Инструкцией о консульской легализации, утвержденной МИД СССР 06.07.1984, заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.
Консульская легализация, осуществляемая в соответствии с Инструкцией о консульской легализации <*>, заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 г., если иное не предусмотрено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают Министерство иностранных дел Российской Федерации и консульские учреждения Российской Федерации за границей в соответствии с действующей Инструкцией о консульской легализации.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению лишь при наличии консульской легализации, которую совершает Министерство иностранных дел Российской Федерации и консульское учреждение Российской Федерации за границей в соответствии с действующей Инструкцией о консульской легализации (утверждена МИД СССР 6 июня 1984 года).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления