Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об уничтожении химического оружия"
ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Государственной Думой
25 апреля 1997 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по уничтожению химического оружия, хранящегося на территории Российской Федерации, и по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ.
Статья 1. Основные понятия и их определения, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия и их определения:
химическое оружие - в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств;
уничтожение химического оружия - процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, не пригодное для использования в качестве химического оружия;
перевозка химического оружия - перемещение химического оружия на специальном автомобильном или железнодорожном транспорте от объекта по хранению химического оружия до объекта по уничтожению химического оружия;
объект по хранению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для его хранения;
объект по уничтожению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, хранения, утилизации и захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;
зона защитных мероприятий - территория вокруг объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством Российской Федерации;
поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан - консультирование и обследование граждан в диагностических центрах, специально созданных при территориальных лечебных учреждениях, с привлечением при необходимости специалистов профильных научно-исследовательских институтов, медицинских центров, лабораторий и специализированных лечебных учреждений в целях выявления заболеваний на ранних стадиях и проведения экспертизы для установления связи заболеваний с функционированием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия - сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений.
Статья 2. Уничтожение химического оружия, хранящегося на территории Российской Федерации
Химическое оружие, хранящееся на территории Российской Федерации, подлежит уничтожению.
Сроки уничтожения химического оружия устанавливаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок проведения и объем работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, на территориях которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также осуществляются перевозки химического оружия.
Уничтожение химического оружия осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия, расположенных, как правило, на территориях субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению химического оружия.
Места размещения объектов по уничтожению химического оружия согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых размещены объекты по хранению химического оружия, а маршруты перевозки химического оружия - с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых осуществляются такие перевозки.
Статья 3. Правовое регулирование в области хранения, перевозки и уничтожения химического оружия
Проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регулируется федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, промышленно-технологических и иных видов работ, на обеспечение безопасности персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, граждан, постоянно или преимущественно проживающих в зонах защитных мероприятий, а также граждан, работающих в организациях независимо от организационно-правовых форм, расположенных в указанных зонах, и защиту окружающей среды.
Статья 4. Основные направления работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия
Основными направлениями работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ, а также федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по установлению видов и размеров социальных гарантий персоналу объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия (далее - персонал объектов), работникам, привлекаемым к проведению работ, указанных в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - привлекаемые работники), гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в зонах защитных мероприятий, и гражданам, работающим в организациях независимо от организационно-правовых форм, расположенных в указанных зонах (далее - граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий);
разработка безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия;
создание специально спроектированных и оснащенных объектов по уничтожению химического оружия;
обеспечение охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
обеспечение промышленной (технологической), пожарной и экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
создание высокоэффективных и надежных систем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
защита и оздоровление окружающей среды в зонах защитных мероприятий;
создание, поддержание и совершенствование материально-технической базы для хранения, перевозки и уничтожения химического оружия;
организация единой государственной системы управления процессом уничтожения химического оружия;
поэтапное и полное уничтожение химического оружия в сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.
Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия
Химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и находятся в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством Российской Федерации в установленном порядке. На базе имущества, относящегося к объектам по уничтожению химического оружия, создаются федеральные казенные предприятия.
После завершения уничтожения химического оружия на объекте по уничтожению химического оружия, подтвержденного Техническим секретариатом Организации по запрещению химического оружия, имущество такого объекта, за исключением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, признается оборотоспособным. Дальнейшее распоряжение этим имуществом осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия.
Запрещается использование объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в целях, не связанных с хранением и уничтожением химического оружия, утилизацией и захоронением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.
Статья 6. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств, полученных от вовлечения в хозяйственный оборот ценных вторичных материалов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ
И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия включают:
формирование федеральной политики в области государственного, научно-технического, экономического и экологического регулирования процесса уничтожения химического оружия, а также в области социальной защиты персонала объектов, привлекаемых работников;
разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ, и федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, их согласование с соответствующими субъектами Российской Федерации в рамках их полномочий;
разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по установлению видов и размеров социальных гарантий персоналу объектов, привлекаемым работникам, в том числе за целевым использованием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в области хранения и уничтожения химического оружия;
отбор на конкурсной основе безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
принятие по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации решений о сроках начала и завершения работ по уничтожению химического оружия на их территориях, о способах утилизации или захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, о конверсии или ликвидации объектов по уничтожению химического оружия;
приостановление в установленном законом порядке деятельности объектов по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы безопасности граждан и окружающей среде;
обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия;
отнесение информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия к сведениям, составляющим государственную тайну;
организацию работ по обеспечению охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также охраны транспорта при перевозке химического оружия;
организацию промышленной (технологической), пожарной и экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений о размещении на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектов по уничтожению химического оружия, а также маршрутов перевозки химического оружия в пределах указанных территорий;
организацию и осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия;
установление правил безопасности хранения, перевозки и уничтожения химического оружия и обеспечение контроля за их соблюдением;
создание высокоэффективных и надежных систем мониторинга, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий;
организацию медицинского обслуживания персонала объектов и привлекаемых работников;
организацию поликлинического консультативно-диагностического обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
организацию совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции медицинской помощи гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий и подвергшимся воздействию токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
возмещение вреда здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, объектам окружающей среды, причиненного воздействием токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
организацию мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защите окружающей среды в зонах защитных мероприятий и по маршрутам перевозки химического оружия;
организацию с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мероприятий по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий;
организацию и проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организацию международного сотрудничества в области уничтожения химического оружия, обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
разработку предложений по социальным гарантиям гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий;
предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Статьи 8 - 9. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Статья 10. Организация государственного надзора в области уничтожения химического оружия
Государственный надзор в области уничтожения химического оружия осуществляется уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, а также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах их компетенции федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного строительного надзора и других видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти при проведении государственного надзора в области уничтожения химического оружия осуществляют следующие полномочия:
участие в разработке, экспертизе и согласовании федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
участие в разработке и утверждении норм и правил проектирования, безопасной эксплуатации объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, технической и эксплуатационной документации на технологическое оборудование этих объектов;
проведение мероприятий по контролю за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и состоянием окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий, а также по маршрутам перевозки химического оружия;
проведение мероприятий по контролю за целевым использованием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
издание в пределах своих полномочий предписаний по обеспечению безопасности ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, безопасности граждан и защиты окружающей среды;
оценку достаточности и эффективности средств обеспечения безопасности граждан, защиты окружающей среды и разработку требований по повышению эксплуатационной надежности и безопасности технологического оборудования на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования по безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
участие в разработке и осуществлении научно-технических программ, методическом и техническом обеспечении мониторинга за состоянием здоровья граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
участие в приемке в эксплуатацию систем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.11.2011 N 303-ФЗ;
привлечение к административной ответственности за нарушение настоящего Федерального закона в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
осуществление взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области уничтожения химического оружия;
предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
проведение мероприятий по контролю за состоянием контроля и учета химического оружия.
Статья 11. Контроль и учет химического оружия при его хранении, перевозке и уничтожении
Химическое оружие подлежит контролю и учету при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия в рамках государственной системы учета и контроля особо опасных материалов.
Доступ к отчетным документам по контролю за хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия и его учету осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Статья 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды
Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми актами, в основе которых заложены следующие принципы:
обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды;
полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
соблюдение требований нормативных правовых актов по безопасным для здоровья граждан и окружающей среды условиям хранения, перевозки и уничтожения химического оружия;
лицензирование деятельности в области хранения и уничтожения химического оружия;
запрещение при хранении химического оружия проведения работ по разгерметизации боеприпасов и устройств, снаряженных токсичными химикатами, за исключением случаев проведения регламентных работ для определения и (или) продления срока хранения указанных боеприпасов и устройств по критериям безопасности, а также в случае необходимости ликвидации аварийных боеприпасов;
обязательность мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, государственная поддержка мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и экологических условий их проживания и работы;
соблюдение санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических, экологических нормативов и правил безопасности;
осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия за соблюдением установленных требований безопасности на всех этапах разработки технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по хранению и уничтожению химического оружия, строительства указанных объектов, ввода их в эксплуатацию, эксплуатации, уничтожения или конверсии этих объектов, а также при перевозке химического оружия;
обязательность государственных экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, их эксплуатации, конверсии или ликвидации.
Статья 13. Основные задачи по охране здоровья граждан и защите окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия
Основными задачами по охране здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, являются:
осуществление комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и после их завершения;
медицинское обслуживание персонала объектов и привлекаемых работников, а также поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
разработка планов мероприятий и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи при общесоматических заболеваниях, острых и хронических поражениях токсичными химикатами, лечение и реабилитация пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также создание материально-технической базы для оказания такой помощи;
разработка и использование комплекса медико-биологических критериев и соответствующих инструктивно-методических документов по оценке состояния здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
мониторинг здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
разработка и использование эффективных средств антидотной терапии, лекарственных препаратов и пищевых добавок для повышения устойчивости организма человека к воздействию токсичных химикатов;
поддержание в готовности к применению коллективных и индивидуальных средств защиты персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, экологических нормативов и правил безопасности, а также проведение проверок их соблюдения при осуществлении государственного надзора в области уничтожения химического оружия.
Основными задачами в области защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:
проведение проверок соблюдения требований безопасности при разработке технологий уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, за строительством объектов по уничтожению химического оружия и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
разработка и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов токсичных химикатов и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, в окружающую среду, а также проведение проверок их соблюдения при осуществлении государственного надзора в области уничтожения химического оружия;
оценка фонового состояния окружающей среды в зонах защитных мероприятий и динамический контроль за его изменением;
разработка и внедрение эффективных методов оценки состояния окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и на объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий, позволяющих контролировать соблюдение утвержденных санитарно-гигиенических, экологических нормативов и правил безопасности для разных объектов окружающей среды;
разработка и утверждение лимитов пользования природными ресурсами, необходимыми для обеспечения проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и контроль за их использованием;
проведение мероприятий по контролю на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия за выполнением регламентных требований безопасной эксплуатации технологического оборудования, в том числе вентиляционных установок, за соблюдением норм технического обслуживания и ремонта этого оборудования, правил пожарной безопасности;
разработка контрольно-измерительных приборов с заданными параметрами чувствительности, систем управления, регулирования и сигнализации, а также автоматизированных средств предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и их локализации;
разработка согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления планов действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий;
разработка подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, подготовка сил и средств к локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий.
Статья 14. Общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия
Общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия включают:
соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ;
соблюдение нормативных правовых актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор в области уничтожения химического оружия, по обеспечению безопасности проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
осуществление мониторинга состояния воздушного бассейна, грунта, поверхностных и подземных вод на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
проведение отбора персонала объектов и привлекаемых работников для работы на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, их специальную подготовку и аттестацию по вопросам организации и обеспечения безопасности работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
проведение предварительных при поступлении на работу, периодических медицинских осмотров и медицинских осмотров до и после смены персонала объектов;
соблюдение установленного технологического порядка уничтожения химического оружия, планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, обеспечению жизнедеятельности персонала объектов в чрезвычайных ситуациях;
подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий;
обеспечение и поддержание в готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также средств индивидуальной и коллективной защиты персонала объектов;
организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий в соответствии с планами предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение контроля за надлежащей охраной объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области государственной тайны;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия.
Выполнение общих требований по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия возлагается на руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.
Статья 15. Общие требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия
Общие требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия включают:
выбор и подготовку маршрутов перевозки химического оружия с учетом технического состояния железнодорожных путей, автомобильных дорог, их оснащенности техническими средствами организации дорожного движения, пропускной способности и эксплуатационного состояния;
наличие специального транспорта, предназначенного для перевозки химического оружия;
подготовку к перевозке химического оружия, средств его упаковки и специального транспорта, обеспечивающую безопасность перевозки;
соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации по перевозке опасных грузов;
наличие плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия и ликвидации их последствий, согласованного с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, а также с органами внутренних дел;
сопровождение специального транспорта аварийно-спасательными формированиями и представителями органов внутренних дел;
прикрытие маршрутов перевозки химического оружия силами и средствами экстренного реагирования и органами внутренних дел.
Обеспечение безопасности перевозки химического оружия и организация работ по перевозке химического оружия возлагаются на руководителей объектов по хранению химического оружия.
Глава 5. ПРАВА ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ
В ЗОНАХ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 16. Право граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду
Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду.
Данное право обеспечивается путем проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и непосредственно персоналом объектов в пределах своих полномочий организационных, технических, социальных, экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, экологических, природоохранных и других мероприятий, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов.
Статья 17. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 18. Право граждан на медицинскую помощь
При выявлении заболевания и установлении связи заболевания с функционированием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, гарантируются медицинская помощь и приобретение лекарств по рецептам врачей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия
Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Возмещение ущерба, причиненного объектам окружающей среды вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Право граждан и юридических лиц на получение информации
Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения, имеют право запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, в том числе в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, у руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Предоставляемая информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия должна быть гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия предоставляется бесплатно, за исключением расходов, связанных с воспроизведением и тиражированием информации.
Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами умышленно искаженной или ложной информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Право доступа на объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия
Граждане, представители органов государственной власти Российской Федерации, в том числе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право на посещение в ознакомительных целях объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия. Порядок посещения указанных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Статья 22. Ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и государственный заказчик работ по уничтожению химического оружия несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и государственный заказчик работ по уничтожению химического оружия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несут ответственность за:
действия (бездействие), приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
причиненный вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц вследствие нарушения требований охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проектировании, строительстве и эксплуатации указанных объектов;
нанесение ущерба объектам окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Статья 23. Ответственность за непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий
Мероприятия по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий выполняются:
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными федеральными органами исполнительной власти, привлекаемыми в установленном порядке к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
государственным заказчиком работ по уничтожению химического оружия и руководителями объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в пределах их полномочий.
В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций и тяжести последствий должностные лица указанных органов, государственного заказчика и руководители объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Ответственность должностных лиц
За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, и защиту окружающей среды, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и организаций, участвующих в уничтожении и перевозке химического оружия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Ответственность граждан
Граждане несут ответственность за:
умышленные действия с химическим оружием, которые могут повлечь или повлекли возникновение чрезвычайных ситуаций, или причинили вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, или нанесли ущерб окружающей среде;
организацию мероприятий, которые могут повлечь или повлекли угрозу безопасности граждан и (или) которые могут повлечь или повлекли нанесение ущерба окружающей среде при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, или участие в них;
неисполнение нормативных правовых актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, по обеспечению безопасности граждан и защите окружающей среды.
Виды ответственности граждан и порядок их привлечения к ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Глава 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 26. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество Российской Федерации в области уничтожения химического оружия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
2 мая 1997 года
N 76-ФЗ
об осуществлении мониторинга в части состояния и загрязнения окружающей среды в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия";
о проверке состояния средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных средств огнетушения, необходимого для ликвидации пожара;
2. Ввести в действие гигиенический норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) О-(1,2,2-триметилпропил) метилфторфосфоната (зомана) в почве территорий санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия с 1 февраля 2006 г.
1.1. Предельно допустимая концентрация 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия - гигиенический норматив (далее - Норматив) разработан в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) с изменениями в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953).
1.1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия - гигиенические нормативы (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.
7) обеспечение готовности к применению сил и средств по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ (оказании услуг) по хранению и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст. 2105; 2001, N 49, ст. 4563; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2010, N 50, ст. 6605; 2011, N 17, ст. 2314; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732);
Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст. 2105; 2001, N 49, ст. 4563; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498);
1.1. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест и зонах защитных мероприятий объектов по уничтожению химического оружия - гигиенические нормативы (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
2. Ввести в действие гигиенический норматив предельно допустимого уровня (ПДУ) загрязнения кожи персонала О-(1,2,2-триметилпропил) метилфторфосфонатом (зоманом) на объектах хранения и уничтожения химического оружия с 1 февраля 2006 г.
2. Ввести в действие гигиенический норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) O-изобутил-бета-n-диэтиламиноэтантиолового эфира метилфосфоновой кислоты в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия с 1 февраля 2006 г.
Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст. 2105; 2001, N 49, ст. 4563; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2010, N 50, ст. 6605);
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления