ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 декабря 2023 г. N АКПИ23-816
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 352,
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 352 (далее - Приказ) утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2022 г., регистрационный номер 70720, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 27 октября 2022 г.
Согласно абзацу четвертому пункта 151 Правил пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу на станции отправления, указанной в проездном документе (билете), при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), ограничивает возможность потребителя осуществить возврат неиспользованного проездного билета и ущемляет его право на свободную реализацию прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей.
По мнению административного истца, приобретение билета через мобильное приложение (дистанционным способом) предоставляет возможность реализовать право на оформление услуги, перевозки, а также возврат неиспользованного проездного билета до отправления поезда, не обращаясь в непосредственное структурное подразделение (кассу), однако же возврат неиспользованного проездного билета в течение 12 часов после отправления поезда допускается лишь при непосредственном обращении в кассу станции отправления. Считает, что в связи с ограничением времени на возврат неиспользованного проездного билета после отправления поезда отсутствуют целесообразность и необходимость введения данного ограничения ввиду изначальной возможности осуществлять приобретение и возврат проездных документов до отправления поезда дистанционным (электронным) способом.
В обоснование заявленного требования Д. указывает, что им через официальное мобильное приложение был приобретен электронный билет на перевозку пассажира по маршруту Екатеринбург - Ноябрьск, отправление 19 марта 2023 г. в 06 час. 35 мин. по местному времени города отправления, однако данной услугой перевозки не воспользовался. В тот же день на 10-й час после отправления поезда он обратился в кассу дочернего предприятия открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пункте станции прибытия с заявлением об осуществлении возврата денежных средств по причине опоздания на поезд и вылета на самолете в г. Ноябрьск. Однако ему было отказано в удовлетворении заявления о возврате денежных средств на основании абзаца четвертого пункта 151 Правил.
Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указывают, что Правила разработаны и утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Федеральная антимонопольная служба, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, заявила о рассмотрении административного дела без участия ее представителя.
Административный истец Д. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства транспорта Российской Федерации Т. не признала административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы административного истца Д., возражения представителя Министерства транспорта Российской Федерации Т., письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов (пункт 1, подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).
Правила были согласованы с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Министерством транспорта Российской Федерации в целях реализации требований федерального закона, в соответствии с предоставленными данному органу полномочиями и с соблюдением правил принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.
Вопреки доводам административного истца оспариваемое предписание нормативного правового акта не противоречит действующему законодательству и не нарушает его прав.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа (пункт 1).
Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа определены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 14 названного федерального закона перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Аналогичными нормативными правовыми актами, включая правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, определяется и порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте (абзац второй пункта 4 статьи 14).
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, определяя условия по договору перевозки пассажиров, в статье 82 устанавливает, что по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
Согласно пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки транспортом общественного пользования является публичным договором (статья 426).
В силу абзаца второго статьи 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездным документом (билетами).
В статье 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации закреплены права пассажира при проезде в поездах дальнего следования, в том числе право пассажира возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Частью четвертой названной статьи закреплено, что возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 810 (далее - Правила оказания услуг), порядок возврата пассажиру причитающихся средств определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (абзац четвертый).
Восстановление проездного документа (билета) производится в пунктах приобретения проездных документов (билетов) или в железнодорожных билетных кассах железнодорожной станции отправления пассажира (пункт 26 Правил оказания услуг).
Оспариваемой нормой Правил установлено, что пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу на станции отправления, указанной в проездном документе (билете), при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.
В главе IX Правил закреплены особенности перевозок пассажиров с использованием электронных проездных документов (билетов), бесконтактных смарт-карт, банковских карт или электронных устройств.
Пунктом 129 Правил предусмотрено, что информация о реализации, переоформлении, возврате и времени прекращения оформления электронных проездных документов (билетов) доводится перевозчиком и (или) владельцем инфраструктуры до сведения пассажиров и иных пользователей услугами железнодорожного транспорта. Условия оформления проездного документа (билета) и проезда, регулируемые главой IX Правил, доводятся до сведения пассажиров в соответствии с частью первой статьи 85 Устава железнодорожного транспорта.
Исходя из оферты, размещенной на официальном сайте открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при возврате в билетной кассе неиспользованного электронного билета, оформленного на проезд по территории Российской Федерации в поезде российского формирования, к зачислению на счет плательщика причитается: возврат неиспользованного электронного проездного документа (билета) при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления, который осуществляется только в билетной кассе на станции отправления пассажира.
Пассажир, совершая покупку электронных билетов на сайте и в приложении перевозчика и (или) владельца инфраструктуры, соглашается со всеми условиями, содержащимися в оферте и определенными в нормативных правовых актов, сознавая ответственность за обязательства, возложенные на него в результате согласия с этой офертой.
Таким образом, осуществляя покупку проездного документа, граждане по своему усмотрению решают вопрос о заключении публичного договора на предложенных условиях.
Довод административного истца о противоречии абзаца четвертого пункта 151 Правил подпункту 3 пункта 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей является несостоятельным и основан на неправильном толковании норм материального права. Согласно пункту 5 статьи 4 названного закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В абзаце первом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Оспариваемая Д. норма конкретизирует права пассажира, опоздавшего на поезд: на возобновление действия проездного документа (билета), а в случае отказа от поездки - на возврат стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты, а потому сама по себе не может расцениваться как нарушающая права административного истца.
Следовательно, закрепляя право пассажира на возврат неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования, федеральный законодатель делегировал Министерству транспорта Российской Федерации право самостоятельно утверждать правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, однако при этом определенные критерии (условия) в законе не определил и передал решение этого вопроса фактически на усмотрение административного ответчика.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, по-другому регулирующего порядок возврата неиспользованного проездного документа (билета), который мог бы вступить в противоречие с оспариваемой нормой, не имеется.
Отсутствуют у суда основания и для вывода о том, что пункт 151 Правил в оспариваемой части ограничивает права и свободы человека и гражданина, гарантированные статьей 55 Конституции Российской Федерации, так как подобные утверждения основаны на неверном толковании норм права.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование в части необходимости детальной регламентации механизма применения оспариваемых норм, что не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Д. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 352, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
------------------------------------------------------------------