ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 мая 2024 г. N 19-АД24-6-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора ООО "Копейкин Дом" Попова В.Л. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 23 ноября 2022 года, решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2023 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Копейкин Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2023 года и постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2023 года, ООО "Копейкин Дом" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Общества Попов В.Л. выражает несогласие с указанными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о неприменении судами при назначении Обществу административного наказания положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 указанного Закона).
Как усматривается из материалов дела и обжалуемых судебных актов, основанием для привлечения ООО "Копейкин Дом" к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в вынесенных по делу актах выводы о том, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Общество в десятидневный срок не сообщило представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении 2 октября 2021 года трудового договора с Е. замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы - специалиста 1 разряда МИФНС N 4 по Ставропольскому краю, включенную в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 25 сентября 2017 года N ММВ-7-4/754@ в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в соответствии с которым к числу должностей, на которые распространяют свое действие положения части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года, относится должность специалиста 1 разряда.
При определении Обществу административного наказания мировой судья учел характер и степень общественной опасности совершенного противоправного деяния, имущественное и финансовое положение юридического лица и при отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, являющимся минимальным, установленным санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьи районного и кассационного судов с выводами мирового судьи согласились.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 6 апреля 2022 года в данный Кодекс введена статья 4.1.2, определяющая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно названной статье при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).
Если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 указанной статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4).
Таким образом, назначение административного наказания упомянутой категории лиц с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производится в том случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II указанного Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа для следующих лиц: граждан - в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку санкцией данной нормы не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то административное наказание в рассматриваемом случае назначается, в частности, юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в пределах от 50 000 рублей до 250 000 рублей.
Согласно материалам дела ООО "Копейкин Дом" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 года (л.д. 18).
Данное обстоятельство оставлено без внимания мировым судьей при назначении Обществу административного наказания. Из текста постановления о привлечении к административной ответственности не следует, что сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства исследовались мировым судьей.
Отклоняя довод законного представителя Общества о необоснованном неприменении мировым судьей положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда указал, что положения данной нормы мировым судьей учтены, административный штраф в размере 100 000 рублей назначен в пределах половины минимального размера (50 000 рублей) до половины максимального размера (100 000 рублей), что не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку, как отмечено выше и следует из текста постановления, мировым судьей назначено Обществу минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100 000 рублей, без учета части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей кассационной инстанции какая-либо правовая оценка указанному доводу не дана, что не соответствует требованиям частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, нижестоящими судами в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 23 ноября 2022 года, решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2023 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Копейкин Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными, а потому они подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные мировым судьей и судьями районного и кассационного судов процессуальные нарушения являются существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов лица, привлеченного к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел шестигодичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек, данное дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу директора ООО "Копейкин Дом" Попова В.Л. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 23 ноября 2022 года, решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2023 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Копейкин Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Новоалександровского района Ставропольского края.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------