Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2020 N 308-ЭС19-26378 по делу N А32-35466/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2020 г. N 308-ЭС19-26378

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Краснодарского края (далее также - министерство) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019 по делу N А32-35466/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2019 по тому же делу

по заявлению Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края (далее также - администрация) к министерству о признании недействительным приказа от 23.07.2018 N 357 и обязании устранить допущенные нарушения,

с участием третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент),

установила:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство финансов Краснодарского края ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, по итогам выездной проверки Администрации муниципального образования Приморско-Ахтраский район Краснодарского края на предмет законности использования бюджетных средств, в том числи средств отдельных межбюджетных трансфертов, департамент пришел к выводу о допущенном администрацией нарушении, выразившемся в направлении средств субсидии, предоставленной на софинансирование реализации инвестиционных проектов по развитию общественной инфраструктуры, на цели, не соответствующие целям ее предоставления.

Субсидия, предоставленная на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска" в сумме 9 036 600 рублей, направлена администрацией на оплату работ по демонтажу и сносу указанного здания.

По факту выявленного нарушения департамент составил и направил в адрес Министерства финансов Краснодарского края уведомление о применении бюджетных мер принуждения. Приказом министерства от 03.07.2018 N 357 приостановлено предоставление бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 9 036 600 рублей.

Признавая приказ министерства не соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались положениями статей 21, 306.1, 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка применения целевых статей расходов в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, утвержденного приказом Министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 540, иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, правовыми актами Приморско-Ахтарского района.

Суды нашли, что основания для применения к муниципальному образованию бюджетной меры принуждения отсутствовали. При этом были приняты во внимание обстоятельства, установленные по делу N А32-18695/2017, в рамках которого исследовался вопрос о наличии нецелевого использования бюджетных средств в действиях администрации по оплате расходов по демонтажу и сносу здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска за счет средств спорной субсидии. Установлено, что расходование средств производилось на оплату работ, предусмотренных инвестиционным проектом "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска". Техническое состояние части здания являлось недопустимым, непригодным для эксплуатации и подлежащим сносу. Работы по демонтажу и сносу проведены в рамках общего проекта реконструкции. Средства субсидии были использованы по целевому назначению.

Отсутствие бюджетного правонарушения в действиях объекта контроля подразумевает отказ в применении к нему бюджетных мер принуждения.

В кассационной жалобе Министерство финансов Краснодарского края возражает против выводов судов, указывая, что при получении уведомления органа финансового контроля о применении бюджетных мер принуждения на министерстве лежит безальтернативная обязанность вынести решение об их применении. Предметом судебного рассмотрения является законность результатов проверки, проведенной департаментом, которые в самостоятельном порядке не обжаловались и не признанны незаконными.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как не основанные на законе. По смыслу статей 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган при разрешении вопроса о применении бюджетных мер принуждения уполномочен непосредственно рассмотреть обстоятельства, составляющие существо вменяемого объекту контроля бюджетного правонарушения. Кроме того, абзац второй пункта 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого приказа министерства, предусматривал, что отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству финансов Краснодарского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления