ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 мая 2019 г. N 91-КГ19-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2019 г. гражданское дело по иску Калинина Юрия Ивановича к военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об удержании пенсии, о взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Калинина Юрия Ивановича на решение Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 7 августа 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Калинина Ю.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей военного комиссариата Псковской области по доверенностям Кузавка И.В., Коновалова М.Я.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Калинин Юрий Иванович первоначально обратился 21 декабря 2017 г. в суд с иском к военному комиссариату Псковской области (далее также - пенсионный орган) о признании незаконным решения об удержании пенсии, об обязании возобновить выплату пенсии, о взыскании судебных расходов.
В обоснование требований истец ссылался на то, что с 1 декабря 1997 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, которая с 1 января 2012 г. выплачивается ему через центр социального обеспечения военного комиссариата Псковской области.
В связи с наличием у Калинина Ю.И. с 4 января 2014 г. вида на жительство в Республике Беларусь 3 марта 2017 г. военном комиссариатом Псковской области принято решение о приостановлении Калинину Ю.И. с 1 апреля 2017 г. выплаты пенсии за выслугу лет.
Калининым Ю.И. в адрес военного комиссариата Псковской области направлены заявления о незаконном приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет и о возобновлении выплаты пенсии в связи с наличием у него постоянной регистрации по месту жительства на территории Псковской области и аннулированием в 2017 году вида на жительство в Республике Беларусь.
На обращения Калинина Ю.И. по вопросу приостановления выплаты пенсии за выслугу лет письмом центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области от 31 октября 2017 г. ему было сообщено о том, что по результатам проверочных мероприятий подтвержден факт получения Калининым Ю.И. разрешения на постоянное проживание на период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. в Республике Беларусь. В названный период военным комиссариатом Псковской области Калинину Ю.И. незаконно выплачена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации в размере 1 493 160,61 руб., в связи с чем военным комиссариатом Псковской области принято решение об удержании из выплачиваемой Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет 20% от причитающейся Калинину Ю.И. к выплате пенсии.
В дальнейшем распоряжением военного комиссариата Псковской области от 18 января 2018 г. Калинину Ю.И. возобновлена выплата пенсии с 1 апреля 2017 г.
По мнению Калинина Ю.И., действия военного комиссариата Псковской области по приостановлению выплаты ему пенсии за выслугу лет и удержанию суммы выплаченной ему пенсии в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. являются незаконными, поскольку правом постоянного проживания в Республике Беларусь он не воспользовался, с 22 января 2014 г. осуществлял трудовую деятельность в Российской Федерации в районе Крайнего Севера, с января 2012 г. имел регистрацию по месту пребывания на территории Псковской области, с апреля 2017 г. - регистрацию по месту жительства на территории Псковской области.
С учетом уточненных исковых требований Калинин Ю.И. просил суд признать незаконным решение военного комиссариата Псковской области об удержании суммы пенсии, взыскать с ответчика судебные расходы.
Представители ответчика - военного комиссариата Псковской области и третьего лица по делу - военного комиссариата г. Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области исковые требования в суде не признали.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 г. в удовлетворении исковых требований Калинина Ю.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 7 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Калинина Ю.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 29 января 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 15 апреля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель третьего лица по делу - военного комиссариата г. Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Калинин Ю.И. с 1 декабря 1997 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, которая с 1 января 2012 г. выплачивается ему через центр социального обеспечения военного комиссариата Псковской области в связи с регистрацией по месту пребывания с 14 ноября 2011 г. по 14 ноября 2014 г. по адресу: Псковская область, г. <...>, ул. <...>, д. <...>, кв. <...>. Впоследствии регистрация Калинина Ю.И. по месту пребывания по названному адресу продлена по август 2017 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 мая 2014 г. Калинину Ю.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...>. С 7 апреля 2017 г. Калинин Ю.И. зарегистрирован по месту жительства по названному адресу.
Решением центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области от 3 марта 2017 г. N ПП-38042 Калинину Ю.И. приостановлена выплата пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2017 г. до особого распоряжения.
Поводом для принятия военным комиссариатом Псковской области решения о приостановлении Калинину Ю.И. выплаты пенсии за выслугу лет послужили результаты проверочных мероприятий, в ходе которых выявлен факт наличия у Калинина Ю.И. вида на жительство в Республике Беларусь, выданного ему 4 января 2014 г., сроком действия до 3 января 2019 г., а также факт того, что он не проживает по адресам места пребывания и места жительства на территории Псковской области.
В связи с приостановлением выплаты Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет им 7 августа и 8 октября 2017 г. в адрес военного комиссариата Псковской области направлены заявления о возобновлении выплаты ему пенсии в связи с наличием у него постоянной регистрации по месту жительства на территории Псковской области и аннулированием государственными органами Республики Беларусь 20 июля 2017 г. его вида на жительство в Республике Беларусь.
Письмом центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области от 31 октября 2017 г. со ссылкой на статьи 56, 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" Калинин Ю.И. был уведомлен о том, что по результатам проверки не подтвержден факт его постоянного проживания по адресу регистрации: <...>. Также установлен факт получения Калининым Ю.И. разрешения на постоянное проживание на период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. в Республике Беларусь. В письме указано, что в связи с совершением Калининым Ю.И. действий, свидетельствующих о выезде из Российской Федерации на постоянное проживание в Республику Беларусь, ему за период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. незаконно выплачена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации в размере 1 493 160,61 руб. Ввиду данных обстоятельств военным комиссариатом Псковской области принято решение об удержании ежемесячно из выплачиваемой Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет суммы в размере 20%.
Распоряжением военного комиссариата Псковской области от 18 января 2018 г. Калинину Ю.И. возобновлена выплата пенсии с 1 апреля 2017 г., о чем ему было сообщено письмом от 24 января 2018 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Калинина Ю.И. о признании незаконным решения военного комиссариата Псковской области об удержании суммы пенсии, суд первой инстанции со ссылкой на положения Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашения от 15 мая 1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исходил из того, что общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации и что необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Поскольку по результатам проведенных военным комиссариатом Псковской области проверочных мероприятий был установлен факт выезда Калинина Ю.И. на постоянное место жительства в Республику Беларусь, а также отсутствовали сведения о его постоянном проживании по месту регистрации на территории Псковской области в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для принятия решения о приостановлении истцу выплаты пенсии с 1 апреля 2017 г. и об удержании суммы пенсии, выплаченной в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. (период наличия у Калинина Ю.И. вида на жительство в Республике Беларусь).
В обоснование вывода о законности принятия военным комиссариатом Псковской области решения об удержании с Калинина Ю.И. суммы пенсии, выплаченной ему в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. в размере 1 493 160,61 руб., суд первой инстанции также сослался на то, что Калинин Ю.И., приняв на себя обязательство по сообщению в пенсионный орган о своем убытии на постоянное место жительства в другое государство или о переселении в пределах Российской Федерации, о данных фактах в пенсионный орган не сообщил, что повлекло за собой выплату военным комиссариатом Псковской области пенсии не по месту постоянного проживания Калинина Ю.И.
Установив, что военный комиссариат Псковской области возобновил с 1 апреля 2017 г. выплату Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет ввиду устранения обстоятельств, препятствующих ее получению, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика возобновить выплату пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что Калинин Ю.И. допустил злоупотребление правом, не сообщив в пенсионный орган военного комиссариата Псковской области о выезде в Республику Беларусь на постоянное проживание и получении в связи с этим права на пенсионное обеспечение на территории этого государства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у военного комиссариата Псковской области оснований для принятия решения об удержании с Калинина Ю.И. суммы пенсии, выплаченной ему в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г., неправомерными ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации (часть 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет возможно если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.) определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
При решении вопроса о законности действий военного комиссариата Псковской области по удержанию с Калинина Ю.И. суммы пенсии, выплаченной ему в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г., судебные инстанции исходили из того, что в названный период Калинин Ю.И. фактически не проживал на территории Псковской области, поскольку имел вид на жительство и был зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь, однако, приняв на себя обязательство по уведомлению пенсионного органа о смене места жительства, не сообщил в пенсионный орган достоверные сведения о постоянном проживании на территории другого государства. Ссылаясь на указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у ответчика оснований для взыскания с истца выплаченной ему суммы пенсии за период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г.
Между тем данные выводы судебных инстанций не основаны на нормативных положениях, регулирующих спорные отношения, и сделаны при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 ГПК РФ).
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, заявленных истцом требований и их обоснования, а также доводов ответчика о незаконности выплаты Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет в спорный период суду при решении вопроса о возможности возложения на истца ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет (20% ежемесячно) следовало установить юридически значимые по настоящему делу обстоятельства, а именно: выплачивалась ли Калинину Ю.И. в спорный период пенсия за выслугу лет в Республике Беларусь, что в случае подтверждения данного факта свидетельствовало бы о необоснованной выплате ему пенсионным органом военного комиссариата Псковской области пенсии за выслугу на территории Российской Федерации и в связи с этим о перерасходе денежных средств на пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что Калинин Ю.И. является гражданином Российской Федерации, в период с 14 ноября 2011 г. по 14 ноября 2014 г. и позже по август 2017 г. Калинин Ю.И. был зарегистрирован по месту пребывания на территории Псковской области. С 7 апреля 2017 г. Калинин Ю.И. зарегистрирован по месту жительства в Псковской области в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности. Калинин Ю.И. имеет право на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, каких-либо сведений о назначении Калинину Ю.И. пенсии за выслугу лет на территории Республики Беларусь в период с 4 января 2014 г. по 20 июля 2017 г. материалы дела не содержат.
В результате неправильного определения правоотношений сторон и применения норм материального права к спорным отношениям, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ приведенные обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда, в связи с чем суд не определил наличие условий, при которых с учетом положений статей 56, 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I возникают основания для возложения на истца ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Калинина Ю.И. о признании незаконным решения военного комиссариата Псковской области об удержании суммы пенсии сделанными без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при неустановлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с этим обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
решение Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 7 августа 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Псковский городской суд Псковской области.
------------------------------------------------------------------