Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 72-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Сергея Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2023 г. N 72-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЗВЕРЕВА СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 4.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ

СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ

НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.С. Зверева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин С.С. Зверев, который после прекращения деятельности по трудовому договору зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и добровольно вступил в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оспаривает конституционность части 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которой лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 названной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 названной статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7, 15 (части 1, 2 и 4), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 3) и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования ограничивает право добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лица на получение пособия по временной нетрудоспособности ранее 1 января года, следующего за годом вступления в указанные правоотношения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов социальных пособий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрел возможность получения пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации). К лицам, имеющим право на данное пособие, отнесены в том числе индивидуальные предприниматели, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1.4, часть 3 статьи 2 и статья 4.5).

Учитывая особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей, отличающие их от лиц, работающих по трудовому договору, законодатель установил различный порядок исчисления страховых взносов для указанных категорий граждан, а также условия приобретения ими права на получение страхового обеспечения.

Так, лица, производящие выплаты в пользу физических лиц, к числу которых относятся работодатели, исчисляют страховые взносы в фонд с учетом всех выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам с начала расчетного периода нарастающим итогом исходя из предельной величины базы для начисления соответствующих страховых взносов (в 2021 году - 966 000 руб.; в 2022 году - 1 032 000 руб.), тогда как лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к числу которых отнесены и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы исходя из стоимости страхового года, исчисленной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (статья 421 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). При этом, если указанные лица не уплачивают страховые взносы за очередной календарный год до 31 декабря текущего года, то правоотношения с ними по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года, а сумма уплаченных в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату (пункты 7 и 8 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 790).

С учетом порядка формирования и уплаты указанных страховых взносов определяется и право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае наступления заболевания или травмы: для лиц, работающих по трудовому договору, - в период работы по трудовому договору, а также в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы; для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в период участия в страховании при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил соответствующий страховой случай (часть 6 статьи 4.5 и часть 2 статьи 5 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить баланс публичных интересов государства и интересов застрахованных лиц, справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), позволяет индивидуальным предпринимателям получать пособие по временной нетрудоспособности в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный фонд, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права указанных лиц, в том числе на социальное обеспечение в случае болезни (статья 39, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), и противоречащее конституционным принципам равенства и справедливости (статья 19 Конституции Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое

С.С. Зверевым законоположение его конституционные права не нарушает, а поэтому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Сергея Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления