КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 января 2023 г. N 72-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗВЕРЕВА СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 4.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.С. Зверева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.С. Зверев, который после прекращения деятельности по трудовому договору зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и добровольно вступил в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оспаривает конституционность части 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которой лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 названной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 названной статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7, 15 (части 1, 2 и 4), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 3) и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования ограничивает право добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лица на получение пособия по временной нетрудоспособности ранее 1 января года, следующего за годом вступления в указанные правоотношения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов социальных пособий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрел возможность получения пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации). К лицам, имеющим право на данное пособие, отнесены в том числе индивидуальные предприниматели, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1.4, часть 3 статьи 2 и статья 4.5).
Учитывая особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей, отличающие их от лиц, работающих по трудовому договору, законодатель установил различный порядок исчисления страховых взносов для указанных категорий граждан, а также условия приобретения ими права на получение страхового обеспечения.
Так, лица, производящие выплаты в пользу физических лиц, к числу которых относятся работодатели, исчисляют страховые взносы в фонд с учетом всех выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам с начала расчетного периода нарастающим итогом исходя из предельной величины базы для начисления соответствующих страховых взносов (в 2021 году - 966 000 руб.; в 2022 году - 1 032 000 руб.), тогда как лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к числу которых отнесены и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы исходя из стоимости страхового года, исчисленной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (статья 421 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). При этом, если указанные лица не уплачивают страховые взносы за очередной календарный год до 31 декабря текущего года, то правоотношения с ними по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года, а сумма уплаченных в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату (пункты 7 и 8 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 790).
С учетом порядка формирования и уплаты указанных страховых взносов определяется и право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае наступления заболевания или травмы: для лиц, работающих по трудовому договору, - в период работы по трудовому договору, а также в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы; для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в период участия в страховании при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил соответствующий страховой случай (часть 6 статьи 4.5 и часть 2 статьи 5 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить баланс публичных интересов государства и интересов застрахованных лиц, справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), позволяет индивидуальным предпринимателям получать пособие по временной нетрудоспособности в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный фонд, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права указанных лиц, в том числе на социальное обеспечение в случае болезни (статья 39, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), и противоречащее конституционным принципам равенства и справедливости (статья 19 Конституции Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое
С.С. Зверевым законоположение его конституционные права не нарушает, а поэтому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Сергея Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------