КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2024 г. N 912-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
НЕДЕЛЬЧУКА ИВАНА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 2 ПРАВИЛ УЧЕТА СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В РАСЧЕТНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев по требованию гражданина И.Н. Недельчука вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин И.Н. Недельчук оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первоначальной реакции (с 1 января 2015 года применяющегося в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"):
статьи 2 в части, закреплявшей понятие расчетного пенсионного капитала как учитываемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до вступления в силу данного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый);
части 5 статьи 14, устанавливавшей формулу определения размера страховой части трудовой пенсии исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного на день, с которого указанному лицу назначалась страховая часть трудовой пенсии по старости.
Заявитель также ставит вопрос о проверке конституционности пункта 2 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), согласно которому расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.
Как следует из представленных материалов, после переезда в 2007 году на постоянное место жительство в Российскую Федерацию И.Н. Недельчуку была назначена трудовая пенсия по старости и при определении ее размера в расчетный пенсионный капитал не были включены суммы страховых взносов, которые уплачивались в Пенсионный фонд Украины за периоды его работы после 1 января 2002 года. Решением Фрунзенского районного суда города Владимира от 5 сентября 2022 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было удовлетворено требование заявителя, в том числе о включении периода его работы на территории Украины с 1 января 2002 года по 28 февраля 2007 года в страховой стаж. При этом И.Н. Недельчуку было отказано в перерасчете размера его пенсии исходя из сумм страховых взносов, уплаченных в Пенсионном фонде Украины за указанный период работы.
По мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 15 (части 1, 2 и 4), 19 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют пенсионерам, переехавшим из Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, при определении размера их пенсии по новому месту жительства учитывать суммы страховых взносов, которые уплачивались за них в Пенсионный фонд Украины за периоды работы после 1 января 2002 года, что приводит к нарушению Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления размера пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Оспариваемые положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласуются с принципами обязательного социального (в том числе пенсионного) страхования (статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования") и выступают элементами правового механизма реализации права застрахованных лиц на обеспечение по обязательному пенсионному страхованию исходя из особенностей финансирования пенсионного обеспечения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Недельчука Ивана Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------