Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 N 2162-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Скобельской Елены Роландовны на нарушение ее конституционных прав частью 13 статьи 16 и частью 5 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2023 г. N 2162-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

СКОБЕЛЬСКОЙ ЕЛЕНЫ РОЛАНДОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ЧАСТЬЮ 13 СТАТЬИ 16 И ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 18

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ

И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.Р. Скобельской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Е.Р. Скобельская оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

части 13 статьи 16, предусматривающей, что порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

части 5 статьи 18, согласно которой содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции были удовлетворены требования ряда граждан к Е.Р. Скобельской о запрете содержания на принадлежащем ей земельном участке собак и об обязании вывезти их с этого земельного участка на том основании, что заявительницей в нарушение требований законодательства фактически создан приют для животных. При этом было установлено, что собаки (более 20) размещаются Е.Р. Скобельской в огороженных вольерах, в том числе временно и за плату по соглашению с хозяевами; уход за собаками (кормление, поение и выгул) осуществляется третьими лицами; содержание собак приводит к загрязнению почвы сточными водами и превышению допустимого уровня шумового фона, чем нарушаются права и законные интересы истцов. Суд апелляционной инстанции частично изменил решение суда первой инстанции и указал, что принадлежащая ей собака вывозу с ее земельного участка не подлежит. С данными судебными постановлениями согласились вышестоящие суды.

По мнению Е.Р. Скобельской, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют гражданину содержать на принадлежащем ему земельном участке задержанных безнадзорных домашних животных (собак), в том числе когда он приобрел право собственности на них.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области обращения с животными регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Часть 13 статьи 16 указанного Федерального закона предусматривает принятие конкретизирующего положения этого Федерального закона подзаконного регулирования - установление уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка организации деятельности приютов для животных, а также норм содержания животных в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такое регулирование согласуется с предписаниями статей 72 (пункт "к" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, ее статьей 114 (пункт "е.5" части 1), согласно которой на Правительство Российской Федерации возложено осуществление мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к животным, и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан, в том числе заявительницы.

Что касается части 5 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующей деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по отлову животных без владельцев и устанавливающей запрет на содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, и на которую суды сослались среди других норм, делая вывод о том, что заявительницей на принадлежащем ей земельном участке в нарушение установленных правил и требований осуществлялось содержание животных (был создан пункт передержки, зоогостиница), то с учетом требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости нарушения прав других лиц при осуществлении своих прав применение данной нормы в деле заявительницы также не нарушает в указанном в жалобе аспекте ее конституционных прав.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Скобельской Елены Роландовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления