ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 мая 2018 г. N 20-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закаева Мурада Юнусовича о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов муниципального образования "село Ленинаул" Казбековского района Республики Дагестан шестого созыва по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 марта 2018 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
13 сентября 2015 г. состоялись выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования "село Ленинаул" Казбековского района Республики Дагестан шестого созыва (далее - Собрание депутатов), по итогам которых сформирован состав из пятнадцати депутатов, в том числе: Сотаевой З.Э., Закаева М.Я., Чокиева Ж.Б., Зубайриева Р.Ж., Давлетбиева О.У., Вазирханова А.В. и Дадаева С.М.
Решением Собрания депутатов от 15 апреля 2016 г. N 6/12 удовлетворено заявление депутата Сотаевой З.Э. о досрочном прекращении депутатских полномочий.
Решением Собрания депутатов от 19 января 2018 г. N 6/35 досрочно прекращены полномочия депутатов Закаева М.Я., Чокиева Ж.Б., Зубайриева Р.Ж., Давлетбиева О.У., Вазирханова А.В. и Дадаева С.М. на основании их заявлений о досрочном сложении полномочий депутатов.
Закаев М.Ю., житель села Ленинаул Казбековского района Республики Дагестан, обратился с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов, указав в обоснование требования, что в соответствии с Уставом муниципального образования сельское поселение "село Ленинаул" Казбековского района Республики Дагестан (далее - МО "село Ленинаул"), представительный орган муниципального образования состоит из пятнадцати депутатов, в связи со сложением семью депутатами полномочий по собственному желанию Собрание депутатов осталось в неправомочном составе, чем нарушается его право на осуществление местного самоуправления через представительный орган.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 2 марта 2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Закаев М.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для ее удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания состава Собрания депутатов неправомочным.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответствующего суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 16 указанной выше статьи).
Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции правомерно констатировал, что прекращение полномочий одной трети от установленной численности депутатов не является безусловным основанием для принятия судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования в связи со сложением депутатами своих полномочий, поскольку заседание представительного органа муниципального образования, на котором присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, является правомочным, следовательно, орган местного самоуправления вправе рассматривать вопросы местного значения, для принятия решения по которым не требуется квалифицированного большинства депутатов.
Частями 1, 4 и 5 статьи 24 Устава муниципального образования "село Ленинаул" Казбековского района Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов сельского поселения "село Ленинаул" от 15 августа 2017 г. N 6/23, определено, что Собрание депутатов является представительным органом местного самоуправления названного муниципального образования, срок полномочий которого составляет пять лет, состоит из пятнадцати депутатов и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от указанной численности депутатов, заседание правомочно при присутствии на нем более половины от числа избранных депутатов.
Исходя из указанных норм муниципального нормативного правового акта суд первой инстанции, установив, что Собрание депутатов в 2015 году было избрано в полном составе, в настоящее время действует в составе восьми депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов, и правомочно решать вопросы местного значения, не требующие присутствия квалифицированного большинства, то есть двух третей депутатов от установленной численности, пришел к верному заключению об отсутствии правовых оснований для признания его неправомочным, правильно признал доводы административного истца несостоятельными ввиду ошибочного толкования им норм материального права.
Федеральный законодатель, установив основания досрочного прекращения полномочий депутата, в том числе в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ), в целях обеспечения непрерывности осуществления местного самоуправления одновременно предусмотрел проведение дополнительных выборов не позднее чем через четыре месяца со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, в результате чего представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе (пункт 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный на то законом орган назначает дополнительные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в таком же порядке, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункты 8 и 9 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу требований пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует.
Из материалов дела следует, что решением участковой избирательной комиссии N 0559 с полномочиями Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования "село Ленинаул" от 5 февраля 2018 г. N 1 назначены дополнительные выборы депутатов Собрания депутатов на 1 апреля 2018 г.
При таком положении доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для настоящего административного дела, и о несоответствии выводов суда материалам дела Судебной коллегией признаются несостоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 27 марта 2018 г., вступившее в законную силу после апелляционного обжалования 30 марта 2018 г., которым административное исковое заявление Закаева М.Ю. об отмене поименованного выше решения избирательной комиссии оставлено без удовлетворения, не имеет правового значения, так как названным судебным актом дана правовая оценка назначению дополнительных выборов в Собрание депутатов, признано законным их назначение в связи с тем, что в составе представительного органа местного самоуправления осталось менее двух третей депутатов.
Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения суда, не содержит таких оснований и апелляционная жалоба.
Как следует из решения участковой избирательной комиссии N 0559 с полномочиями Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования "село Ленинаул" от 4 апреля 2018 г. N 06 "О результатах дополнительных выборов депутатов Собрания депутатов", дополнительные выборы состоялись, избранными депутатами признаны Адиев И.Ш., Бартиев М.М., Батилмирзаев Х.М., Мужайтов А.А., Хасбулатов С.М., Омаров Г.А. и Нажмудинов Н.Р.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Закаева Мурада Юнусовича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------