Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2019 N 81-АПА19-23

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 октября 2019 г. N 81-АПА19-23

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

при секретаре Котович Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" о признании не действующим в части постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. N 562 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника ПАО "ЮК ГРЭС", реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на 2019 - 2023 годы"

по апелляционной жалобе региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 24 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, тарифный орган) от 17 декабря 2018 г. N 562 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника ПАО "ЮК ГРЭС", реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на 2019 - 2023 годы" (далее - Постановление N 562) публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее - ПАО "ЮК ГРЭС", Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника, реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. согласно приложению N 1, и долгосрочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника, реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. согласно приложению N 2.

ПАО "ЮК ГРЭС" обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании приложения N 2 к Постановлению N 562 недействующим, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", поскольку утвержденный тариф на тепловую энергию в размере 571,88 руб. является заниженным, при его установлении необоснованно применена корректировка необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), связанная с тарифными ограничениями. Оспариваемый тариф не соответствует минимальному уровню тарифа на 2019 г. для Кемеровской области, установленному приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 13 ноября 2018 г. N 1547/18 "Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2019 год" (далее - Приказ N 1547/18).

Решением Кемеровского областного суда от 24 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: приложение N 2 "Долгосрочные тарифы ПАО "ЮК ГРЭС" на тепловую энергию на коллекторах источника ПАО "ЮК ГРЭС", реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023" к Постановлению N 562 признано не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу.

В апелляционной жалобе РЭК Кемеровской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование приводит доводы о неправомерном вменении судом тарифному органу обязанности по обращению в ФАС России за согласованием тарифа на уровне выше максимального, что не предусмотрено действующим законодательством. Ссылается на отсутствие в решении ссылок на правовые нормы, содержащие требование по включению в экспертное заключение расчета суммы ограничения необходимой валовой выручки. Полагает обоснованными свои действия по снижению НВВ в связи с тарифными ограничениями, указывая, что неучтенные экономически обоснованные расходы подлежат включению в НВВ в последующие периоды в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ПАО "ЮК ГРЭС" представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Кемеровской области в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371, является упомянутая комиссия.

Постановление N 562 принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.

ПАО "ЮК ГРЭС" осуществляет деятельность по теплоснабжению, в том числе в г. Калтан Кемеровской области, тепловая энергия (мощность) производится в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии более 25 мегаватт.

На основании заявления ПАО "ЮК ГРЭС" Постановлением N 562 установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника и долгосрочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника ПАО "КЖ ГРЭС", реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на 2019 - 2023 гг. Согласно приложению N 2 к Постановлению N 562 одноставочный тариф на первое и второе полугодие 2019 г. составил 571,88 руб./Гкал.

Как следует из экспертного заключения по материалам, представленным ПАО "ЮК ГРЭС" в составе тарифной заявки, при расчете тарифа методом индексации установленных тарифов осуществлена корректировка необходимой валовой выручки на 2019 г. в сторону уменьшения в размере 111 489 тыс. руб., связанная с тарифными ограничениями.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что установленный ПАО "ЮК ГРЭС" тариф на 2019 г. не отражает реальные затраты Общества на осуществление регулируемой деятельности; принимая оспариваемое решение, РЭК Кемеровской области не произвела расчет размера возмещения недополученных Обществом доходов, образуемых в результате разницы между утвержденными тарифами и экономически обоснованными тарифами, с целью последующего их возмещения за счет средств субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).

Пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) исключено установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (часть 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования цен на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также предложений и документов, указанных в пунктах 13 - 20 данных правил, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливает в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность).

Из этого следует, что федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на каждый субъект Российской Федерации должны быть установлены предельные тарифы с учетом индивидуальных особенностей данного субъекта. В дальнейшем органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции и в рамках установленных предельных тарифов самостоятельно устанавливают цены уже более детализировано.

Приказом N 1547/18 установлены с 1 января 2019 г. предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в среднем по субъекту Российской Федерации на 2019 г., согласно приложению; рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг., изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства тепловой энергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов поставляемой потребителям тепловой энергии.

Для Кемеровской области Приказом N 1547/18 предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на I полугодие 2019 г. были установлены в размере 575,31 руб./Гкал и 734,00 руб./Гкал, соответственно; на II полугодие - 575,31 руб./Гкал и 757,18 руб./Гкал, соответственно.

Согласно представленным тарифным органом расчетам экономически обоснованная необходимая валовая выручка Общества на 2019 г. составила 480 484 тыс. руб., корректировка необходимой валовой выручки, связанная с тарифными ограничениями, - 111 489 тыс. руб. (368 995 тыс. руб. - 480 484 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

При таких обстоятельствах, учитывая необходимость установления регулируемым организациям Кемеровской области, производящим тепловую энергию (мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в рамках установленных Приказом N 1547/18 предельных тарифов, с соблюдением при этом баланса экономических интересов таких теплоснабжающих организаций как по отдельности, так и в целом по региону, а также принимая во внимание, что для ПАО "ЮК ГРЭС" на первый год долгосрочного периода регулирования НВВ является планируемой и подлежит корректировке по итогам регулируемой деятельности за отчетный период, РЭК Кемеровской области вправе было произвести оспариваемую административным истцом корректировку НВВ, связанную с тарифными ограничениями, в пределах своих полномочий комплексного регулирования.

Это соответствует пункту 5.1 Методических указаний, согласно которому тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, рассчитываются в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Соответствующее уменьшение НВВ с оставлением тарифов на уровне текущего периода регулирования не свидетельствует о произвольности действий административного ответчика, поскольку Основы ценообразования предусматривают возможность включения в необходимую валовую выручку при корректировке тарифов на 2020 г. и последующие годы экономически обоснованных расходов Общества, не вошедших в необходимую валовую выручку на 2019 г.

Так, согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Аналогичные положения предусмотрены абзацем пятым пункта 12 Методических указаний.

Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что законодательство в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию предусматривает полномочия органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения по корректировке устанавливаемого долгосрочного тарифа, при этом неучтенные экономически обоснованные расходы могут учитываться в тарифах на несколько периодов, но, по общему правилу, ограничивающему такой учет, не позднее, чем на третий расчетный период регулирования.

Исходя из тарифов, установленных для отдельных организаций, тарифный орган определил средневзвешенный тариф по Кемеровской области, который не превышает установленную максимальную величину по этому субъекту Российской Федерации.

Поскольку тарифы в среднем по Кемеровской области на 2019 г. не превышали предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, у РЭК Кемеровской области отсутствовала обязанность согласовывать решения об установлении таких тарифов в порядке, предусмотренном приказом Федеральной службы по тарифам от 7 декабря 2004 г. N 236-э.

Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что долгосрочные тарифы ПАО "ЮК ГРЭС" на тепловую энергию утверждены с соблюдением тарифного законодательства, и в оспариваемой части Постановление N 562 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 24 мая 2019 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" о признании не действующим в части постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. N 562 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника ПАО "ЮК ГРЭС", реализуемую на потребительском рынке г. Калтан, на 2019 - 2023 годы" отказать.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления