ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 ноября 2019 г. N 44-АПА19-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Галицкого Д.Г. о признании не действующим в части решения Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205 "Об утверждении Генерального плана города Перми" по апелляционной жалобе Галицкого Д.Г. на решение Пермского краевого суда от 20 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Галицкий Д.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части решения Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205 "Об утверждении Генерального плана города Перми" в части установленных значений координат переломных точек границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства в таблице 40 пункта 1 главы 10.
Оспаривая нормативный правовой акт, административный истец полагает, что примененная в документе местная система координат не позволяет соотнести координаты, содержащиеся в Генеральном плане города Перми, с координатами, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, в Правилах землепользования и застройки города Перми, в проектах планировки и межевания территории и иными пространственными данными, которые определяются на территории города Перми в системе координат МСК-59.
Решением Пермского краевого суда от 20 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Галицкий Д.Г. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Пермского края, Пермской городской Думой VI созыва, департаментом градостроительства и архитектуры, администрацией г. Перми представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Пермской городской Думой VI созыва, департамента градостроительства и архитектуры, администрации г. Перми, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 7, статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входят в круг полномочий представительного органа городского округа.
Решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205 утвержден Генеральный план города Перми, опубликованный в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 31 декабря 2010 г. N 101.
Впоследствии в Генеральный план города Перми неоднократно вносились изменения, в том числе решениями Пермской городской Думы от 30 августа 2011 г. N 175, от 28 января 2014 г. N 2, N 3, от 22 апреля 2014 г. N 86, от 22 января 2019 г. N 5, от 26 марта 2019 г. N 51, которые были опубликованы в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
В таблице 40 пункта 1 главы 10 Генерального плана города Перми (в действующей редакции) приведено описание границ территорий планируемого размещения объектов капитального строительства транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, определенных в таблицах 21 - 39 (главы 8, 9 Генерального плана города Перми) с указанием координат переломных точек.
В соответствии с пунктом 9 главы 12 Генерального плана города (в действующей редакции) карты территориального планирования выполнены в местной системе координат, атрибутивные и географические данные внесены в базы данных платформы геоинформационной системы ArcGIS (ESRI).
Схемы (карты) территориального планирования представлены в виде отдельных листов с отображением графической информации в масштабе 1:25000.
Административный истец указал на невозможность сопоставления координат Генерального плана города Перми в "системе координат города Перми" с координатами местной системы координат "МСК-59", которые содержаться в Росреестре, при отсутствии параметров перехода (ключей).
Судебная коллегия, исследовав материалы, не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого Генерального плана), генеральные планы включали в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
Согласно пункту 8 части 6 указанной статьи на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Применение местных систем координат на дату принятия Генерального плана города Перми предусматривалось Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 4 статьи 6 указанного закона для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
В соответствии с Правилами установления местных систем координат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 г. N 139 (далее - Правила, действующие до 14 октября 2017 г.) под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации (если иное не установлено настоящими Правилами), начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ (далее - государственная система координат).
Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей) (пункт 3 Правил).
Параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат и каталоги (списки) координат геодезических пунктов в местной системе координат хранятся в федеральном картографо-геодезическом фонде и у заказчика или в уполномоченных им организациях (пункт 11 Правил).
Таким образом, ранее действующим законодательством предусматривалось на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображать границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства.
В настоящее время такую обязанность отображения в генеральных планах карт (схем) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, действующее, в том числе, градостроительное законодательство не содержит.
Согласно части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса (в действующей редакции) обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 5.1 введена Федеральным законом от 31 декабря 2017 N 507-ФЗ).
Исходя из изложенного обязательным приложением к генеральному плану является только графическое установление границ населенных пунктов, описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
На территории Пермского края установлена местная система координат МСК-59, утвержденная приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18 июня 2007 г. N П/0137, принятая в установленном порядке в федеральный картографо-геодезический фонд (фонд пространственных данных).
Действующий Порядок установления местных систем координат утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 383 "Об утверждении Порядка установления местных систем координат", согласно пункту 14 которого, параметры перехода между местной системой координат и государственными системами координат и каталоги координат геодезических пунктов в местной системе координат постоянно хранятся в федеральном фонде пространственных данных и предоставляются заинтересованным лицам в порядке, установленном частью 7 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Довод, изложенный истцом в апелляционной жалобе об отсутствии возможности в получении необходимой информации при осуществлении профессиональной деятельности, в связи с отсутствием параметров перехода (ключей) между системами координат в генеральном плане, Судебной коллегией отклоняется. Истец имеет возможность получить необходимые для него сведения в соответствии с установленными Правилами предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2017 г. N 262.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 20 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Галицкого Д.Г. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------