ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 января 2020 г. N 53-АПА19-49
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 6 мая 2019 г. N 36-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27 декабря 2017 г. N 644-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Никифорова Е.К., представителя общества Смирнова Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КрасЭКо") обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 6 мая 2019 г. N 36-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27 декабря 2017 г. N 644-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ от 6 мая 2019 г. N 36-п).
Решением Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г. признан не действующим пункт 3 приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 6 мая 2019 г. N 36-п в части, допускающей возможность вступления в силу данного нормативного правового акта до дня его официального опубликования. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что оспариваемому приказу придана обратная сила.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Красноярского края представлено возражение.
В судебное заседание представители АО "КрасЭКо", министерства тарифной политики Красноярского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражении на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 19 декабря 2013 г. N 445-п установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями - ООО "Перспектива" (плательщик) и АО "КрасЭКо" (получатель платы за оказываемые услуги по передаче электрической энергии) на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2017 г.
Приказом РЭК Красноярского края от 27 декабря 2017 г. N 644-п в указанный выше приказ внесены изменения, согласно которым на период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. одноставочный тариф установлен в размере 1,86034 руб. /кВт.ч; двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей - 947 870,05 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 331,72 руб./МВт.ч. На период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2022 года одноставочный тариф установлен в размере 2,02575 руб./кВт.ч; двухставочный тариф: ставки на содержание электрических сетей - 1 046 835,03 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 371,66 руб./МВт.ч (пункт 89). Пунктом 90 для АО "КрасЭКо" и "Перспектива" на период с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. и с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2022 г. установлены нулевые тарифы на услуги ООО "Перспектива" по передаче электрической энергии: одноставочный - 0 руб./кВт.ч.; двухставочный: ставка на содержание электрических сетей - 0 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0 руб./МВт.ч.
Решением Красноярского краевого суда от 3 августа 2018 г., принятым по административному иску ООО "Перспектива" и оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2018 г., пункты 89, 90 Приложения N 4.1 к приказу от 27 декабря 2017 г. N 644-п признаны не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу. Этим же решением на министерство тарифной политики Красноярского края возложена обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нормативный правовой акт, заменяющий недействующие пункты 89, 90 приложения N 4 к названному приказу.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 6 мая 2019 г. N 36-п пункты 89, 90 приложения N 4.1 к приказу от 27 декабря 2017 г. N 644-п изложены в новой редакции, в соответствии с которой для АО "КрасЭКо" установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Перспектива": на период с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. одноставочный тариф установлен в размере 0,73222 руб./кВт.ч; двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей - 435 612,83 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 130,61 руб./МВт.ч. На период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2022 года одноставочный тариф установлен в размере 0,75373 руб./кВт.ч; двухставочный тариф: ставки на содержание электрических сетей - 453352,36 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 138,38 руб./МВт.ч. Также для АО "КрасЭКо" и ООО "Перспектива" на период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. и с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2022 г. установлены нулевые тарифы на услуги ООО "Перспектива" по передаче электрической энергии: одноставочный - 0 руб./кВт.ч.; двухставочный: ставка на содержание электрических сетей - 0 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0 руб./МВт.ч.
Пунктом 3 приказа предусмотрено вступление его в силу со дня подписания.
Приказ от 6 мая 2019 г. N 36-п опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2019 г.
Частично удовлетворяя заявленное требование и признавая оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части пункта 3, допускающего возможность вступления в силу данного приказа до его официального опубликования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" (далее - Закона N 7-2627) на территории Красноярского края применяются только официально опубликованные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Красноярского края, в том числе приказы органов исполнительной власти Красноярского края нормативного характера.
Аналогичные положения содержатся также в статьях 142 и пункте 3 статьи 145 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777.
Согласно статье 9 Закона N 7-2627 законы края и иные нормативные правовые акты края вступают в силу через 10 дней после их первого официального опубликования на краевом портале правовой информации, или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), или в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", если в самом законе или ином нормативном правовом акте края не указан иной срок вступления в силу. В любом случае этот срок не должен наступать ранее дня следующего за днем официального опубликования закона или иного нормативного правового акта края.
Вместе с тем, учитывая, что оспариваемым нормативным правовым актом, вносились изменения в приказ РЭК Красноярского края от 27 декабря 2017 г. N 644-п, на основании которого осуществлялось государственное регулирование деятельности сетевых организаций на период 2018 года, и который был признан недействующим в судебном порядке с даты вступления решения суда в законную силу, что не разрешает вопрос о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным правовым актом прав и законных интересов сетевых организаций, участвующих в процессе передачи электрической энергии в указанный период регулирования.
Исходя из того, что необходимая валовая выручка сетевых организаций, используемая для установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ними, устанавливается на весь период регулирования, в данном случае на 2018 год, то нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в части расчетов между АО "КрасЭКо" и ООО "Перспектива" на указанный период регулирования является недействующим с 1 января 2018 года.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------