Тесные деловые отношения с проверяемыми клиентами
6.1. Тесные деловые отношения между фирмой, или членом проверяющей группы и клиентом, или его руководством подразумевают наличие коммерческой или общей финансовой заинтересованности и могут создать угрозу существования личной заинтересованности и шантажа. Примеры таких отношений:
6.1.1. Наличие существенной финансовой заинтересованности в совместном предприятии с клиентом или контролирующим собственником, членом совета директоров, должностным лицом, занимающим руководящий пост в организации клиента;
6.1.2. Схемы, объединяющие какие-либо услуги фирмы с какими-либо товарами или услугами клиента, или совместный маркетинг таких товаров/услуг в общем пакете с указанием обеих сторон;
6.1.3. Маркетинговые механизмы, в которых фирма выступает в качестве маркетолога товаров или услуг клиента или, напротив, в которых клиент выступает в качестве дистрибьютора или маркетолога услуг фирмы.
6.2. В случае если клиент не является клиентом аудиторской проверки или если финансовая заинтересованность существенна и отношения имеют особое значение для фирмы и клиента, то никакие меры предосторожности не способны свести такую угрозу до приемлемого уровня. Следовательно, в обоих случаях единственно возможными представляются следующие действия:
6.2.1. Прекращение деловых отношений;
6.2.2. Сокращение объема отношений до уровня, при котором финансовая заинтересованность стала бы несущественной, а отношения незначительными;
6.2.3. Отказ от проведения проверки.
При наличии столь существенной финансовой заинтересованности у члена проверяющей группы или при высокой значимости для него таких отношений единственно возможным выходом является выведение такого лица из состава проверяющей группы.
6.3. Деловые отношения с клиентом, подразумевающие наличие заинтересованности со стороны фирмы, или члена проверяющей группы, или членов их семей не создают угрозу независимости, если:
6.3.1. Такие отношения однозначно не имеют существенного значения для фирмы или клиента;
6.3.2. Такая заинтересованность несущественна.
6.4. Факт покупки фирмой или членом проверяющей группы товаров или услуг у клиента не создает угрозу независимости, если такая сделка заключена в рамках обычного делового оборота на обычных условиях. Однако характер или объем таких сделок может создать угрозу наличия личной заинтересованности. Если такая угроза не является однозначно несущественной, необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности, сводящие такую угрозу до приемлемого уровня:
6.4.1. Отказ от сделки или ограничение ее объема;
6.4.2. Выведение такого лица из состава проверяющей группы;
6.4.3. Обсуждение проблемы с руководящими органами, такими, как, например, Комитет по аудиту клиента.