Законодательство РФ

Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р (ред. от 27.05.2023) <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 апреля 2021 г. N 1138-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН




Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 29 апреля 2021 г. N 1138-р

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.


I. Итоги и достижения деятельности уголовно-исполнительной

системы в период с 2010 по 2020 год

В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которыми:

установлено совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;

установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение (исправительный центр), расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника;

осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания;

усовершенствован институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка и являющимся единственным родителем, до достижения ребенком 14-летнего возраста;

установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с ребенком и выезды для свидания с ребенком;

закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести;

установлены отдельное содержание женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, и беременных женщин от остальных подозреваемых и обвиняемых, а также перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, по заключению врача о возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских работников);

определены нормы санитарной площади в камере следственного изолятора на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося вместе с матерью, в размере не менее 4 кв. метров;

установлен запрет на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних;

в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания лица под стражей до вступления в законную силу приговора суда;

закреплено право осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав;

предоставлена возможность создания в исправительных учреждениях попечительских советов, в состав которых могут входить в том числе представители общественных объединений и граждане;

утвержден порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое;

обеспечены возможность присутствия представителей религиозных организаций в местах лишения свободы, установление порядка предоставления осужденным личных встреч со священнослужителями и проведение религиозных обрядов и церемоний в учреждениях, исполняющих наказания;

установлены обязательное проведение медицинского осмотра и выдача медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах;

установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека;

увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

установлен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.

В 2012 и 2018 годах приняты федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.

По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 864 тыс. человек).

Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 723,9 тыс. человек).

В связи с применением таких мер пресечения, как домашний арест и запрет определенных действий, количество лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, значительно уменьшилось. По состоянию на 1 января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек, что на 27,2 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 131,4 тыс. человек). Также снизилось в 6 раз количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек.

Проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений уголовно-исполнительной системы, установлены социальные гарантии ее сотрудникам, в том числе увеличено их денежное довольствие, введена в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.

По состоянию на 2010 год в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система занимала 22-е место по количеству лиц, отбывающих наказания, на 100 тыс. населения, по состоянию на 2020 год - 26-е место.

С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.

При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц к 2024 году предположительно составит 400 тыс. человек, к 2030 году - от 250 тыс. человек до 300 тыс. человек.


II. Вызовы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие вызовы:

необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

выработка системного подхода при планировании размещения учреждений уголовно-исполнительной системы;

модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры;

совершенствование производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;

развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ;

совершенствование системы оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;

усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности.

Таким образом, обозначенные вызовы требуют принятия дополнительных мер для достижения основной цели уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, а также их ресоциализации и социальной адаптации.


III. Цели Концепции

Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются:

обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения;

совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений;

исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;

повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;

повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы;

повышение эффективности воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы в части сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.


IV. Основные направления совершенствования и развития

уголовно-исполнительной системы

Основными направлениями развития современной уголовно-исполнительной системы до 2030 года являются:

совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование;

учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее:

организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы;

разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного типа;

развитие сети исправительных центров;

совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;

проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие;

установление основных показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;

создание и развитие системы пробации;

обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы;

совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы;

повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества, включая обратную связь с гражданами и средствами массовой информации, международное сотрудничество;

обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, созданных на территориях новых субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


V. Совершенствование и гуманизация

уголовно-исполнительной политики

Развитие и систематизация законодательства Российской Федерации в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний, повышение эффективности обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, предусматривают:

совершенствование законодательства Российской Федерации в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения;

изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда;

обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пресечение фактов применения к ним сотрудниками уголовно-исполнительной системы недозволенных методов воздействия, бесчеловечного, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения, а также неправомерного применения физической силы и специальных средств;

создание условий содержания с учетом международных стандартов, в том числе улучшение условий содержания инвалидов и лиц, не способных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно.


VI. Совершенствование организационно-структурного

построения учреждений уголовно-исполнительной системы

Важной задачей на этом направлении является подготовка и утверждение Генеральной схемы размещения учреждений уголовно-исполнительной системы - комплекса эффективных проектно-управленческих решений, направленных на создание различных видов учреждений с учетом региональной специфики, а также мнения субъектов Российской Федерации и заинтересованных государственных органов:

о разработке и реализации проекта создания учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа;

о разработке и реализации типовых проектов создания современных учреждений уголовно-исполнительной системы в целях достижения соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых правилам проектирования;

о снижении издержек на содержание уголовно-исполнительной системы;

о передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой;

о ликвидации ветхих объектов в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

об организации взаимодействия с органами государственной власти регионов и муниципалитетов по вопросам дальнейшего использования имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность которых прекращена;

о развитии имеющейся производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы, а также о создании дополнительных рабочих мест для привлечения к оплачиваемому труду осужденных;

о создании условий для обеспечения реализации закрепленного на законодательном уровне принципа отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены либо в котором проживает их семья.

В целях оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы к 2024 году из 900 учреждений ликвидации подлежат 88.


VII. Проект создания учреждения объединенного типа

Проект предполагает создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе и включает в себя подготовку технической документации, финансово-экономического обоснования, создание правовых и организационных условий для функционирования такого учреждения, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.

Разработку и реализацию проекта предполагается осуществить к 2024 году.


VIII. Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых

в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы

Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений.

Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы необходимо:

расширение перечня дополнительных платных услуг;

расширение перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету;

совершенствование системы мер поощрения и взыскания;

расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

совершенствование оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым;

создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом вне камер.


IX. Особенности содержания женщин с детьми, а также иных

категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, имеющих

несовершеннолетних детей

Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых женщин и мужчин, имеющих несовершеннолетних детей, предусматривает:

разработку типовой модели камер с улучшенными коммунально-бытовыми условиями для содержания женщин с детьми и прогулочных дворов в следственных изоляторах;

обеспечение нахождения ребенка в доме ребенка при исправительном учреждении или передачи его органам опеки и попечительства или опекунам на период нахождения матери на лечении в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

обеспечение возможности ежедневного принятия душа для беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей;

разработку единых минимальных требований (макет, типовой проект) к оснащению помещений в домах ребенка, в том числе для проведения кружковой, спортивно-массовой и культурно-массовой работы, спортивных сооружений и объектов (площадок);

предоставление платных телефонных разговоров с детьми подозреваемой или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, а также подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, вне очереди;

закрепление требований к условиям перевозки женщин с детьми при осуществлении конвоирования;

установление особенностей предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми содержащимся в следственных изоляторах подозреваемым и обвиняемым;

расширение возможности применения института отсрочки отбывания наказания в отношении беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и являющегося единственным родителем;

увеличение возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственного изолятора;

совершенствование оказания медицинской помощи детям, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы совместно с матерями.


X. Обеспечение порядка и условий содержания

подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях

уголовно-исполнительной системы

В целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих:

увеличение количества свиданий осужденных с родственниками;

увеличение количества посылок, разрешенных к получению осужденными;

увеличение количества телефонных разговоров осужденных с родственниками;

оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать;

упрощение порядка передачи книг подозреваемым, обвиняемым и осужденным;

реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека;

обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы;

создание коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил;

обеспечение возможности приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной системы продуктов питания и предметов первой необходимости более широкого ассортимента и качества, а также регулирования цен на товары;

обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками;

обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных при организации специальных перевозок, включая соблюдение стандартов полезной площади на одного человека, питания;

обеспечение создания доступной среды для инвалидов как из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и из числа посетителей учреждений уголовно-исполнительной системы;

увеличение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах;

повышение норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на мирное время;

улучшение порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств;

улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.


XI. Медицинское обеспечение

и санитарно-эпидемиологическое благополучие лиц,

содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

По сравнению с 2010 годом благодаря эффективному оказанию медицинской помощи, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний отмечается снижение смертности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2 раза (в 2010 году - 4774 человека, в 2020 - 2400 человек), снижение количества заболевших инфекционными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция) осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в 2010 году выявлено 10124 случая заболевания ВИЧ-инфекцией, в 2020 году - 4942, в 2010 году выявлен 8681 случай заболевания туберкулезом, в 2020 году - 1516 случаев).

Совершенствование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагает:

обеспечение реализации гарантированного права на беспрепятственное получение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, информации о своем здоровье, ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья, получение консультаций врачей - специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

развитие в соответствии с лицензионными требованиями первичной медико-санитарной помощи и отдельных видов специализированной медицинской помощи, обеспечивающих снижение заболеваемости, смертности и инвалидности;

выработку мер по повышению эффективности противодействия распространению социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, совершенствованию системы обеспечения инфекционной безопасности уголовно-исполнительной системы;

реформирование контрольно-надзорной деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, направленное на профилактику инфекционных заболеваний;

участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

информатизацию медицинских организаций уголовно-исполнительной системы с созданием медицинских информационных систем медицинских организаций, осуществляющих взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также с информационными системами в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования, и его территориальных фондов.

С учетом совершенствования медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к 2024 году прогнозируется снижение смертности от заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы до 20 процентов, к 2030 году - до 50 процентов.


XII. Развитие сети исправительных центров

В целях исполнения наказания в виде принудительных работ сформирована сеть исправительных центров в 76 субъектах Российской Федерации, состоящая из 111 учреждений, с возможностью размещения в них 8,2 тыс. осужденных.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в настоящее время около 182 тыс. осужденных к лишению свободы имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры.

Развитие сети исправительных центров предполагает создание таких учреждений на базе имущества:

объектов, принадлежащих уголовно-исполнительной системе, с использованием имущественных комплексов ликвидируемых учреждений;

предоставляемого в безвозмездное пользование организациями в целях трудоустройства лиц, осужденных к принудительным работам;

субъектов Российской Федерации, передаваемого в оперативное управление территориального органа уголовно-исполнительной системы.

В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагается участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения (отходов производства и потребления).

В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 году планируется кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 году - в полном объеме.


XIII. Совершенствование производственно-хозяйственной

деятельности уголовно-исполнительной системы, повышение

уровня занятости осужденных

Создание условий для трудовой занятости осужденных и улучшение производственно-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы привело к увеличению до 40 процентов доли трудоустроенных лиц на производственных объектах уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих привлечению к труду, которая по состоянию на 1 января 2021 г. составила 128 тыс. человек.

Увеличение количества привлеченных к труду осужденных путем совершенствования производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы предполагает:

создание условий для привлечения осужденных к оплачиваемому труду на полный рабочий день;

улучшение условий трудовой деятельности и совершенствование системы профессионального обучения и среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы;

зачет времени работы осужденного на объектах Арктической зоны Российской Федерации в срок отбывания наказания в льготном исчислении;

создание условий для развития производства уголовно-исполнительной системы;

обеспечение государственными, муниципальными и коммерческими заказами на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

реализацию наиболее перспективных направлений производственной деятельности;

расширение механизма привлечения учреждений уголовно-исполнительной системы к выполнению государственных и муниципальных заказов как единственного поставщика;

развитие материально-технической базы за счет бюджетных ассигнований, выделяемых в рамках федеральной целевой программы на соответствующий период, и дополнительного источника бюджетного финансирования.

Целью совершенствования производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы является увеличение к 2024 году до 55 процентов доли трудоустроенных лиц на производственных объектах уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих привлечению к труду, к 2030 году - до 85 процентов.


XIV. Цифровая трансформация и научно-техническое развитие

уголовно-исполнительной системы

Проведение цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы и внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений и органов предусматривают:

создание и внедрение в деятельность Федеральной службы исполнения наказаний, ее территориальных органов и учреждений единой информационной системы, обеспечивающей сквозную автоматизацию рабочих процессов, формирование баз данных по вопросам деятельности Службы;

создание и развитие систем сбора и обработки данных и принятие решений на основе результатов применения искусственного интеллекта в части расположения учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечения безопасности (в том числе с использованием видеоаналитики и прогнозирования поведения осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы), контроля за лицами, в отношении которых применены меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, и контроля за поведением освобожденных;

создание единого защищенного управляемого информационного пространства Федеральной службы исполнения наказаний для обеспечения внедрения и эксплуатации информационных систем и информационных ресурсов уголовно-исполнительной системы, предполагающих обработку конфиденциальной информации, в том числе персональных данных и сведений о подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов;

создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации;

развитие научного потенциала уголовно-исполнительной системы, способствующего получению научных и научно-технических результатов высокого качества, в том числе с использованием новых технологий, и их внедрение в практическую деятельность;

проведение научных исследований эффективности исполнения отдельных видов уголовных наказаний и применения норм и институтов уголовно-исполнительного права;

обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на предоставление свиданий с родственниками, проведение встреч с уполномоченными по правам человека и членами общественных наблюдательных комиссий, а также на участие в судебных заседаниях в режиме видео-конференц-связи;

внедрение в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы электронных баз постоянно обновляющихся нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также необходимых им для защиты своих интересов в судах;

применение системы электронных очередей для посещения адвокатами своих подзащитных.


XV. Основные показатели эффективности деятельности

уголовно-исполнительной системы

В целях эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы необходимо установление групп основных показателей, отражающих в том числе информацию:

о соблюдении прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая информацию о количестве следственных изоляторов и исправительных учреждений, в которых условия содержания соответствуют законодательству Российской Федерации;

о развитии производственного сектора уголовно-исполнительной системы, включая информацию о количестве осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду;

об оказании медицинской помощи, включая информацию об уровне смертности, в том числе от отдельных социально значимых заболеваний, о доле осужденных к лишению свободы с диагнозом активного туберкулеза, установленным в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также об обеспечении лиц, нуждающихся в технических средствах реабилитации, абилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

об исполнении наказания в виде принудительных работ, в том числе о количестве мест для размещения осужденных к принудительным работам по состоянию на конец отчетного периода;

об уровне особо учитываемых преступлений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, о количестве суицидов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также о количестве возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.


XVI. Создание и развитие системы пробации

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю навыков жизни в обществе, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и, как следствие, на совершение повторных преступлений.

В связи с этим необходимо создание системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Создание и развитие в Российской Федерации эффективной системы пробации предусматривает:

на первом этапе (до 2024 года) - закрепление института пробации на законодательном уровне, определение функции пробации, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно;

на втором этапе (до 2030 года) - оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве.

Реализация указанных положений потребует:

развития системы уголовно-исполнительных инспекций;

совершенствования научно-методической базы в целях подготовки квалифицированных кадров;

внедрения новых информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительных инспекций;

повышения уровня взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, а также с учреждениями и предприятиями социального обслуживания по вопросам оказания адресной социальной помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

В связи с созданием системы пробации предполагается, что количество лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, к 2030 году снизится, в том числе за счет сокращения рецидивов преступлений.


XVII. Обеспечение безопасности

уголовно-исполнительной системы

В целях эффективного функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья ее персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

Для обеспечения безопасности деятельности уголовно-исполнительной системы и ее объектов предполагается:

комплексная защита информационной инфраструктуры уголовно-исполнительной системы;

оснащение исправительных учреждений, исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора;

использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга передвижения специальных автомобилей и железнодорожных вагонов для перевозки осужденных, а также оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;

совершенствование системы мониторинга поведения осужденных с помощью технологий электронного контроля (электронные браслеты, беспроводные технологии и др.), а также использования глобальных навигационных систем ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS);

укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях, исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторах;

совершенствование ведомственного контроля, мониторинг и оценка деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

повышение эффективности осуществления оперативно-разыскной деятельности, в том числе в отношении лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера;

контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой информации;

разработка комплекса мер, направленных на своевременное выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений;

создание условий раздельного содержания отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

совершенствование мер по профилактике побегов и доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов с использованием современных технологий, в том числе беспилотных управляемых летательных аппаратов;

мониторинг рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы;

совершенствование форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к ответственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и порядка проведения досмотров и обысков лиц, посещающих учреждения уголовно-исполнительной системы, направленное на проведение указанных процедур в условиях, не унижающих человеческое достоинство;

совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, включая постановку на профилактический учет, конкретизацию категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подлежащих постановке на профилактический учет, а также исключение формальных оснований для постановки на профилактический учет;

совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.


XVIII. Совершенствование условий несения службы

(выполнения работы)

К 2030 году планируется установление норматива штатной численности персонала учреждений уголовно-исполнительной системы по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также к лицам, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, из расчета 1:3.

В целях эффективного исполнения служебных (трудовых) обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и с учетом специфики службы одним из приоритетных направлений является создание комфортных условий для несения службы (выполнения работы) и возможностей для продвижения по службе (работе).

Создание условий для несения службы (выполнения работы) сотрудниками уголовно-исполнительной системы предусматривает:

оптимизацию организационно-штатной структуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава уголовно-исполнительной системы;

стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее создание многофакторной системы мотивации;

разработку и осуществление комплекса мер, направленных на повышение привлекательности службы (работы) в уголовно-исполнительной системе, конкурентоспособности Федеральной службы исполнения наказаний как работодателя на рынке труда;

развитие материально-технической базы учреждений уголовно-исполнительной системы.


XIX. Социальная защищенность сотрудников

уголовно-исполнительной системы

В целях обеспечения престижа службы в уголовно-исполнительной системы необходимо установление гарантии высокого социального статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Повышение уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает:

повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы;

совершенствование медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее возможность получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение ее доступности;

участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

оснащение медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний современным медицинским оборудованием;

предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом;

выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.


XX. Повышение уровня взаимодействия с институтами

гражданского общества

Современное развитие уголовно-исполнительной системы невозможно без эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Развитие сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с институтами гражданского общества предполагает:

активное привлечение представителей институтов гражданского общества к участию в деятельности по оказанию содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе;

расширение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества и общественными организациями, включая общественные наблюдательные комиссии, в вопросах контроля за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

укрепление сотрудничества и расширение участия религиозных организаций, относящихся к основным традиционным религиям, в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы;

создание необходимых условий для осуществления деятельности представителей институтов гражданского общества при оказании содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

обеспечение на постоянной основе сотрудничества со средствами массовой информации;

участие дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, о применении к осужденным мер взыскания, а также закрепление порядка создания указанных комиссий.


XXI. Развитие международного сотрудничества

Международное сотрудничество, изучение и внедрение международного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в уголовно-исполнительную систему является одной из важнейших задач в процессе дальнейшего совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Расширение и укрепление международного сотрудничества предусматривает:

активизацию участия Федеральной службы исполнения наказаний в мероприятиях, проводимых под эгидой Организации Объединенных наций, Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем, Глобального контртеррористического форума, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской организации тюрем и исправительных учреждений, других международных организаций, касающихся сферы исполнения наказаний и обращения с осужденными;

развитие нормативно-правовой базы обеспечения международного сотрудничества в пенитенциарной сфере;

создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

организацию и углубление сотрудничества с органами, комитетами международных, правительственных и общественных организаций, тюремными администрациями зарубежных стран;

обеспечение реализации комплекса организационно-методических мероприятий по выполнению международно-правовых обязательств Российской Федерации в части соблюдения законности содержания осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства в исправительных учреждениях, освобождения из мест лишения свободы, выдачи иностранных граждан, совершивших преступления и отбывающих наказание на территории Российской Федерации, их государствам для отбывания наказания, экстрадиции, приема из-за рубежа осужденных российских граждан;

совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам исполнения по отношению к иностранным гражданами и лицам без гражданства уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, передачи иностранных граждан для исполнения таких наказаний в государства гражданской принадлежности;

формирование национальных правовых механизмов предотвращения нарушений и восстановление нарушенных прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, гарантированных в силу международных обязательств Российской Федерации.


XXII. Реализация Концепции

Реализация положений Концепции осуществляется в 2 этапа:

на первом этапе (2021 - 2024 годы) предусматривается исполнение плана мероприятий по реализации Концепции в части, включающей разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции, в том числе улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, разработку и корректировку федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции, а также на создание условий для развития электронного взаимодействия с другими государственными органами;

на втором этапе (2025 - 2030 годы) предусматривается дальнейшее совершенствование мер администрирования уголовно-исполнительной системы, в том числе реализация скорректированных положений Концепции во исполнение утвержденного плана, а также подведение итогов реализации Концепции и разработка проекта документа по планированию дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы.


XXIII. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Структура расходов и основные направления финансирования могут пересматриваться на различных этапах реализации Концепции при формировании и корректировке планов реализации Концепции и государственных программ Российской Федерации.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления