Законодательство РФ

Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 N 894-р (ред. от 19.04.2023) <Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению и отчуждению непрофильных активов>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 мая 2017 г. N 894-р

В целях повышения эффективности управления федеральной собственностью:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выявлению и отчуждению непрофильных активов.

2. Государственным корпорациям, государственным компаниям (далее - организации) и акционерным обществам, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых превышает 50 процентов, их дочерним обществам и дочерним обществам организаций (далее - общества) рекомендовать руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными настоящим распоряжением, при проведении работы по выявлению и отчуждению активов, не используемых в их основных (уставных) видах деятельности.

Дочерним обществом организации для целей методических рекомендаций, утвержденных настоящим распоряжением, признается хозяйственное общество, в котором организация в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким хозяйственным обществом.

3. Минфину России совместно с Росимуществом в отношении обществ, а федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование и (или) контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, в отношении обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и перечни акционерных обществ согласно приложениям N 1 и 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, проводить ежеквартальный мониторинг результатов отчуждения непрофильных активов посредством межведомственного портала по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал).

4. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (председателям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) обеспечить один раз в полгода проведение мониторинга реализации акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов с последующим представлением информации в Минфин России.

5. Минфину России и Росимуществу в отношении обществ, а федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего распоряжения, в отношении обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и перечни акционерных обществ согласно приложениям N 1 и 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, обеспечить:

ежеквартальное подтверждение руководителями обществ посредством портала полноты и достоверности информации, размещенной на портале об отчуждении непрофильных активов;

внесение изменений в трудовые договоры с руководителями обществ в части включения в них положений о персональной ответственности за несвоевременное размещение информации или размещение недостоверной информации на портале об отчуждении непрофильных активов.

6. Минфину России создать межведомственную комиссию в целях обеспечения:

ежеквартального анализа хода исполнения обществами и организациями планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов;

ежегодного, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом, представления информации об отчуждении организациями и обществами непрофильных активов в Правительство Российской Федерации.

7. Росимуществу в отношении обществ, а федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего распоряжения, в отношении обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и перечни акционерных обществ согласно приложениям N 1 и 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, представлять ежеквартально в Минфин России информацию о фактах несвоевременного размещения информации или размещения недостоверной информации об отчуждении непрофильных активов на портале руководителями обществ в целях рассмотрения указанных фактов на заседаниях межведомственной комиссии.

8. Минфину России совместно с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 настоящего распоряжения, обеспечить подготовку и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, ограничивающих возможность предоставления обществам и организациям мер государственной поддержки, включая субсидирование процентной ставки на реализацию новых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, предоставление государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам в рамках мер по повышению устойчивости экономического развития в случае неподготовки, неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией либо обществом программы отчуждения непрофильных активов.

9. Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции обеспечивать не реже одного раза в год рассмотрение результатов анализа реализации программ отчуждения непрофильных активов организациями и обществами, включенными в перечни согласно приложениям N 1 и 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р.

10. Рекомендовать организациям ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал отчетного года - не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом), представлять в Минфин России и Росимущество информацию о ходе исполнения планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов.

11. В случае когда Правительством Российской Федерации установлен специальный порядок отчуждения имущества организации или общества, не соответствующего целям его деятельности, методические рекомендации, утвержденные настоящим распоряжением, действуют в части, не противоречащей такому специальному порядку.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ




Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 10 мая 2017 г. N 894-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ОТЧУЖДЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия проведению мероприятий по выявлению и отчуждению активов в государственных корпорациях, государственных компаниях (далее - организации), акционерных обществах, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых превышает 50 процентов (далее - акционерные общества), а также дочерних обществах организаций и акционерных обществ (далее - дочерние общества), не используемых в их основных (уставных) видах деятельности.

2. Настоящие методические рекомендации не распространяются на кредитные организации и лизинговые компании в части определения непрофильности имущества, являющегося предметом залога, полученного в результате осуществления ими обычной хозяйственной деятельности.

3. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:

"актив" - это имущество, в том числе имущественные права, а также результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), любые иные объекты гражданских прав, принадлежащие на праве собственности организациям, акционерным обществам или дочерним обществам;

"непрофильные активы" - активы, не соответствующие понятию "профильные активы";

"план мероприятий по отчуждению непрофильных активов" - документ организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, составляемый на планируемый год, включающий в себя перечень непрофильных активов, планируемых к отчуждению, способы их отчуждения с распределением по кварталам года;

"программа отчуждения непрофильных активов" - составляемый на 3 года документ организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, отражающий принципы и механизм выявления и отчуждения непрофильных активов, включающий также в себя экономическое обоснование отчуждения или сохранения непрофильных активов, а также порядок формирования и утверждения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов;

"программно-целевой документ" - внутренний документ организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, содержащий сформулированные и измеримые стратегические инициативы и цели, конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, с указанием объема и источников их финансирования (в том числе доход от отчуждения непрофильных активов), финансовую модель, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организаций, акционерных обществ или дочерних обществ на среднесрочную перспективу;

"профильные активы" - активы, соответствующие критериям профильности актива, согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (далее - критерии профильности);

"реестр непрофильных активов" - перечень всех непрофильных активов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ.

4. Основными целями и задачами при отчуждении непрофильных активов являются:

а) оптимизация состава и структуры активов;

б) повышение эффективности использования активов;

в) снижение затрат, связанных с содержанием и обслуживанием непрофильных активов;

г) привлечение дополнительных источников финансирования;

д) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;

е) повышение капитализации.

5. Ключевыми принципами при отчуждении непрофильных активов являются:

а) транспарентность - открытость и доступность информации о применяемых методах и подходах по выявлению непрофильных активов из всей совокупности активов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ;

б) системность - регулярный анализ активов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ на предмет выявления их непрофильности;

в) прозрачность - обеспечение открытых и публичных процедур по отчуждению непрофильных активов, в том числе использование доступных для потенциальных приобретателей способов раскрытия информации об отчуждении непрофильных активов;

г) эффективность - экономически обоснованное отчуждение непрофильного актива;

д) максимизация доходов - отчуждение непрофильных активов на возмездной основе;

е) минимизация расходов - снижение затрат на содержание непрофильных активов;

ж) защита экономических интересов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ при распоряжении активами - своевременное отчуждение активов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, предотвращение потери стоимости активов, защита прав и интересов организаций, акционерных обществ или дочерних обществ перед совладельцами активов и третьими лицами.

6. Программа отчуждения непрофильных активов утверждается советом директоров (наблюдательным советом) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ. Программа отчуждения непрофильных активов включает в себя следующие разделы:

а) цели отчуждения непрофильных активов исходя из стратегических задач организаций, акционерных обществ или дочерних обществ;

б) принципы отчуждения непрофильных активов;

в) порядок оценки непрофильных активов;

г) способы и порядок отчуждения непрофильных активов;

д) экономическое обоснование отчуждения или сохранения непрофильных активов;

е) обоснование пролонгации сроков отчуждения непрофильных активов, превышающих 3 года с даты признания актива непрофильным в установленном порядке;

ж) порядок раскрытия информации об отчуждении непрофильных активов;

з) порядок формирования и утверждения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов;

и) порядок формирования, утверждения и раскрытия отчетности о ходе исполнения программы отчуждения непрофильных активов;

к) реестр непрофильных активов.

7. Определение профильности активов требуется при первом утверждении программы отчуждения непрофильных активов или ее актуализации, при приобретении активов, перед принятием решения о признании актива профильным, если ранее он был включен в реестр непрофильных активов.

Для определения профильности актива рекомендуется провести анализ по следующему алгоритму:

определить степень влияния критериев профильности на каждый отдельный актив путем выбора ответов ("да" - критерий оказывает влияние или "нет" - критерий не влияет);

по итогам анализа степени влияния критериев профильности на актив необходимо сопоставить получившийся результат ответов с ответами для определения профильности актива. В случае если полученные результаты ответов совпадают с ответами, за каждый ответ присваивается соответствующий балл, при несовпадении - 0;

показатели в баллах, полученные за каждый ответ, суммируются.

В случае если суммарный результат составляет:

50 баллов и более, актив является профильным;

менее 50 баллов, актив является непрофильным.

Актив, определенный как непрофильный актив, подлежит включению в реестр непрофильных активов.

Объединение непрофильных активов может осуществляться на условиях и принципах, предусмотренных программой отчуждения непрофильных активов.

8. В реестре непрофильных активов отражается следующая информация по каждому непрофильному активу:

а) наименование непрофильного актива и идентифицирующие характеристики;

б) вид имущества (недвижимое, движимое, сложная вещь, состоящая из недвижимого и движимого имущества);

в) сведения о правоустанавливающих документах;

г) назначение непрофильного актива;

д) прогнозируемый доход от отчуждения актива;

е) сумма отраженной в бухгалтерском учете переоценки непрофильного актива;

ж) балансовая стоимость непрофильного актива на последнюю отчетную дату;

з) ожидаемый финансовый результат по итогам отчуждения непрофильного актива;

и) планируемый способ отчуждения (сохранения) непрофильного актива;

к) сведения об обременениях.

9. Актуализация программы отчуждения непрофильных активов требуется в случае актуализации программно-целевого документа, выявления новых непрофильных активов и признания непрофильного актива профильным.

Решение об отсутствии необходимости разработки (актуализации) программы отчуждения непрофильных активов, в том числе в связи с отсутствием непрофильных активов, принимается советом директоров (наблюдательным советом) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ.

10. План мероприятий по отчуждению непрофильных активов включает в себя следующие разделы:

а) выдержка из реестра непрофильных активов, подлежащих отчуждению в планируемом году, с указанием способов их отчуждения с распределением по кварталам года;

б) мероприятия по отчуждению непрофильных активов с указанием общего бюджета затрат и прогнозируемой суммы дохода от отчуждения;

в) иные разделы, определенные программой отчуждения непрофильных активов.

11. Отчуждение непрофильных активов рекомендуется осуществлять путем совершения возмездных гражданско-правовых сделок, включая договоры купли-продажи, инвестиционные соглашения, в результате которых организации, акционерные общества или дочерние общества получают денежные средства или приобретают права на актив (активы), являющийся для организаций, акционерных обществ или дочерних обществ профильным активом.

12. Безвозмездную передачу (дарение) непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность рекомендуется осуществлять по отдельному решению совета директоров (наблюдательного совета) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ и с письменного согласия соответствующего публично-правового образования.

13. В целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов их продажу рекомендуется осуществлять по результатам проведения конкурентных процедур с соблюдением принципов публичности, открытости, прозрачности, конкурентности и возмездности.

Продажу непрофильных активов рекомендуется проводить в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. При выборе организатора торгов (специализированной организации) для возложения на него функций по поиску покупателей и организации продажи актива на торгах рекомендуется руководствоваться перечнем юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1874-р, а также перечнем операторов электронных площадок, предусмотренным частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 11 статьи 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно приложению N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447-р.

14. Начальная цена или цена продажи непрофильного актива определяется на основании отчета оценщика, составленного по стандартам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) законодательства государства местонахождения непрофильного актива. Для сделок по отчуждению непрофильных активов в случаях, предусмотренных главами X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах", начальная цена формируется на основании отчета оценщика, имеющего положительное заключение по результатам экспертизы отчета об оценке, предусмотренной статьей 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В случае если конкурентные процедуры по привлечению оценщика признаны несостоявшимися более 2 раз в связи с отсутствием заявок, начальная цена или цена продажи непрофильного актива определяется решением совета директоров (наблюдательного совета) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ при условии соответствующего экономического обоснования.

15. В соответствии с отдельным решением совета директоров (наблюдательного совета) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ допускается отчуждение непрофильного актива по цене ниже балансовой стоимости. Решение совета директоров (наблюдательного совета) о продаже непрофильного актива по цене ниже балансовой стоимости должно содержать экономическое обоснование.

16. Продажу непрофильного актива, расположенного за рубежом, рекомендуется осуществлять с учетом пунктов 13 - 15 настоящих методических рекомендаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, международным законодательством либо законодательством государства местонахождения указанного непрофильного актива.

17. Контроль за ходом выявления и отчуждения непрофильных активов в организациях, акционерных обществах или дочерних обществах рекомендуется возложить на подразделение (службу) внутреннего контроля (внутреннего аудита) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, функционально подчиненное совету директоров (наблюдательному совету).

Указанное подразделение (служба) внутреннего контроля (внутреннего аудита) организаций, акционерных обществ или дочерних обществ не реже одного раза в год докладывает совету директоров (наблюдательному совету) о ходе выявления и отчуждения непрофильных активов в организациях, акционерных обществах или дочерних обществах.

18. В целях раскрытия информации о ходе отчуждения непрофильных активов, а также для эффективного мониторинга результатов отчуждения непрофильных активов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал отчетного года - не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом), акционерными обществами обеспечивается размещение полной, актуальной и достоверной информации об изменениях в программе отчуждения непрофильных активов и о ходе исполнения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов, в том числе от дочерних обществ, на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".




Приложение

к методическим рекомендациям

по выявлению и отчуждению

непрофильных активов

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВА

Критерии

Количество баллов за ответ "да"

1.

Актив, являющийся недвижимым имуществом, расположен на принадлежащей организациям, акционерным обществам или дочерним обществам территории, используемой для осуществления основного вида деятельности либо для единственно возможного проезда (прохода) к территории, используемой организациями, акционерными обществами или дочерними обществами для осуществления основного вида деятельности

20

2.

Относится к социально значимым объектам (например, поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая), выручка которых формируется более чем на 50 процентов за счет предоставления услуг работникам организаций, акционерных обществ или дочерних обществ

30

3.

Наличие заключенных контрактов или иных обязательств общей стоимостью более 1 млрд. рублей или более 1 процента выручки организаций, акционерных обществ или дочерних обществ, неотъемлемо связанных с использованием актива, по итогам предыдущего года

20

4.

Актив является неотъемлемой частью технологического процесса или управления деятельностью организаций, акционерных обществ или дочерних обществ

50

5.

Актив организаций, акционерных обществ или дочерних обществ является необходимым для достижения организациями, акционерными обществами или дочерними обществами установленных целей по приоритетным направлениям деятельности

50

6.

Актив организаций, акционерных обществ или дочерних обществ является неотчуждаемым (сервитут, объект коммерческой тайны, объект необходим для выполнения государственных задач, мобилизационной подготовки, обороны, безопасности)

50



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления