Законодательство РФ

Распоряжение Минобрнауки России от 20.09.2017 N Р-603 "Об утверждении правил организации доступа к научной и научно-технической информации в Российской Федерации"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2017 г. N Р-603

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В целях организации доступа к научной и научно-технической информации в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301, утвердить прилагаемые правила организации доступа к научной и научно-технической информации в Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра

Г.В.ТРУБНИКОВ




Приложение

к распоряжению Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 20 сентября 2017 г. N Р-603

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 127, ст. 3) в целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступа к научной и научно-технической информации, права на ее приобретение, доступа в международные информационные фонды и системы в области науки и техники, а также государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301.

2. Настоящие Правила устанавливают основания и порядок определения перечня, получения доступа и использования электронных информационных ресурсов российских и зарубежных издательств, предоставляемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, для государственных научных и образовательных организаций, федеральных научных библиотек и центральных библиотек Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), а также иных научных и образовательных учреждений и организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации прямо или косвенно составляет более пятидесяти процентов (организации государственного сектора науки, далее - организации).

3. В целях настоящих Правил под доступом к электронным информационным ресурсам понимается лицензионный доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых базах данных и специализированных базах данных научного цитирования российских и зарубежных издательств.

4. Основанием для реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступа организаций к электронным информационным ресурсам, является решение Министра образования и науки Российской Федерации о выделении средств федерального бюджета на подписку на планируемый год, с учетом решения Финансового совета Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 мая 2017 г. N 461.

Перечень ресурсов, на которые осуществляется подписка (или закупка), а также форма доступа определяются Межведомственным координационным советом по организации предоставления лицензионного доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным ресурсам (далее - Совет) по результатам ежегодного открытого опроса <1>.

--------------------------------

<1> Открытый опрос - прямая рассылка Министерства образования и науки Российской Федерации запроса о потребностях в доступе к информации не менее чем по 1500 научным и образовательным организациям и (или) не менее чем 3000 ведущим исследователям (экспертам), представляющим пропорционально все области (отрасли) знаний.

За счет средств федерального бюджета может быть обеспечена подписка на базы данных научного цитирования и подписка (закупка) на полнотекстовые коллекции книг и журналов.

Информация о перечне ресурсов, к которым будет предоставляться доступ на последующий год, ежегодно публикуется на сайте Минобрнауки России, ГПНТБ России и иных операторов, осуществляющих подписку, не позднее 1 июля года, предшествующего организации доступа.

5. Доступ к российским и зарубежным информационным ресурсам в Российской Федерации организуется в виде:

5.1. Централизованной государственной подписки <2>;

--------------------------------

<2> Централизованная государственная подписка - обеспечение доступа к информации через единого оператора, который осуществляет заключение лицензионных договоров с правообладателями соответствующей информации, сублицензионных договоров с научными и образовательными организациями, федеральными научными библиотеками, центральными библиотеками ФАНО России, а также сервисы технической поддержки и сопровождения использования информации, мониторинг и отражение статистики ее потребления.

5.2. Национальной государственной подписки <3>;

--------------------------------

<3> Национальная государственная подписка - обеспечение доступа к информации со всех IP-адресов Российской Федерации, фактически позволяющей получать доступ не только из сетей научных и образовательных организаций, федеральных научных библиотек и центральных библиотек ФАНО России, но и с домашних компьютеров, мобильных устройств всех операторов связи.

5.3. Ведомственной государственной подписки <4>;

--------------------------------

<4> Ведомственная государственная подписка - подписка, которая осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной им организацией, и обеспечивающей доступ к электронным ресурсам подведомственным организациям.

5.4. Частной (консорциумной <5> или индивидуальной) подписки.

--------------------------------

<5> Консорциумная подписка - подписка, которая осуществляется организацией-лидером (далее - организатор подписки) для группы других научных и образовательных организаций, включая федеральные научные библиотеки и центральные библиотеки ФАНО России. Средства выделяются организатору подписки, который отвечает за эффективность использования соответствующих средств.


II. Доступ к базам данных научного цитирования

6. Доступ к базам данных научного цитирования в целях обеспечения равных информационных возможностей реализуется в режиме централизованной государственной подписки. Соответствующие ресурсы должны быть доступны неограниченно в сетях всех государственных научных и образовательных организаций, сетях государственных академий наук, федеральных научных библиотек, центральных библиотек ФАНО России и организаций государственного сектора науки.

Перечень таких баз будет определяться исходя из финансовых возможностей Минобрнауки России на планируемый год.

Переход к национальной государственной подписке к базам данных научного цитирования будет осуществляться также исходя из финансовых возможностей.

При необходимости федеральные органы исполнительной власти вправе обеспечить доступ к ресурсам, не вошедшим в перечень централизованной государственной подписки (по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации).

Доступ к индексам и рефератам патентных баз данных российского и евразийского патентных ведомств осуществляется исключительно в режиме национальной государственной подписки.

Доступ к индексам и рефератам патентных баз данных иных зарубежных патентных ведомств, в том числе Европейского союза, осуществляется в режиме централизованной государственной подписки для государственного сектора науки, а также для федеральных научных библиотек и центральных библиотек ФАНО России, или в режиме подписки за собственные средства, для организаций, не вошедших в централизованную государственную подписку.

7. Доступ к аналитическим инструментам и полным выгрузкам баз данных научного цитирования осуществляется в режиме централизованной подписки для государственных академий наук, федеральных научных библиотек, центральных библиотек ФАНО России, научных и образовательных организаций, выполняющих по государственному заказу (заданию) Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти функции мониторинга состояния национального научно-технологического комплекса и (или) исследования, связанные с разработкой прогнозов научно-технологического развития и реализацией государственных программ.

8. В перечень баз данных, к которым обеспечивается доступ в режиме централизованной и (или) национальной государственной подписки включаются ресурсы, потребность в которых на текущий год заявили в ходе открытого опроса не менее чем 75% научных и образовательных организаций и (или) экспертов.

9. Перечень организаций и критерии отбора ведущих исследователей (экспертов) для участия в открытом опросе публикуются на сайте Минобрнауки России с указанием референтных областей (отраслей) науки и профилей.


III. Доступ к универсальным и (или) специализированным

полнотекстовым коллекциям

10. При отборе полнотекстовых коллекций выделяются универсальные, включающие все области (отрасли) знаний, и специализированные (ориентированные на применение в конкретных областях (отраслях).

11. При отборе как универсальных, так и специализированных полнотекстовых коллекций для их перевода в режим централизованной государственной подписки используются следующие критерии:

а) объем фактических затрат научных и образовательных организаций на приобретение доступа к коллекциям;

б) объем фактического потребления информации (число обращений к полным текстам);

в) доля наиболее рейтинговых журналов, публикации в которых приводят к существенному росту репутации и узнаваемости российских научных и образовательных организаций в коллекциях;

г) количество публикаций российских исследователей в журналах, входящих в соответствующую коллекцию и (или) количество зарубежных патентов российских правообладателей, входящих в соответствующую коллекцию патентных публикаций.

Перечень организаций и критерии отбора ведущих исследователей (экспертов) для участия в открытом опросе публикуются на сайте Минобрнауки России с указанием референтных областей (отраслей) науки и профилей.

12. Для своевременного обновления информационных источников и обеспечения гибкости и широты охвата системы доступа к научной и научно-технической информации осуществляется приобретение специализированных коллекций по отдельным областям (отраслям) знаний в режиме консорциумной подписки, для формирования которой используются следующие критерии:

а) стоимость доступа в расчете на одного исследователя организаций, входящих в консорциум (максимальная широта охвата при минимизации затрат);

б) результативность организаций, входящих в консорциум;

в) ежегодная ротация изданий, входящих в консорциумную подписку, с целью исключения из нее наименее востребованных (по данным фактического потребления) консорциумных подписок.

13. С учетом имеющегося объема денежных средств для доступа к универсальным и (или) специализированным полнотекстовым коллекциям около 75% направляется на подписку в соответствии с пунктом 11, оставшиеся средства - порядка 25% на подписку в соответствии с пунктом 12.

14. Для целей оптимизации затрат на доступ к коллекциям, стоимость доступа к которым устанавливается правообладателем в расчете на одну организацию, коллекции централизованно приобретаются для размещения в федеральных научных библиотеках и центральных библиотеках ФАНО России.

Организации, на базе которых функционируют эти библиотеки, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к таким коллекциям и иной информации, доступной как в электронном виде, так и на традиционных носителях, в помещениях библиотек для всех читателей.

15. При наличии финансовой возможности перечень организаций, для которых централизованно обеспечивается доступ к коллекциям, может быть расширен (призовая подписка), исходя из совокупной результативности (рейтинга) организаций в соответствующей референтной группе по областям (отраслям) науки и профилям.

Оператор подписки, организация-лидер (для призовой подписки) обязаны предусматривать в текстах лицензионных и сублицензионных договоров возможность доступа к ресурсам не только пользователей организации, получившей доступ, но и всех научных и педагогических работников, обучающихся в научных и образовательных организациях города (субъекта Российской Федерации).

Организации-лидеры, получившие доступ к коллекциям (призовую подписку), обязаны выделить помещение, в котором обеспечивается доступ для научных работников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов других государственных научных и образовательных организаций своего города (субъекта Российской Федерации).

16. По результатам ежегодного рейтинга организаций, которым предоставлен доступ в рамках централизованной и (или) консорциумных подписок, не обеспечившие положительной динамики роста совокупной результативности, замещаются организациями, показавшими наибольшую положительную динамику.


IV. Доступ к базам первичных (фактографических)

научных данных, в том числе "больших данных", их обработка

и получение новых знаний

17. Централизованная подписка на доступ к базам первичных (фактографических) научных данных обеспечивается, если потребность в использовании таких данных высказана в ходе открытого опроса не менее 25% организаций, ведущих исследования и разработки в соответствующих областях (отраслях) науки (в соответствующих референтных группах).

18. В целях создания новых и (или) развития существующих аналитических сервисов, расширяющих доступность и возможность обработки баз первичных (фактографических) научных данных, Минобрнауки России ежегодно осуществляет открытый сбор предложений о создании (развитии) таких сервисов.

Поддержка создания (развития) таких сервисов и приобретение лицензий на доступ к первичным (фактографическим) научным данным, в случае, если доступ к ним не может быть осуществлен на условиях безвозмездных лицензий, осуществляется на конкурсной основе.

Доступ к разработанным сервисам в объеме, определенном условием контракта на их создание (развитие), должен предоставляться всем научным и образовательным организациям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правой формы.


V. Доступ к информации на основе открытых

или безвозмездных лицензий

19. Наряду с коммерческим доступом к различным информационным источникам, определенных разделами II - IV настоящих правил, обеспечивается поддержка научно-технических проектов по созданию (развитию) сервисов, обеспечивающих доступ к информации (полнотекстовым материалам, базам данных первичной научной информации, программным решениям и алгоритмам, базам генетической информации, моделям инженерных объектов и т.д.) на основе открытых лицензий. Критериями отбора таких сервисов является:

а) сервис используется не менее 25% организаций, соответствующей области (отрасли) науки - референтной группы, или, в случае универсальных сервисов - не менее 25% организаций государственного сектора науки;

б) наличие по итогам реализации проекта не менее 25% объектов, размещаемых на иностранных языках;

б) не менее 50% посещений (поисковых запросов) осуществляется не с территории Российской Федерации;

в) имеются договоры, и осуществляется обмен и (или) иное взаимодействие с коллекциями объектов, распространяемых на основе открытых лицензий других стран и (или) региональных альянсов (ЕС, БРИКС);

г) сервис имеет иные источники внебюджетного финансирования, позволяющие обеспечивать устойчивое функционирование после завершения проекта и безвозмездное использование его организациями государственного сектора науки в течение не менее 3 лет после его завершения.

20. Реализация любых проектов по распространению информации на основе открытых лицензий должна сопровождаться мероприятиями по формированию соответствующей культуры информационного обмена, а также развитием правовых механизмов его реализации.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления