Законодательство РФ

"Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2020 год" (утв. Роспатентом 19.03.2020)

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по интеллектуальной собственности

Г.П.ИВЛИЕВ

19.03.2020

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ НА 2020 ГОД

В соответствии с осуществляемыми функциями, а также документами стратегического планирования Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ключевыми целями и задачами Роспатента на 2020 год являются:


Цель 1. Переход на цифровые форматы во взаимодействии с потребителями государственных услуг

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- расширение и упрощение доступа всех категорий пользователей к информационным ресурсам и сервисам Роспатента по каналам сети "Интернет";

- создание и внедрение новых платформенных решений и цифровых сервисов для пользователей на основе технологий искусственного интеллекта (AI), распределенных реестров и др.;

- создание цифровых аналитических сервисов для работы со статистическими данными в сфере интеллектуальной собственности;

- повышение для заявителя привлекательности и комфорта регистрации объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации, к материалам заявки на которые прилагаются трехмерные модели заявляемых объектов.

Ожидаемые результаты:

- создание сервисов приема, обработки и публикации объектов интеллектуальной собственности в формате трехмерных моделей;

- развитие и совершенствование электронной части Государственного патентного фонда (далее - ГПФ);

- создание информационной системы "Инфраструктура поиска патентной информации и средств индивидуализации". Запуск в марте 2020 года в опытную эксплуатацию прототипа системы, предоставление в мае 2020 года доступа к прототипу системы внешним пользователям, запуск системы в опытную эксплуатацию - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Управление выполнением формальных проверок возможности совершения юридически значимых действий". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Единый электронный государственный реестр результатов интеллектуальной деятельности". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Распределенный реестр прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) и средства индивидуализации, находящиеся в обороте" (система распоряжения правами на зарегистрированные объекты ИС). Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, предоставление доступа к прототипу системы внешним пользователям (в объеме 1 очереди) - май 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Интеллектуальная система экспертизы средств индивидуализации". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, включение первой очереди системы в контур существующих систем делопроизводства по регистрациям средств индивидуализации - май 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание информационной системы "Управление централизованной поддержкой и сопровождением информационно-технологической инфраструктуры и пользователей". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Поддержка управленческих решений в сфере интеллектуальной собственности". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы "Единое информационное пространство взаимодействия сотрудников". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание государственной информационной системы управления хранением документов. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года,

- создание государственной информационной системы управления процессами делопроизводства. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;

- создание информационной системы перевода традиционных форматов в цифровой вид. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года.


Цель 2. Уточнение обязательных требований в сфере осуществляемого Роспатентом контроля (надзора), обеспечивающее снятие избыточных административных барьеров, препятствующих экономическому и гражданско-правовому обороту прав на создаваемые за счет средств федерального бюджета результаты интеллектуальной деятельности

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

Подготовка совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в сфере осуществляемого Роспатентом государственного контроля (надзора), и представителями предпринимательского сообщества:

1) акта Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу с 1 января 2021 года нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, отмену некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Роспатентом государственного контроля (надзора);

2) актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых будет оцениваться Роспатентом при осуществлении им государственного контроля (надзора) и будет способствовать более широкому использованию в экономике Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в ходе финансируемых из государственного бюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР).

Ожидаемые результаты:

Акты Правительства Российской Федерации содержат обязательные требования, в соответствии с которыми:

- при подготовке и реализации государственных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение НИОКТР, государственные заказчики обязаны определять в них условия, выполнение которых с высокой степенью вероятности будет обеспечивать создание результатов интеллектуальной деятельности, обладающих мировой новизной, их востребованность экономикой Российской Федерации;

- данные результаты интеллектуальной деятельности должны быть своевременно выявлены и обеспечены правовой охраной;

- уточнен порядок (расширен перечень возможных случаев) распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках выполнения НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в интересах развития национальной экономики;

- определен порядок использования в рамках государственного оборонного заказа предшествующей интеллектуальной собственности российских правообладателей, учитывающий, в том числе, их интересы;

- вовлечение государственными заказчиками прав Российской Федерации на созданные результаты интеллектуальной деятельности в гражданско-правовой оборот в целях их внедрения в производство высокотехнологичной продукции становится одним из ключевых показателей эффективности их деятельности.


Цель 3. Повышение уровня предоставления Роспатентом государственных услуг

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- оптимизация административных процедур и сроков предоставления государственных услуг;

- совершенствование нормативно-правового регулирования предоставления государственных услуг;

- реализация положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся правовой охраны географических указаний;

- совершенствование процедуры рассмотрения и разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности в административном порядке;

- изменение системы оплаты государственных услуг.

Ожидаемые результаты:

- сохранение достигнутых сроков рассмотрения заявок на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;

- определение оптимально возможных сроков рассмотрения заявок на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;

- снижение сроков регистрации распоряжения исключительным правом по договору и перехода исключительного права без договора;

- обновление административных регламентов предоставления Роспатентом государственных услуг;

- принятие федеральных законов, предусматривающих:

- возможность включения в состав заявки трехмерных моделей заявляемых объектов интеллектуальной собственности;

- выдачу электронных охранных документов;

- проведение информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности для целей экспертизы по существу заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель аккредитованными организациями (аутсорсинг);

- формирование нормативно-правовой базы для предоставления государственной услуги по государственной регистрации географических указаний;

- начало предоставления государственной услуги по государственной регистрации географических указаний (июнь 2020 года);

- вступление в силу новых правил рассмотрения и разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности в административном порядке;

- подготовка предложений об изменении системы взимания патентных пошлин в связи с предоставлением государственных услуг (частичная замена на платежи).


Цель 4. Развитие инфраструктуры обеспечения сферы интеллектуальной собственности высокопрофессиональными кадрами и популяризация интеллектуальной собственности

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- развитие взаимодействия с субъектами Российской Федерации для решения стратегических задач в области управления интеллектуальной собственностью и повышения патентной грамотности, в том числе с привлечением Центров поддержки технологий и инноваций (далее - ЦПТИ);

- реализация масштабных образовательных программ дополнительного образования, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, обучение не менее 5000 человек в год;

- придание Российской государственной академии интеллектуальной собственности статуса Международного научно-образовательного центра;

- популяризация сферы интеллектуальной собственности среди различных возрастных групп населения, в том числе повышение заинтересованности у молодежи к вопросам интеллектуальной собственности, привлечение к данной сфере одаренных детей и молодежи.

Ожидаемые результаты:

- увеличение числа субъектов Российской Федерации, стратегические документы которых содержат видение, индикаторы и меры развития сферы интеллектуальной собственности;

- переориентация ЦПТИ для решения стратегических задач в области управления интеллектуальной собственностью регионов, включая проведение мониторинга и оценки результативности ЦПТИ для повышения эффективности деятельности ЦПТИ;

- разработка новых образовательных программ и модернизация имеющихся;

- увеличение количества обучаемых слушателей по основным и дополнительным образовательным программам в области интеллектуальной собственности;

- повышение практико-ориентированности образовательных программ высшего образования путем организации стажировок и различного типа практик на базе государственных корпораций и организаций, применяющих передовые подходы к управлению интеллектуальной собственностью;

- расширение многостороннего сотрудничества с международными организациями путем реализации совместных проектов и программ, направленных на развитие научно-образовательной деятельности в сфере интеллектуальной собственности, в том числе реализации программы двойных дипломов в рамках партнерских соглашений, организации обучения иностранных граждан, участия в программах международных академических обменов, организации стажировок и др. сотрудников РГАИС;

- развитие научных школ в сфере интеллектуальной собственности по направлениям: авторское право, промышленная собственность, управление интеллектуальной собственностью, предпринимательство в инновационной сфере;

- создание "Цифровой Академии": платформы для обучения с применением дистанционных образовательных технологий по всем реализуемым образовательным программам; внедрение системы "электронный деканат" и др.;

- проведение открытых тематических встреч с руководством и ведущими специалистами Роспатента и ФИПС для заявителей, правообладателей, патентных поверенных, специалистов в области интеллектуальной собственности, представителей бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц;

- повышение степени вовлеченности детей и молодежи в просветительские проекты в области интеллектуальной собственности за счет разнообразия тем, форм и методов проведения мероприятий;

- организация стационарных, передвижных и виртуальных выставок, посвященных российским ученым, изобретателям и значимым событиям в области истории науки и техники, на основе информационных ресурсов ГПФ и с привлечением других библиотек и музеев в качестве соорганизаторов.


Цель 5. Продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности на глобальном, региональном и национальном уровнях в рамках международного сотрудничества

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в глобальных международных организациях, таких как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирная торговая организация; углубление интеграции Российской Федерации в глобальные системы охраны интеллектуальной собственности; продолжение работы Целевых групп Комитета по стандартам ВОИС по разработке новых стандартов; расширение использования русского языка в ВОИС;

- развитие взаимодействия с международными и региональными организациями и объединениями, в том числе с Европейским патентным ведомством, Ведомством по интеллектуальной собственности Европейского союза, стран БРИКС, форумом "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" и др., обеспечение обмена опытом и передовыми практиками по вопросам, представляющим интерес для Российской Федерации;

- развитие интеграционных процессов, обеспечение учета интересов Российской Федерации при разработке и реализации соглашений, планов, стратегий и концепций в сфере интеллектуальной собственности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), дальнейшее развитие проекта CISPATENT;

- расширение взаимодействия Роспатента с Евразийским патентным ведомством;

- обеспечение учета интересов российских правообладателей при обеспечении деятельности органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при разработке и согласовании международных договоров и актов ЕАЭС, при подготовке и проведении торговых переговоров с третьими государствами, а также в процессе создания и развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;

- развитие сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности с уполномоченными органами иностранных государств.

Ожидаемые результаты:

- расширение взаимодействия с международными организациями и объединениями, уполномоченными органами иностранных государств на глобальном, региональном и национальном уровнях (реализация совместных проектов, обмен опытом, проведение рабочих встреч, стажировок и др.);

- присоединение Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях;

- ратификация Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.;

- ратификация Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза;

- продвижение российских инициатив в рамках ВОИС, в том числе по продвижению русского языка в глобальных системах регистрации и формированию новых международных стандартов;

- проведение в Москве заседания Целевой группы ВОИС по 3D (апрель 2020 г.), по итогам которой будут разработаны рекомендации к содержанию соответствующего стандарта;

- разработка, подписание и реализация межведомственных соглашений, меморандумов и других документов в сфере интеллектуальной собственности;

- обмен опытом и выработка единых подходов по вопросам цифровизации ведомств.


Цель 6. Определение основных направлений государственного регулирования развития интеллектуальной собственности

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- разработка проекта Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности (далее - Стратегия) и его представление на согласование в Минэкономразвития России, Минобрнауки России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти;

- разработка проекта Дорожной карты по реализации Стратегии;

- доклад на Коллегии Роспатента о проектах Стратегии и Дорожной карты реализации Стратегии.

Ожидаемые результаты:

- представление в Правительство Российской Федерации проекта документа "О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности до 2030 года";

- согласованный с Минэкономразвития России, Минобрнауки России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Дорожной карты реализации Стратегии.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления